Т. 6«№ 1*2022*Vol.6*No.1_ в FORUM _ISSN 2687-0061 (online)
Государственное, муниципальное управление и право: State, Municipal Administration and Law:
стратегии, комментарии, опыт Strategies, Comments, Experience
УДК 352/354-1
JELcode I25
Е. Б. Дворядкина1
О. Е. Сергеева
1,2
1Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация 2МАОУ «СОШ № 6» г. о. Рефтинский, пгт Рефтинский, Свердловская область, Российская Федерация
Управление муниципальной системой образования: поиск эффективных подходов
Аннотация. Статья посвящена проблеме поиска эффективных подходов к управлению муниципальной системой образования, что обусловлено наличием как традиционных, так и инновационных подходов с присущими им достоинствами и недостатками. Методологическая база исследования включает компаративистскую концепцию, предполагающую сравнительную характеристику традиционных и инновационных подходов. На основе оценки показателей развития муниципальной системы образования городского округа Рефтинский выявлены тенденции и проблемы ее развития, требующие незамедлительного решения за счет трансформации традиционно применяемых подходов к управлению. Обосновано, что управление муниципальной системой образования является ключевым элементом, влияющим на развитие системы образования не только муниципалитета, но и региона и страны в целом. Разработаны рекомендации по повышению эффективности управления муниципальной системой образования. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения рекомендаций по совместному использованию программно-целевого, системного и стратегического методов управления в целях улучшения функционирования муниципальной системы образования и ее изменения, соответствующего современным реалиям. Ключевые слова: муниципальная система образования; управление муниципальной системой образования; традиционный подход; инновационный подход; проблемы муниципальной системы образования; программно-целевой подход; системный подход; стратегический подход. Дата поступления статьи: 5 марта 2022 г.
Для цитирования: Дворядкина Е. Б., Сергеева О. Е. Управление муниципальной системой образования: поиск эффективных подходов // e-FORUM. 2022. Т. 6, № 1.
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
E. B. Dvoryadkina1, O. E. Sergeeva1,2
!Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia 2Secondary School no. 6 of the Reftinsky city district, Sverdlovsk region, urban-type settlement Reftinsky, Russia
Management of the municipal system of education: search for effective approaches
Abstract. The article is devoted to the problem of finding effective approaches to the management of the municipal education system, which is due to the presence of both traditional and innovative approaches, with their inherent advantages and disadvantages. The methodological base of the study includes a comparative concept, which involves a comparative description of traditional and innovative approaches. Based on the assessment of the development indicators of the municipal education system of the Reftinskiy urban district, the trends and problems of its development are identified that require immediate solutions through the transformation of traditionally used approaches to management. The article substantiates that the management of the municipal education system is a key element influencing the development of the education system not only of the municipality, but also of the region and the country as a whole. Recommendations have been developed to improve the efficiency of management of the municipal education system. The theoretical and practical significance of the study lies in the possibility of using recommendations on the joint use of program-targeted, systemic and strategic management methods in order to improve the functioning of the municipal education system and change it in accordance with modern realities.
Key words: municipal education system; management of the municipal education system; traditional approach, innovative approach; problems of the municipal education system; program-target approach; systemic approach; strategic approach. Paper submitted: March 5, 2022
For citation: Dvoryadkina E. B., Sergeeva O. E. Management of the municipal system of education: search for effective approaches. e-FORUM. 2022. Vol. 6, no. 1.
Введение
В настоящее время проблема развития системы образования, какого бы уровня это ни касалось, становится все более актуальной. Быстро меняющаяся реальность значительно влияет на систему образования муниципалитета и обусловливает возникновение проблем, которые требуют незамедлительного решения. Образовательная система, основу развития которой на протяжении достаточно длительного периода составляли укоренившиеся традиции, уже не отвечает современным вызовам и экономическим особенностям «новой реальности». Возникающие проблемы могут быть решены посредством реализации эффективных форм и методов управления муниципальной системой образования.
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
Развитие управления муниципальной системой образования исследовалось рядом ученых на протяжении длительного периода. Значительный вклад в изучение этого процесса внесли Н. И. Роговцева [1], Т. А. Безматерных [2], В. И. Гам [3], Д. А. Новиков [4]. Исследователи обращали свое внимание на разные стороны управления муниципальной системой образования, в частности, управление развитием (М. В. Артюхов [5]), проблемы и трудности муниципального управления (Н. Д. Малахов [6]), особенности муниципализации образования (В. Б. Новичков [7]), организационно-педагогические факторы развития образования (Е. А. Потапов [8]) и др.
Несмотря на достаточно глубокую проработанность данной темы, в настоящее время не определены универсальные методы и механизмы эффективного управления муниципальной системой образования, которые способствовали бы ее успешному развитию.
Традиционные и инновационные подходы к управлению муниципальной системой образования
В настоящее время существует ряд подходов к определению понятия «управление муниципальной системой образования». В данной статье под управлением муниципальной системой образования понимается «последовательный процесс систематического воздействия органа управления образованием на составляющие элементы системы образования, нацеленный на результативное функционирование и улучшение системы образования муниципалитета» [9, с. 96].
В 1980-1990-е гг. у отечественных ученых возник интерес к проблемам методологии управления муниципальной системой образования, а также к разработке новых эффективных подходов к управлению образовательными системами. Именно в этот период исследователями разработаны традиционные подходы к управлению муниципальной системой образования (табл. 1).
Таблица 1. Особенности традиционных подходов к управлению муниципальной системой образования1
Подход к управлению
муниципальной Представители Особенности подхода
системой образования
Системный Ю. А. Конаржевский,
К. Б. Малышев, П.И. Третьяков, В. С. Татьянченко, К. М. Ушаков
Функциональный В. М. Зверева, Управление муниципальной системой образования
Ю. А. Конаржевский, рассматривается как непрекращающийся процесс, В. С. Лазарев, включающий взаимосвязанные виды деятельности,
П. И. Третьяков, которые определяются как управленческие функции
Т. И. Шамова
1 Составлено авторами по: [10; 11; 12; 13; 14].
Образовательные учреждения рассматриваются как системы, выявляются их элементы, взаимосвязи, системообразующие факторы и результат их взаимодействия
Государственное, муниципальное управление и право: стратегии, комментарии, опыт
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
Окончание табл. 1
Подход к управлению
муниципальной системой образования
Представители
Особенности подхода
Проблемно-функциональный
А. А. Орлов, Н. А. Рогачева, П. И. Третьяков
Подход направлен на определение проблем в функционировании муниципальной системы образования, от которых зависят особенности постановки целей и задач управления, а также определение комплекса мер, нацеленных на решение обозначенных проблем. Достаточно подробно описан объект управленческого воздействия, но не раскрывается технологический уровень решения проблем, связанных с этим объектом
Программно-целевой
A. Г. Аганбегян,
B. М. Архангельский, Б. С. Гершунский,
Г. Г. Габдуллин, А. С. Матвеев, А. М. Моисеев, Т. В. Орлова, М. М. Поташник
Для достижения поставленных целей на основе анализа текущего состояния описывается структура объекта, разрабатываются программные документы, создается отдельная система управления и согласуется с основной системой управления. Суть подхода заключается в управлении всеми элементами системы образования на всех этапах усвоения новаций. При этом ситуативное управление становится рискованным, поскольку фиксирует внимание руководителя на текущих задачах образования, а не на перспективах развития системы
Ситуационный
Б. С. Гершунский, П. И. Третьяков, Г. Кунц, С. О'Доннел
Определение эффективности управленческого воздействия основано на соответствии выбранной модели управления тем условиям, в которых она реализуется. Подход строится на ограниченных типовых моделях управления, при этом на практике достаточно сложно свести происходящие в образовательной системе процессы к установленным стандартным моделям. Подход нецелесообразен для долгосрочной перспективы
Рефлексивный
В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П.И. Третьяков, Т. И. Шамов
Подход нацелен на определение проблемы управления развитием муниципальной системы образования и стремится трансформировать реальную образовательную среду к существующим проблемам
У перечисленных подходов имеется ряд существенных ограничений. Так, они не учитывают изменяющихся условий внешней и внутренней среды системы и не рассчитаны на управление в долгосрочной перспективе. При этом традиционные подходы служат методологическим фундаментом для разработки инновационных подходов в области управления муниципальной системой образования в современных условиях.
Условия рыночной экономики и непрекращающаяся модернизация системы российского образования, порождающая интенсивные изменения, стимулируют поиск новых
и и /—^ и и
подходов к управлению муниципальной системой образования. Современной наукой предложены следующие инновационные подходы к управлению системой образования.
Маркетинговый подход (П. И. Третьяков) основывается на поиске таких условий, при которых управление системой образования можно назвать эффективным. Подход характеризуется следующими особенностями:
Государственное, муниципальное управление и право: стратегии, комментарии, опыт
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
• анализ и формирование спроса на образовательные услуги различных уровней на основе этого анализа;
• формулировка экономически обоснованных параметров реализации консультационной деятельности по вопросам образования;
• использование стратегического планирования для управления муниципальной системой образования;
• исчерпывающий перечень предоставляемых образовательных услуг и добровольный их выбор потребителем [14].
Стратегический подход в управлении (Э. А. Уткин, В. С. Соловьев) заключается в поиске, определении и реализации политики развития муниципальной системы образования, выбранной в качестве рабочей из нескольких альтернативных вариантов. Стратегическое управление обусловлено прогнозированием будущего, направленного на изменение и развитие системы образования. Элементами стратегического управления в данном случае являются:
• подробный анализ всех сторон системы образования (внешней и внутренней среды) и на основе этого поиск наиболее эффективного решения для трансформации слабых сторон в сильные;
• разработка возможных стратегий развития системы образования, их анализ, компетентная оценка по определенным критериям, обоснование рабочей стратегии;
• подбор мероприятий, нацеленных на эффективную реализацию выбранной рабочей стратегии [14].
Компетентностный подход (А. Д. Метелин) акцентирует внимание на повышении профессиональной компетентности руководящих работников и педагогических кадров, что позволит решить многообразные профессиональные проблемы [15].
На основе анализа традиционных (системного, функционального, проблемно-функционального, программно-целевого, ситуационного, рефлексивного) и инновационных подходов (маркетингового, стратегического, компетентностного) к управлению муниципальной системой образования можно заключить, что они имеют как преимущества, так и существенные недостатки. Кроме того, в рамках отдельно взятого подхода невозможно обеспечить полное и всестороннее управление муниципальной системой образования. В связи с этим целесообразным становится совместное, взаимодополняющее использование данных подходов.
Система образования городского округа Рефтинский представлена десятью учреждениями: тремя школами, четырьмя детскими садами, двумя учреждениями дополнительного образования и детским загородным оздоровительным лагерем «Искорка». Структура системы образования городского округа Рефтинский представлена на рисунке.
Проблемы городского округа Рефтинский в сфере образования, требующие решения
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
Муниципальная система образования городского округа Рефтинский
Отдел образования администрации городского округа Рефтинский
МБДОУ «Детский сад «Родничок» МБДОУ «Детский сад «Радуга» МБДОУ «Детский сад «Подснежник»
- Учреждения дошкольного образования
МАДОУ «Детский сад «Колобок» МАОУ «СОШ № 6» МБОУ «СОШ № 15» МБОУ «СОШ № 17»
- Учреждения общего образования
- Учреждения дополнительного образования МАУ ДО «ДЮСШ «Олимп» МАНОУ «Центр молодёжи»
—► МАУ ДЗОЛ «Искорка»
Структура муниципальной системы образования городского округа Рефтинский1
Современное состояние системы образования городского округа Рефтинский характеризуется рядом проблем.
Согласно статистическим данным в период с 2017 по 2021 г. наблюдалось снижение рождаемости в городском округе Рефтинский, что отразилось на загруженности дошкольных учреждений. Так, по состоянию на 1 января 2022 г. в детских садах пустуют около 300 мест при проектной мощности 1 220 мест. Динамика рождаемости отражена в табл. 2.
Таблица 2. Динамика рождаемости в городском округе Рефтинский2
Показатель Численность родившихся, чел.
2017 2018 2019 2020 2021 2024 2025 2030 2035
Прогноз: базовый (целевой) инерционный 145 145 144 137 143 133 143 131 143 128 145 122 145 120 143 116 145 118
Фактическое значение 145 144 87 91 78 - - - -
Данная тенденция уже в ближайшем будущем отразится на деятельности школ городского округа Рефтинский: с 2023 г. количество первых классов значительно снизится, в результате школы в полной мере ощутят недостаток детей, который отмечается сегод-
1 Составлено авторами по: Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы образования в городском округе Рефтинский до 2024 г.: постановление главы городского округа Рефтинский от 29 декабря 2018 г. № 957. URL: http://goreftinsky.ru/files/top_menu/mun_prog/mun_prog/2018_12_29_957. pdf (дата обращения: 02.03.2022).
2 Составлено авторами по: Об утверждении стратегии социально-экономического развития городского округа Рефтинский до 2030 г.: решение муниципальной Думы городского округа Рефтинский от 27 декабря 2018 г. № 172. URL: http://goreftinsky.ru/files/banner_left/strategy_2030.pdf (дата обращения: 02.03.2022).
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
ня в дошкольных образовательных учреждениях. Прогнозный состав учащихся общеобразовательных организаций городского округа Рефтинский представлен в табл. 3.
Таблица 3. Прогнозный состав учащихся общеобразовательных организаций
городского округа Рефтинский1
Показатель Отчет Прогноз
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027
Численность учащихся школ, чел. 1 844 1 850 1 834 1 842 1 877 1 867 1 836 1 760 1 535 1 417 1 317
Численность учащихся первых классов, чел. 219 210 184 206 202 186 145 144 87 91 78
Количество первых классов (при наполняемости 25 чел.), 8 8 8 9 9 7 6 6 4 4 3
ед.
Одной из основных тенденций в системе общего образования городского округа Рефтинский является ухудшение кадровой ситуации (табл. 4).
Таблица 4. Возраст педагогических работников образовательных организаций городского округа Рефтинский, по состоянию на 31 декабря 2021 г.2
Численность педагогических работников , чел.
Возраст, лет по уровню образования из них учителей
дошкольное общее
До 25 10 15 11
25-29 16 8 6
30-34 24 14 12
35-39 20 16 12
40-44 15 11 10
45-49 19 16 15
50-54 9 14 14
55-59 5 14 13
60-64 4 6 6
65 и старше 0 4 3
Всего 122 118 102
1 Составлено авторами по: Об утверждении стратегии социально-экономического развития городского округа Рефтинский до 2030 г.: решение муниципальной Думы городского округа Рефтинский от 27 декабря 2018 г. № 172; Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы образования в городском округе Рефтинский до 2024 г.: постановление главы городского округа Рефтинский от 29 декабря 2018 г. № 957.
2 Составлено авторами по: Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы образования в городском округе Рефтинский до 2024 г.: постановление главы городского округа Рефтинский от 29 декабря 2018 г. № 957.
Государственное, муниципальное управление и право: стратегии, комментарии, опыт
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
Остро стоят вопросы:
• нехватки педагогических кадров (по состоянию на 1 января 2022 г. в общеобразовательных организациях городского округа Рефтинский насчитывается 6 вакантных должностей);
• старения педагогических кадров (доля педагогов моложе 35 лет в общей численности учителей составляет 28 %);
• высокой нагрузки педагогов-предметников (нагрузка на педагогов, должности которых входят в перечень вакантных должностей, составляет порядка 40 часов в неделю).
С целью решения проблем, возникающих в системе образования городского округа Рефтинский, традиционно используется программно-целевой подход. Данный подход имеет следующие достоинства:
• возможность расстановки приоритетов среди проблемных вопросов, требующих решения, и распределение ограниченных ресурсов в соответствии с определенной приоритетностью;
• возможность отражения заложенных на программные мероприятия средств, определение итоговых целей и выгод от выполнения поставленных задач;
• разработка и утверждение измеримых количественных целевых показателей с целью определения эффективности реализации муниципальной программы [17];
• открытость процесса - возможность контроля со стороны всех участников образовательных отношений и общества за освоением бюджетных средств.
Несмотря на перечисленные достоинства программно-целевого подхода, основной его проблемой остается невозможность глубокого всестороннего анализа текущего состояния системы образования городского округа Рефтинский и концентрация внимания на текущих задачах образования, а не на перспективах развития системы. Кроме того, данный подход не учитывает быстро меняющиеся условия в системе образования. Соответственно, целесообразно дополнить программно-целевой подход к управлению методами и инструментами, способными нивелировать обозначенные недостатки.
Рекомендации по повышению эффективности управления муниципальной системой образования в городском округе Рефтинский
В современных условиях эффективно функционирующая муниципальная система образования должна стремиться к максимально высоким темпам развития при имеющихся ресурсах, к использованию этих ресурсов для перехода системы образования и, соответственно, муниципалитета на качественно новый уровень, к созданию благоприятной обстановки, стимулирующей элементы образовательной системы к активному и своевременному обновлению.
Фундаментом современной системы образования и муниципальной системы управления образованием являются кадры. Изменения, которые происходят на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, требуют от руководителей системы образования соответствующего уровня квалификации. Без компетентных кадров невозможно
Государственное, муниципальное управление и право: стратегии, комментарии, опыт
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
достичь поставленных перед системой образования целей. Поэтому первостепенной задачей является совершенствование условий подготовки кадров, а также привлечение к управлению лиц, владеющих компетенциями в области не только образования, но и государственного и муниципального управления или менеджмента.
Основным методом в управлении муниципальной системой образования остается традиционный программно-целевой подход, использующийся на территории городского округа Рефтинский более 10 лет, который реализуется через муниципальные целевые программы. Для того чтобы муниципальная программа развития системы образования в городском округе Рефтинский стала эффективным инструментом развития муниципальной образовательной системы, необходимо решить ряд проблем:
• отсутствие у муниципалитета необходимого количества денежных средств;
• невозможность измерения эффективности полученных результатов муниципальной программы;
• низкий уровень информированности граждан, проживающих на территории муниципального образования, о реализации муниципальной программы и ее результатах.
Авторами предлагаются следующие возможные направления решения перечисленных проблем:
• формирование инвестиционной привлекательности территории для обеспечения поступления финансовых ресурсов на территорию муниципального образования как из государственных, так и из негосударственных источников (коммерческие организации, благотворительная помощь, спонсорская помощь и т. д.);
• разработка и внедрение конкретных количественных и измеримых целевых показателей для каждой задачи, определенной программой: для качественных показателей необходимо разработать шкалу для оценки степени их достижения; количественные показатели позволят определить, насколько эффективно реализуется муниципальная программа;
• повышение информированности всех участников образовательных отношений и жителей городского округа Рефтинский о реализуемых на территории городского округа целевых программах.
В целях повышения эффективности управления муниципальной системой образования в городском округе Рефтинский муниципальному органу управления образованием необходимо дополнить применение традиционного программно-целевого подхода системным и стратегическим подходами.
Основным механизмом реализации системного подхода станет построение эффективной системы оценки качества образования на уровне муниципалитета.
Системный подход позволит получить объективную информацию о состоянии в приоритетных направлениях системы образования городского округа Рефтинский, при этом данные направления определены в единой системе оценки качества образования и в региональной системе оценки качества образования.
В настоящее время муниципальная система оценки качества образования городского округа Рефтинский находится на стадии становления: разработаны концептуальные
Государственное, муниципальное управление и право: стратегии, комментарии, опыт
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
документы, регламентирующие функционирование муниципальной системы оценки качества образования.
В период с мая по октябрь 2021 г. Федеральным институтом оценки качества образования проводился мониторинг функционирования механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия. По результатам проведенного мониторинга подготовлена аналитическая справка, в которой отражена эффективность функционирования муниципальной системы оценки качества образования в Свердловской области.
Как следует из рекомендаций Федерального института оценки качества образования, в целях использования муниципальной системы оценки качества образования как эффективного инструмента для принятия результативных управленческих решений необходимо:
• обеспечить соответствие целей и задач муниципальной системы оценки качества образования городского округа Рефтинский региональной системе оценки качества образования и единой системе оценки качества образования;
• принять к сведению аналитическую справку по результатам мониторинга функционирования механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления и устранить выявленные недостатки;
• обеспечить повышение квалификации сотрудников отдела образования по вопросам формирования, становления и функционирования муниципальной системы оценки качества образования;
• согласовать между собой основные документы отдела образования городского округа, регламентирующие функционирование системы образования муниципалитета.
Проблема отсутствия обозначенных стратегических перспектив развития системы образования может быть решена за счет использования инновационного стратегического подхода, при этом стратегические приоритеты должны быть отражены в локальном документе. Разработка этого документа возлагается на новые структурные элементы в системе образования городского округа Рефтинский - отдел или рабочую группу, которые будут отвечать за формирование стратегии развития образования в городском округе Рефтинский. При этом разработанная муниципальным образованием стратегия должна учитывать приоритеты, обозначенные в региональной и федеральной стратегиях развития образования, соответствовать и не противоречить им [16].
В результате совместного использования программно-целевого, системного и стратегического подходов к управлению в соответствии с вышеперечисленными рекомендациями отдел образования и администрация городского округа Рефтинский получат основания для формирования перечня мер, нацеленных на совершенствование каждого направления системы образования, а в муниципальной программе развития образования на основе полученной информации будут обозначены конкретные мероприятия и заложены денежные средства, которые обеспечат улучшение функционирования муниципальной системы образования и ее изменение, адекватное современным условиям.
Государственное, муниципальное управление и право: стратегии, комментарии, опыт
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
В заключение отметим, что ключевым направлением в области развития управления муниципальной системой образования является поиск, создание и внедрение новых технологий управления, при этом выбор данных технологий должен быть научно обоснован.
Реформирование системы современного образования предполагает использование инновационных и эффективных технологий управления. Эффективность управления образованием на уровне муниципальных образований повышается за счет появления современных методик управления. Органы власти местного, регионального и федерального уровней стремятся к улучшению качества образования, увеличению его конкурентоспособности и повышению его доступности.
Проведенное исследование показало, что в целях обеспечения целостности и устойчивого развития муниципальной образовательной системы необходимы и целесообразны изменения на муниципальном уровне управления образованием, поскольку традиционные и инновационные подходы к управлению муниципальной системой образования имеют не только преимущества, но и существенные недостатки.
В городском округе Рефтинский для управления муниципальной системой образования традиционно используется программно-целевой подход, ограничения и проблемы которого обозначены выше. Несовершенства программно-целевого подхода можно нивелировать применением системного и стратегического подходов для организации всестороннего анализа и принятия эффективных управленческих решений на основе его результатов.
Системный подход найдет применение в построении муниципальной системы оценки качества образования. В целях использования муниципальной системы оценки качества образования как эффективного инструмента для принятия результативных управленческих решений необходимо, во-первых, обеспечить соответствие целей и задач региональной системе оценки качества образования и единой системе оценки качества образования; во-вторых, обеспечить повышение квалификации сотрудников отдела образования для развития муниципальной системы оценки качества образования; в-третьих, согласовать между собой основные документы отдела образования городского округа Рефтинский.
Стратегические ориентиры в развитии муниципальной системы образования могут быть отражены в муниципальной стратегии развития системы образования городского округа Рефтинский, при этом стратегические приоритеты должны соответствовать приоритетам, обозначенным в региональных и федеральных документах.
Совместное использование программно-целевого, системного и стратегического методов управления в соответствии с предложенными рекомендациями позволит улучшить функционирование муниципальной системы образования и обеспечить ее трансформацию в соответствии с современными реалиями.
Заключение
State, Municipal Administration and Law: Strategies, Comments, Experience
Источники
1. Роговцева Н. И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе (на примере Санкт-Петербурга): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1999. 265 с.
2. Безматерных Т. А. Управление развитием муниципальной системы образования в условиях мегаполиса: монография. Ростов н/Д: РЮИ РПА Минюста России, 2015. 258 с.
3. Гам В. И. Стратегическое планирование в управлении развитием муниципальной системы образования (на примере города Омска): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 2001. 245 с.
4. Новиков Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами: науч. изд. М.: Эгвес, 2009. 156 с.
5. Артюхов М. В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Новокузнецк, 1999. 452 с.
6. Малахов Н. Муниципальное управление: трудности становления // Народное образование. 1999. № 1-2. С. 91-96.
7. Новичков В. Б. Муниципализация образования // Мир и образование. 1996. № 6. С. 42-45.
8. Потапов Е. А. Организационно-педагогические факторы развития образования в условиях крупного города: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1997. 26 с.
9. Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998. 463 с.
10. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. 224 с.
11. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
12. Лазарев В. С. Системное развитие школы. 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2003. 301 с.
13. Поташник М. М., Моисеев А. М. Диссертация по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования. М.: Новая школа, 1998. 167 с.
14. Третьяков П. И. Школа: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001. 283 с.
15. Метелин А. Д., Дурноглазов Е. Е., Кузнецова Е. А. Цифровая образовательная среда электронного обучения. Курск: ОГБУ ДПО «ИРО», 2019. 64 с.
16. Анимица Е. Г., Дворядкина Е. Б., Силин Я. П. Местное самоуправление. Екатеринбург: УрГЭУ, 2006. 89 с.
17. Animitsa P. E. Theoretical and methodological aspects of municipal development under the New Normal // Journal of New Economy. 2021. Vol. 22, no. 4, pp. 62-77. DOI: 10.29141/2658-5081-2021-22-4-4.
Т. 6«№ 1*2022*Vol.6*No.1_ в FORUM _ISSN 2687-0061 (online)
Государственное, муниципальное управление и право: State, Municipal Administration and Law:
стратегии, комментарии, опыт Strategies, Comments, Experience
Информация об авторах
Дворядкина Елена Борисовна, доктор экономических наук, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. S Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: dvoryadkina@usue.ru.
Сергеева Ольга Евгеньевна, заместитель директора по учебно-методической работе. МАОУ «СОШ № 6» г. о. Рефтинский, 6242S5, РФ, Свердловская область, пгт. Рефтин-ский, ул. Юбилейная, 1А; магистрант кафедры региональной, муниципальной экономики и управления. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. S Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: lelchik94@gmail.com.
Information about the authors
Elena B. Dvoryadkina, Dr. Sc. (Econ.), Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management. Ural State University of Economics, 620144, Russia, Yekaterinburg, S Marta/Narodnoy Voli St., 62/45. E-mail: dvoryadkina@usue.ru.
Olga E. Sergeeva, Deputy Director for Educational and Methodological Work. Secondary School No. 6 of the Reftinsky city district, 6242S5, Russia, Sverdlovsk region, urban-type settlement Reftinsky, Yubileinaya St., 1A; Master's student of the Department of Regional, Municipal Economics and Management. Ural State University of Economics, 620144, Russia, Yekaterinburg, S Marta/Narodnoy Voli St., 62/45. E-mail: lelchik94@gmail.com.