Научная статья на тему 'Управление материальными ресурсами ЛПУ в МИС. Аптека и Диетпитание'

Управление материальными ресурсами ЛПУ в МИС. Аптека и Диетпитание Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
586
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — А.Н.Калинин, В.Л.Малых, Т.Ш.Юсуфов

В докладе представлены результаты теоретических исслед ований и практических разработок Исследовательского центра медицинской информатики Института программных систем Российской акад емии наук (ИПС РАН) в области автоматизации управления материальными потоками в аптеке и в службе питания ЛПУ. Особенностью построения системы управления материальными ресурсами является ее тесная интеграция с лечебным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление материальными ресурсами ЛПУ в МИС. Аптека и Диетпитание»

Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

www.idmz.ru 2006, №4

А.Н.КАЛИНИН, В.Л.МАЛЫХ, Т.Ш.ЮСУФОВ,

Институт программных систем РАН, Исследовательский центр медицинской информатики, Россия, г.Перес-лавль-Залесский

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ЛПУ В МИС. АПТЕКА И ДИЕТПИТАНИЕ

В доклад е

представлены

результаты

теоретических

исслед ований и

практических

разработок

Исследовательского

центра медицинской

информатики

Института

программных систем Российской акад емии наук (ИПС РАН) в области автоматизации управления материальными потоками в аптеке и в службе питания ЛПУ. Особенностью построения системы управления материальными ресурсами является ее тесная интеграция с лечебным процессом.

---------------------f

ВВЕДЕНИЕ

В концепции комплексной автоматизации деятельности лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) особое место занимают задачи материального учета, в особенности учета аптечных материалов.

Сразу сформулируем свою концептуальную позицию. Задача автоматизации аптеки и службы питания ЛПУ должна решаться комплексно в рамках создания в ЛПУ интегрированной информационной системы управления лечебным процессом и управлением качеством медицинской помощи. Интеграция учета материалов с лечебным процессом позволяет получить новое качество в анализе и управлении материальными потоками в ЛПУ.

АВТОМАТИЗАЦИЯ АПТЕКИ

Сформулируем основные концептуальные принципы учета аптечных материалов.

1. Детально в количественном и суммовом выражении необходимо прослеживать весь путь движения материалов вплоть до их списания на конкретного пациента.

2. Предоставлять полную аналитику для закупаемых материалов по статьям расхода, по поставщикам и производителям, по товарным и фармакологическим группам.

3. Предоставлять полную аналитику по расходу материалов: по подразделениям и кабинетам; по группам нозологий (на основе классификатора диагнозов МКБ 10); по категориям пациентов (ОМС, договорные, сотрудники, пенсионеры и т.п.); по отдельным пациентам (счета на оплату).

4. Предоставлять полную информацию по всем остаткам аптечных материалов: на центральном складе аптеки, в аптечках старших, постовых и процедурных медсестер, в других подразделениях и кабинетах.

5. На основании накапливаемых статистических данных необходимо формировать нормативы неснижаемых запасов по всей или части номенклатуры, а также заявки на закупку для планового периода (обычно года).

6. Следует вести контроль материалов по срокам годности. Материалы к списанию по требованиям должны выбираться автоматически из

© А.Н.Калинин, В.Л.Малых, Т.Ш.Юсуфов, 2006 г.

Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи

F4M

Ы.МЛЛ

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

начатых партий, а новые партии выбираться по срокам годности.

7. Должны поддерживаться различные возможности целевого резервирования материалов: партиями (резерв и суперрезерв), по отдельным группам нозологий (например, только для онкологических больных), по отдельным категориям пациентов (договорники), и даже по отдельным пациентам (для пациента Х).

8. Необходимо поддерживать работу рецептурнопроизводственного отдела с возможностью автоматизированного списания с аптечного склада компонентов и постановки на учет в отделениях готовых лекарственных форм. Печать этикеток для готовых лекарственных форм.

9. Следует поддерживать функции размещения материалов по складским местам хранения с полной аналитикой по ним. Печать товарных (стеллажных) этикеток.

10. Печать всех необходимых документов сопровождающих движение аптечных материалов: приходных и расходных накладных, требований из подразделений, заявок, инвентаризационных описей, детализированных и агрегированных отчетов по движению за произвольный период.

11. Производить закрытие периодов для изменений.

12. Благодаря интеграции врачи должны получить возможность выполнять медикаментозные назначения на основании информации о наличии лекарств в своем отделении и на центральном складе аптеки.

13. Списание медсестрами лекарств на пациентов должно верифицироваться по назначениям врачей.

14. Требуется поддерживать возможность работы с аптекой из территориально удаленных подразделений (удаленные санатории, поликлиники, амбулатории и здравпункты), находящихся вне зоны действия локальной сети ЛПУ.

На основании вышеуказанных принципов ИЦМИ ИПС РАН была разработана и реализована подсистема учета движения аптечных материалов. Подсистема входит в интегрированную медицинскую информационную систему Интерин PROMIS.

В перспективах развития подсистемы - внедрение штрихового кодирования аптечных материалов и контроль по штрих-кодам правильности исполнения мед-

сестрами медикаментозных назначений; предоставление менеджерам ЛПУ дополнительных средств анализа движения материалов (OLAP-технологии).

МИС ИНТЕРИН PROMIS

Программное обеспечение (ПО) системы Интерин PROMIS унифицировано и может быть использовано в ЛПУ любого масштаба: от крупных медицинских центров - до отдельных больниц или поликлиник. Одновременно ПО Интерин PROMIS относится к категории заказного ПО. Это означает, что экземпляр системы Интерин PROMIS, в том числе и подсистема учета аптечных материалов, будут адаптированы к требованиям заказчика.

Более подробную информацию о системе Интерин PROMIS можно получить на сайте: http://www.interin.ru.

Имеющийся у специалистов ИПС РАН опыт внедрения позволяет производить последовательное поэтапное внедрение подсистемы и обучение персонала с возможностью получения управляющими всей аналитики доступной на текущем этапе внедрения.

Состав системы Интерин PROMIS для получения полной аналитики по аптечным материалам таков: ядро системы, приемное отделение, медстатистика, аптека, автоматизированные рабочие места старших, постовых и процедурных медсестер. В минимальной установке потребуется установить ядро системы и подсистему аптека, при этом аналитические возможности будут соответственно редуцированы.

Наш опыт внедрения автоматизированного учета аптечных материалов говорит о значительном экономическом эффекте, выражающемся в уменьшении оборота материалов и снижении потерь по срокам годности. Экономический эффект после внедрения системы достигает миллионов рублей в год для крупных ЛПУ, что практически в первый же год окупает затраты на внедрение системы.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПИТАНИЯ

Учет движения прочих материалов в системы Инте-рин PROMIS концептуально строится в том же ключе, что и для аптечных материалов.

Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

www.idmz.ru 2006, №4

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Сформулируем основные концептуальные принципы автоматизации службы питания.

1. Детально в количественном и суммовом выражении прослеживается весь путь движения исходных материалов (продуктов) и изделий из них вплоть до их расходования на конкретного пациента (индивидуальное и заказное питание).

2. Предоставляется полная аналитика для продуктов по статьям расхода, по поставщикам и производителям.

3. Предоставляется полная аналитика по расходу продуктов: по отделениям, диетам, по группам нозологий (на основе классификатора диагнозов МКБ-10), по категориям пациентов (ОМС, договорные, сотрудники, пенсионеры и т.п.), по отдельным пациентам (заказное или индивидуальное питание).

4. Предоставляется полная информация по всем остаткам продуктов: на центральном складе продслужбы, в экспедиции, в столовых и буфетах, по материально-ответственным лицам.

5. На основании накапливаемых статистических данных формируются нормативы неснижаемых запасов по всей или части номенклатуры, а также заявки на закупку.

6. Ведется контроль продуктов по срокам годности. Материалы к списанию по требованиям выбираются автоматически из начатых партий, а новые партии выбираются по срокам годности.

7. Поддерживается работа производства (кухни и кондитерские цеха) с возможностью постановки на учет готовых изделий.

8. Печатаются все необходимых документы, сопровождающие движение материалов: приходные и расходные накладные, требования из отделений, заявки, инвентаризационные описи, детализированные и агрегированные отчеты по движению за произвольный период.

9. Производится закрытие периодов для изменений.

На основании вышеуказанных принципов ИЦМИ

ИПС РАН была разработана и реализована подсистема автоматизации службы питания. Подсистема состоит из трех независимых модулей: модуля «Диетпитание», модуля «Склады» и модуля «Бухгалтерия».

L \

В задачи модуля «Диетпитание» входит формирование произвольного числа рабочих меню (например, для пациентов и для персонала) на основе выверенных по справочникам эталонных меню. Меню может содержать как строгие, так и заказные диеты. Модуль позволяет непосредственно ввести заказ (ординаторские требования, заказные блюда) или получить заказ на лечебное питание из подсистемы движения пациента (определяет местонахождение пациента в отделении, палате интенсивной терапии и т.п.) и подсистемы назначений (определяет назначенную лечащим врачом диету). Модуль «Диетпитание» при формировании меню и требований на продукты может взаимодействовать с модулем «Склады», получая от него полную оперативную информацию о наличии продуктов на складе и их ценах. Это позволяет сформировать меню, удовлетворяющее наличным запасам продуктов на складе. Одновременно удовлетворяются экономические требования по лимитам себестоимости лечебного питания. Решается задача «пропускания» остатков тех, или иных продуктов, если в этом возникает необходимость. Возможны замены в меню, причем как отдельных блюд, так и отдельных продуктов. Заказ может оперативно уточняться в связи с плановым или внеплановым (фактическим) прибытием или выбытием пациентов. Пациент может быть снят или поставлен на любой прием пищи на любую диету или даже на отдельное блюдо. Дополнительные требования на продукты и сухой паек формируются автоматически на основе дополнительных заказов. Модуль ведет контроль за калорийностью и химическим составом блюд (белки, жиры, углеводы и микроэлементы) в разрезе диет, и возможно, по отдельным пациентам (заказное питание).

Модуль «Склады» решает обычные складские задачи учета движения материалов (продуктов питания). Все первичные документы, сопровождающие продукты поступают на склад и им обрабатываются, создавая оперативную фактографическую базу данных для модулей «Диетпитание» и «Бухгалтерия». Модулю «Диетпитание» предоставляются данные по остаткам и стоимости продуктов. Списание материалов осуществляется на основе требований, формируемых модулем «Диетпитание». Несмотря на то, что меню и приход на

Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи

F4M

Ы.МЛЛ

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

склад в общем случае формируются на основе различной номенклатуры (справочников), к списанию продукты предлагаются автоматически с использованием механизма прецедентов.

Задача модуля «Бухгалтерия» - сформировать соответствующие проводки, аналитику и оборотно-сальдовую ведомость по всем аспектам движения материалов по продовольственному складу. Интеграция с модулем «Склады» позволяет снять с бухгалтеров задачи по вводу первичных складских документов по приходу и расходу. Бухгалтера продовольственной группы концентрируются на контроле первичных документов, введенных на складе, и проведению их в бухгалтерской части, а также на аналитике движения материалов. Модуль интегрируется с центральной бухгалтерией ЛПУ. В настоящее время завершена интеграция с бухгалтерией из «системы управления ПАРУС» на базе Oracle. Интеграции способствовала открытость бухгалтерии «системы управления ПАРУС» и общность технологической платформы системы Парус и системы Ин-терин - СУБД Oracle. Это позволяет в реальном режиме времени формировать в модуле «Бухгалтерия» копии документов из центральной бухгалтерии, связанных с расчетами с поставщиками и кассовыми ордерами от материально-ответственных лиц. Одновременно в центральную бухгалтерию передаются агрегированные данные по движению материалов в службе питания.

Высокая степень интеграции модулей автоматизации аптеки, службы питания и центральной бухгалтерии позволяет избежать дублирующего ввода данных и связанных с ним ошибок, и создает единое информационное пространство для решения задач управления и оптимизации потоков материалов в ЛПУ.

Ввод интегрированного учета движения продуктов питания улучшает информированность руководства

ЛПУ и предоставляет ему полные возможности управления себестоимостью питания пациентов.

Подсистема автоматизации службы питания входит в интегрированную медицинскую информационную систему Интерин PROMIS.

В перспективах развития подсистемы - интеграция с центральной бухгалтерией 1С и подключение к подсистеме кассовых аппаратов (ККМ).

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

В настоящее время подсистема учета материалов функционирует в Медицинском центре Банка России, в Центральной клинической больнице Российской Академии Наук, в Центральной клинической больнице №1 ОАО РЖД и внедряется еще в ряде крупных ЛПУ.

В МЦ БР объем базы данных по учету движения аптечных материалов за 5 лет составил более 2 млн. детальных записей по номенклатуре из 8 тыс. наименований и форм выпуска. В ЦКБ №1 ОАО РЖД система материального учета контролирует одновременно около 140 центров - затрат (складов, аптечек подразделений, кабинетов и лабораторий), в подсистеме ведут учет более 260 пользователей.

В настоящее время подсистема службы питания функционирует в Медицинском центре Банка России, в Клинической больнице № 83 Федерального медико-биологического агентства, в Центрально клинической больнице РАН и в Поликлинике № 3 Управления делами Президента РФ.

Описанные в статье подсистемы представлены в специализированных обзорах [1, 2]. Опыт эксплуатации подтверждает правильность принятой концепции материального учета интегрированного в лечебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автоматизация учета в аптеке//«Учет в медицине». Прил. к ж-лу «Главбух», 2005. - №1.

2. Учет диетпитания и продуктов//«Учет в медицине». Прил. к ж-лу «Главбух», 2005. - №2.

3. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

практика - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. Цгг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.