Научная статья на тему 'Управление научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении'

Управление научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / MODEL / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH WORK / КАФЕДРА / DEPARTMENT / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / RESEARCH DIVISION / SCIENTIFIC-TECHNICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисов Дмитрий Юрьевич

В статье предлагается обобщенная функциональная модель управления научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении. В основе указанной модели лежит рассмотрение научно-технической деятельности кафедр и исследовательских подразделений вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Scientific and Technological Activities in Higher Educational Institution

The paper proposes a generalized functional model of management of scientific and technical activity in a higher educational institution. In the basis of the model is the consideration of scientific and technical activity of the departments and research units of the University.

Текст научной работы на тему «Управление научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении»

Денисов Дмитрий Юрьевич

аспирант,

Московский государственный университет приборостроения и информатики Dmitry.denisov@live.ru

наука в вузе

управление научно-технической деятельностью

в высшем учебном заведении

_Аннотация

В статье предлагается обобщенная функциональная модель управления научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении. В основе указанной модели лежит рассмотрение научно-технической деятельности кафедр и исследовательских подразделений вуза.

Ключевые слова: научно-техническая деятельность, модель, научно-исследовательская работа, кафедра, исследовательское подразделение

Научно-техническая деятельность в высшем учебном заведении определена в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, технологических, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем обеспечения функционирования науки и производства как единой системы» (1), При этом научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе (1),

Анализ сложившейся практики в высшей школе

Анализ сложившейся практики в высшей школе показал, что к научно-

технической деятельности (НТД) вуза следует отнести:

• научно-исследовательскую работу (НИР);

• диссертационные исследования;

• учебно-методическое обеспечение процесса обучения по всем разрешенным вузу формам, Организацию научно-технической деятельности вуза, как правило, обеспечивают проректор по науке и проректор по учебной работе совместно с подчиненными им подразделениями, Это подтверждается и литературными источниками, в которых отмечается, что общее число вузов в России на начало учебного 2011 года составило 1115 (3), При этом в 98,2% вузов имеются проректоры по учебной работе и в 85,7% - проректоры на научной работе (2), Таким образом, для подавляющего числа вузов научно-техническая деятельность, включающая научную и

еативная экономика, 2013, № 8(80)

учебную работу, продолжает оставаться основной (базовой). Представим на рисунке (см. рис.) обобщенную функциональную модель управления научно-технической деятельностью в вузе.

Модель управления научно-технической деятельностью в вузе

Рассмотрим более подробно модель управления научно-технической деятельностью в вузе (см. рис). В модели осуществляются два уровня управления: ректоратом (ректором и проректорами), функциональными подразделениями (управление научными исследованиями и учебно-методическое управление), которые функционально управляют исследовательскими подразделениями и кафедрами вуза.

При этом исследовательские подразделения, как правило, входят в состав управления научными исследованиями (УНИ) и подчиняются его руководству административно. Что касается кафедр вуза, то они входят в состав факультетов и административно подчиняются соответствующему деканату Следует отметить, что названия указанных функциональных подразделений в различных вузах могут иметь иные наименования, но их функции по содержанию в основном остаются одинаковыми.

В данном случае процесс управления НТД в вузе (см. рис.) будет рассматриваться как функциональный без учета административного управления. По сложившейся практике организации НТД в вузе, научно-исследовательские работы и диссертационные исследования осуществляют исследовательские подразделения и кафедры. При этом исследовательские подраз-

деления и кафедры могут проводить, например, НИР совместно. Учебно-методическое обеспечение процесса обучения, как правило, выполняют кафедры.

Взаимодействие управления научными исследованиями и кафедр

Рассмотрим взаимодействие УНИ с исследовательскими подразделениями и кафедрами вуза на примере организации и выполнения НИР, предусмотренных в тематическом плане вуза по заданию Минобрнауки России, по научно-техническим программам, грантам, хоздоговорам. В случае получения заказа на выполнение работы от Минобрнауки России УНИ определяет исследовательское подразделение или кафедру для его выполнения. Устанавливает контроль над подготовкой необходимой документации и обеспечивает ее передачу в Министерство, а затем включает ее в тематический план НИР вуза. Другая часть указанного тематического плана в значительной степени основывается на результатах участия исследовательских подразделений и кафедр в конкурсах, объявляемых, например, Минобрнауки России по научно-техническим программам, грантам, в частности, Российского

научный и научно-технический результат -продукт научной и научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения

Рис. Обобщенная функциональная модель управления научно-технической

деятельностью в вузе

фонда фундаментальных исследований и других подобных фондов, заключения хоздоговоров с промышленными предприятиями, научными учреждениями, организациями сферы услуг и т.п. Все НИРы, выигранные по конкурсу и

организацию научно-технической деятельности

вуза, как правило, обеспечивают проректор по науке и проректор по учебной работе совместно с подчиненными им подразделениями

по хоздоговорам, включаются в тематический план НИР вуза. При этом следует отметить, что в процессе подготовки конкурсной документации и хоздоговоров УНИ оказывает активную консультационную помощь исследовательским подразделениям и кафедрам.

После утверждения Тематического плана НИР вуза УНИ обеспечивает контроль над его выполнением и отчетностью о результатах НТД. Рассмотрим учебно-методическое обеспечение процесса обучения в вузе на основе взаимодействия учебно-методического управления (УМУ) с кафедрами (см. рис.). Сложившаяся практика учебно-методического обеспечения в высшей школе возлагает на УМУ контроль над созданием и совершенствованием учебно-методических комплексов

реативная экономика, 2013, № 8(80)

дисциплин, а также над изменением государственных стандартов (ГОСов) и принятие необходимых мер по приведения всей учебно-методической документации согласно принятым в них изменениям,

На основе рекомендованных УМУ изменений кафедры при выполнении НИР или диссертационных исследований могут учесть эти новые требования при написании по результатам проведенных исследований монографий, учебников, учебных пособий и других методических рекомендаций, Введение в учебный процесс указанных результатов НТД кафедры проводится во взаимодействии и под надзором УМУ, На этом завершается рассмотрение обобщенной функциональной модели управления научно-технической деятельности в вузе (см. рис.). Следует отметить, что использование механизма управления НТД на основе представленной функциональной модели (см. рис.) позволяет обеспечить кафедрам введение в учебный процесс результатов НИР непосредственно преподавателями, участвующими в выполнении исследовательской работы при методическом участии

УНИ и УМУ Следовательно, в этом случае сокращается время разработки учебных пособий и других учебно-методических материалов, созданных на основе НИР, для использования их в учебном процессе,

Вывод

В заключении следует отметить, что предложенная на рисунке обобщенная функциональная модель управления научно-технической деятельностью в вузе в полной мере раскрывает механизм организации научно-технической деятельности,

Литература

1, Федеральный закон от 23 августа 1996 г, N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в ред, от 23,12,2003,

2, Резник С,Д,, Сазыкина О,А,, Фомин Г,Б, Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российский вузов // Университетское управление: практика и анализ, 2012, - № 12, - С, 74-80,

3, Россия 2012: стат,справ, / Федеральная служба гос,статистики, - М,, 2012, - С, 13-14,

Dmitriy Yu. Denisov

Postgraduate Student, Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science, Moscow

Management of Scientific and Technological Activities in Higher Educational Institution

_Abstract

The paper proposes a generalized functional model of management of scientific and technical activity in a higher educational institution, In the basis of the model is the consideration of scientific and technical activity of the departments and research units of the University,

Keywords: scientific-technical activity, model, research work, department, research division

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.