ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Управление методической службой образовательного учреждения
инновационного типа Ванзатова Г. Р.
Ванзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна / Vanzatova Gerelma Rinchinimbuevna - учитель
бурятского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №32, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Аннотация: в статье анализируется теоретическая литература, рассматриваются условия развития инновационной деятельности в образовательном учреждении и управление кадрами для обеспечения готовности их работать в условиях инновации.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, управление инновационным процессом, компетентность, квалификация.
В системе образования нашей страны реализуется важный этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. Этот процесс предполагает реконструкции содержания обучения и воспитания, координации форм и методов организации образовательного процесса, совершенствования методической работы в общеобразовательных учреждениях.
В условиях реформирования системы образования методическая работа представляет особую ценность. Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу.
Ю. К. Бабанский в книге «Методическая работа в школе: организация и управление» определяет методическую работу как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников».
М. М. Поташник (1993 г.) рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта».
Н. В. Немова (1999 г.) определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса».
Симонов В. П. утверждает, что главная цель методической работы - это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции и компетенции в области определенной науки (учебного предмета) и методики его проведения.
Таким образом, анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, который основывается на достижениях науки, педагогического опыта и
направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива и на повышение качества и эффективности всего образовательного процесса.
Методическая работа, как любая деятельность, не может протекать бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом. Что же такое «управление образовательным учреждением»?
В. И. Дружинин утверждает, что это «целенаправленный процесс взаимодействия совокупного субъекта управления и объекта управления для перевода объекта в новое качественное состояние, творчески используя социальные законы в конкретных условиях».
Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, знаний традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания информационно коммуникативных технологий; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования методической системы. Именно системная, целенаправленная, способствующая постоянному личностному и профессиональному развитию и саморазвитию методическая служба обеспечивает связь психолого-педагогической науки с педагогической практикой, содержание ее работы с руководящими, педагогическими и другими работниками системы образования, ориентировано на основные приоритеты развития российского образования [1].
Для обеспечения массового перехода школ на федеральные государственные стандарты общего образования необходима консолидация усилий, прежде всего педагогов и руководителей образовательного учреждения, чему призвана содействовать работа методической службы школы.
Процесс методической работы ориентируется не на знания, а на новые знания, которые способствуют становлению профессиональной компетентности, развитию педагогической культуры. Помогают выработать индивидуальный стиль деятельности работников образовательного учреждения.
На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды: изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности [2].
Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности обучающегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно:
- диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся;
- отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик учащихся, отслеживать результаты своей деятельности и достижения обучающихся;
- разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы.
- участвовать в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы.
Эти требования определяют значимость современного учителя не просто как «предметника-урокодателя», по определению В. И. Андреева, а как педагога -исследователя, педагога - психолога, педагога - технолога.
На фоне возросшей потребности в совершенствовании образовательного процесса необходима серьезная психологическая, методическая, технологическая подготовка, которая возможна только в условиях системной деятельности методической службы. Таким образом, методическая служба в условиях введения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
2. Тодосийчук А. В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. М., 2005. 91 с.
3. Дружинин В. И. Методическая работа в образовательном учреждении. Курган, ИРОСТ, 2011. 138 с.
4. Немова Н. В. Рекомендации по подготовке плана методической работы учителя // Практика административной работы в школе, 2005. № 7. С. 3-6.
5. Поташник М. М. Управление развитием современной школы / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М.: Новая школа, 1997. 350 с.
6. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В. П. Симонов. М.: Педагогическое общество России, 1999. 427 с.