Научная статья на тему 'Управление лесами как экологическим ресурсом'

Управление лесами как экологическим ресурсом Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
485
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ ENVIRONMENTAL RESOURCES / FOREST MANAGEMENT / FOREST RESOURCES / SUSTAINABLE FOREST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Неверов А. В., Дюбанов В. А.

В статье поднимаются актуальные вопросы управления лесами как экологическим ресурсом. Особое внимание уделяется концепции устойчивого лесопользования как основному инструменту эколого-экономического управления лесами. Структурное содержание управления лесами как экологическим ресурсом определяет процесс оптимизации породной и возрастной структуры лесов. Ключевую роль в этой системе отводится экологической спелости лесаThe article considers the theory of sustainable forest management, as a methodological basis of construction of system to management of forests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление лесами как экологическим ресурсом»

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

УДК 630.6

А. В. Неверов, д-р экон. наук, профессор;

В. А. Дюбанов, гл. специалист Министерства лесного хозяйства

УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИМ РЕСУРСОМ

The article considers the theory of sustainable forest management, as a methodological basis of construction of system to management of forests.

Введение. Рациональное использование лесных ресурсов имеет весомое значение для устойчивого развития Республики Беларусь. Леса Беларуси играют большую роль в поддержании полноценной окружающей среды, в экономическом развитии республики, а также в повышении благосостояния населения. Вот почему рациональное использование лесных богатств, их сбережение и приумножение являются основой лесной политики государства, одной из приоритетных задач национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития республики.

В полном соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь и действующим законодательством недра, воды и леса находятся в исключительной собственности государства. В силу этого управление лесами выступает, прежде всего, как управление государственной собственностью и имеет характер общегосударственной задачи.

Ядром лесного законодательства республики является Лесной кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей 8 июня 2000 г. и одобренный Советом Республики 30 июня 2000 г.

Лесное законодательство Республики Беларусь направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарногигиенических, рекреационных и иных функций лесов, повышения их ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования [1, статья 3].

Государственное управление лесами реализуется главным образом через лесное законодательство и другие нормативные акты, определяющие направления и характер использования и воспроизводства лесов в интересах экономики и населения республики.

Основная часть. В исследовании содержания вопроса управления лесами как эколого-

экономическим ресурсом приняли участие известные ученые республики: А. Д. Янушко, А. В. Неверов, В. Д. Арещенко, М. М. Санко-вич, В. Е. Ермаков, Л. Н. Рожков.

С позиции устойчивого развития всего европейского региона лесные экосистемы Беларуси имеют международное значение. Формирование стратегии устойчивого развития Беларуси как самостоятельного государства обусловило необходимость перестройки лесного сектора республики с учетом эколого-экономи-ческой роли лесов. Лесные ресурсы оказывают значительное влияние на величину природного капитала (а следовательно, и национального), а лесное хозяйство занимает гораздо более важное место и рассматривается шире, чем просто доля отрасли в ВВП республики [3, с. 137-138].

Основные ориентиры стратегического характера, имеющие самое непосредственное отношение к лесам и лесному хозяйству, заложены в таких документах международного уровня, как «Повестка дня на XXI век», «Конвенция о биоразнообразии», «Принципы ведения лесного хозяйства».

Вышеназванные документы пронизывает одна генеральная идея - формирование стабильных (устойчивых) лесных экосистем, повышение эколого-экономического потенциала лесов. Отсюда принцип экологизации производства и человека является ведущим в определении лесной политики будущего. Причем достижение экологических целей, и это важно подчеркнуть, на практике может быть обеспечено только на основе роста экономической эффективности производства и финансовой самостоятельности основных субъектов хозяйствования в лесу. В противном случае у последних будут отсутствовать экономические интересы и стимулы к результатам собственного труда, а достижение экологических целей окажется достаточно проблематичным.

Данные положения особенно актуальны для лесного хозяйства Беларуси, которое в настоящее время трансформирует жесткую систему административно-бюджетного финансирования в систему относительной финансовой

самостоятельности главных звеньев производства - лесхозов.

До недавнего времени лесная политика Беларуси руководствовалась исключительно текущими экономическими интересами. Лес рассматривался главным образом как источник древесного сырья. К тому же на протяжении нескольких десятилетий содержание лесной политики определялось не руководством самой Беларуси, а центральными органами власти СССР. В результате долгосрочные цели лесного хозяйства республики приносились в жертву конъюнктурным экономическим интересам всего государства. Нарушение основных принципов устойчивого лесопользования стало причиной ухудшения возрастной и породной структуры лесов, снижения их эколого-экономиче-ской ценности.

Справедливости ради следует подчеркнуть, что переход лесного хозяйства к экономике рыночного типа сопряжен со многими трудностями, вытекающими из специфики природы самого лесного хозяйства, в котором отсутствует причинно-следственная связь между текущими затратами и конечными результатами производства.

Таким образом, возникает необходимость формирования новой лесной политики, которая должна учитывать правовые рамки (в первую очередь, лесной кодекс) и сложившиеся в отрасли условия хозяйствования. В целом ее сущность (как и сущность любой политики) выражается целями устойчивого развития лесного сектора и механизмом достижения этих целей [3, с. 139].

Долгосрочная перспектива и основополагающие идеи развития лесного комплекса Беларуси и его важнейших подсистем (лесохозяйственного и лесопромышленного производств) определены такими правительственными документами, как «Концепция развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 года», «Стратегический план развития лесного хозяйства Беларуси», «Программа

развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007-2011 годы». Следует отметить, что целевая направленность устойчивого развития лесного сектора принципиально отличается от традиционного подхода к управлению как таковому. Переориентация с исключительно экономических на совокупность социальных, экологических и экономических критериев развития меняет его приоритеты.

Увеличение роли экологического фактора в развитии лесного сектора (как и всей экономики) предполагает новый взгляд на его структуру. Очевидно, что возрастает значение лесного хозяйства, которое в новых условиях рассматривается не просто как поставщик древесины, а как отрасль, обеспечивающая воспроизводство

лесных ресурсов, в том числе их средообразующих, рекреационных, водоохранных и прочих функций.

Смысл различий между традиционным и устойчивым лесопользованием лежит в изменившихся отношениях между лесом и людьми, которые становятся ответственными за состояние леса и соотносят свои действия с возможными последствиями. В связи с этим идея устойчивого лесопользования является одной из основных идей в ведении лесного хозяйства все большего числа стран мира. Таким образом, концепция устойчивого лесоуправления получает все более широкое международное признание.

Не вызывает сомнений, что в современном мире вести лесное хозяйство и заготовку древесины необходимо таким образом, чтобы наносить лесу минимальный ущерб, сохраняя для будущих поколений возможность пользоваться всеми благами, которые приносит лес нынешним поколениям. Именно это и называется устойчивым лесопользованием.

Концепция устойчивого лесопользования зародилась в Германии (которую заслуженно считают родиной лесоводства вообще) в XVIII столетии. Изначально под устойчивым лесопользованием понимали такое лесопользование, которое не ведет к истощению древесных ресурсов и позволяет сохранить основные защитные функции лесов, например предотвращение эрозии почв или иссушения рек и ручьев. В конце XIX столетия концепция устойчивого лесопользования получила широкое признание и в России, что привело к принятию так называемого Лесоохранительного закона, предписывавшего необходимость особо строгой охраны лесов и запрещавшего опустошительные рубки в большинстве «малолесных» и западных губерний России. Работы классиков российской лесной науки Г. Ф. Морозова, М. М. Орлова, М. К. Турского и других во многом послужили основой для дальнейшего развития идей устойчивого лесопользования в мире.

Современное представление об устойчивом лесопользовании существенно отличается от того, которое существовало в XIX столетии. В соответствии с современным представлением, устойчивое лесопользование должно обеспечивать:

- неистощительное использование древесных ресурсов, не приводящее ни к сокращению площади лесов, ни к качественному их ухудшению;

- сохранение основных средообразующих функций лесов;

- обеспечение потребностей населения в основных продуктах леса (местах для туризма и отдыха, грибах и ягодах, чистой воде и свежем воздухе);

- сохранение биологического разнообразия.

В российской литературе под устойчивым управлением лесами понимают формирование и реализацию системы мер, регулирующих воздействия на леса, обусловливая достижение и стабильное поддержание их целевой динамики, обеспечивающей непрерывное неистощи-тельное многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение производительности, устойчивости и биоразнообразия лесов.

Еще А. Е. Теплоухов в 1848 г. отмечал: «Доход от лесов можно разделить еще на временный и прочный. Временный - в том случае, когда помещик старается от продажи леса выручить в скорейшем времени наибольшую сумму денег, не заботясь о сохранении коренных запасов леса; или когда крестьяне могут пользоваться лесом неограниченно. В обоих случаях, после избытка, благосостояния и богатства, которые, впрочем, скоро уничтожаются сопровождающей их роскошью, наступают безденежье, нужда, сопутствуемые упадком нравственности и духа, а для наследников готовится нищета».

Под устойчивым лесопользованием в нормативных документах республики понимается использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях, сохраняющее биологическое разнообразие и продуктивность лесов, обеспечивающее воспроизводство, жизнеспособность и устойчивость лесов, выполнение ими соответствующих экологических, экономических и социальных функций [4, с. 3].

Основное содержание экономики устойчивого лесопользования определяет экономический интерес экологоориентированного лесного хозяйства, который может быть реализован только в том случае когда долгосрочная цель лесоводства будет экономически балансировать (или даже превосходить) текущие цели лесозаготовок [5, с.106].

Лесохозяйственная деятельность должна стать основным объектом формирования новой политики в лесном секторе. Леса - основной экологический ресурс нации. И если основная цель промышленного производства - удовлетворение материальных потребностей - принципиально не изменяется в рамках политики устойчивого развития, а только корректируется с учетом экологических требований повышения эффективности их удовлетворения, то лесное хозяйство становится многоцелевым. По своей сути устойчивое лесное хозяйство - это сфера воспроизводства лесных ресурсов, основанная на принципах многоцелевого, неистощительно-го и относительно равномерного лесопользования. Таким образом, акцентируется внимание не на эксплуатации, а на обеспечении условий стабильного функционирования и непрерывного возобновления экосистем, что особенно

важно в условиях длительного воспроизводственного цикла в отрасли.

В интегральном виде стратегическую цель устойчивого лесопользования выражает концепция расширенного воспроизводства лесных ресурсов.

Воспроизводство лесных ресурсов является основной функцией лесного хозяйства. Главную роль в этом процессе играют биологические процессы. Биология леса определяет вещественное содержание воспроизводства в лесном хозяйстве, специфику его экономики. Главная особенность лесопользования - длительное время производства. Длительность обусловлена продолжительностью полного цикла лесовыращивания - от начала роста древесных пород до уборки урожая. Категория времени производства - основополагающая для любой экономики.

Экономический процесс воспроизводства в лесном хозяйстве может осуществляться только на основе правильно организованного вещественного воспроизводства. Поэтому организационное строение модели воспроизводства лесных ресурсов как двойственного процесса (вещественного и экономического) определяет вещественная сторона воспроизводства.

Важнейшим аспектом эколого-экономиче-ского управления лесами является оптимизация породного и возрастного состава лесов. Эта задача должна решаться с учетом не только условий местопроизрастания, но и эколого-эко-номических интересов на уровне каждого лесохозяйственного учреждения. Проблема совершенствования возрастной структуры лесов тесно связана с установлением оптимальных возрастов спелости и оборота рубки. При определении возраста спелости необходимо руководствоваться комплексными эколого-экономиче-скими показателями.

Экологические функции леса во всем мире приобретают все большее значение. Часто именно экологическая составляющая становится главной при комплексной оценке лесных ресурсов и полезностей. Поэтому экологические полезности должны учитываться при нахождении спелостей леса во всех группах лесов.

Объектом определения спелости леса является не отдельно взятое насаждение или дерево, а эколого-экономическая система, основанная на принципе непрерывного, неистощительного лесопользования и схеме нормального леса. По нашему мнению, в основе спелости леса лежит экологическая спелость. Учитывая то обстоятельство, что средообразующие функции леса проявляются на протяжении длительного времени, необходимо определить период, в течение которого эти функции выражены наиболее сильно. Началом этого периода следует считать возраст количественной спелости, концом -

возраст естественной спелости, скорректированный на антропогенный фактор. Руководствуясь положением Н. П. Анучина [6, с. 32], согласно которому возраст естественной спелости в антропогенных условиях приблизительно равен двум возрастам количественной спелости, и считая нижним пределом возраста экологической спелости количественную спелость, формулу для определения возраста экологической спелости леса (Аэк.с.) можно представить следующим образом: [7, с. 384].

А = 3 А / 2

-^эк.с. ~’ГЛ-к.с. ' ^5

где Ак.с. - возраст количественной спелости леса.

Спелость леса - категория простого воспроизводства. Именно это обстоятельство имеет определяющее методологическое значение, поскольку говорит о практической неприемлемости тех видов экономической спелости (финансовой, кадастровой), которые базируются на использовании метода дисконтирования. Подобные виды спелости могут иметь лишь ограниченное применение, когда определяется взаимосвязь спелости леса и оборота рубки в контексте перевода периодического лесопользования на рельсы постоянного (непрерывного) лесопользования.

Заключение. При утверждении экологоэкономических принципов природопользования в лесном хозяйстве необходимо расширить традиционное представление о рамках лесо-управления. Объектом его воздействия должен стать не только лес как экологическая система (лесное угодье), но и весь межотраслевой процесс воспроизводства лесных ресурсов, включающий лесовыращивание, лесоэксплуатацию, лесопереработку [8, с. 76].

Наиболее эффективное использование исходного природного сырья равносильно сохранению экологического потенциала. В условиях рыночной экономики узловую роль в этом процессе играют цены на конечную продукцию лесного комлплекса (пиломатериалы, мебель, бумагу и т. п.), на безе кото-

рых формируются цены на лесные ресурсы. С помощью экономически обоснованного уровня цен на лес исключаются «дешевые» природоразрушающие и ресурсорасточительные технологии лесоэксплуатации и переработки природного сырья, а также создаются необходимые предпосылки для эффективного развития лесного хозяйства и выполнения им важных социально-экологических функций.

Литература

1. Лесной кодекс Республики Беларусь, 14 июля 2001 г., № 420-З: в ред. Кодекса Респ. Беларусь от 24.12.2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

2. Янушко, А. Д. Лесное хозяйство Беларуси - история, экономика, проблемы и перспективы развития / А. Д. Янушко. - Минск: БГТУ, 2001. - 248 с.

3. Неверов, А. В. Устойчивое природопользование: сущность, концепция, механизм реализации / А. В. Неверов, И. П. Деревяго. -Минск: БГТУ, 2005. - 173 с.

4. Устойчивое лесоуправление и лесопользование. Основные положения: СТБ 1707-2006. -Введ. 18.12.2006. - Минск, 2006. - 57 с.

5. Неверов, А. В. Эколого-экономическая концепция устойчивого лесопользования / А. В. Неверов // Труды БГТУ. Сер .VII, Экономика и управление. - 2006. - Вып. XIV. - С. 103-108.

6. Анучин, Н. П. Проблемы лесопользования / Н. П. Анучин. - М.: Лесная промышленность, 1986. - 264 с.

7. Неверов, А. В. Спелость леса как эколо-го-экономическая категория / А. В. Неверов, О. В. Лапицкая // Сб. науч. тр. / Ин-т леса НАН Беларуси. - Гомель, 2001. - Вып. 53: Проблемы лесоведения и лесоводства. - С. 383-387.

8. Устойчивое развитие лесного хозяйства: теоретические и прикладные аспекты переходного периода / А. В. Неверов [и др.] // Бел. экон. журнал. - 1998. - № 3. - С. 69-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.