Экономика образования
37
кать использование при необходимости. Подобно тому, как достижение ядерного паритета между странами способствовало сохранению мира и между ними, и во всем мире, наличие конкурентных преимуществ у предприятия должно препятствовать развязыванию конкурентной войны с ним.
Предприятие, как известно, называется конкурентоспособным, если оно обладает возможностью в течение продолжительного периода занимать достойное место в конкурентной борьбе с другими предприятиями. Соответственно, предприятие неконкурентоспособно, если таковой у него нет. Однако более важным для объективной оценки предприятия представляется наличие у него возможностей для развития вне конкурентной борьбы! При этом под развитием мы понимаем функционирование предприятия в рыночной среде, сопровождающееся активными инновационными воспроизводственными процессами. Такое предприятие естественно назвать внеконкурентоспособным, т.е. способным к функционированию и развитию
как бы «без помощи » конкурентов, безотносительно к ним, т.е. вне конкурентной борьбы. Хорошим, по точному определению, является не тот бегун, который побеждает соперников, а тот, который развивает высокую скорость без всяких соперников! Хотя понятия конкурентоспособности и внеконкурентоспособности тесно связаны, каждое имеет право на самостоятельное существование, подобно тому, как отдельно существуют титулы чемпиона Олим-пийскихигр и мирового рекордсмена.
Из всего сказанного вытекает необходимость создания благоприятной мезоэко-номической среды, воссоздание целого ряда отраслевых институтов, необходимых для распространения знаний, научно-технического прогресса, новых технологий, без чего нам не удастся двинуться дальше. А в решениях нашей конференции должны быть записаны слова о необходимости, наряду с развитием конкуренции, развития и поддержания кооперационных связей в экономике, обмена знаниями, технологиями, производственными стандартами.
Р. ФАТХУТДИНОВ, профессор Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Т^онкурентоспособность вуза - это его способность: 1)готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности.
Механизм управления конкурентоспособностью вуза состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: миссия вуза; его связи с внешней средой; инструменты новой инновационной экономики, применение которых может обеспечить конкурен-
Управление
конкурентоспособностью
вуза
тоспособность вуза; принципы, функции и методы управления.
Условимся, что социально-экономическая система - это единство объекта управления (в данном примере - вуза) и его связей с внешней средой. Достижение трех перечисленных выше составляющих конкурентоспособности вуза возможно только при формулировании дерева целей и решении конкретных задач по следующим компонентам системы: 1) миссия вуза (что мы хотим и чем располагаем?); 2) «выход» вуза (что рынок потребителей ждет от нас?); 3) внешняя среда (кто и как на нас воздей-
38
Высшее образование в России • № 9, 2006
ствует со стороны?); 4) «вход» вуза (что рынок поставщиков может дать вузу?); 5) стратегия и структура вуза (какова должна быть стратегия функционирования и развития вуза, какие подразделения он должен иметь для решения поставленных задач?); 6) процессы по переработке «входа» в «выход» (какими процессами и как должен управлять вуз?).
Механизм управления конкурентоспособностью вуза должен строиться строго в этой последовательности. Рассмотрим кратко содержание указанных компонентов.
К показателям ( факторам ) «выхода» вуза, которыми следует управлять, относим: конкурентоспособность выпускников вуза на внешнем и внутреннем рынках труда; долю трудоустроенных выпускников; среднемесячный доход выпускников (за первый год после окончания); процент выпускников, обратившихся в вуз для получения послевузовского образования (повышение квалификации, аспирантура и т.п.); эффективность патентно-лицензионной работы в вузе; количество полученных международныхи национальных премий и наград; число публикаций (с делением по их важности); бренд вуза, его новшеств, учебников, ученых и т.п.
К показателям внешней среды вуза относим: конкурентоспособность страны, субъекта Федерации и города, в котором расположен вуз; отлаженность механизмов взаимодействия факторов (правовых, политических, экологических, инновационных, экономических, социально-демографических и др.) глобальной, национальной, региональной и местной среды.
К показателям «входа » вуза относим: степень интеграции школы, вуза, науки, производства и рыночного механизма; качество подготовки абитуриентов; конкурс в вуз, уровень требований к качеству знаний абитуриентов; конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава
(процент остепененных преподавателей, их средний возраст, повышение квалификации и т.п.); долю конкурентоспособных практиков среди преподавателей вуза; среднюю заработную плату; состояние материально-технической базы (в том числе библиотечного фонда); прогрессивность учебных планов и программ; качество технологий обучения и программ; наличие стратегии развития вуза; условия труда и рекреации всех работников вуза и другие показатели.
После формулирования своей миссии, изучения запросов потребителей услуг вуза, анализа воздействия факторов внешней среды на работу вуза, прогнозирования конкурентоспособности элементов «входа» следует разработать (уточнить) структуру специальностей и специализаций, инновационных программ, учебных планов, подразделений вуза и сформулировать требования к качеству различных процессов.
Процессы следует подразделять на: маркетинговые (стратегический маркетинг - на «входе», тактический - при выполнении различных процессов - и операционный - на «выходе», на рынках потребителей услуг вуза); обеспечивающие; образовательные; инновационные; экономические; социальные; воспроизводственные и др.
Перечисленные показатели следует синтезировать в интегральный. Главным условием повышения конкурентоспособности вуза является интеграция школы, вуза, науки, производства и рыночного механизма, перевод инженерно-экономического образования на интегрированную систему МЭ-ТУК (методика ^ экономика + техника + управление ^ конкурентоспособность). Следует глубже анализировать и шире применять инструменты новой инновационной экономики (законы, научные принципы, подходы, принципы, современные методы, технологии).