Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ ПРОЕКТНОГО ГРУЗА'

УПРАВЛЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ ПРОЕКТНОГО ГРУЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ ПРОЕКТНОГО ГРУЗА»

Ивашина Н.С., к.п.н.

доцент

кафедра экономики и финансов Свиридова Г.С., к. п.н.

доцент

кафедра менеджмента ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический

университет им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск

УПРАВЛЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

ПРОЕКТНОГО ГРУЗА

Динамика показателей грузооборота в России свидетельствует о снижении объема перевозки грузов по всем видам транспорта. В 2014 году объем перевезенных грузов составил 8006 млн. тонн, что на 3,1% ниже, чем в 2013 году (8264 млн. тонн).[1] Рынок транспортной логистики столкнулся со снижением спроса на услуги и вынужден подстраиваться под экономическую ситуацию в стране, заставляя перевозчиков тщательнее планировать свою деятельность и повышать эффективность организации грузовых перевозок.

На сегодняшний день большой объем перевозок осуществляется с участием различных видов транспорта. Перевозку груза двумя и более видами транспорта в специальной литературе называют мультимодальной перевозкой.[2] Это европейский термин, используемый в странах Европейского Союза, которому соответствует отечественный термин -прямая смешанная перевозка.[3]

Э.Л. Лимонов мультимодальную перевозку груза определяет как перевозку с использованием нескольких видов транспорта, выполняемую под ответственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и по единой сквозной ставке.[4, с.55]

Таким образом, признаками мультимодальной перевозки являются:

- доставка груза выполняется одним перевозчиком, который и несет полную юридическую и финансовую ответственность за его сохранность;

- процесс перевозки осуществляется по одному документу;

- применяется единая сквозная ставка фрахта;

- при перевозке используется не менее двух различных видов транспорта в различных сочетаниях.

Рассмотрим процесс управления мультимодальной перевозкой груза.

Анализ процесса мультимодального сообщения как объекта управления позволил выделить управляющие параметры: варианты доставки груза (маршрут, технология перевозки, виды транспорта); перевозчики на магистральных и фидерных линиях мультимодальной доставки (определяются порты перевалки и такие параметры как регулярность и время следования подвижного состава, расходы в портах и т.д.); калькуляция сквозной ставки тарифа; организация и контроль мультимодальной

перевозки.

Особо тщательного подхода требуют мультимодальные перевозки проектных грузов. Проектными грузами принято называть партии груза, содержащие отдельные грузовые места весом свыше 100 тонн, для перевозки которых требуется изучение и подготовка инфраструктуры маршрута перевозки.[5]

В эту категорию входят тяжеловесное и негабаритное оборудование, опасные и скоропортящиеся грузы. Транспортная операция по перевозке таких грузов требует тщательного планирования и проработки каждого этапа.

Представим проект организации мультимодальной перевозки крупногабаритного груза, в разработке которого авторы принимали непосредственное участие.

В 2013 году компания ООО "Цемек Минералс" заключила с Гватемальской компанией контракт на поставку оборудования от заводов-изготовителей до порта Santo Tomas de Castilla, Республика Гватемала Печи вращающейся 0 5,5х115м и Сушильного барабана 0 5,5х45м. Печь вращающаяся предназначена для получения восстановительного обжига оксидных (латериновых) никелевых руд. Барабан сушильный предназначен для сушки оксидных (латериновых) руд перед подачей их во вращающуюся печь восстановительного обжига.

Разработка проекта по доставке Груза до грузополучателя осуществлялась по следующим этапам.

1 этап. Анализ груза и пунктов отправки.

На данном этапе оцениваются качественные и габаритные характеристики груза, а также места производства составных частей нестандартного груза. Полученные данные сводятся в специально разработанные таблицы - отгрузочные листы. В отгрузочных листах отражается наименование частей поставляемого оборудования, их габариты, вес, объем, количество.

Подобные отгрузочные листы составляются по каждому поставщику -изготовителю частей перевозимого груза. В нашем случае, все части Печи вращающейся и Сушильного барабана размещены в производстве на 9 заводах, из которых 6 российских (ОАО "Уралмашзавод", г. Екатеринбург, ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ", г. Орск ООО, ПКФ "Глобус", г. Саратов и др.) и 3 европейских (Vakoma, г. Магдебург (Германия), CMD, г. Векевиль (Франция), Vahle, г. Дортмунд (Германия).

2 этап. Определение наличия негабаритных мест и условий поставки.

Анализ отгрузочных листов позволяет провести выборку

негабаритных мест (количество) и рассмотреть условия поставки.

Данные об условиях поставки необходимы для определения места поставки, а также перечня дополнительных работ. Условия поставки с поставщиками представлены в табл. 1.

Таблица 1. Условия поставки Груза

Наименование поставщика Условие договора Основные параметры

ОАО "Уралмашзавод" FCA Екатеринбург Место поставки - г. Екатеринбург. Погрузка на транспортное средство (т/с) за счет Поставщика; крепление на т/с за счет Поставщика.

ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ" FCA Орск Место поставки - г. Орск. Погрузка на т/с за счет Поставщика; крепление на т/с за счет Поставщика.

CMD FOB Антверпен Место поставки - порт Антверпен. Таможенное оформление за счет Поставщика; погрузка на судно за счет Поставщика.

Vahle FCA Дортмунд Место поставки - г. Дортмунд; Погрузка на т/с за счет Поставщика; Крепление на т/с за счет Поставщика.

В соответствии с условиями контракта ООО «Цемек Минералс» (далее Грузоотправитель) обязано было поставить Груз на условии CIF в порт Santo Tomas de Castilla в течение 10 месяцев с момента получения первого авансового платежа.

Основные условия CIF согласно Инкотермс предполагают:

- место поставки - порт Santo Tomas de Castilla (Гватемала);

- страхование - за счет Грузоотправителя;

- доставка до порта Santo Tomas de Castilla - за счет Грузоотправителя;

- выгрузка с судна - за счет Грузоотправителя.

3 этап. Формирование грузовых единиц (лотов) и определение сроков поставки.

В соответствии с условиями контракта, месторасположением изготовителей частей оборудования, было принято весь объем груза разделить на 4 лота. Представим состав одного из лотов в табл.2.

Таблица 2. Состав лота № 1

№ Наименование Кол-во

1 Корпус печи (Секции 1,2,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14, 19,20,21,23,25,26 (в комплекте с крепежом) 18 шт.

2 Роликоопора 5 шт.

3 Установка гидроупора 3 шт.

4 Уплотнение загрузочного конца печи 1 шт.

5 Уплотнение разгрузочного конца печи 1 шт.

6 Комплект крепежа к Печи - 1 компл. 1 компл.

Общее количество мест = 83 места Общий вес брутто = 854 724,50 кг Общий объем = 2 539,20 м3

Проанализировав сроки выхода готовых частей Груза из производства, потребность в определенных частях оборудования для монтажных работ, сроки поставки всей партии оборудования, риски в случае не поставки оборудования в оговоренный контрактом срок, было принято решение, что отгрузка и транспортировка будет происходить следующим образом:

- лот № 1 - июнь месяц, отгрузка из России;

- лот № 2 - сентябрь месяц, отгрузка из России;

- лот № 3 - сентябрь месяц, отгрузка из Европы;

- лот № 4 - январь месяц, отгрузка из Европы.

Общее количество мест по 4 лотам составило - 359, общий вес брутто - 2 274 928,30 кг, общий объем - 5 818,633 м3.

4этап. Выбор и обоснование оптимального маршрута поставки.

Основным перевалочным пунктом при межконтинентальной перевозке грузов является порт, поэтому при разработке маршрута транспортировки Груза, как по территории России, так и за ее пределами до конечного грузополучателя в Центральной Америке принимались во внимание такие характеристики портов как стоимость терминальной обработки груза, стоимость хранения груза на территории порта и др.

Рассмотрев несколько Российский портов для отправки лота № 1 и лота № 2 (Санкт-Петербургский, Новороссийский, Ростовский), было принято решение производить перевалку Груза через порт Ростова-на-Дону.

Для отправки лота № 3 с оборудованием, произведенным на европейских заводах, оптимальным портом, отвечающим всем предъявляемым требованиям, стал порт Антверпен (Бельгия).

Учитывая, что лот № 4 имеет габариты и объем в установленных законодательством пределах, оптимальным вариантом отправки стала отправка с использованием линейного сервиса перевозки грузов в специализированных морских контейнерах. Единственным российским портом, осуществляющим подобные перевозки в Гватемалу, является Новороссийский порт.

5тап. Выбор типа и вида транспорта.

Параллельно с выбором маршрута определялся оптимальный вид и тип транспортных средств.

Для транспортировки частей Груза до места перевалки (порт), обработки и хранения наиболее приемлемым является автомобильный транспорт.

Типы автотранспортных средств, участвующих в доставке оборудования до места перевалки, обработки и временного хранения приведены в табл. 3.

Таблица 3. Типы автомобильного транспорта

Наименование отправителя Спецтехника (трал) Полуприцеп (фура), г/п 20 тн Сборный груз

ОАО "Уралмашзавод" 16 шт нет нет

ОАО "МК ОРМЕТО- 25 шт 3 шт нет

ЮУМЗ"

ООО "ПКФ "Глобус" нет 1 шт нет

VAKOMA 6 шт 3 шт нет

CMD 4 шт нет нет

VAHLE нет нет 1 шт

ИТОГО: 61 шт 42 шт 1 шт

Типы водного транспорта, участвующего в доставке оборудования приведены в табл.4.

Таблица 4.Типы водного транспорта

Номер лота Речная баржа, шт Судно типа "река- Океанское судно,

море", шт шт

1 2 3 4

Лот № 1 - 1 1

Лот № 2 1 1 1

Лот № 3 - - 1

Лот № 4 - - 1

ИТОГО: 1 2 4

Следует отдельно остановиться на выборе океанского судна, так как здесь имеются свои особенности, связанные с погрузочно-разгрузочными работами. Необходимо экономически обосновать и выбрать один из вариантов:

- аренда кранов у портовых стивидорных компаний;

- фрахт океанского судна с кранами.

По каждому лоту была просчитана эффективность использования каждого из вариантов. В результате сделан следующий выбор:

- лот № 1 - фрахт судна с собственными кранами грузоподъемностью свыше 120 т;

- лот № 2 - фрахт судна, не имеющего собственных кранов. Объем данного лота не позволяет зафрахтовать полностью судно, поэтому экономически выгодней воспользоваться услугами портовых стивидорных компаний, чем подстраивать график и маршрут следования груза под график судовладельца, так как при этом возможны срывы поставок и уплата неустоек;

- лот № 3 - фрахт судна с собственными кранами, так как данный лот имеет только 10 мест, вес которых превышает 20 т.

- лот № 4 - используется линейный сервис через порт Новороссийска.

6 этап. Выбор экспедитора.

Для перевозки Груза в Гватемалу решили привлечь одного Экспедитора, имеющего уникальный опыт в подобных перевозках.

Основными конкурентными преимуществами выбранного Экспедитора стали: наличие собственного парка специализированных автомобилей для перевозки негабаритного груза; местонахождение головного офиса вблизи порта перевалки; сотрудничество с крупнейшими международными экспедиторами; квалифицированный персонал; оперативность в решении различных вопросов; стоимость проекта.

7 этап. Разработка схем транспортировки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для транспортировки каждого лота были разработаны соответствующие схемы продвижения груза. В качестве примера покажем схему транспортировки лота № 1 на рисунке 1.

ОАО ~ССЗ "Лотос" сварка бандажей г Нариманов

Рисунок 1. Схема транспортировки лота № 1

Исходя из разработанных схем, была рассчитана проектная стоимость

транспортировки каждого лота.

Стоимость перевозки лота № 1 складывается из следующих основных составляющих:

1) стоимость автомобильной перевозки от заводов - изготовителей до порта в г. Ростов-на-Дону и до г. Нариманов (табл.5)

Таблица 5. Стоимость автомобильной перевозки лота № 1

Маршрут Расстояние, км Тип авто Кол-во авто, шт. Ставка, руб/км Стоимость, тыс. руб

Орск - Ростов 2 000 Еврофура 2 30 120

Орск - Ростов 2 000 Трал 13 150 3 900

Орск - Нариманов 2 000 Трал 10 150 3 000

Саратов - Ростов 890 Еврофура 1 30 26,7

Екатеринбург - Ростов 2 300 Еврофура 1 30 69

Екатеринбург - Ростов 2 300 Трал 8 250 4 600

ИТОГО: 11 715,70

2) Перевалка и хранение в порту г. Ростов-на-Дону:

- составляет 2000,00 руб. за каждую тонну груза. Общий вес лота № 1 -854 724,50 кг.

854,75450 тн х 2 000,00 руб. = 1 709,5 тыс. руб. - стоимость перевалки и хранения в порту Ростова-на-Дону

3) стоимость водной перевозки от порта Ростова-на-Дону до порта Измир - 169 545,45 USD.

169 545,45 USD х33,00 руб. = 5 595 тыс. руб.

4) стоимость перевозки от порта Измир до порта Santo Tomas Гватемалы составляет 600 000,00 USD. Стоимость выгрузки = 10% стоимости перевозки.

600 000,00 USD + 60 000,00 USD = 660 000,00 USD

660 0000,00 USD x 33,00 руб. = 21 780 тыс. руб.

5) страхование груза - 0,14% от стоимости груза, что соответственно составляет 394,6 тыс.руб.

6) таможенное оформление груза складывается из:

- услуг таможенного брокера за 1 грузовую таможенную декларацию -40 тыс. руб.

- таможенной пошлины - 1 тыс. руб.

- услуг торгово-промышленной палаты за выдачу сертификата - 20,38 тыс. руб.

7) стоимость экспедиторского вознаграждения составляет 2 800 тыс.

руб.

ИТОГО: 11 715,7 + 1 709,5 + 5 595 + 21 780 + 394,6 + 40 + 1 + 20,380 + 2 800 = 44 056 тыс. руб.

Общая стоимость проекта отражена в табл.6.

Таблица 6. Общая стоимость транспортировки проектного груза ООО

"Цемек Минералс"

№ лота Стоимость

Лот № 1 44 056 тыс.руб.

Лот № 2 52 997 тыс.руб.

Лот № 3 4 876 тыс.руб.

Лот № 4 984 тыс.руб.

Итого: 102 913 тыс.руб.

Рассмотрев теоретические и практические аспекты управления мультимодальной перевозкой, можно сделать следующие выводы:

- основным направлением управления мультимодальными перевозками негабаритных грузов является переход на инновационные и прогрессивные технологии, удовлетворяющие требования рынка;

- транспортная система, в рамках которой осуществляется перевозка негабаритных грузов, должна четко и адекватно реагировать на рыночные изменения и обслуживать транспортные потоки различной интенсивности и разнонаправленности, что требует существенных инвестиций в ее инновационное развитие;

- одним из инновационных подходов к управлению мультимодальными перевозками нестандартных грузов является их проектная организация.

Использованные источники:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Терминология комбинированных перевозок [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // www.transportmm.ru /multimodalnye - perevozki / 59-terminologiya -kombinirovannyx-perevozok. html

З.Закон о смешанных (комбинированных) перевозках (Проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:

//zakonrus.ru/vlad134/oskp_pr.htm

4. Лимонов, Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки / Э.Л. Лимонов. - 3-е изд., перераб. и доп. -Спб: 000 «Модуль», 2006. - 379 с.

5. Услуги по перевозке проектных грузов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // vmm.ru/uslugi/proektnye-perevozki/. html

Иремадзе Э.О., к.хим. н.

доцент

кафедра «Математического моделирования»

ГОУ ВПО СФ «БашГУ» Россия, г. Стерлитамак ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БАНКОВСКОГО

ПОРТФЕЛЯ ОАО АКБ «РОСБАНК» Аннотация: В данной статье представлена разработка экономико -математической модели, планирующая оптимальные портфели коммерческого банка, с точки зрения максимизации банковской прибыли, и доказательство необходимости проведения подобного моделирования.

Ключевые слова: активы, экономико-математическое моделирование, доходность, оптимизационная задача, экономический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.