Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли'

Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / AN EFFECTIVE AND AVAILABLE TECHNIQUE OF ECONOMIC CONTROL / COMPETITION / COMPETITIVE ADVANTAGES / COMPETITIVE ADVANTAGES OF A CONSTRUCTION COMPANY / COMPETITIVE STRUGGLE / ENSURING COMPETITIVENESS / INTERNAL FACTOR / THE GROWTH OF COMPETITIVENESS / THE LAW ON PROTECTION OF COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проданович Милан

В статье раскрывается специфика управления конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли, детально рассматриваются конкурентные преимущества в ходе деятельности строительной организации. Автор анализирует три стадии конкурентоспособности строительной организации и факторы удержания ее конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of competitiveness of products and services in the construction industry

The paper deals with specific character of managing marketability of goods and services in the building sector. It gives a detailed analysis of competitive advantages in the functioning of a construction company. The researcher outlines 3 stages of marketability in a construction company and the key factors of maintaining its competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли»

ISSN 2304-120X

Проданович М. Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15156. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15156.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

ART 15156

УДК 339.13

Проданович Милан,

иностранный магистрант ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», сотрудник ОАО «Энергопроект-Високоградня», г. Белград,

Сербия

[email protected]

Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли

Аннотация. В статье раскрывается специфика управления конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли, детально рассматриваются конкурентные преимущества в ходе деятельности строительной организации. Автор анализирует три стадии конкурентоспособности строительной организации и факторы удержания ее конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: закон о защите конкуренции, конкуренция, конкуренция как эффективный и доступный метод экономического контроля, конкурентные преимущества, внутренние факторы конкурентных преимуществ в строительстве, конкурентная борьба, рост конкурентоспособности организации, обеспечение конкурентоспособности строительной организации, конкурентные преимущества строительной организации.

Раздел: (04) экономика.

Развитие рыночных отношений, ключевой категорией которых является конкуренция, - это основная задача для увеличения общественного благосостояния, диверсификации экономики и политической стабильности.

В России действует федеральный закон о защите конкуренции [1 ], который определяет правовые и организационные основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции с целью обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков в России. В нем дается следующее определение конкуренции: соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция может рассматриваться как эффективный и доступный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль мотивирует производителя сокращать издержки и цены, увеличивать объем сбыта, конкурировать за заказы и потребителя, повышать качество продукции [2].

Конкурентные преимущества позволяют уточнить те характеристики и свойства производимых работ и оказываемых услуг, с помощью которых строительная организация добивается превосходства над конкурентами, а для заказчиков и покупателей предлагает оптимальное сочетание потребительских характеристик. Специфика восприятия понятия «конкурентоспособность» в строительстве заключается в том, что инвестиционно-строительный комплекс раскрывает свою экономическую сущность на региональном уровне. В связи с этим и конкурентная среда формируется в рамках регионального пространства. Кроме того, в строительстве невозможна совершенная конкуренция, так как продукция строительного производства не может быть предметом массового спроса и потребления. На рынке строительных работ и услуг преобладает ценовая конкуренция, которая проявляется в снижении себестоимости строительства и в дальнейшем получении большей суммы прибытии.

1

ISSN 2304-12QX

Проданович М. Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15156. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15156.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Классификация и содержание внутренних факторов конкурентных преимуществ в строительстве приведены на рис. 1.

Рис. 1. Классификация внутренних конкурентных преимуществ строительной организации

2

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Проданович М. Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15156. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15156.htm. - ISSN 2304-120X.

Детально конкурентные преимущества в ходе деятельности строительной организации выражаются:

- в объемах производимых строительных работ и сроках их возведения;

- затратах на выполнение строительных работ;

- качестве производимых строительных работ (том числе и в соответствии качества производимых работ мировым стандартам качества строительства и в производстве конкурентоспособной продукции, которая востребована потребителем);

- обеспечении гарантий заказчикам и будущим пользователям строительного объекта;

- разработке комплекса мероприятий по снижению рисков, связанных с реализацией инвестиционно-строительного проекта;

- эффективном управлении финансовыми, трудовыми, материальными, техническими и всеми другими видами ресурсоорганизации;

- наличии отлаженного механизма внешних и внутренних корпоративных связей;

- инновационном потенциале организации;

- наличии долгосрочной стратегии, обеспечивающей рост производственной деятельности строительной организации и положительную динамику объема продаж строительной продукции.

Конкурентоспособность организации изначально определяется ресурсными факторами, но их недостаточно для удержания лидерских позиций на рынке. Для этого в ходе деятельности организации необходима разработка механизмов управления ресурсами и бизнес-процессами, позволяющими эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества и формировать новые с целью удержания конкурентных позиций на занимаемом сегменте рынка [3].

Первая стадия конкурентоспособности предполагает, что успех в конкурентной борьбе имеет та строительная организация, у которой значительный объем исходных ресурсных преимуществ и высокая степень наделенности факторами производства. На второй стадии для повышения уровня конкурентоспособности приоритетным становится дальнейшее развитие, укрепление и усовершенствование факторов конкурентоспособности. Предпосылками для их дальнейшего развития являются законодательство, инфраструктура, информационные возможности организации, уровень образования ее сотрудников, возможность внедрения в ее деятельность инновационных решений и т. д. Для дальнейшего уровня развития конкуренции на третьей стадии главную роль играют современные технологии, инновационные решения, как в производственном процессе, так и в системе управления организацией, возможности инвестирования [4].

Ключевые характеристики деятельности организации и подходы к оценке ее конкурентоспособности позволяют определить основные принципы обеспечения роста конкурентоспособности организации. Обеспечение конкурентоспособности строительной организации в современных рыночных условиях должно производиться на трех уровнях: оперативном, тактическом и стратегическом. В связи с этим обеспечение конкурентоспособности следует рассматривать как смену трех последовательных стадий, представленных на рис. 2.

3

ISSN 2304-12QX

Проданович М. Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15156. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15156.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рис. 2. Схема формирования конкурентоспособности организации

На оперативном уровне обеспечения конкурентоспособности основной упор делается именно на обеспечение конкурентоспособности строительной продукции, производством которой занимается организация. В системе факторов, определяющих конкурентоспособность организации, данному фактору отводится одно из ключевых мест. На тактическом уровне конкурентоспособность организации определяется с помощью комплексной оценки ее финансово-хозяйственной деятельности. Стратегический уровень конкурентоспособности характеризуется инвестиционной привлекательностью и ориентирован на увеличение стоимости бизнеса организации.

Таким образом, реализация каждого из уровней формирует те или иные конкурентные преимущества строительной организации, которые лежат в основе ее успешной деятельности на рынке. Но для укрепления определенного конкурентного статуса, стремления к его повышению, максимизации прибыльности организации немаловажен такой процесс, как удержание конкурентных преимуществ [5].

Период удержания конкурентных преимуществ зависит от трех факторов:

- во-первых, от источника формирования определенного конкурентного преимущества;

- во-вторых, от количества имеющихся у фирмы источников конкурентных преимуществ;

- в-третьих, что является наиболее важным, от постоянной модернизации и усовершенствования производственной и прочих видов деятельности организации.

В конечном счете, чтобы поддерживать и повышать свою конкурентоспособность, организации необходимо совершенствовать конкурентные преимущества, увеличивать набор их источников, стремиться к установлению длительных преимуществ, которые будут сложнее копироваться конкурентами. Перечень источников обеспечения конкурентных преимуществ любого порядка значителен, но в первостепенной мере он формируется за счет трудовых ресурсов организации [6]. Таким образом, главным носителем способностей в организации является человек: он приводит в действие все производственные и организационные механизмы, именно он играет основную роль при создании и использовании конкурентных преимуществ организации.

4

ISSN 2304-120X

Проданович М. Управление конкурентоспособностью продукции и услуг в строительной отрасли // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15156. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15156.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ссылки на источники

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» (26 июля 2006 г.). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163965/

2. Асаул А. Н., Абаев Х. С., Гордеев Д. А. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2012. - 271 с.

3. Ахтямов М. К., Лихолетов В. В. Модели конкурентоспособности организации в свете системного подхода // Проблемы современной экономики.: электронный научный журнал. - 2009. - № 1 (29). -URL: http:// www.m-economy.ru/numbers.php3.

4. Барбарская М. Н. Управление конкурентоспособностью строительной организации // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 1. - URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/upravleniekonkurentosposobnostyu-stroitelnoy-organizatsii#ixzz3WeZDfbIS

5. Гусева М. Н. Конкурентоспособность строительных организаций: учеб. пособие / Институт бизнеса в строительстве и управления проектом ГУУ. - М.: ГУУ, 2010. - 49 с.

6. Мацоян Д. О. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1 (199). - С. 143-148. -URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/16907/

Milan Prodanovich,

Master Student, Vyatka State University, Kirov, worker, Energyproject-Visokogradnya, Belgrad, Serbia [email protected]

Management of competitiveness of products and services in the construction industry Abstract. The paper deals with specific character of managing marketability of goods and services in the building sector. It gives a detailed analysis of competitive advantages in the functioning of a construction company. The researcher outlines 3 stages of marketability in a construction company and the key factors of maintaining its competitive advantages.

Key words: law on protection of competition, competition, effective and available technique of economic control, competitive advantages, internal factor, competitive struggle,growth of competitiveness, ensuring competitiveness, competitive advantages of a construction company.

References

1. Federal'nyj zakon ot 26.07.2006 № 135-FZ (red. ot 04.06.2014) “O zashhite konkurencii" (26 ijulja 2006 g.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163965/ (in Russian).

2. Asaul, A. N., Abaev, H. S. & Gordeev, D. A. (2012) Ocenka konkurentnyh pozicij sub#ektov predprini-matel'skoj dejatel'nosti, ANO “IPJeV”, St. Petersburg, 271 p. (in Russian).

3. Ahtjamov, M. K. & Liholetov, V. V. (2009) “Modeli konkurentosposobnosti organizacii v svete sistemnogo podhoda”, Problemy sovremennoj jekonomiki.: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, № 1 (29). Available at: http:// www.m-economy.ru/numbers.php3 (in Russian).

4. Barbarskaja, M. N. (2012) “Upravlenie konkurentosposobnost'ju stroitel'noj organizacii”, Osnovy jekonomiki, upravlenija i prava, № 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/upravleniekonkuren-tosposobnostyu-stroitelnoy-organizatsii#ixzz3WeZDfbIS (in Russian).

5. Guseva, M. N. (2010) Konkurentosposobnost' stroitel'nyh organizacij: ucheb. posobie / Institut biznesa v stroitel'stve i upravlenija proektom GUU, GUU, Moscow, 49 p. (in Russian).

6. Macojan, D. O. (2012) “Nekotorye osobennosti povyshenija konkurentosposobnosti predprinimatel'skih struktur v stroitel'stve”, Rossijskoe predprinimatel'stvo, № 1 (199), pp. 143-148. Available at: http://www.creativeconomy.ru/articles/16907/ (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Фуфачевой Л. А., кандидатом экономических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 07.05.15 Получена положительная рецензия 08.05.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 08.05.15 Опубликована 30.05.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Проданович М., 2015

www.e-koncept.ru

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.