УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
© Сенюгина Ю.А.1
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Рассмотрены основополагающие элементы среды малого бизнеса, определено место и роль малого и среднего бизнеса в структуре предпринимательской среды.
Ключные слова: производство, малый бизнес, предпринимательство, предпринимательская среда, система.
В научной литературе обоснован научный подход, в соответствии с которым предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятия соответствующих конструктивных решений [2, с. 19], направленных либо устранения дисбаланса, либо на адаптацию к новым условиям [1, с. 137]. Только стабильная предпринимательская среда предполагает устойчивость экономики и бизнеса. Неустойчивость среды производственного предпринимательства резко сужает возможность получения прибыли и делает бизнес крайне рискованным.
Существует точка зрения, что всю предпринимательскую среду следует подразделять на две основные части: внутреннюю и внешнюю. Так, внутренней предпринимательской средой фирмы называются ситуационные факторы внутри самого предприятия. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не всегда и не все они могут контролироваться с помощью управленческих решений [7, с. 106]. К внутренним факторам относят: цели, структуру, технологию и персонал.
Под внешней предпринимательской средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от рода деятельности конкретной фирмы, но оказывающие, или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие принятия конкретных управленческих решений.
Выделяют следующие категории факторов внешней предпринимательской среды: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия [13, с. 252].
Факторы прямого воздействия - это макроэкономическое состояние экономики: уровень, структура предложения и спроса на товары; структура, избыток или недостаток рабочих мест; объёмы, структура доходов населения и фирм; размеры, доступность свободных финансовых средств, уровень
1 Магистрант Института экономики и управления.
дохода на инвестиционный капитал, структура спроса и предложения на финансовом рынке. К другим факторам прямого воздействия относят инфраструктуру бизнеса. Это - система институтов и их взаимосвязей, с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Рассматриваются также: производственная инфраструктура - транспортные средства, дороги, линии электропередач, связи и т.д. [4, с. 67]; рыночная инфраструктура - услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда т.д.) [8, с. 57]; финансовая инфраструктура - оказание финансовых услуг банками, кредитными, инвестиционными учреждениями, страховыми компаниями [6, с. 137]; информационная инфраструктура - система учреждений, оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной информации: консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы [12, с. 151]; кроме того, это - маркетинговые исследования, юридические услуги.
Факторы косвенного воздействия: это - политика государства, поскольку на условия ведения предпринимательской деятельности большое внимание оказывают изменения политической ситуации. Особенно важными являются также: налоговая, денежно-кредитная политика, политика поддержки предпринимательства и т.д.
Кроме того, имеются и другие разновидности предпринимательской среды. Рассмотрим основные их виды и формы. Например, социально -культурная среда и социальная инфраструктура. К социальной инфраструктуре относят систему образования, сложившиеся в экономике модели поведения хозяйствующих субъектов, образ жизни. Большую роль играют также нравственные и религиозные нормы, отношение населения к работе и т.д. Правовая среда также является важным фактором, обеспечивающим условия функционирования предпринимательской деятельности. Она включает в себя: законы, регулирующие предпринимательскую деятельность; процессуальные механизмы реализации законов; особенности неформальных, традиционных норм права; особенности юридического сопровождения бизнеса. В стране под воздействием истории становления правовой системы складывается специфическая модель правовой инфраструктуры бизнеса. Использование всех возможностей права, всего богатства свойственных ему средств воздействия - серьезный резерв обеспечения выполнения экономических решений.
Обязательными условиями эффективности правовой среды являются ее единство, взаимная согласованность входящих в нее законов, подзаконных актов всех уровней, судебной и арбитражной практики, деловых взаимосвязей и правил делового оборота, а также - бесприбыльность. Последнее предполагает, что действующие законы должны обеспечивать возможность решения любого возникающего на практике вопроса в соответствии с общими
положениями данной правовой системы. Кроме того, существует технологическая среда, которая отражает уровень научно-технического развития; а он, в свою очередь, воздействует на предпринимательство (информационное пространство, обработку данных и т.д.). Существующая физическая и географическая среда включает в себя параметры географического расположения бизнеса, особенности его доступа к природным и трудовым ресурсам региона.
Большое значение в системе предпринимательской среды придается малому и среднему бизнесу [5, с. 168]. Зависимость малого и среднего предприятия от внешней среды гораздо выше, чем у крупных предприятий, в силу ограниченности ресурсов. Внешняя среда малого и среднего предприятия - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, отношений и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого и среднего бизнеса. Такие элементы характеризуются рядом признаков, конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Разнообразные элементы внешней среды можно разделить на несколько групп: совокупность ключевых для малого бизнеса рынков: (ресурсных и сбытовых); важные (с точки зрения малого предприятия) рыночные институты (государственные и финансово-кредитные), а также агенты (крупный и средний бизнес); комплексы (блоки) общественных отношений: правовые, социокультурные и политические, выраженные соответственно в законодательстве и традициях; система поддержки малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Малый бизнес создает предпосылки для последующего развития малых предприятий в средние и крупные компании, способствует экономическому росту, косвенным образом стимулирует повышение эффективности производства крупных предприятий, осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса.
Список литературы:
1. Багаева М.П. Сколько стоит малый бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 342 с.
2. Гражданкина К.Л. Экономика малого предприятия. - М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2012. - 144 с.
3. Зайцева И.В., Попова М.В. Современные возможности интерактивных технологий обучения // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной педагогики. - 2012. - С. 50-55.
4. Кочерга Н.А., Попова М.В. Инновационные технологии будущего // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 67-69.
5. Савченко В.В., Попова М.В. Основные направления использования информационных технологий в современном образовательном процессе // Наука. Инновации. Технологии. - 2012. - № 2. - С. 168-174.
6. Чернобай Н.Б. Аграрный менеджмент в системе управления сельскохозяйственными кооперативами // Вестник АПК Ставрополья. - 2011. -№ 3 (3). - С. 136-139.
7. Чернобай Н.Б. О проблемах управленческой деятельности в производственных кооперативах // В сборнике: Модели управления производством и совершенствование информационных технологий. - 2010. - С. 106-108.
8. Чернобай Н.Б. Основные типы предпринимательской деятельности в системе агробизнеса // В сборнике: Экономика современной России: теоретические и методологические подходы к решению актуальных проблем развития 68-я ежегодная научно-практическая конференция. - 2004. - С. 57-61.
9. Чернобай Н.Б. Управленческие аспекты формирования и регулирования аграрного рынка // Проблемы современной экономики (Новосибирск). -2015. - № 25. - С. 90-94.
10. Шуваев А.В. Использование информационных систем и технологий региональном комплексе // Перспективы развития информационных технологий. - 2015. - № 23. - С. 81-85.
11. Шуваев А.В. Концепция занятости молодежи на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - № 3.
12. Шуваев А.В. Научный подход к определению эффективности аграрного производства // Наука и современность. - 2015. - № 37-2. - С. 151-154.
13. Шуваев А.В. Управление рынком труда в экономическом пространстве региона // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 251-255.