Денисов Дмитрий Юрьевич
аспирант,
Московский государственный университет приборостроения и информатики Dmitry.denisov@live.ru
наука в вузе
управление научно-технической деятельностью
в высшем учебном заведении
_Аннотация
В статье предлагается обобщенная функциональная модель управления научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении. В основе указанной модели лежит рассмотрение научно-технической деятельности кафедр и исследовательских подразделений вуза.
Ключевые слова: научно-техническая деятельность, модель, научно-исследовательская работа, кафедра, исследовательское подразделение
Научно-техническая деятельность в высшем учебном заведении определена в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, технологических, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем обеспечения функционирования науки и производства как единой системы» (1), При этом научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе (1),
Анализ сложившейся практики в высшей школе
Анализ сложившейся практики в высшей школе показал, что к научно-
технической деятельности (НТД) вуза следует отнести:
• научно-исследовательскую работу (НИР);
• диссертационные исследования;
• учебно-методическое обеспечение процесса обучения по всем разрешенным вузу формам, Организацию научно-технической деятельности вуза, как правило, обеспечивают проректор по науке и проректор по учебной работе совместно с подчиненными им подразделениями, Это подтверждается и литературными источниками, в которых отмечается, что общее число вузов в России на начало учебного 2011 года составило 1115 (3), При этом в 98,2% вузов имеются проректоры по учебной работе и в 85,7% - проректоры на научной работе (2), Таким образом, для подавляющего числа вузов научно-техническая деятельность, включающая научную и
еативная экономика, 2013, № 8(80)
учебную работу, продолжает оставаться основной (базовой). Представим на рисунке (см. рис.) обобщенную функциональную модель управления научно-технической деятельностью в вузе.
Модель управления научно-технической деятельностью в вузе
Рассмотрим более подробно модель управления научно-технической деятельностью в вузе (см. рис). В модели осуществляются два уровня управления: ректоратом (ректором и проректорами), функциональными подразделениями (управление научными исследованиями и учебно-методическое управление), которые функционально управляют исследовательскими подразделениями и кафедрами вуза.
При этом исследовательские подразделения, как правило, входят в состав управления научными исследованиями (УНИ) и подчиняются его руководству административно. Что касается кафедр вуза, то они входят в состав факультетов и административно подчиняются соответствующему деканату Следует отметить, что названия указанных функциональных подразделений в различных вузах могут иметь иные наименования, но их функции по содержанию в основном остаются одинаковыми.
В данном случае процесс управления НТД в вузе (см. рис.) будет рассматриваться как функциональный без учета административного управления. По сложившейся практике организации НТД в вузе, научно-исследовательские работы и диссертационные исследования осуществляют исследовательские подразделения и кафедры. При этом исследовательские подраз-
деления и кафедры могут проводить, например, НИР совместно. Учебно-методическое обеспечение процесса обучения, как правило, выполняют кафедры.
Взаимодействие управления научными исследованиями и кафедр
Рассмотрим взаимодействие УНИ с исследовательскими подразделениями и кафедрами вуза на примере организации и выполнения НИР, предусмотренных в тематическом плане вуза по заданию Минобрнауки России, по научно-техническим программам, грантам, хоздоговорам. В случае получения заказа на выполнение работы от Минобрнауки России УНИ определяет исследовательское подразделение или кафедру для его выполнения. Устанавливает контроль над подготовкой необходимой документации и обеспечивает ее передачу в Министерство, а затем включает ее в тематический план НИР вуза. Другая часть указанного тематического плана в значительной степени основывается на результатах участия исследовательских подразделений и кафедр в конкурсах, объявляемых, например, Минобрнауки России по научно-техническим программам, грантам, в частности, Российского
научный и научно-технический результат -продукт научной и научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения
Рис. Обобщенная функциональная модель управления научно-технической
деятельностью в вузе
фонда фундаментальных исследований и других подобных фондов, заключения хоздоговоров с промышленными предприятиями, научными учреждениями, организациями сферы услуг и т.п. Все НИРы, выигранные по конкурсу и
организацию научно-технической деятельности
вуза, как правило, обеспечивают проректор по науке и проректор по учебной работе совместно с подчиненными им подразделениями
по хоздоговорам, включаются в тематический план НИР вуза. При этом следует отметить, что в процессе подготовки конкурсной документации и хоздоговоров УНИ оказывает активную консультационную помощь исследовательским подразделениям и кафедрам.
После утверждения Тематического плана НИР вуза УНИ обеспечивает контроль над его выполнением и отчетностью о результатах НТД. Рассмотрим учебно-методическое обеспечение процесса обучения в вузе на основе взаимодействия учебно-методического управления (УМУ) с кафедрами (см. рис.). Сложившаяся практика учебно-методического обеспечения в высшей школе возлагает на УМУ контроль над созданием и совершенствованием учебно-методических комплексов
реативная экономика, 2013, № 8(80)
дисциплин, а также над изменением государственных стандартов (ГОСов) и принятие необходимых мер по приведения всей учебно-методической документации согласно принятым в них изменениям,
На основе рекомендованных УМУ изменений кафедры при выполнении НИР или диссертационных исследований могут учесть эти новые требования при написании по результатам проведенных исследований монографий, учебников, учебных пособий и других методических рекомендаций, Введение в учебный процесс указанных результатов НТД кафедры проводится во взаимодействии и под надзором УМУ, На этом завершается рассмотрение обобщенной функциональной модели управления научно-технической деятельности в вузе (см. рис.). Следует отметить, что использование механизма управления НТД на основе представленной функциональной модели (см. рис.) позволяет обеспечить кафедрам введение в учебный процесс результатов НИР непосредственно преподавателями, участвующими в выполнении исследовательской работы при методическом участии
УНИ и УМУ Следовательно, в этом случае сокращается время разработки учебных пособий и других учебно-методических материалов, созданных на основе НИР, для использования их в учебном процессе,
Вывод
В заключении следует отметить, что предложенная на рисунке обобщенная функциональная модель управления научно-технической деятельностью в вузе в полной мере раскрывает механизм организации научно-технической деятельности,
Литература
1, Федеральный закон от 23 августа 1996 г, N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в ред, от 23,12,2003,
2, Резник С,Д,, Сазыкина О,А,, Фомин Г,Б, Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российский вузов // Университетское управление: практика и анализ, 2012, - № 12, - С, 74-80,
3, Россия 2012: стат,справ, / Федеральная служба гос,статистики, - М,, 2012, - С, 13-14,
Dmitriy Yu. Denisov
Postgraduate Student, Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science, Moscow
Management of Scientific and Technological Activities in Higher Educational Institution
_Abstract
The paper proposes a generalized functional model of management of scientific and technical activity in a higher educational institution, In the basis of the model is the consideration of scientific and technical activity of the departments and research units of the University,
Keywords: scientific-technical activity, model, research work, department, research division