Научная статья на тему 'Управление миграционными процессами в целях стабилизации социально-экономических отношений'

Управление миграционными процессами в целях стабилизации социально-экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MIGRATION PROCESSES / EXTERNAL AND INTERNAL MIGRATION / FORCED MIGRANTS / REFUGEES / MIGRATION POLICY / DEMOGRAPHIC THREATS / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / БЕЖЕНЦЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щелакова В.А., Салманов А.Б.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, нерегулируемые миграционные процессы ставят под угрозу демографическую безопасность государства. В статье представлен анализ миграционных процессов в России с 1991 года по 2018 год с целью выявления проблем и факторов, влияющих на демографическую ситуацию в стране. Проведенное исследование показало, что миграционный прирост снижается. За период с 2011 года по 2018 год он уменьшился на 62,8 %. В 2018 году в обмене населением со странами-участниками СНГ отмечается повышение миграционного прироста на 122 984 человека, снижение прироста наблюдается со странами дальнего зарубежья на 3 916 человек. Кроме этого, за период с 1995 года по 2018 год можно наблюдать снижение численности вынужденных переселенцев и беженцев. Численность лиц, получивших временное убежище, увеличивается. В России в 2018 году внутренняя миграция составила 4 184 467 человек, увеличившись на 53 214 человек по сравнению с 2017 годом. Основными территориями внутрироссийской миграции являются Центральный ФО, Приволжский ФО, Сибирский ФО и Северо-Западный ФО. В статье дана оценка современных демографических угроз, связанных с миграционными процессами в России: сокращение доли титульной национальности в населении; увеличение количества людей некоренной национальности; высокая (низкая) интенсивность приезда мигрантов; высокая (низкая) интенсивность убытия мигрантов; высокий (низкий) миграционный прирост граждан; высокая степень нелегальной миграции; увеличение объёмов нелегальной миграции; несоответствие качества выездных и входящих миграционных потоков; несоответствие реальных и нужных для страны направлений миграционных потоков. Среди основных мер, направленных на решение проблем, связанных с миграционными процессами, в статье выделяются: изменение миграционной политики с точки зрения стратегически важных интересов коренных народов России и совершенствование в связи с этим миграционного законодательства; разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения; разработка и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации и интеграции иммигрантов в Российское общество и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щелакова В.А., Салманов А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of migration processes in order to stabilize socio-economic relations

The relevance of the research topic is due to the fact that unregulated migration processes threaten the demographic security of the state. The article presents the analysis of migration processes in Russia from 1991 to 2018 in order to identify problems and factors affecting the demographic situation in the country. The study showed that migration growth is decreasing. For the period from 2011 to 2018, it decreased by 62.8 %. In 2018, in the exchange of population with the CIS countries, there is an increase in migration growth-by 122,984 people, a decrease in growth is observed with the countries of the far abroad-by 3,916 people. In addition, during the period from 1995 to 2018, we can observe a decrease in the number of internally displaced persons and refugees. The number of persons granted temporary asylum is increasing. In Russia in 2018, internal migration amounted to 4,184,467 people, an increase of 53,214 people compared to 2017. The main areas of domestic migration are the Central Federal district, Privolzhsky FD, Siberian FD and North West FD. The article assesses the current demographic threats related to migration processes in Russia: reduction of the share of the titular nationality in the population; increasing the number of non-indigenous people; high (low) intensity of the arrival of migrants; high (low) intensity of departure of migrants; high (low) migration gain citizens; a high degree of illegal migration; the increase of illegal migration; lack of quality outbound and inbound migration flows; the discrepancy between the real and necessary for the country directions of migration flows. Among the main measures aimed at solving problems related to migration processes, the article highlights: changing migration policy from the point of view of strategically important interests of the indigenous peoples of Russia and improving migration legislation in this regard; development of socio-economic measures to increase the migration attractiveness of the territories from which there is an outflow of population; development and implementation of Federal and regional programs aimed at creating favorable conditions for the adaptation and integration of immigrants into Russian society, etc.

Текст научной работы на тему «Управление миграционными процессами в целях стабилизации социально-экономических отношений»

УДК 314

Управление миграционными процессами в целях стабилизации социально-экономических отношений

Канд. экон. наук Щелакова В.А. cherfa@yandex.ru Канд. экон. наук Салманов А.Б. mega.arzo@mail.ru Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, нерегулируемые миграционные процессы ставят под угрозу демографическую безопасность государства. В статье представлен анализ миграционных процессов в России с 1991 года по 2018 год с целью выявления проблем и факторов, влияющих на демографическую ситуацию в стране. Проведенное исследование показало, что миграционный прирост снижается. За период с 2011 года по 2018 год он уменьшился на 62,8 %. В 2018 году в обмене населением со странами-участниками СНГ отмечается повышение миграционного прироста — на 122 984 человека, снижение прироста наблюдается со странами дальнего зарубежья - на 3 916 человек. Кроме этого, за период с 1995 года по 2018 год можно наблюдать снижение численности вынужденных переселенцев и беженцев. Численность лиц, получивших временное убежище, увеличивается. В России в 2018 году внутренняя миграция составила 4 184 467 человек, увеличившись на 53 214 человек по сравнению с 2017 годом. Основными территориями внутрироссийской миграции являются Центральный ФО, Приволжский ФО, Сибирский ФО и Северо-Западный ФО. В статье дана оценка современных демографических угроз, связанных с миграционными процессами в России: сокращение доли титульной национальности в населении; увеличение количества людей некоренной национальности; высокая (низкая) интенсивность приезда мигрантов; высокая (низкая) интенсивность убытия мигрантов; высокий (низкий) миграционный прирост граждан; высокая степень нелегальной миграции; увеличение объёмов нелегальной миграции; несоответствие качества выездных и входящих миграционных потоков; несоответствие реальных и нужных для страны направлений миграционных потоков. Среди основных мер, направленных на решение проблем, связанных с миграционными процессами, в статье выделяются: изменение миграционной политики с точки зрения стратегически важных интересов коренных народов России и совершенствование в связи с этим миграционного законодательства; разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения; разработка и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации и интеграции иммигрантов в Российское общество и т.д.

Ключевые слова: миграционные процессы, внешняя и внутренняя миграция, вынужденные переселенцы, беженцы, миграционная политика, демографические угрозы.

DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-4-123-135

Management of migration processes in order to stabilize socio-economic relations

Ph.D. Shchelakova V.A. cherfa@yandex.ru Ph.D. Salmanov A.B. mega.arzo@mail.ru Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospect 149

The relevance of the research topic is due to the fact that unregulated migration processes threaten the demographic security of the state. The article presents the analysis of migration processes in Russia from 1991 to 2018 in order to identify problems and factors affecting the demographic situation in the country.

The study showed that migration growth is decreasing. For the period from 2011 to 2018, it decreased by 62.8 %. In 2018, in the exchange of population with the CIS countries, there is an increase in migration growth-by 122,984 people, a decrease in growth is observed with the countries of the far abroad-by 3,916 people. In addition, during the period from 1995 to 2018, we can observe a decrease in the number of internally displaced persons and refugees. The number of persons granted temporary asylum is increasing. In Russia in 2018, internal migration amounted to 4,184,467people, an increase of 53,214people compared to 2017. The main areas of domestic migration are the Central Federal district, Privolzhsky FD, Siberian FD and North West FD. The article assesses the current demographic threats related to migration processes in Russia: reduction of the share of the titular nationality in the population; increasing the number of non-indigenous people; high (low) intensity of the arrival of migrants; high (low) intensity of departure of migrants; high (low) migration gain citizens; a high degree of illegal migration; the increase of illegal migration; lack of quality outbound and inbound migration flows; the discrepancy between the real and necessary for the country directions of migration flows. Among the main measures aimed at solving problems related to migration processes, the article highlights: changing migration policy from the point of view of strategically important interests of the indigenous peoples of Russia and improving migration legislation in this regard; development of socio-economic measures to increase the migration attractiveness of the territories from which there is an outflow of population; development and implementation of Federal and regional programs aimed at creating favorable conditions for the adaptation and integration of immigrants into Russian society, etc.

Keywords: migration processes, external and internal migration, forced migrants, refugees, migration policy, demographic threats.

Введение

Одной из главных задач в области обеспечения демографической безопасности России является создание условий, сдерживающих миграционный отток населения, и в допустимых пределах, поддерживающих миграционный приток. Современные угрозы демографической безопасности России определяются такими тенденциями в миграционных процессах, как уменьшение количества людей коренной национальности в населении при увеличении доли некоренной национальности, а также существенная дифференциация плотности населения по разным территориям страны.

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных изучению миграционных процессов и их влиянию на демографическую безопасность государства, до настоящего времени нет эффективного механизма, способного выявить и своевременно предотвратить угрозы, связанные с нерегулируемыми миграционными процессами.

Следовательно, это позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования. В связи с этим в статье предпринята попытка проанализировать миграционные процессы в России, с целью выявления проблем и факторов, влияющих на демографическую ситуацию в стране. Ведь нерегулируемые миграционные процессы ставят под угрозу демографическую безопасность России в системе обеспечения национальной безопасности.

Основная часть

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью общественного развития. Миграция населения оказывает важное влияние на демографические процессы в России, ведь миграция является одним из главных компонентов роста населения [2]. Важным моментом миграции является то, что она приводит к изменениям в области социальной и половозрастной структуры жителей в районах, откуда мигранты отправляются и куда направляются. Миграционные процессы активно влияют на процессы урбанизации, оказывая влияние на формирование систем расселения [7].

Въезд рабочих мигрантов в Россию способен стать причиной сокращения уровня оплаты местных рабочих и их «вытеснения» с мест выполнения работы, роста малоквалифицированных вакантных мест, нарушения сложившихся семейных традиций, увеличения ксенофобии [12].

К факторам, влияющим на переселение отдельных граждан, групп людей, наций и народов, можно отнести экономические, политические, религиозные, природно-климатические, социальные факторы, военные действия и др.

Одними из наиболее важных факторов, которые ставят под угрозу демографическую безопасность государства, являются нерегулируемые миграционные процессы, вызывающие отток коренных жителей и приток граждан некоренной национальности, восполняющих появившиеся пустые рабочие места [6].

Однако какие бы факторы ни определяли миграцию современного типа, первостепенная роль отводится экономическим факторам. Важным условием усиления рабочей эмиграции выступают различия в оплате однородного по качеству и количеству труда в разных государствах [3].

Процессы миграции принимают все более массовый характер, поэтому повышается важность их детального исследования. На рис. 1 представлены итоги миграции населения России за 1991-2018 годы.

6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 4 1000000 4 0

1000000 900000 800000 700000 Я 600000 500000 -I- 400000 -- 300000 -- 200000 -I- 100000 0

I Прибывшие

I Выбывшие

Миграционный прирост

Рис. 1. Итоги миграции населения России, чел1

С 1991 года до 2010 год наблюдается снижение в 2 раза количества выбывших и прибывших мигрантов. Количество прибывших сократилось на 2 395 422 человека (или 54,7 %), количество выбывших - на 2 415 500 человек (или 58,1 %). Наибольший миграционный прирост был зафиксирован в 1994 году (877 532 человека), самый низкий - в 2004 году (41 275 человек). С 2011 года наблюдается увеличение количества выбывших и прибывших мигрантов. В то же время миграционный прирост уменьшается. За период с 2011 года по 2018 год он сократился на 200 693 человека, или на 62,8 %.

В 2018 году миграционный прирост российских граждан сократился по сравнению с 2017 годом на 92 810 человек, или на 77,95 %, количество прибывших граждан сократилось на 268 722 человека, или на 5,6 %. Количество выбывших граждан тоже уменьшилось - на 175 912 человека, или на 3,9%.

Показатели международной миграции, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что в 2018 году в обмене населением практически со всеми странами-участниками СНГ отмечается повышение миграционного прироста (на 122 984 человека).

Таблица 1

Показатели международной миграции за 2017-2018 гг. [15]

2018г. 2017г.

Направление число прибыв- число выбыв- миграционный прирост (+), число прибыв- число выбыв- миграционный прирост (+),

ших ших снижение (-) ших ших снижение (-)

Международная миграция 514576 395508 +119063 531057 330143 +200914

в т.ч.: с

государствами- 467211 344227 +122984 475405 281798 +193607

участниками СНГ

Азербайджан 24186 16093 +8093 23160 15255 +7905

Армения 43003 28938 +14065 42564 29209 +13355

Беларусь 17751 10913 +6838 19378 8614 +10764

Казахстан 65426 41086 +24340 65198 35001 +30197

Киргизия 40742 31677 +9065 35948 19096 +16852

Молдова 27952 20951 +7001 28589 19349 +9240

Таджикистан 61990 33214 +28776 57774 26038 +31736

Туркмения 9650 6959 +2691 7806 4553 +3253

Узбекистан 50737 44128 +6609 57999 37747 +20252

Украина 125774 110268 +15506 136989 86936 +50053

со странами дальнего 47365 51281 -3916 55652 48345 +7307

зарубежья

Абхазия 1752 1099 +653 2137 1001 +1136

Афганистан 1074 547 +527 1023 457 +566

Вьетнам 3610 3006 +604 3153 2319 +834

Германия 3029 4756 -1727 3466 4024 -558

Греция 295 250 +45 395 327 +68

Грузия 5737 3891 +1846 6201 3775 +2426

Израиль 564 928 -364 740 944 -204

Индия 3614 3756 -142 3579 3263 +316

Канада 188 398 -210 218 361 -143

Китай 6316 6953 -637 7471 6890 +581

Латвия 1146 879 +267 1294 851 +443

Литва 651 578 +73 699 526 +173

США 873 1299 -426 1170 1324 -154

Турция 1622 988 +634 1462 1069 +393

Финляндия 331 420 -89 324 536 -212

Эстония 828 771 +57 933 899 +34

другие 13159 14806 -1647 14901 13036 +1865

Снижение прироста наблюдается в миграционном обмене со странами дальнего зарубежья - на 3 916 человек по сравнению с предыдущим годом. В целом миграционный прирост составил в 2017 году 200 914 человека, а в 2018 году - 119 063 человека.

Кроме этого, за период с 1995 года по 2018 год можно наблюдать снижение численности вынужденных переселенцев (рис. 2). Уменьшение составило 688 656 человек, или 98,04 %.

Рис. 2. Численность вынужденных переселенцев, чел 2

Основными странами, где ранее постоянно проживали вынужденные переселенцы, являются Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия и Узбекистан.

За рассматриваемый период также значительно уменьшилось число беженцев (рис. 3). В 2018 году численность беженцев составляла 592 человека, в то время как в 1998 году этот показатель составлял 235 065 человек.

2018 592

598

2016 1770

1790

2014 11632

Ц 763

2012 1802

1801

2010 1779

1713

2008 475

405

2006 458

614

2004 '->8725

1 Ь13790

2002 ' ь17902

' ->26065

2000

1998 235065

чел.

Рис. 3. Численность беженцев, чел3

Беженцами в России в 2018 году являлись, главным образом, граждане таких стран, как Азербайджан (7 человек), Афганистан (305 человек), Грузия (31 человек), Молдова (15 человек), Таджикистан (7 человек), Узбекистан (19 человек), Украина (166 человек), другие страны (31 человек).

Согласно данным Росстата, численность лиц, получивших временное убежище в России, увеличивается. В 2007 году этот показатель составлял 1 016 человек, а к 2018 году вырос до 125 442 человека (табл. 2).

2 Составлено авторами по: [15]

3 Составлено авторами по: [15]

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность лиц, получивших временное убежище в России, чел. [15]

Страны 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8

о о о о о о о о о о о о

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Всего 1016 1180 1613 3425 3726 3036 2415 2822 237780 313707 228392 125442

Азербайджан 1 5 15 16 5 9 10 7 5 9 10 8

Афганистан 956 1049 1022 1089 1186 1043 724 641 693 572 417 356

Грузия 20 65 492 2149 2326 1787 1317 699 457 292 226 167

Казахстан - - - 1 3 1 3 3 4 4 3 4

Киргизия - - - 1 1 19 38 30 33 48 21 22

Латвия - - - - - - - 1 1 4 4 1

Молдова - - - 2 2 3 7 7 8 14 7 6

Сирия - 1 1 2 3 4 52 1158 1924 1302 1317 1128

Таджикистан 5 5 11 15 19 9 16 6 11 14 26 16

Туркмения - 1 3 10 6 4 14 10 10 12 8 5

Узбекистан 1 1 12 52 69 50 68 87 91 79 82 60

Украина - - - 2 10 1 - - 234360 311134 226044 123434

Другие страны 33 52 53 85 96 105 161 168 178 218 224 231

Строительство, ремонт ' Уборка помещений, услуги домработницы Обеспечение безопасности, охрана Услуги няни, домашнего учителя, репетитора Другие работы и услуги

Сельское хозяйство Транспортные услуги Услуги повара, официанта

Уход за престарелыми или больными членами семьи

Рис. 4. Структура выполнения работ (услуг) трудовыми мигрантами в 2018 г. %4

Лица, получившие временное убежище, являются преимущественно гражданами Афганистана и Грузии. С 2015 года увеличивается численность граждан из Сирии и Украины.

В настоящее время трудовая миграция стала глобальным явлением растущего масштаба и сложности, так как Россия является местом транзита или назначения работников-мигрантов. В последнее время увеличивается численность трудовых мигрантов, что оказывает огромное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. Анализ показал, что наибольшая доля трудовых мигрантов в России привлекается в строительную отрасль (67,46 %). Второе и третье место в структуре выполнения работ (услуг) трудовыми мигрантами

составляют такие отрасли, как сельское хозяйство (10,78 %) и транспортные услуги (8,02 %). На остальные отрасли приходится не более 4 % (рис. 4).

При этом иностранные трудовые мигранты привлекаются, главным образом, домохозяйствами. Численность трудовых мигрантов, которые привлекаются домохозяйствами в 2018 году, составила 3 739,7 тыс. человек, в то время как предпринимателями - 939,3 тыс. человек. Наибольшее количество трудовых мигрантов приходится на такие страны, как Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Молдова, Таджикистан и Украина (табл. 3).

В отличие от внешней миграции внутренняя миграция - менее изученное явление. Одной из главных причин, способствующих активизации процессов внутренней миграции, является экономическая ситуация, сложившаяся в различных регионах России.

Таблица 3

Численность иностранных трудовых мигрантов, привлекавшихся домохозяйствами и предпринимателями для выполнения работ [15]

Страна привлекавшихся домохозяйствами привлекавшихся предпринимателями

Численность иностранных трудовых мигрантов, тыс. чел. В % к итогу Численность иностранных трудовых мигрантов, тыс. чел. В % к итогу

Всего по странам 3739,7 100 939,3 100

в т.ч.: Государства-участники СНГ-всего 3404,9 91,0 851,1 90,6

Азербайджан 132,9 3,6 105,8 11,3

Армения 124,7 3,3 61,1 6,5

Беларусь 308,6 8,3 33,0 3,5

Казахстан 130,8 3,5 27,9 3,0

Киргизия 109,7 2,9 55,2 5,9

Молдова 323,6 8,7 77,5 8,2

Таджикистан 792,6 21,2 145,6 15,5

Узбекистан 1023,4 27,4 167,3 17,8

Украина 458,6 12,3 177,8 18,9

Страны дальнего зарубежья - всего из них: 184,9 4,9 76,1 8,1

Китай 79,5 2,1 56,3 6,0

Корея (КНДР) 31,3 0,8 6,3 0,7

Турция 1,1 0,0

Другие страны 73,0 2,0 13,5 1,4

Гражданство не определено 149,9 4,0 12,1 1,3

Различные миграционные процессы ведут к преобразованию социально-экономического развития не только отдельных территорий-доноров, но и принимающих территорий. Чем более массовым оказывается такой процесс, тем сильнее социально-экономические изменения, протекающие на участвующих в нём территориях.

В России в 2018 году внутренняя миграция составила 4 184 467 человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 53 214 человек.

В 2017 году этот показатель составлял 4 131 253 человека. Основными принимающими территориями в 2018 году были Центральный ФО (1 125 740 человек), Приволжский ФО (752 440 человек), Сибирский ФО (563 849 человек) и Северо-Западный ФО (564 395 человек) (рис. 5).

Рис. 5. Внутрироссийская миграция по территории прибытия, % 5

Основными донорами внутренней миграции были Центральный ФО (1 000 837 человек), Приволжский ФО (814 535 человек), Сибирский ФО (615 664 человека) и Северо-Западный ФО (519 324 человека) (рис. 6).

Рис. 6. Внутрироссийская миграция по территории выбытия, % 6

Современные демографические угрозы, связанные с миграционными процессами в России представлены на рис. 7.

5 Составлено авторами по: [15]

6 Составлено авторами по: [15]

Рис. 7. Современные демографические угрозы, связанные с миграционными процессами в России7

Одной из угроз национальной безопасности России является превышение численности пожилых людей над более молодыми жителями, что приводит не только к застою и консерватизму во всех отношениях, в том числе и в научно-технической сфере, но и оказывает самое отрицательное воздействие на экономическое развитие страны [10]. При сохранении подобной негативной тенденции Россия в будущем столкнётся с важной проблемой дефицита молодых работников в различных сферах, нехваткой трудовых и военных ресурсов [8].

Результаты анализа современной половозрастной структуры жителей России позволяют объяснить гипотезу о возможном уменьшении количества потенциальных сотрудников в течение ближайших лет [4].

Проведенный анализ численности населения трудоспособного и старше трудоспособного возраста позволяет прийти к выводу о том, что численность российских граждан трудоспособного возраста до 2036 года уменьшится, примерно, на 6 миллионов человек. При этом население старше трудоспособного возраста вырастет примерно на 5 миллионов человек (рис. 8). Сокращение численности населения трудоспособного возраста в России в последнее время компенсируется миграцией, что определяет не только непосредственные угрозы национальным интересам, но и косвенные угрозы. Коренное население России стареет, равноценного замещения его молодым поколением не происходит, а имеющиеся миграционные потоки ведут к изменению этнической структуры населения из-за низкой интенсивности процесса ассимиляции мигрантов.

Трудоспособного возраста «<™ф<и<™ Старше трудоспособного возраста

Рис. 8. Прогноз численности населения трудоспособного и старше трудоспособного возраста до 2036 года, тыс. чел 8

7 Составлено авторами

8 Составлено авторами по: [15]

Диспропорция миграционных потоков в России, которая усугубляется имеющейся нелегальной миграцией, приводит к увеличению напряжённости в межнациональных отношениях, усилению социальной напряжённости и увеличению межэтнических конфликтов. С нелегальной миграцией связана также проблема терроризма [9].

Следует отметить продолжающийся отток из России квалифицированных специалистов, в первую очередь лиц в трудоспособном возрасте. Это приводит к сокращению творческого, научного и культурного потенциала российского общества и вызывает усиление проблемы внешней технологической зависимости [13].

Миграционная политика России, нацеленная на решение экономических задач с помощью привлечения мигрантов из государств Центральной Азии и иных стран СНГ, в ближайшей перспективе может привести к тому, что к 2025 г. в России почти треть жителей будут составлять инокультурные мигранты, что чревато увеличением конфликтов на межконфессиональной и межнациональной почве [5].

Рис. 9. Прогноз миграционного прироста населения России, тыс. чел. 9

Также, по прогнозам Росстата, до 2035 года ожидается увеличение миграционного прироста населения в России (рис. 9).

В перспективе сокращение количества и доли коренной национальности - русского этноса в России способно вызвать весьма негативные последствия, представленные на рис. 10.

Рис. 10. Негативные последствия сокращения в России количества и доли коренной национальности - русского этноса10

9 Составлено авторами по: [15]

10 Составлено авторами по: [11]

Для улучшения демографической ситуации в 2007 году была принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1]. В Концепции отмечено, что демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране [14].

К 2025 году Концепцией предполагается:

- обеспечить постепенный рост численности населения (в том числе с помощью замещающей миграции) до 145 млн. человек;

- повысить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

- повысить в 1,5 раза в сравнении с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, сократить значение уровня смертности в 1,6 раза;

- добиться значения миграционного прироста на уровне больше 300 тыс. человек ежегодно [1].

Направления решения разных задач в области привлечения мигрантов на основании потребностей

социально-экономического и демографического развития России представлены на рис. 11.

совер шенствование мигр ационного законодательства Российской Федер ации

р азработка социально-экономических мер по повышению мигр ационной пр ивлекательности территорий, из котор ых пр оисходит отток населения и котор ые имеют пр иоритетное значение для национальных интересов

р азр аботка и внедр ение федер альных и р егиональных пр огр амм, напр авленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интегр ации их в р оссийское общество на основе уважения к российской культур е, р елигии, обычаям, тр адициям и жизненному укладу россиян

создание условий для интегр ации иммигрантов в российское общество и р азвития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стр ан в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов

Рис. 11. Улучшение миграционной политики России11

Так как миграционные процессы являются важным элементом обеспечения демографической безопасности России, поэтому необходимо изменение миграционной политики государства с точки зрения стратегически важных интересов коренных народов страны и ведения контроля количества мигрантов.

Заключение

В статье исследованы миграционные процессы в России, оценены последствия современных демографических угроз, связанные с миграционными процессами. Обоснованы меры по преодолению и

снижению уровня угроз в демографической сфере, связанных с нерегулируемыми миграционными процессами и нелегальной миграцией.

Предложены направления решения задач в области привлечения мигрантов на основании потребностей социально-экономического и демографического развития России.

В результате следует сделать вывод, что решение различных проблем, связанных с миграционными процессами, требует изменения миграционной политики с точки зрения стратегически важных интересов коренных народов России и совершенствования, в связи с этим миграционного законодательства.

Литература

1. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями).

2. Агаларян, Р.С. Демографическая безопасность страны. Влияние миграции на демографическую ситуацию / Р.С. Агаларян, О.В. Титова // Будущее науки - 2018: Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. / Отв. ред. А.А. Горохов. - Курск, 2018. - С.12-15.

3. Аллахвердизаде, Э.А. Влияние миграционных процессов на национальную безопасность России: экспертные оценки политической элиты / Э.А. Аллахвердизаде // Вопросы элитологии: философия, культура, политика: Ежегодный научно-популярный альманах. - Астрахань, 2018. - С.65-70.

4. Алексеева, Д.А. Демографическая безопасность Российской Федерации на современном этапе / Д.А. Алексеева, Н.Э. Николаев // Актуальные проблемы экономической безопасности: Сборник статей Международной молодежной научно-практической конференции. - Псков, 2017. - С.10-12.

5. Верещагина, А.В. Демографическая безопасность России: монография / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин, П.В. Станиславский; под ред. Самыгина П.С. М.: РУСАИНС, 2016. - 116 с.

6. Зарубин, А.П. Демографическая безопасность и миграционная политика в Российской Федерации / А.П. Зарубин // Синергия наук. - 2018. - №25. - С.573-580.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Козлова, Е.И. Миграционные процессы как фактор динамики трудовых ресурсов и занятости населения региона / Козлова Е.И., Титова О.В., Новак М.А. // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. № 12(72). - С.41-51.

8. Кондратенко, А.И. Демографическая безопасность как условие защиты национальных интересов современной России / А.И. Кондратенко // Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. — № 5. — С. 73-78.

9. Махова, О.А. Проблемы национальной безопасности России сквозь призму оценки динамики естественных и миграционных процессов / О.А. Махова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - №10(92). - С.27.

10. Палухина, Е.С. Угрозы демографической безопасности современной России / Е.С. Палухина // Юристъ -правоведъ. - 2016. - №3(76). - С.93-97.

11. Палухина, Е.С. Демографический кризис как угроза национальной безопасности современной России / Е.С. Палухина // Регулирование миграционных процессов на Юге России: политические, юридические, правоохранительные аспекты: сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции / отв. ред. А. И. Овчинников. - Ростов н/Д, 2016 . — С. 106-108.

12. Рудницкая, А.П. Основные направления формирования, проблемы и задачи демографической политики в современной России / А.П. Рудницкая, Е.А. Новиков // PolitBook. — 2015. — № 1. — С. 43-55.

13. Хайрова, Д.Р. Демографическая безопасность России: современное состояние и угрозы / Д.Р. Хайрова // Контентус. - 2017. - №8(61). - С.44-57.

14. Щелакова В.А., Негреева В.В., Салманов А.Б. Оценка демографической ситуации для обеспечения национальной безопасности России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент - 2019. - № 3(38). - С. 77-92. [Электронный ресурс] URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: http: //www .gks.ru/

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of October 9, 2007 No. 1351 "on approval Of the concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025" (with amendments and additions).

2. Agalaryan, R. S. Demographic security of the country. The impact of migration on the demographic situation / R. S. Agalaryan, O. V. Titova // Future of science-2018: Collection of scientific articles of the 6th international youth scientific conference. In 4 volumes. / OTV. ed. - Kursk, 2018. - Pp. 12-15.

3. Allahverdizade, E. A. Influence of migration processes on the national security of Russia: expert assessments of the political elite / E. A. Allahverdizade // Questions of elitology: philosophy, culture, politics: Annual popular science almanac. - Astrakhan, 2018. - Pp. 65-70.

4. Alekseeva, D. A. Demographic security of the Russian Federation at the present stage / D. A. Alekseeva, N. E. Nikolaev // Actual problems of economic security: Collection of articles of the International youth scientific and practical conference. - Pskov, 2017. - Pp. 10-12.

5. Vereshchagina, A.V. Demographic security of Russia: monograph / A.V. Vereshchagina, S. I. Samygin, P. V. Stanislavsky; edited by Samygin P. S. M.: RUSAINS, 2016. - 116 p.

6. Zarubin, A. P. Demographic security and migration policy in the Russian Federation / A. p. Zarubin // synergy of Sciences. - 2018. - No. 25. - Pp. 573-580.

7. Kozlova, E. I. Migration processes as a factor of dynamics of labor resources and employment of the population of the region / Kozlova, E. I., Titova, O. V., Novak, M. A. / Modern economy: problems and solutions. - 2015. No. 12 (72). - Pp. 41-51.

8. Kondratenko, A. I. Demographic security as a condition of protection of national interests of modern Russia / A. I. Kondratenko // Central Russian Bulletin of social Sciences. - 2015. - No. 5. Pp. 73-78.

9. Makhova O. A. Problems of national security of Russia through the prism of assessment of dynamics of natural and migratory processes / O. A. Makhova // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2016. - No. 10 (92). - P. 27.

10. Polukhina, E. S. Threats to demographic security in modern Russia / E. S. Polukhina // lawyer. - 2016. - No. 3 (76). -Pp. 93-97.

11. Polukhina, E. S. Demographic crisis as a threat to national security of modern Russia / E. S. Polukhina // Regulation of migration processes in South Russia: political, legal and law enforcement aspects: proceedings of all-Russian scientific-practical conference / ed. ed. - Rostov n / A, 2016. - Pp. 106-108.

12. Rudnitskaya, A. P. Basic directions of formation, problems and tasks of demographic policy in modern Russia / A. p. Rudnitskaya, E. A. Novikov // PolitBook. - 2015. - No. 1. Pp. 43-55.

13. Khayrova, D. R. Demographic security of Russia: current state and threats / D. R. Khayrova // Contentus. - 2017. -No. 8 (61). - Pp. 44-57.

14. Shchelakova V. A., Negreeva V. V., Salmanov A. B. assessment of the demographic situation to ensure the national security of Russia // Scientific journal of NIUITMO. Series: Economics and environmental management-2019. - No. 3 (38). Pp. 77-92. [Electronic resource] URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/

15. Official website of the Federal state statistics service [Electronic resource]: http://www.gks.ru/

Статья поступила в редакцию 13.07.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.