Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
www.idmz.ru 2006, №4
А.Н.КАЛИНИН, В.Л.МАЛЫХ, Т.Ш.ЮСУФОВ,
Институт программных систем РАН, Исследовательский центр медицинской информатики, Россия, г.Перес-лавль-Залесский
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ЛПУ В МИС. АПТЕКА И ДИЕТПИТАНИЕ
В доклад е
представлены
результаты
теоретических
исслед ований и
практических
разработок
Исследовательского
центра медицинской
информатики
Института
программных систем Российской акад емии наук (ИПС РАН) в области автоматизации управления материальными потоками в аптеке и в службе питания ЛПУ. Особенностью построения системы управления материальными ресурсами является ее тесная интеграция с лечебным процессом.
---------------------f
ВВЕДЕНИЕ
В концепции комплексной автоматизации деятельности лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) особое место занимают задачи материального учета, в особенности учета аптечных материалов.
Сразу сформулируем свою концептуальную позицию. Задача автоматизации аптеки и службы питания ЛПУ должна решаться комплексно в рамках создания в ЛПУ интегрированной информационной системы управления лечебным процессом и управлением качеством медицинской помощи. Интеграция учета материалов с лечебным процессом позволяет получить новое качество в анализе и управлении материальными потоками в ЛПУ.
АВТОМАТИЗАЦИЯ АПТЕКИ
Сформулируем основные концептуальные принципы учета аптечных материалов.
1. Детально в количественном и суммовом выражении необходимо прослеживать весь путь движения материалов вплоть до их списания на конкретного пациента.
2. Предоставлять полную аналитику для закупаемых материалов по статьям расхода, по поставщикам и производителям, по товарным и фармакологическим группам.
3. Предоставлять полную аналитику по расходу материалов: по подразделениям и кабинетам; по группам нозологий (на основе классификатора диагнозов МКБ 10); по категориям пациентов (ОМС, договорные, сотрудники, пенсионеры и т.п.); по отдельным пациентам (счета на оплату).
4. Предоставлять полную информацию по всем остаткам аптечных материалов: на центральном складе аптеки, в аптечках старших, постовых и процедурных медсестер, в других подразделениях и кабинетах.
5. На основании накапливаемых статистических данных необходимо формировать нормативы неснижаемых запасов по всей или части номенклатуры, а также заявки на закупку для планового периода (обычно года).
6. Следует вести контроль материалов по срокам годности. Материалы к списанию по требованиям должны выбираться автоматически из
© А.Н.Калинин, В.Л.Малых, Т.Ш.Юсуфов, 2006 г.
Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
F4M
Ы.МЛЛ
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
начатых партий, а новые партии выбираться по срокам годности.
7. Должны поддерживаться различные возможности целевого резервирования материалов: партиями (резерв и суперрезерв), по отдельным группам нозологий (например, только для онкологических больных), по отдельным категориям пациентов (договорники), и даже по отдельным пациентам (для пациента Х).
8. Необходимо поддерживать работу рецептурнопроизводственного отдела с возможностью автоматизированного списания с аптечного склада компонентов и постановки на учет в отделениях готовых лекарственных форм. Печать этикеток для готовых лекарственных форм.
9. Следует поддерживать функции размещения материалов по складским местам хранения с полной аналитикой по ним. Печать товарных (стеллажных) этикеток.
10. Печать всех необходимых документов сопровождающих движение аптечных материалов: приходных и расходных накладных, требований из подразделений, заявок, инвентаризационных описей, детализированных и агрегированных отчетов по движению за произвольный период.
11. Производить закрытие периодов для изменений.
12. Благодаря интеграции врачи должны получить возможность выполнять медикаментозные назначения на основании информации о наличии лекарств в своем отделении и на центральном складе аптеки.
13. Списание медсестрами лекарств на пациентов должно верифицироваться по назначениям врачей.
14. Требуется поддерживать возможность работы с аптекой из территориально удаленных подразделений (удаленные санатории, поликлиники, амбулатории и здравпункты), находящихся вне зоны действия локальной сети ЛПУ.
На основании вышеуказанных принципов ИЦМИ ИПС РАН была разработана и реализована подсистема учета движения аптечных материалов. Подсистема входит в интегрированную медицинскую информационную систему Интерин PROMIS.
В перспективах развития подсистемы - внедрение штрихового кодирования аптечных материалов и контроль по штрих-кодам правильности исполнения мед-
сестрами медикаментозных назначений; предоставление менеджерам ЛПУ дополнительных средств анализа движения материалов (OLAP-технологии).
МИС ИНТЕРИН PROMIS
Программное обеспечение (ПО) системы Интерин PROMIS унифицировано и может быть использовано в ЛПУ любого масштаба: от крупных медицинских центров - до отдельных больниц или поликлиник. Одновременно ПО Интерин PROMIS относится к категории заказного ПО. Это означает, что экземпляр системы Интерин PROMIS, в том числе и подсистема учета аптечных материалов, будут адаптированы к требованиям заказчика.
Более подробную информацию о системе Интерин PROMIS можно получить на сайте: http://www.interin.ru.
Имеющийся у специалистов ИПС РАН опыт внедрения позволяет производить последовательное поэтапное внедрение подсистемы и обучение персонала с возможностью получения управляющими всей аналитики доступной на текущем этапе внедрения.
Состав системы Интерин PROMIS для получения полной аналитики по аптечным материалам таков: ядро системы, приемное отделение, медстатистика, аптека, автоматизированные рабочие места старших, постовых и процедурных медсестер. В минимальной установке потребуется установить ядро системы и подсистему аптека, при этом аналитические возможности будут соответственно редуцированы.
Наш опыт внедрения автоматизированного учета аптечных материалов говорит о значительном экономическом эффекте, выражающемся в уменьшении оборота материалов и снижении потерь по срокам годности. Экономический эффект после внедрения системы достигает миллионов рублей в год для крупных ЛПУ, что практически в первый же год окупает затраты на внедрение системы.
АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПИТАНИЯ
Учет движения прочих материалов в системы Инте-рин PROMIS концептуально строится в том же ключе, что и для аптечных материалов.
Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
www.idmz.ru 2006, №4
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
Сформулируем основные концептуальные принципы автоматизации службы питания.
1. Детально в количественном и суммовом выражении прослеживается весь путь движения исходных материалов (продуктов) и изделий из них вплоть до их расходования на конкретного пациента (индивидуальное и заказное питание).
2. Предоставляется полная аналитика для продуктов по статьям расхода, по поставщикам и производителям.
3. Предоставляется полная аналитика по расходу продуктов: по отделениям, диетам, по группам нозологий (на основе классификатора диагнозов МКБ-10), по категориям пациентов (ОМС, договорные, сотрудники, пенсионеры и т.п.), по отдельным пациентам (заказное или индивидуальное питание).
4. Предоставляется полная информация по всем остаткам продуктов: на центральном складе продслужбы, в экспедиции, в столовых и буфетах, по материально-ответственным лицам.
5. На основании накапливаемых статистических данных формируются нормативы неснижаемых запасов по всей или части номенклатуры, а также заявки на закупку.
6. Ведется контроль продуктов по срокам годности. Материалы к списанию по требованиям выбираются автоматически из начатых партий, а новые партии выбираются по срокам годности.
7. Поддерживается работа производства (кухни и кондитерские цеха) с возможностью постановки на учет готовых изделий.
8. Печатаются все необходимых документы, сопровождающие движение материалов: приходные и расходные накладные, требования из отделений, заявки, инвентаризационные описи, детализированные и агрегированные отчеты по движению за произвольный период.
9. Производится закрытие периодов для изменений.
На основании вышеуказанных принципов ИЦМИ
ИПС РАН была разработана и реализована подсистема автоматизации службы питания. Подсистема состоит из трех независимых модулей: модуля «Диетпитание», модуля «Склады» и модуля «Бухгалтерия».
L \
В задачи модуля «Диетпитание» входит формирование произвольного числа рабочих меню (например, для пациентов и для персонала) на основе выверенных по справочникам эталонных меню. Меню может содержать как строгие, так и заказные диеты. Модуль позволяет непосредственно ввести заказ (ординаторские требования, заказные блюда) или получить заказ на лечебное питание из подсистемы движения пациента (определяет местонахождение пациента в отделении, палате интенсивной терапии и т.п.) и подсистемы назначений (определяет назначенную лечащим врачом диету). Модуль «Диетпитание» при формировании меню и требований на продукты может взаимодействовать с модулем «Склады», получая от него полную оперативную информацию о наличии продуктов на складе и их ценах. Это позволяет сформировать меню, удовлетворяющее наличным запасам продуктов на складе. Одновременно удовлетворяются экономические требования по лимитам себестоимости лечебного питания. Решается задача «пропускания» остатков тех, или иных продуктов, если в этом возникает необходимость. Возможны замены в меню, причем как отдельных блюд, так и отдельных продуктов. Заказ может оперативно уточняться в связи с плановым или внеплановым (фактическим) прибытием или выбытием пациентов. Пациент может быть снят или поставлен на любой прием пищи на любую диету или даже на отдельное блюдо. Дополнительные требования на продукты и сухой паек формируются автоматически на основе дополнительных заказов. Модуль ведет контроль за калорийностью и химическим составом блюд (белки, жиры, углеводы и микроэлементы) в разрезе диет, и возможно, по отдельным пациентам (заказное питание).
Модуль «Склады» решает обычные складские задачи учета движения материалов (продуктов питания). Все первичные документы, сопровождающие продукты поступают на склад и им обрабатываются, создавая оперативную фактографическую базу данных для модулей «Диетпитание» и «Бухгалтерия». Модулю «Диетпитание» предоставляются данные по остаткам и стоимости продуктов. Списание материалов осуществляется на основе требований, формируемых модулем «Диетпитание». Несмотря на то, что меню и приход на
Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
F4M
Ы.МЛЛ
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
склад в общем случае формируются на основе различной номенклатуры (справочников), к списанию продукты предлагаются автоматически с использованием механизма прецедентов.
Задача модуля «Бухгалтерия» - сформировать соответствующие проводки, аналитику и оборотно-сальдовую ведомость по всем аспектам движения материалов по продовольственному складу. Интеграция с модулем «Склады» позволяет снять с бухгалтеров задачи по вводу первичных складских документов по приходу и расходу. Бухгалтера продовольственной группы концентрируются на контроле первичных документов, введенных на складе, и проведению их в бухгалтерской части, а также на аналитике движения материалов. Модуль интегрируется с центральной бухгалтерией ЛПУ. В настоящее время завершена интеграция с бухгалтерией из «системы управления ПАРУС» на базе Oracle. Интеграции способствовала открытость бухгалтерии «системы управления ПАРУС» и общность технологической платформы системы Парус и системы Ин-терин - СУБД Oracle. Это позволяет в реальном режиме времени формировать в модуле «Бухгалтерия» копии документов из центральной бухгалтерии, связанных с расчетами с поставщиками и кассовыми ордерами от материально-ответственных лиц. Одновременно в центральную бухгалтерию передаются агрегированные данные по движению материалов в службе питания.
Высокая степень интеграции модулей автоматизации аптеки, службы питания и центральной бухгалтерии позволяет избежать дублирующего ввода данных и связанных с ним ошибок, и создает единое информационное пространство для решения задач управления и оптимизации потоков материалов в ЛПУ.
Ввод интегрированного учета движения продуктов питания улучшает информированность руководства
ЛПУ и предоставляет ему полные возможности управления себестоимостью питания пациентов.
Подсистема автоматизации службы питания входит в интегрированную медицинскую информационную систему Интерин PROMIS.
В перспективах развития подсистемы - интеграция с центральной бухгалтерией 1С и подключение к подсистеме кассовых аппаратов (ККМ).
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
В настоящее время подсистема учета материалов функционирует в Медицинском центре Банка России, в Центральной клинической больнице Российской Академии Наук, в Центральной клинической больнице №1 ОАО РЖД и внедряется еще в ряде крупных ЛПУ.
В МЦ БР объем базы данных по учету движения аптечных материалов за 5 лет составил более 2 млн. детальных записей по номенклатуре из 8 тыс. наименований и форм выпуска. В ЦКБ №1 ОАО РЖД система материального учета контролирует одновременно около 140 центров - затрат (складов, аптечек подразделений, кабинетов и лабораторий), в подсистеме ведут учет более 260 пользователей.
В настоящее время подсистема службы питания функционирует в Медицинском центре Банка России, в Клинической больнице № 83 Федерального медико-биологического агентства, в Центрально клинической больнице РАН и в Поликлинике № 3 Управления делами Президента РФ.
Описанные в статье подсистемы представлены в специализированных обзорах [1, 2]. Опыт эксплуатации подтверждает правильность принятой концепции материального учета интегрированного в лечебный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автоматизация учета в аптеке//«Учет в медицине». Прил. к ж-лу «Главбух», 2005. - №1.
2. Учет диетпитания и продуктов//«Учет в медицине». Прил. к ж-лу «Главбух», 2005. - №2.
3. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и
практика - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. Цгг