Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью вуза'

Управление конкурентоспособностью вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью вуза»

Экономика образования

37

кать использование при необходимости. Подобно тому, как достижение ядерного паритета между странами способствовало сохранению мира и между ними, и во всем мире, наличие конкурентных преимуществ у предприятия должно препятствовать развязыванию конкурентной войны с ним.

Предприятие, как известно, называется конкурентоспособным, если оно обладает возможностью в течение продолжительного периода занимать достойное место в конкурентной борьбе с другими предприятиями. Соответственно, предприятие неконкурентоспособно, если таковой у него нет. Однако более важным для объективной оценки предприятия представляется наличие у него возможностей для развития вне конкурентной борьбы! При этом под развитием мы понимаем функционирование предприятия в рыночной среде, сопровождающееся активными инновационными воспроизводственными процессами. Такое предприятие естественно назвать внеконкурентоспособным, т.е. способным к функционированию и развитию

как бы «без помощи » конкурентов, безотносительно к ним, т.е. вне конкурентной борьбы. Хорошим, по точному определению, является не тот бегун, который побеждает соперников, а тот, который развивает высокую скорость без всяких соперников! Хотя понятия конкурентоспособности и внеконкурентоспособности тесно связаны, каждое имеет право на самостоятельное существование, подобно тому, как отдельно существуют титулы чемпиона Олим-пийскихигр и мирового рекордсмена.

Из всего сказанного вытекает необходимость создания благоприятной мезоэко-номической среды, воссоздание целого ряда отраслевых институтов, необходимых для распространения знаний, научно-технического прогресса, новых технологий, без чего нам не удастся двинуться дальше. А в решениях нашей конференции должны быть записаны слова о необходимости, наряду с развитием конкуренции, развития и поддержания кооперационных связей в экономике, обмена знаниями, технологиями, производственными стандартами.

Р. ФАТХУТДИНОВ, профессор Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства

Т^онкурентоспособность вуза - это его способность: 1)готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности.

Механизм управления конкурентоспособностью вуза состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: миссия вуза; его связи с внешней средой; инструменты новой инновационной экономики, применение которых может обеспечить конкурен-

Управление

конкурентоспособностью

вуза

тоспособность вуза; принципы, функции и методы управления.

Условимся, что социально-экономическая система - это единство объекта управления (в данном примере - вуза) и его связей с внешней средой. Достижение трех перечисленных выше составляющих конкурентоспособности вуза возможно только при формулировании дерева целей и решении конкретных задач по следующим компонентам системы: 1) миссия вуза (что мы хотим и чем располагаем?); 2) «выход» вуза (что рынок потребителей ждет от нас?); 3) внешняя среда (кто и как на нас воздей-

38

Высшее образование в России • № 9, 2006

ствует со стороны?); 4) «вход» вуза (что рынок поставщиков может дать вузу?); 5) стратегия и структура вуза (какова должна быть стратегия функционирования и развития вуза, какие подразделения он должен иметь для решения поставленных задач?); 6) процессы по переработке «входа» в «выход» (какими процессами и как должен управлять вуз?).

Механизм управления конкурентоспособностью вуза должен строиться строго в этой последовательности. Рассмотрим кратко содержание указанных компонентов.

К показателям ( факторам ) «выхода» вуза, которыми следует управлять, относим: конкурентоспособность выпускников вуза на внешнем и внутреннем рынках труда; долю трудоустроенных выпускников; среднемесячный доход выпускников (за первый год после окончания); процент выпускников, обратившихся в вуз для получения послевузовского образования (повышение квалификации, аспирантура и т.п.); эффективность патентно-лицензионной работы в вузе; количество полученных международныхи национальных премий и наград; число публикаций (с делением по их важности); бренд вуза, его новшеств, учебников, ученых и т.п.

К показателям внешней среды вуза относим: конкурентоспособность страны, субъекта Федерации и города, в котором расположен вуз; отлаженность механизмов взаимодействия факторов (правовых, политических, экологических, инновационных, экономических, социально-демографических и др.) глобальной, национальной, региональной и местной среды.

К показателям «входа » вуза относим: степень интеграции школы, вуза, науки, производства и рыночного механизма; качество подготовки абитуриентов; конкурс в вуз, уровень требований к качеству знаний абитуриентов; конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава

(процент остепененных преподавателей, их средний возраст, повышение квалификации и т.п.); долю конкурентоспособных практиков среди преподавателей вуза; среднюю заработную плату; состояние материально-технической базы (в том числе библиотечного фонда); прогрессивность учебных планов и программ; качество технологий обучения и программ; наличие стратегии развития вуза; условия труда и рекреации всех работников вуза и другие показатели.

После формулирования своей миссии, изучения запросов потребителей услуг вуза, анализа воздействия факторов внешней среды на работу вуза, прогнозирования конкурентоспособности элементов «входа» следует разработать (уточнить) структуру специальностей и специализаций, инновационных программ, учебных планов, подразделений вуза и сформулировать требования к качеству различных процессов.

Процессы следует подразделять на: маркетинговые (стратегический маркетинг - на «входе», тактический - при выполнении различных процессов - и операционный - на «выходе», на рынках потребителей услуг вуза); обеспечивающие; образовательные; инновационные; экономические; социальные; воспроизводственные и др.

Перечисленные показатели следует синтезировать в интегральный. Главным условием повышения конкурентоспособности вуза является интеграция школы, вуза, науки, производства и рыночного механизма, перевод инженерно-экономического образования на интегрированную систему МЭ-ТУК (методика ^ экономика + техника + управление ^ конкурентоспособность). Следует глубже анализировать и шире применять инструменты новой инновационной экономики (законы, научные принципы, подходы, принципы, современные методы, технологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.