Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК'

УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риск / логистическая система / цепочка поставок / управление / оценка риска / эффективность / risk / logistics system / supply chain / management / risk assessment / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Н. Власенко

Исследование посвящено раскрытию сущности логистического риска, изучению основных рисков бизнес-процессов в мировом масштабе. В работе проведен анализ методов управления рисками в цепях поставок и представлен интегрированный подходу к оценке риска на основе количественных и качественных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.Н. Власенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAIN LOGISTICS RISK MANAGEMENT

The study is devoted to the disclosure of the essence of logistical risk, the study of the main risks of business processes on a global scale. The paper analyzes risk management methods in supply chains and presents an integrated approach to risk assessment based on quantitative and qualitative indicators.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК»

УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК М.Н. Власенко, канд. экон. наук, старший преподаватель

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-126-130

Аннотация. Исследование посвящено раскрытию сущности логистического риска, изучению основных рисков бизнес-процессов в мировом масштабе. В работе проведен анализ методов управления рисками в цепях поставок и представлен интегрированный подходу к оценке риска на основе количественных и качественных показателей.

Ключевые слова: риск, логистическая система, цепочка поставок, управление, оценка риска, эффективность.

Понятие риск очень обширно: с точки зрения словарного подхода термин трактуется как возможная опасность, действие наудачу в надежде на счастливый исход» [3]; как экономическая единица риск - это ущерб, вероятностное наступление которого может произойти при осуществлении определенных решений; с точки зрения статистической оценки риск - это математическое ожидание функции потерь в результате выбранного решения [1]. Риск, это не всегда ущерб или отрицательный итог в процессе деятельности объекта, риск может привести и к положительному результирующему эффекту.

В логистической системе под риском будем понимать неблагоприятный исход, заключающийся в отклонении фактических параметров логистических потоков от запланированных в процессе осуществления логистической деятельности.

Логистические риски многообразны и для принятия действенных методов управления их следует разделить на категории в зависимости от признака классификации. Выделяют внешние и внутренние, постоянные и временные, страхуемые и не поддающиеся страхованию риски, риски систематические и специфические. Это могут быть риски как отдельно взятого звена логистической системы (риски планирова-

ния, риски транспортировки, риски хранения, риски взаимодействия с поставщиками) так и риски логистической системы в целом. По степени влияние шкала логистических рисков начинается с нулевых, минимальных, допустимых и завершается критическими и катастрофическими. По результатам логистической деятельности системы выделяют риски коммерческие, технические, экологические, риски потери имущества и другие.

Согласно исследованиям страховой компании Allianz [5] топ бизнес-рисков в мире 1 место занимают кибер-инциденты, такие как киберпреступность, сбои ИТ, утечки данных. Второе место с разницей в 2 процентных пункта (42%) отводится категории риска прерывания бизнеса, в том числе нарушения цепочки поставок. Замыкает тройку с большим отставанием (25%) это риски стихийных бедствий. В топ 10 бизнес рисков также вошли риски пандемии, экономических санкций, климатических изменений, риски развития рынка (конкуренция, слияние, поглощение, стагнация рынка), нехватка квалифицированной рабочей силы и макроэкономические изменения (кредитно-денежная политика, рост инфляции, изменения цен на сырье) (рис. 1).

Рис. 1. Глобальные бизнес-риски на 2022 год*

* Основано на мнении 2650 экспертов по управлению рисками из 89 стран и территорий (% ответов). Цифры не дают в сумме 100%, так как можно было выбрать до трех рисков

Глобальное исследование «Доверие к цифровым технологиям 2022» тоже свидетельствует о росте интереса к кибербез-опасности (рис. 2). Компании во всем мире

отдают отчет в том, что риски растут, а значит, следует пересматривать бюджет на обеспечение кибербезопасности.

Рис. 2. Ответ на вопрос «Как изменится Ваш бюджет на обеспечение кибербезопасности в

2022 году» [4]

10-летний анализ глобальных рисков показал, что категория В1 (остановка бизнеса, в том числе из-за нарушения цепочек поставок) в период с 2013 по 2022 год за-

нимала лидирующее место, лишь в 2020 и 2022 годах уступив первое место категории кибер-рискам (рис. 3).

50 40 30 20 10

Развитие риска BI с течением времени

46 46

43

42

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рис. 3. Динамика развития риска BI в период 2013-2022 гг.

2022

Ответы респондентов о причинах остановки бизнес-процессов (рис. 4) показали, что наиболее значимой причиной в 2022 году является кибер опасность (52%), при-

родные катастрофы и пандемия соответственно 36% и 35% и транспортные сбои 30% [6].

Рис. 4. Основные причины остановки бизнес-процессов*

*Цифры представляют процент ответов всех участников, которые ответили (1118). Цифры не дают в сумме 100%, так как можно было выбрать до трех рисков

0

На функционирование цепочки поставок действует и санкционное давление в мире. Сейчас наблюдается ограничения по пропускной способности транспортных мощностей, рост цен на топливо, дисбаланс спроса и предложения, разрыв в бизнес-процессах, макроэкономическая нестабильность, валютные риски и т.д. Восстановление работы всех логистических звеньев цепи потребует много временных и финансовым ресурсов.

Стоит отметить, что логистические риски имеют в основном отрицательный исход, который оказывает сильное влияние на устойчивость и эффективность экономической системы, что подчеркивает значимость инструментов управления системой в целом.

К основным методам управления рисками в логистической системе относятся [2]:

1. Метод уклонения от рисков - сущность заключается в отказе от действий, которые могут привести к наступлению риска. Одним из инструментариев этого метода является проверка партнеров по бизнесу и условий заключения сделки (соблюдение правила 5 «си»: character (характер), capacity (финансовые возможности), capital (имущество), collateral (обеспечение), conditions (общие условия).

2. Метод локализации (трудоемкий метод) - выделение из логистической системы наиболее опасного звена с целью осуществления точечного контроля для минимизации (избежания) риска.

3. Диверсификация - распределения средств в разных сферах (потери в одном направление компенсируются за счет успехов в других).

4. Диссипация - распределение общего риска путем объединения с другими

участниками, связанными в процессе управления логистическими потоками.

5. Метод лимитирования - разработка и установка соответствующих лимитных ограничителей (верхний/нижний пороги), например, ограничение доли логистических затрат на отдельную категорию.

6. Страхование - передача риска за определенное вознаграждение.

Для определения эффективности методов управления логистическими рисками используются количественные и качественные оценки. Качественный подход к оценке дает понимание источников, факторов и вида риска, количественная оценка

- измеряет величину риска логистической системы или ее части. К основным методам количественной оценки относятся:

- статистические методы (расчет дисперсии, математического ожидания, коэффициента вариации, регрессии, многофакторные модели);

- экспертный метод (оценка риска аудиторами, экспертами). Недостатком служит субъективное мнение специалиста.

Библиографический список

1. Аникин Б.А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Управление цепями поставок: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной. - М.: Проспект, 2015. - 2016 с.

2. Баранова, Л.А. Теоретические и методологические основы управления логистическими рисками фирмы / Молодой ученый. - 2021. - №6 (348). - С. 321-322.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр.

- М.: Изд-во АСТ: Мир и Образование, 2020. - 736 с.

4. Глобальное исследование. Доверие к цифровым технологиям - 2022. - PwC. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/assets/DTI-2022.pdf (дата обращения 31.03.2022)

5. Allianz Risk Barometer, Report January 2022. - [Электронный ресурс] 2022. - Режим доступа: https://www.agcs.allianz.com/news-and-insights/reports/allianz-risk-barometer.html (дата обращения 31.03.2022)

6. Allianz Risk Barometer 2022 - Rank 2: Business interruption Expert risk article January 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agcs.allianz.com/news-and-insights/expert-risk-articles/allianz-risk-barometer-2022-business-interruption.html (дата обращения 31.03.2022)

- расчет точки безубыточности;

- метод аналогии (сравнение с уже известным аналогичным процессом);

- «дерево решений» (графическое построение различных ситуаций/вариантов);

- анализ чувствительности (исследование функции итоговых финансово-экономических результатов от заданных параметров).

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что логистические риски - это широкая категория рисков, которые могут возникать в отдельных звеньях логистической цепи и иметь свои особенности и специфику. В условиях неопределенности устойчивость и эффективность функционирования логистической системы будет зависеть от верно подобранных инструментов управления рисками и более точной оценки его уровня. Верные шаги в управлении рисками сделают систему более прозрачной и гибкой к изменяющимся внешним условиям.

- Экономицеские HayKU-

SUPPLY CHAIN LOGISTICS RISK MANAGEMENT

M.N. Vlasenko, Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer St. Petersburg State Technological Institute (Technical University) (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The study is devoted to the disclosure of the essence of logistical risk, the study of the main risks of business processes on a global scale. The paper analyzes risk management methods in supply chains and presents an integrated approach to risk assessment based on quantitative and qualitative indicators.

Keywords: risk, logistics system, supply chain, management, risk assessment, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.