Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ НА ОСНОВЕ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ НА ОСНОВЕ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
летательный аппарат (ЛА) / инерциальная навигационная система (ИНС) / бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС) / акселерометр / гироскоп / беспилотный летательный аппарат (БПЛА) / aircraft / inertial navigation system (INS) / free-form inertial system (FFINS) / accelerometer / gyroscope / unmanned aerial vehicle (UMAV)

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — И.В. Назаров, В.Г. Сидоров

В данной статье повествуется о бесплатформенных инерциальных навигационных системах. Рассматривается случай их применения в беспилотных летательных аппаратах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — И.В. Назаров, В.Г. Сидоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRCRAFT CONTROL BASED ON FREE-FORM INERTIAL NAVIGATION SYSTEMS

This article tells about free-form inertial navigation systems. The case of their application in unmanned aerial vehicles is considered.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ НА ОСНОВЕ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

Секция «Автоматика и электроника»

УДК 62-503.5

УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ НА ОСНОВЕ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

И. В. Назаров Научный руководитель - В.Г. Сидоров

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. Газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nazarov12000@mail.ru

В данной статье повествуется о бесплатформенных инерциальных навигационных системах. Рассматривается случай их применения в беспилотных летательных аппаратах.

Ключевые слова: летательный аппарат (ЛА), инерциальная навигационная система (ИНС), бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС), акселерометр, гироскоп, беспилотный летательный аппарат (БПЛА).

AIRCRAFT CONTROL BASED ON FREE-FORM INERTIAL NAVIGATION SYSTEMS

I. V. Nazarov Scientific supervisor - V.G. Sidorov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nazarov12000@mail.ru

This article tells about free-form inertial navigation systems. The case of their application in unmanned aerial vehicles is considered.

Keywords: aircraft, inertial navigation system (INS), free-form inertial system (FFINS), accelerometer, gyroscope, unmanned aerial vehicle (UMAV).

Получение способов определения местонахождения любого летательного аппарата (ЛА) является важнейшей задачей при его проектировании. В большинстве случаев, необходимо наличие такой навигационной системы, которая была бы пригодна для эксплуатации в условиях, не зависящих от внешних факторов. Потому в ЛА применяются инерциальные навигационные системы (ИНС), работающие автономно. Разработка основ инерциальной навигации относится к 1930-ым годам. Первые работающие системы появились в начала 1950-х годов в США и СССР.

Инерциальная навигация - это метод определения координат и параметров движения объектов, а также управления их движением, основанный на свойствах инерции тел. ИНС делят на платформенные и бесплатформенные. В платформенных ИНС основой является гиростабилизированная платформа (ГСП). В бесплатформенных инерциальных навигационных системах (БИНС) используются датчики линейного ускорения (акселерометры) и гироскопы, жестко связанные с корпусом прибора. Функции платформы моделируются математически вычислительной системой.

Наиболее распространенными в использовании являются БИНС. Это обусловлено тем, что они имеют значительно меньший вес и габариты, по сравнению с платформенными ИНС. К преимуществам БИНС также можно отнести возможность работать при значительных

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 1

перегрузках. БИНС дают полную информацию о навигационных параметрах движения -углах курса, тангажа (дифферента), крена, ускорения, скорости движения и координатах объекта [1]. Практически это осуществляется при помощи акселерометров, гироскопов и электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Акселерометры в БИНС предназначены для измерения ускорения движения объекта (например, ЛА). Принцип его работы построен на аксиоме о том, что инертная масса всегда находится под действием как силы инерции, так и силы тяготения [2].

Под гироскопом в общем случае понимают твердое тело любой формы, которое совершает вращательные движения [3]. Гироскопы в БИНС необходимы для воспроизведения на объекте системы отсчета и определения углов поворота и наклона объекта. Данные параметры используются для стабилизации и корректировки движения объекта. При использовании гироскопов высокой точности БИНС способны обеспечить точность определения координат с погрешностью не более 0,1° [4]. Зачастую БИНС конструируются на основе волокнисто-оптических гироскопов (ВОГ), принцип действия которых основан на вихревом (вращательном) эффекте Саньяка. Повышенный интерес к ВОГ объясняется тем, что они обладают высокой точностью, малыми массой и габаритами, относительно низкой стоимостью, простотой технологии, небольшим потреблением энергии, быстротой включения в работу, достаточной помехоустойчивостью к внешним воздействиям

[5].

Наиболее популярно использование БИНС в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). Здесь навигационная система представлена в виде инерциального измерительного блока (ИИБ) [6]. ИИБ в конкретной задаче обеспечивает полет средней дальности (100-1000 км). Основные параметры, на которые обращают внимание при проектировании БПЛА на основе ИИБ:

1) широкий диапазон гироскопических измерений;

2) невысокая чувствительность акселерометра;

3) возможность интеграции с другими устройствами (радарами, приемниками и т.д.);

4) частота дискретизации при оцифровке (должна быть не менее 1 кГц);

5) элементная база комплектации прибора.

Данные требования должны соблюдаться для максимального исключения ошибок, связанных с дискретизацией, задержкой времени получения информации от приборов, начальной настройкой оборудования и др. Также возможна коррекция с помощью использования неавтономных навигационных систем, таких как спутниковые системы навигации.

Библиографические ссылки

1. Titterton D., Weston J. Strapdown inertial navigation technology. - 2nd edition. - The Institution of Engineering and Technology, 2011. - 576 p.

2. Мелешко В. В., Нестеренко О. И. Бесплатформенные инерциальные навигационные системы. Учебное пособие. - Кировоград: ПОЛИМЕД - Сервис, 2011. - 164 с.

3. Магнус К. Гироскоп: теория и применение. - М.: Мир, 1974. - 526 с.

4. Павловский М. А. Теория гироскопов: Учебник для вузов. - Киев: Вища школа, 1986. -303 с.

5. Шереметьев А. Г. Волокнисто-оптический гироскоп. - М.: Радио и связь, 1987. - 152 с.

6. Автономная навигация беспилотных летательных аппаратов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://lasercomponents.ru/blog/avtonomnaya-navigacziya-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov/ / (дата обращения: 6.04.2022).

© Назаров И. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.