Научная статья на тему 'Управление методической службой образовательного учреждения инновационного типа'

Управление методической службой образовательного учреждения инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна

В статье анализируется теоретическая литература, рассматриваются условия развития инновационной деятельности в образовательном учреждении и управление кадрами для обеспечения готовности их работать в условиях инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление методической службой образовательного учреждения инновационного типа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Управление методической службой образовательного учреждения

инновационного типа Ванзатова Г. Р.

Ванзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна / Vanzatova Gerelma Rinchinimbuevna - учитель

бурятского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №32, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Аннотация: в статье анализируется теоретическая литература, рассматриваются условия развития инновационной деятельности в образовательном учреждении и управление кадрами для обеспечения готовности их работать в условиях инновации.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, управление инновационным процессом, компетентность, квалификация.

В системе образования нашей страны реализуется важный этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. Этот процесс предполагает реконструкции содержания обучения и воспитания, координации форм и методов организации образовательного процесса, совершенствования методической работы в общеобразовательных учреждениях.

В условиях реформирования системы образования методическая работа представляет особую ценность. Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу.

Ю. К. Бабанский в книге «Методическая работа в школе: организация и управление» определяет методическую работу как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников».

М. М. Поташник (1993 г.) рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта».

Н. В. Немова (1999 г.) определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса».

Симонов В. П. утверждает, что главная цель методической работы - это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции и компетенции в области определенной науки (учебного предмета) и методики его проведения.

Таким образом, анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, который основывается на достижениях науки, педагогического опыта и

направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива и на повышение качества и эффективности всего образовательного процесса.

Методическая работа, как любая деятельность, не может протекать бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом. Что же такое «управление образовательным учреждением»?

В. И. Дружинин утверждает, что это «целенаправленный процесс взаимодействия совокупного субъекта управления и объекта управления для перевода объекта в новое качественное состояние, творчески используя социальные законы в конкретных условиях».

Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, знаний традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания информационно коммуникативных технологий; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования методической системы. Именно системная, целенаправленная, способствующая постоянному личностному и профессиональному развитию и саморазвитию методическая служба обеспечивает связь психолого-педагогической науки с педагогической практикой, содержание ее работы с руководящими, педагогическими и другими работниками системы образования, ориентировано на основные приоритеты развития российского образования [1].

Для обеспечения массового перехода школ на федеральные государственные стандарты общего образования необходима консолидация усилий, прежде всего педагогов и руководителей образовательного учреждения, чему призвана содействовать работа методической службы школы.

Процесс методической работы ориентируется не на знания, а на новые знания, которые способствуют становлению профессиональной компетентности, развитию педагогической культуры. Помогают выработать индивидуальный стиль деятельности работников образовательного учреждения.

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды: изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности [2].

Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности обучающегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно:

- диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся;

- отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик учащихся, отслеживать результаты своей деятельности и достижения обучающихся;

- разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы.

- участвовать в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы.

Эти требования определяют значимость современного учителя не просто как «предметника-урокодателя», по определению В. И. Андреева, а как педагога -исследователя, педагога - психолога, педагога - технолога.

На фоне возросшей потребности в совершенствовании образовательного процесса необходима серьезная психологическая, методическая, технологическая подготовка, которая возможна только в условиях системной деятельности методической службы. Таким образом, методическая служба в условиях введения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

2. Тодосийчук А. В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. М., 2005. 91 с.

3. Дружинин В. И. Методическая работа в образовательном учреждении. Курган, ИРОСТ, 2011. 138 с.

4. Немова Н. В. Рекомендации по подготовке плана методической работы учителя // Практика административной работы в школе, 2005. № 7. С. 3-6.

5. Поташник М. М. Управление развитием современной школы / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М.: Новая школа, 1997. 350 с.

6. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В. П. Симонов. М.: Педагогическое общество России, 1999. 427 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.