Научная статья на тему 'Управление ликвидностью'

Управление ликвидностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5909
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДНОСТЬ / LIQUIDITY / ПОКАЗАТЕЛИ И КОЭФФИЦИЕНТЫ ЛИКВИДНОСТИ КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / PERFORMANCE AND LIQUIDITY RATIOS ACCOUNTS PAYABLE / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS RECEIVABLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Кристина Андреевна, Помелов Дмитрий Валериевич

Ликвидность важнейший показатель, характеризующий финансовое положение организации, означающий достаточность у него ликвидных активов для погашения в случае необходимости своих обязательств перед кредиторами. Достижение определенных количественных параметров показателей ликвидности позволяет создать условия для своевременного привлечения дополнительных средств и кредитов банков, убедить учредителей в гибкости использования собственных средств компании.Поэтому управление ликвидностью является актуальной задачей для большинства предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIQUIDITY MANAGEMENT

Liquidity a key measure of the financial position of the organization, indicating the adequacy of his liquid assets to pay off, if necessary, their obligations to creditors. The achievement of certain quantitative parameters of liquidity allows you to create conditions for the timely raise additional funds and bank loans, to convince the founders of flexibility in the use of its own funds kompanii.Poetomu liquidity management is a challenge for most businesses.

Текст научной работы на тему «Управление ликвидностью»

УДК 338.24.01

УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ

© 2014

К.А. Тимофеева, экономист

ООО «Восторг», Тольятти (Россия)

Д.В. Помелов, начальник отдела ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти (Россия)

Аннотация: Ликвидность - важнейший показатель, характеризующий финансовое положение организации, означающий достаточность у него ликвидных активов для погашения в случае необходимости своих обязательств перед кредиторами. Достижение определенных количественных параметров показателей ликвидности позволяет создать условия для своевременного привлечения дополнительных средств и кредитов банков, убедить учредителей в гибкости использования собственных средств компании.Поэтому управление ликвидностью является актуальной задачей для большинства предприятий.

Ключевые слова: ликвидность, показатели и коэффициенты ликвидности кредиторская задолженность, дебиторская задолженность.

Ликвидность - важнейший показатель, характеризующий финансовое положение организации, означающий достаточность у него ликвидных активов для погашения в случае необходимости своих обязательств перед кредиторами. На ее изменение влияет вся совокупность экономических условий: объемы, структура и эффективность применяемых ресурсов, техническое, технологическое оснащение, цены и затраты, качество, конкурентоспособность производимой продукции. Достижение определенных количественных параметров показателей ликвидности позволяет создать условия для своевременного привлечения дополнительных средств и кредитов банков, убедить учредителей в гибкости использования собственных средств компании.Изучение, анализ и финансовое регулирование показателей ликвидности в настоящее время очень необходимо для предприятий, так как существуют такие предприятия, которые экономически не развиты и не платежеспособны, не эффективно работают, не эффективно используют свою полученную прибыль, не эффективно вкладывают свои денежные средства. Данная проблема для нынешних предприятий в период нестабильного экономического состояния особенно актуальна, существенна и важна[1, с.80].

Результаты анализа ликвидности позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

В экономической литературе дается несколько понятий ликвидности.

И так одно из них звучит следующим образом, что ликвидность- это подвижность, мобильность активов предприятий, фирм или банков в капиталистических странах, обеспечивающая фактическую возможность (способность) бесперебойно оплачивать в срок все их обязательства и предъявляемые к ним законные денежные требования.По мнению других авторов, ликвидность- экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными поцене [2, с.115].

Так или иначе, ликвидность- это способность материальных ценностей быстро и без проблем превращаться в денежные средства, денежные активы для погашения долгов, проведения оплаты, сделок или для собственных нужд. При этом ликвидные материальные ценности сохраняют свой номинал стоимости.

Существует несколько степеней ликвидности определения возможностей управления предприятия, а значит, устойчивость всего проекта. Так, недостаточная ликвидность, как правило, означает, что предприятие не в состоянии воспользоваться преимуществами скидок и возникающими выгодными коммерческими возможностями. На этом уровне недостаток ликвидности означает, что нет свободы выбора, и это ограничивает свободу действий руководства. Более значительный недостаток ликвидности приводит к тому, что предприятие не способно оплатить свои текущие долги и обязательства. В результате - интенсивная продажа долгосрочных вложе-

ний и активов, а в самом худшем случае - неплатежеспособность и банкротство[3, с.193].

Для собственников предприятия недостаточная ликвидность может означать уменьшение прибыльности, потерю контроля и частичную или полную потерю вложений капитала. Для кредиторов недостаточная ликвидность у должника может означать задержку в уплате процентов и основной суммы долга или частичную либо полную потерю ссуженных средств. Текущее состояние ликвидности компании может повлиять также на ее отношения с клиентами и поставщиками товаров и услуг. Такое изменение может выразиться в неспособности данного предприятия выполнить условия контрактов и привести к потере связей с поставщиками. Вот почему ликвидности придается такое большое значение [4, с.35].

Табл.1 - Виды ликвидности активов

Код актива Вид активов Характеристика активов

А1 Наиболее ликвидные активы Суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. К этой группе относятся также те краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), которые можно приравнять к деньгам. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения.

А2 Быстрореализуемые активы Активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, прочие оборотные активы.

А3 Медленно ре-ализу-емые активы Срок привлечения к работам 22 дня. Статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.

А4 Труднореализуемые активы Статьи раздела I актива баланса - внеоборотные активы. Активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода.

Если предприятие не может погасить свои текущие обязательства по мере того, как наступает срок их оплаты, его дальнейшее существование ставится под сомнение, и это отодвигает все остальные показатели деятельности на второй план. Иными словами, недостатки фи-

нансового управления проектом приведут к возникновению риска приостановки и даже его разрушения, т.е. к потере средств инвестора.

Ликвидность характеризует соотношение различных статей текущих (оборотных) активов и пассивов фирмы и, таким образом, наличие свободных (не связанных текущими выплатами) ликвидных ресурсов.

В зависимости от степени ликвидности, т. е от скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группысм. табл. 1

Первые три группы активов (наиболее ликвидные активы, быстрореализуемые и медленно реализуемые активы) в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам фирмы. Текущие активы более ликвидны, чем остальное имущество фирмы. Пассивы баланса группируются по степени срочности оплаты см. табл. 2. Табл. 2 - Ликвидность пассивов

Код актива Вид активов Характеристика активов

П1 Наиболее срочные обязательства кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок.

112 Краткосрочные пассивы краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

П3 Долгосрочные пассивы долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы (статьи V раздела баланса «Долгосрочные пассивы»). Долгосрочные кредиты и заемные средства, а так же доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.

П4 Постоянные пассивы (статьи IV раздела баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи VI раздела баланса, не вошедшие в предыдущие группы:»Доходы будущих периодов», «Фонды потребления» и «Резервы предстоящих расходов и платежей»)

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов. Идеальным считает ликвидность, при которой выполняются следующие условия:

А1>П1 А2>П2 А3>П3 А4 < П4.

При этом следует учитывать риск недостаточной ликвидности, когда недостаёт высоколиквидных средств для погашения обязательств, и риск излишней ликвидности, когда из-за избытка высоколиквидных активов, которые являются низкодоходными, происходит потеря прибыли для организации [5, с.33].

Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.

Показатели ликвидности применяются для оценки способности фирмы выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление не только о платёжеспособности фирмы на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий [6, с. 60;7-11 ].

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую ликвидность и показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущими

активами, т.е. сколько денежных единиц текущих активов приходится на 1 денежную единицу текущих обязательств. Если соотношение меньше чем 1: 1, то текущие обязательства превышают текущие активы.

Коэффициент быстрой ликвидности (строгой ликвидности) является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какую часть можно погасить текущими активами за минусом запасов. Он помогает оценить возможность погашения фирмой краткосрочных обязательств в случае ее критическою положения, когда не будет возможности продать запасы [12, с.226].

Значение этого показателя рекомендуется в пределах от 0,8 до 1,0 (в розничной торговле этот коэффициент может снижаться до 0,4 - 0,5), но может быть чрезвычайно высоким из-за неоправданною роста дебиторской задолженности.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам. Этот коэффициент является наиболее жестким критерием платежеспособности и показывает, какую часть краткосрочной задолженности фирма может погасить в ближайшее время. Величина ею должна быть не ниже 0,2.Эти коэффициенты находятся по формулам см. таблицу 3.

Табл. 3 - Коэффициенты ликвидности

Показатель Формула

Текущая ликвидность Оборотные активы\ Краткосрочные долговые обязательства; (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

Быстрая ликвидность (Оборотные активы-Запасы)\ Краткосрочные пассивы; (А1 + А2) / (П1 + П2)

Абсолютная ликвидность Денежные средства\ Краткосрочные пассивы; А1 / (П1 + П2)

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом рекомендуется использовать общий показатель ликвидности баланса предприятия, который показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Общий показатель ликвидности баланса определяется по формуле(1):

Кол =( А1 +0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+0,3П3) (1) Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.В ходе анализа ликвидности баланса каждый из рассмотренных коэффициентов ликвидности рассчитывается на начало и конец отчетного периода. Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения).

Ликвидность предприятия - это степень возможности досрочного или просто ускоренного погашения его задолженностей. Проще говоря, если предприятие(фирма) на своё развитие взяла кредит на некую сумму (а сумма эта, как правило, маленькой не бывает), то её ликвидность тем выше, чем скорее она может в случае надобности выплатить этот кредит. Это является своеобразным показателем финансовой стабильности предприятия. Если говорить обобщённо, то измеряется эта степень путём деления имеющихся в распоряжении фирмы средств на общую сумму долгов. Если она менее 0,2, показатель этот крайне низкий. Высокие показатели помогут фирме «выжить» в период кризиса или просто во время финансовой нестабильности. Низкие же гарантируют банкротство практически при любом форс-мажоре. Тогда компания не продержится и нескольких месяцев.

Почему ещё так важно повышение ликвидности предприятия? Вопрос здесь не только в том, как долго сможет выдержать организация в непредвиденных кризисных условиях. Уровень её ликвидности - это один из показателей, важных для потенциальных партнёров. Выгодное партнёрство важно для любого предприятия (фирмы), но если она в перспективе может быть объявлена банкротом, лица, которые могут предложить длительное и плодотворное сотрудничество, в большинстве случаев будут проходить мимо. То же касается и инвесторов - мало кто заинтересуется предприятием с малой ликвидностью, разве что какие-либо другие показатели будут внушать серьёзное доверие. А ведь многие организации могут успешно существовать лишь с помощью инвестиций. Поэтому повышение ликвидности предприятия крайне важно для владельца. Сделать это можно путём комплексных решений, направленных на улучшение финансового состояния фирмы и уменьшения задолженностей. Основные меры, путём которых можно обеспечить повышение ликвидности, таковы:

- максимально возможное уменьшение стоимости дебиторской задолженности;

- увеличение прибыли;

- оптимизация структуры капитала предприятия;

- уменьшение стоимости материальных активов.

Отдельный вопрос, как этого добиться. Достигнуть

этого можно, анализируя активы для их более рационального распределения, планируя всю финансовую деятельность предприятия и, помимо планирования, ещё и соблюдения сроков данных планов. Что касается финансовой стабилизации, здесь нужен очень грамотный подход, направленный на уменьшение ежемесячных расходов. Нежелательно делать это за счёт заработной платы работников. Можно найти очень много иных пунктов, на которых организация имеет возможность сэкономить. Повышение ликвидности предприятия также можно обеспечить рефинансированием дебиторской задолженности и ускорением её оборотов.

Таким образом, можно увеличить сумму финансовых активов. С помощью установления нормативов, регулирующих запасы предприятия, проводится оптимизация материальных или товарных ценностей. Проведение технико-экономических расчётов также поможет в оптимизации. Увеличив объёмы реализуемой продукции, можно рассчитывать на скорое повышение ликвидности предприятия. Активно применяя имеющиеся в наличии средства, фирма может добиться роста уровня доходности и размера получаемой прибыли. Расширение границ рынка сбыта также поможет в увеличении ликвидности и платежеспособности фирмы. Ещё один важный аспект - повышение производительности труда рабочего персонала за счёт более жёстких рамок, более высоких требований и штрафов за нарушение.

Одним из самых важных показателей эффективности деятельности предприятия является ликвидность. Результаты анализа ликвидности предприятиякредито-ров. Так как именно анализ ликвидности лучше всего позволяет оценить способность предприятия оплатить эти обязательства.

Для собственников предприятия недостаточная ликвидность может означать уменьшение прибыльности, по-

терю контроля и частичную или полную потерю вложений капитала. Для кредиторов недостаточная ликвидность у должника означает задержку в уплате процентов и основной суммы долга, или частичную, либо полную потерю ссуженных средств. Состояние недостаточной ликвидности предприятия может повлиять на отношения с клиентами и поставщиками. Это может выразиться в неспособности данного предприятия выполнить условия контрактов и привести к потере связей с поставщиками. Именно поэтому ликвидности придается такое большое значение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности // М: ИНФРА-М, 2007. 180с.

2. Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предприятия // М.ЮНИ-ГЛОБ, 2010г. 215 с.

3. Курилов К.Ю. Анализ деятельности предприятия с учетом влияния цикличности // Инновационное развитие экономики. 2013. № 6 (17). С. 191-195.

4. Курилова А.А. Экономические процессы внутреннего контроля как элемента финансового механизма управления на предприятии автомобильной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 34-37.

5. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Организация системы внутреннего аудита на предприятиях автомобильной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 32-34.

6. Иванов Д.Ю. Экономико-математическая модель системы материального стимулирования работников предприятия специального машиностроения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2010. № 3. С. 54-62.

7. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 48-50.

8. Кручинина Н.В. Амортизация как стимулирующий механизм развития природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 159-163.

9. Кара А.Н. Современные тенденции социально-экономического развития Самарской области // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 4 (30). С. 21-25.

10. Ярыгина Н.С. Определение стратегических целей финансовой деятельности автомобильной корпорации с учетом интересов стейкхолдеров // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 21. С. 49-54.

11. Абдюкова Э.И. Факторные модели как инструмент для оптимизации спроса по кредитно-депозитным операциям банка // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 217-222.

12. Курилова А.А. Формирование системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 224-228.

© 2014

LIQUIDITY MANAGEMENT

K.A. Timofeeva economist LLC "Vostorg", Togliatti (Russia) D.V. Pomelov, Head of Department OAO "AvtoVAZ", Togliatti (Russia)

Annotation: Liquidity - a key measure of the financial position of the organization, indicating the adequacy of his liquid assets to pay off, if necessary, their obligations to creditors. The achievement of certain quantitative parameters of liquidity allows you to create conditions for the timely raise additional funds and bank loans, to convince the founders of flexibility in the use of its own funds kompanii.Poetomu liquidity management is a challenge for most businesses.

Keywords: liquidity, performance and liquidity ratios accounts payable , accounts receivable.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.