Научная статья на тему 'Управление межнациональными отношениями в регионах России (о некоторых вопросах институциональной организации на Дальнем Востоке)'

Управление межнациональными отношениями в регионах России (о некоторых вопросах институциональной организации на Дальнем Востоке) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ / INTERETHNIC RELATIONS MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SYSTEM OF INTERACTION / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маклашова Елена Гавриловна

В статье анализируются вопросы организации деятельности в сфере управления межэтническими отношениями в регионах Дальнего Востока России, отличающихся политико-правовым статусом и этноструктурой. На основе изучения системы государственной власти в регионах Дальнего Востока автор устанавливает типы институциональной организации в сфере реализации государственной национальной политики РФ в регионах Дальнего Востока. При использовании методов социологического исследования автор определяет особенности механизма взаимодействия государственной власти в сфере управления межэтническими отношениями, в частности, выделяет типы систем взаимодействия по вопросу реализации государственной национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Маклашова Елена Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление межнациональными отношениями в регионах России (о некоторых вопросах институциональной организации на Дальнем Востоке)»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Management of interethnic relations in Russian regions (Some issues of institutional organization in the Far East) Maklashova E.

Управление межнациональными отношениями в регионах России (О некоторых вопросах институциональной организации на Дальнем Востоке)1 Маклашова Е. Г.

Маклашова Елена Гавриловна /Maklashova Elena — кандидат политических наук, старший научный сотрудник, сектор этносоциологии, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирское отделение Российская академия наук, г. Якутск

Аннотация: в статье анализируются вопросы организации деятельности в сфере управления межэтническими отношениями в регионах Дальнего Востока России, отличающихся политико-правовым статусом и этноструктурой. На основе изучения системы государственной власти в регионах Дальнего Востока автор устанавливает типы институциональной организации в сфере реализации государственной национальной политики РФ в регионах Дальнего Востока. При использовании методов социологического исследования автор определяет особенности механизма взаимодействия государственной власти в сфере управления межэтническими отношениями, в частности, выделяет типы систем взаимодействия по вопросу реализации государственной национальной политики. Abstract: the article analyzes the issues of organization of activities in the sphere of interethnic relations in the Far East regions, different by political and legal status and ethnic structure. On the basis of study of the state power system in the Far East, the author establishes the types of institutional organization in the realization of the state national policy in the Russian Far East. By using the sociological research methods the author defines the features of the mechanism of interaction of state authority in the sphere of interethnic relations, in particular, she highlights the types of interaction systems in the sphere of the state national policy.

Ключевые слова: управление межэтническими отношениями, организационная структура, система взаимодействия, Дальний Восток.

Keywords: interethnic relations management, organizational structure, system of interaction, the Far East.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016-82-002

Региональные системы государственной власти, с одной стороны, устанавливаются самостоятельно сообразно специфическим условиям, в рамках которых они применяются (природно-климатические, национальные и иные) и являются уникальными, но с другой, обязаны учитывать федеральные принципы организации государственной власти в субъектах РФ. В этой связи, каждый из девяти регионов Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) имеет свои «традиции» ведения дел в области управления межэтническими отношениями.

Анализ государственной системы власти регионов Дальнего Востока и функционала исполнительных органов, уполномоченных на реализацию государственной национальной политики России, позволил выделить два типа институционального оформления управления в области реализации государственной национальной политики на Дальнем Востоке (см. таб. 1) [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]:

- автономные исполнительные органы власти регионов, которые также подразделяются на три вида: 1) специализированный автономный орган власти (Республика Саха (Якутия));

2) специализированная структура в составе автономного органа исполнительной власти (Амурская область);

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Принимающее сообщество: проблемы интеграции мигрантов в контексте формирования гражданской нации» № 16-13-14001

3) комплексные автономные исполнительные органы власти, т.е. выполняющие помимо реализации государственной национальной политики на территории региона и другие задачи (Еврейская автономная область, Приморский и Камчатский края).

- структурные подразделения Аппаратов Главы и Правительства регионов, подразделяемые на два типа:

1) специализированное структурное подразделение Аппарата Главы и Правительства региона (Сахалинская область);

2) комплексные структурные подразделения Аппаратов Главы и Правительства регионов (Магаданская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ).

Важным институциональным оформлением, помимо определения ответственной структуры, также является организация интеграции власти с иными институтами общества в целях эффективного мониторинга ситуации и решения проблем в области управления межэтническими отношениями в регионе.

В социологическом исследовании «Особенности реализации государственной национальной политики в субъектах РФ» (N=18, эксперты - представители высших органов государственной власти (исполнительной и законодательной) девяти субъектов ДФО) экспертам предложено было оценить степень взаимодействия в области реализации национальной политики органов государственной власти со следующими институтами: общероссийскими организациями (Ассамблея народов России); федеральными органами государственной власти (федеральные органы власти, полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе); совещательными и консультативными органами федерального уровня (Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям); межрегиональными структурами (ассоциации и советы); институтами омбудсмена (Уполномоченный по правам человека в регионе, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов региона); общественными организациями регионального уровня (Общественная палата региона, Ассамблея народов региона, национально-культурные объединения и ассоциации); совещательными и консультативными органами регионального уровня (советы и комиссии по вопросам национальной политики при органах власти региона); региональными научными учреждениями; региональными СМИ.

В каждом регионе Дальнего Востока органы государственной власти определяют свой «круг взаимодействия». Как показывает экспертный опрос, выделяются следующие системы взаимодействия по вопросу реализации государственной национальной политики:

- базовая система взаимодействия, присущая всем регионам ДФО, включающая такие структуры, как: федеральные органы власти, полномочного представителя Президента РФ в ДФО, региональные советы и комиссии по вопросам национальной политики, национально-культурные объединения и ассоциации, региональные научные учреждения и обязательно региональные СМИ. Деятельность в рамках базовой системы взаимодействия ведется постоянно;

- расширенная система взаимодействия, где дополнительно к базовому комплексу подключаются общероссийские консультативные органы и региональные общественные организации и межрегиональные объединения, а именно: Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям и Общественная палата региона; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье». Взаимодействие с дополнительными структурами ведется или на постоянной, или разовой основе;

- комплексная (сложная) система взаимодействия, представляет собой разветвленную интеграционную сеть связей органов государственной власти региона с государственными и общественными учреждениями, а также институтами омбудсмена. В результате расширенная система дополняется контактами с такими общественными организациями, как: Ассамблея народов России, Ассамблея народов региона; и системой уполномоченных -Уполномоченный по правам человека в регионе, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов региона. Взаимодействие с дополнительными структурами также ведется или на постоянной, или разовой основе.

Простая базовая система взаимодействия из всех регионов ДФО присуща только Амурской области, а многоструктурная комплексная (сложная) система сформирована и реализуется в Республике Саха (Якутия), а также в Приморском крае. Остальные регионы Дальнего Востока в работе по реализации государственной национальной политики используют расширенную систему взаимодействия.

Тем не менее, есть некоторые особенности. Например, в Еврейской автономной области ввиду отсутствия должности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов,

работа с этим институтом, соответственно, не ведется, а в Чукотском автономном округе не учреждено региональное отделение Ассамблеи народов РФ и т.п.

Государственная национальная политика в основе своей направлена на создание взаимопонимания и взаимоуважения, упрочнение стабильности в обществе, формирование доверительных и дружелюбных отношений между индивидуумами, независимо от каких-либо социальных и культурных различий. В этой связи, отдельно в системе взаимодействия стоит выделить коммуникационные связи органов государственной власти с муниципальными органами власти. Муниципальный уровень управления представляется собой первичную и наиважнейшую ступень в системе отношений «власть - общество». Именно муниципальный уровень призван быть артикулятором и агрегатором интересов и проблем населения и именно данный уровень должен в большей мере быть лакмусом и регулятором социальных процессов, в том числе и, прежде всего, связанных с вопросами этнокультурного развития и гармонизации межнациональных отношений.

В экспертном опросе предлагалось оценить использование в практике взаимодействия региональных государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики следующих форм и механизмов в: образовательно-методической сфере (консультирование, повышение квалификации, обмен опытом, методическое сопровождение); информационно-аналитической деятельности (обмен аналитической корреспонденцией); сфере финансового обеспечения (целевое финансирование и софинансирование, грантовая поддержка); управленческо-правовой сфере (подписание соглашений, разработка программ, координирование деятельности и контролирование деятельности органов местного самоуправления).

Экспертные оценки не выявили каких-либо существенных и категорических отличий в интеграционной деятельности местного и государственного уровней власти. Установлено, что анализируемый комплекс, включающий как образовательный, так и контролирующий контент успешно используется во всех регионах Дальнего Востока. Но можно подчеркнуть, что в Амурской, Еврейской автономной и Сахалинской областях такая форма взаимодействия, как подписание соглашений между государственными и муниципальными органами власти не является характерной. Кроме того, в Еврейской автономной области эксперты отметили затруднительное положение с финансированием и софинансированием, грантовой поддержкой муниципального уровня.

Таким образом, на Дальнем Востоке органы власти уделяют важное внимание государственной организации управления межэтническими отношениями. Установлены две системы организации структуры в сфере реализации государственной национальной политики РФ, причем структурные особенности весьма индивидуальны и зависят от административно-политического курса региона. Так например, в Республике Саха (Якутия) - национальном государственном образовании, власти учредили автономный специализированный орган. Функциональная наполняемость органов в некоторой степени коррелирует с особенностями этноструктуры и правовым положением регионов. Если в моноэтнических областях власти нацелены на укрепление гражданственности в первую очередь, то в полиэтническом регионе (Якутии) - поддержку культурного многообразия, в регионе с высокой долей коренных малочисленных народов (Чукотский автономный округ) - обеспечение защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера. Индивидуален и механизм взаимодействия, где распространённой является расширенная система взаимодействия. Наиболее универсальна на территории Дальнего Востока система взаимодействия государственных органов с муниципальными органами власти.

Итак, на Дальнем Востоке регионы имеют весьма высокой уровень и дифференцированную систему государственной институализации в сфере реализации национальной политики России. Это позволяет поставить вопрос о практике реализации государственной национальной политики РФ и определения соотношения с организационной структурой.

Литература

1. Аппарат Губернатора и Правительства. [Электронный ресурс]: Аппарат Губернатора и Правительства. Режим доступа: http://чукотка.рф/power/ admiшstrative_settmg/Apparat_gover/obchee_mfo/ (дата обращения: 10.07.2016).

2. Аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области. Режим доступа: https://sakhalin.gov.ru/ index.php?id=48/ (дата обращения: 13.07.2016).

3. Главное управление внутренней политики Губернатора и Правительства Хабаровского края. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства Хабаровского края. Режим доступа: https://www.khabkrai.ru/Personalii/1900/ (дата обращения: 11.07.2016).

4. Департамент внутренней политики Приморского края. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Администрации Приморского края. Режим доступа: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/ internal-policy/ (дата обращения: 10.07.2016).

5. Общие сведения. [Электронный ресурс]: Аппарат Губернатора Магаданской области. Режим доступа: http://apparat.49gov.ru/depart/ overview/overview/ (дата обращения: 14.07.2016).

6. Полномочия. [Электронный ресурс]: Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по национальной политике. Режим доступа: https://goscomnas.sakha.gov.ru/ Polnomochiya/ (дата обращения: 15.07.2016).

7. Положение об Агентстве по внутренней политике Камчатского края. [Электронный ресурс]: Агентство по внутренней политике Камчатного края. Режим доступа: http://www.kamgov.ru/agpublic/ (дата обращения: 12.07.2016).

8. Положение о Министерстве внутренней и информационной политики Амурской области. [Электронный ресурс]: Правительство Амурской области. Режим доступа: http://www.amurobl.ru/wps/portal/!ut/p/c5/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP0os3gTAwN_Ryd DRwP3ADNDA88w0yB_pxBDLwNXE30_j_zcVP2CbEdFALhiBGg!/dl3/d3/L2dJQSEvUUt3QS 9ZQnZ3LzZfNDAwT0FCMUEwR1A2MTBJVjVST0JUMUpFUzc!/ (дата обращения: 15.07.2016).

9. Управление внутренней политики ЕАО. [Электронный ресурс]: Управление внутренней политики ЕАО. Режим доступа: http://www.eao.ru/isp-vlast/upravlenie-po-vnutrenney-politike-eao/ (дата обращения: 11.07.2016).

The problem of interaction between Japan and Russian business cultures Ruzinskaya A.1, Vladimirenko M.2 Проблема взаимодействия деловых культур Японии и России Рузинская А. И.1, Владимиренко М. Ю.2

'Рузинская Анастасия Игоревна / Ruzinskaya Anastasia — студент; 2Владимиренко Мария Юрьевна / Vladimirenko Maria - студент, кафедра инженерного предпринимательства, Институт социально-гуманитарных технологий Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

Аннотация: данная статья посвящена вопросам межкультурной коммуникации между Россией и Японией, которая имеет большое значение в совместной деятельности представителей разных стран. В статье рассмотрены основные проблемы взаимодействия деловых культур между данными странами. Авторами разработаны практические рекомендации для ослабления межкультурного барьера и успешного развития российско-японских экономических связей.

Abstract: this article deals with the issues of intercultural communication between Russia and Japan, which is of great importance in the joint activities of representatives of different countries. The article discusses the main issues of business interoperability between these countries. The authors have developed practical recommendations for the relaxation of the intercultural barrier and the successful development of Russian-Japanese economic relations.

Ключевые слова: деловая культура, межкультурная коммуникация, проблема, взаимодействие культур, культурные различия.

Keywords: business culture, intercultural communication, problem, cross-cultural interaction, cultural differences.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что за последние годы у России возрос интерес к сотрудничеству с Японией. Интерес к развитию отношений с Японией проявляют более ста корпораций и компаний России, чьи представители сегодня находятся в Токио. Это «Станкопром», Ассоциация индустриальных парков, «Вертолеты России», «Росэлектроника», ОАО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.