3. Kolobova A.I. Organizatsiya proizvod-stva na predpriyatiyakh APK: uchebnoe posobie. — Barnaul: Izd-vo AGAU. — 2008. — 397 s.
4. Kundius V.A. Klasternyy podkhod v re-alizatsii strategii innovatsionnogo razvitiya APK regiona // Ekonomika regiona. — 2011. — № 4. — S. 117-133.
5. Oganovskaya A.V. Osobennosti strate-gicheskogo planirovaniya v agropromyshlen-nom komplekse // Vektor nauki TGU. Seri-ya: Ekonomika i upravlenie. — 2014. — № 3 (18). — S. 46-50
6. Rodionova N.K., Kolomeytseva M.A. Razvitie APK Rossii v usloviyakh vstupleniya v VTO // Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk. — 2012. — № 24-2. — S. 177-183.
7. Tkachev S.I., Vasil'eva E.V., Petro-va I.V., Kazakova L.V. Stimulirovanie razvitiya regional'noy agrarnoy ekonomiki na osnove importozameshcheniya // Agrarnyy nauch-nyy zhurnal. — 2016. — № 7. — S. 93-100.
8. Federal'nyy Zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 28.06.2014 № 172-FZ [Elektronnyy resurs] URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/ strategia-dok.html (data obrashcheniya 20.11.2015).
+ + +
УДК 631.16:158.148.237.132.6
И.В. Ковалева I.V. Kovaleva
УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ В ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
MANAGEMENT OF LOGISTIC TRANSPORT STREAMS IN BRANCH ECONOMY OF A REGION
-V-
Ключевые слова: логистика, транспорт, управление, перевозки, отрасль.
Рассматриваются вопросы развития транспортной логистики по секторам экономики на примере Алтайского края; направлений развития грузовых перевозок железнодорожным транспортом, как основного вида транспорта; основные показатели в части физического объема грузоперевозок за текущий период времени; анализируется эффективность внедрения логистической системы «В^о-С», предполагающей использование принципа «одного окна» и позволяющей транспортной компании предлагать коммерческие варианты транспортировки груза, заключать единый договор, исключающий дублирование функций более мелкими структурными подразделениями, упрощать систему оплаты.
Keywords: logistics, transport, management, shipment, industry.
The issues of transport logistics development in the sectors of economy are discussed using the example of the Altai Region; the directions of development of freight transport by rail as the main means of transport; main indicators in terms of cargo volume for the current period; the effectiveness of the logistic system "B-to-C" is analyzed; the system uses the principle of "one window" and enables transport companies to offer commercial transportation options, negotiate a single contract eliminating duplication of functions of smaller structural units, to simplify the payment system.
Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., зав. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected].
Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected].
Введение
Развитие отраслей экономики региона сопряжено с межотраслевыми связями, определяющими уровень экономического роста, интеграционные процессы и в целом эффективность функционирования региона. Большую роль при этом играют логистиче-
ские процессы, а именно, транспортная логистика.
Основная часть
Транспортная логистика в Алтайском крае представлена автомобильным, железнодорожным, воздушным и водными видами транспорта. Преобладающими по объ-
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 10 (144), 2016
157
емам перевозок являются железнодорожный и автомобильный виды, на их долю приходится более 80% грузовых перевозок [1, 7]. В Алтайском крае более 40 грузовых станций. Только за текущий период 2016 г. в крае перевезено более 3,5 млн т, что составляет 103,2% к аналогичному уровню 2015 г. [2].
В структуре перевозок преобладает кокс (47%), сельскохозяйственная продукция занимает в структуре перевозок 20% (рис. 1).
Наблюдается тенденция увеличения грузоперевозок в 2016 г. (табл.).
В структуре перевозок продукция сельского хозяйства занимает небольшой удельный вес: зерно и молочная продукция занимает 2,3% и 8,4%, соответственно (2015 г.).
С целью повышения эффективности управления логистическими транспортными потоками целесообразно внедрение системы «B-to-C», которая предполагает исключение неэффективных операций с целью оптимизации времени на оформление заказа и доставки груза потребителю [3, 6-8].
Рис. 1. Объем логистических транспортных потоков в Алтайском крае,, 2015 г. [1, 2]
Таблица
Грузовые перевозки. Погрузка в Алтайском крае, тыс. т [1]
Наименование груза 2014 г. 2015 г. 2014 г. к 2015 г., % 2015 г. (6 мес.) 2016 г. (6 мес.) 2016 г. к 2015 г., %
Общий объем перевозок, в т.ч.: 9036 8571 94,8 3364 3472 103,2
Кокс 4188 4111 98,2 1700 1626 95,7
Руда цветная 145 129 89,4 58 49 83,6
Лом черных металлов 365 306 83,8 104 99 95,1
Удобрения для АПК 81 72 89,0 27 23 84,0
Химикаты 273 270 98,9 110 97 88,4
Строительные грузы 328 262 79,7 72 75 104,9
Промсырье 706 752 106,5 299 304 101,8
Цемент 190 178 94,1 73 59 81,3
Лесные грузы 350 380 108,4 133 172 129,3
Продовольственные товары 146 131 89,8 48 62 129,8
Зерно 378 205 54,2 66 149 226,0
Молочная продукция 877 724 82,6 282 312 110,6
Комбикорма 297 320 107,8 118 132 112,0
Жмыхи 119 159 133,1 63 52 83,0
Контейнеры 107 91 85,2 31 53 171,8
Прочие грузы 486 481 99,0 152 206 135,5
БЫЛО
СТАЛО
Устав
Свидетельства
Унификация договоров и соглашений, заключаемых ТЦФТО
Лицензии
Бух. отчетность
Прочее
Всего 14 документов
БЫЛО
ЕПУ от 16.11.2013 г. -78 статей,
по большинству из которых могут быть заключены отдельные договоры
Всего 4 документа:
Устав Выписка из ЕГРЮЛ
Документы, подтверждающие полномочия на подписание соглашения Сведения о бенефициарах
СТАЛО
Единый договор
Рис. 2. Схема управления доставкой грузов [6, 8]
Использование принципа «одного окна» позволяет транспортной компании предлагать коммерческие варианты транспортировки груза, заключать единый договор, исключающий дублирование функций более мелкими структурными подразделениями, упрощает систему оплаты. На рисунке 2 приведена схема работы ОАО «РЖД» в Алтайском крае.
Упрощение процедуры заключения договоров в условиях реализации системы «В^о-С» позволило оптимизировать пакет документов (вместо 14 предлагается 4 документа), что нашло отражение в увеличении объема перевозок по итогам 1-го полугодия 2016 г.
Выводы
Управление логистическими транспортными потоками в отраслевой экономике играет огромную роль в эффективности функционирования региональной экономики в целом. Возрастающее значение грузоперевозок для АПК региона, а именно, перевозки железнодорожным транспортом, диктует необходимость клиентоориентиро-ванности в принципах работы транспортных компаний региона.
Библиографический список
1. Материалы к транспортному координационному совету в Алтайском крае
(15.06.2016 г.) http://www.gks.ru (12.09.2016).
2. http://smb.economy.gov.ru/politics/ strategical/program(25.08.2016).
3. http://stra.teg.ru/lenta/innovation (29.09.201б).
4. Гайдаенко А.А., Гайдаенко О.В. Логистика: учебник для вузов. — 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. — 484 с.
5. Федоров Л.С., Персианов В.А., Му-хаметдинов И.Б. Общий курс транспортной логистики: учеб. пособие / ред. Л.С. Федоров. — М.: КНОРУС, 2011. — 312 с.
6. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для вузов. — 19-е изд. — М.: Дашков и К", 2011. — 484 с.
7. Секерин В.Д. Логистика: учеб. пособие для вузов. — М.: КНОРУС, 2011. — 240 с.
8. Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Логистика: метод. пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2011. — 59 с.
References
1. Materialy k transportnomu koordi-natsionnomu sovetu v Altayskom krae (15.06.2016) http://www.gks.ru (data obrashcheniya 12.09.2016).
2. http://smb.economy.gov.ru/politics/s trategical/program (data obrashcheniya 25.08.2016).
3. http://stra.teg.ru/lenta/innovation (data obrashcheniya 29.09.2016).
4. Gaydaenko A.A., Gaydaenko O.V. Logistika: uchebnik dlya vuzov. — 3-e izd., ster. — M.: KNORUS, 2011. — 484 s.
5. Fedorov L.S., Persianov V.A., Mukha-metdinov I.B. Obshchiy kurs transportnoy logistiki: uchebnoe posobie; red. L.S. Fedo-rov. — M.: KNORUS, 2011. — 312 s.
6. Gadzhinskiy A.M. Logistika: uchebnik dlya vuzov. — 19-e izd. — M.: Dashkov i K, 2011. — 484 s.
7. Sekerin V.D. Logistika: uchebnoe posobie dlya vuzov. — M.: KNORUS, 2011. — 240 s.
8. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V. Logistika: metodicheskoe posobie; AGAU. — Barnaul: Izd-vo AGAU, 2011. — 59 s.
+ + +
УДК 332.1 Д.В. Рожкова, И.В. Ковалева, П.А. Рожков
D.V. Rozhkova, I.V. Kovaleva, P.A. Rozhkov
РОЛЬ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
THE ROLE OF WAREHOUSE LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN THE DEVELOPMENT OF AGRI-FOOD MARKET (CASE STUDY OF THE ALTAI REGION)
-V--
Ключевые слова: логистика, складская логистика, логистика складирования, склад, хранилище, инфраструктура, агропродовольственный рынок, продовольствие, логистический комплекс, обеспеченность.
Рассматривается роль складской логистической инфраструктуры в развитии агропродовольствен-ного рынка, а также влияние складской обеспеченности на агропромышленную деятельность в регионе. Произведен теоретический обзор сущности и задач складской инфраструктуры на агро-продовольственном рынке. Дана авторская трактовка понятия «складская логистика». Проанализированы обеспеченность складскими площадями, состояние имеющихся собственных складов и хранилищ, используемых сельскохозяйственными производителями в Алтайском крае. Выявлено, что недостаточная складская обеспеченность является фактором, сдерживающим развитие регионального агропродовольственного рынка.
Keywords: logistics, warehouse logistics, logistics of warehousing, warehouse, storage, infrastructure, agricultural market, food, logistics complex, availability.
The role of logistics infrastructure in the development of agri-food market and the impact of warehouse availability on the agricultural activities in the Region are discussed. Theoretical overview of the nature and objectives of warehouse infrastructure for agri-food market is presented. The authors' concept of "warehouse logistics" is discussed. The availability of warehouse space, the condition of the existing private warehouses and storage facilities used by agricultural producers in the Altai Region are analyzed. It is concluded that insufficient warehouse availability is a constraint to the development of the regional food market.
Рожкова Дарья Викторовна, к.э.н., ст. преп., каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected]. Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., зав. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected]. Рожков Павел Александрович, магистрант, каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected].
Rozhkova Darya Viktorovna, Cand. Econ. Sci., Asst. Prof., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected].
Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected].
Rozhkov Pavel Aleksandrovich, master's degree student, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail:
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 10 (144), 2016
160