ЗАГАЛЬНОЕКОНОМ1ЧН1 ПИТАННЯ РОЗВИТКУ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСУ
УДК 656. 078. 89: 339. 137. 2 ШИНКАРЕНКО В.Г., докт. экон. наук,
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Аннотация. Проблеме управления конкурентоспособностью предприятия посвящены научные работы многих ученых. Между тем, до настоящего времени нет единства мнений относительно сущности этого процесса. В связи с этим возникает задача разрешения возникших противоречий, неоднозначностей.
В статье получило дальнейшее развитие методического подхода к определению сложного понятия «управление конкурентоспособностью предприятия». Предложено считать, что «управление конкурентоспособностью предприятия» это целесообразная деятельность, направленная на повышение конкурентоспособности предприятия для достижения целей его функционирования.
Ключевые слова: управление, конкурентоспособность, предприятие, цель функционирования.
ШИНКАРЕНКО В.Г., докт. екон. наук,
Харювський нацюнальний автомобтьно-дорожнш ушверситет
УПРАВЛ1ННЯ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖН1СТЮ ШДПРИСМСТВА: УТОЧНЕННЯ ПОНЯТЬ
Анотаця. Проблем1 управлтня конкурентоспроможтстю тдприемства присвя-чет науков1 прац багатьох учених. Тим часом, дотепер немае едност1 думок щодо сутно-ст1 цього процесу. У зв'язку 1з цим виникае завдання дозволу виниклих протиргч, неоднозначностей.
У статт1 одержало подальший розвиток методичного тдходу до визначення складного поняття «управлтня конкурентоспроможтстю тдприемства». Запропоновано вважати, що «управлтня конкурентоспроможтстю тдприемства» це дощльна д1яль-тсть, спрямована на тдвищення конкурентоспроможност1 тдприемства для досягнення цглей його функщонування.
Ключовi слова: управлтня, конкурентоспроможтсть, тдприемство, цшь функщо-нування.
V. SHYNKARENKO, D. Sc. (Econ.),
Kharkiv National Automobile and Highway University
MANAGEMENT OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS: SPECIFICATION OF CONCEPTS
Abstract. The scientific studies of many scientists are devoted to the problem of management of enterprise competitiveness. Meantime, there has been no consensus about the nature of the process so far. As the result, the task arises to solve such contradictions, different interpretations.
The article deals with the further improvement of the methodical approach to definition of the complex concept "management of enterprise competitiveness". It is suggested to consider that "management of enterprise competitiveness " is the purposeful activity aimed at improving the enterprise competitiveness in order to achieve the goals of its operation.
Key words: management, competitiveness, enterprise, the goal of functioning.
Постановка проблемы. Управление конкурентоспособностью предприятия является актуальнейшей проблемой развития экономических объектов. Исследование этой проблемы посвящены труды украинских и зарубежных исследователей: Балабановой Л.В., Дика-ня В.Л., Иванов Ю.Б., Клименко С.Л., Криворучко О.Н., Кузьмина О.Е., Поддубной Л.И., Тарнавской Н.П., Азоева Г.Л., Ансоф-фа И., Лифиц И.М., Савельевой Н.А., Фатхутдинова Р.А., Царева А. А. По многим вопросам данной проблемы среди ученых нет единства мнений. Эти расхождения начинаются с определения понятия «управление конкурентоспособностью предприятия». Понятия играют в науке особую роль. Еще Аристотель считал, что описывая сущность, на которую указывает термин, мы объясняем его значение. Это позволяет нам понять данную вещь в ее глубочайшей сущности. В связи с этим задача уточнения понятий является актуальной.
Анализ последних достижений и публикаций. В литературных источниках [4-6, 11-15, 19, 25, 27, 29, 30] нет единства мнений относительно как необходимости выделения управления конкурентоспособностью предприятия в самостоятельный вид управления, так и определения его содержания.
Так, Фатхутдинов Р. А. [3, 43] отмечает «менеджмент - это система достижения конкурентоспособности управляемого объекта». Таким образом, по его мнению, нет необходимости в системе
управления предприятием выделять подсистему управления конкурентоспособностью.
Большинство ученых [4, 5, 9, 14, 19, 24, 25, 27, 29] признавая необходимость такой подсистемы, расходятся во мнении относительно определения понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» (табл. 1), а, следовательно, и сущности этого процесса.
Таблица 1
Определение понятия «управление конкурентоспособностью предприятия»
Автор Содержание определения
1 2
Балабанова Л.В. [4, 115] Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях маркетинговой ориентации - это совокупность управленческих действий, направленных на исследование деятельности активных и потенциальных конкурентов, их сильных и слабых сторон, а также разработку конкурентных стратегий, которые обеспечивают формирование долгосрочных конкурентных преимуществ
Варфломеева А.М. [5, 13] Суть управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры на основе процессного подхода заключается в управлении последовательностью процессов, каждый из которых объединяет элементы предпринимательской структуры определенным образом и направлен на реализацию определенной цели, ведущей к реализации общей цели предпринимательской структуры - обеспечения заданного уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры
Кузьмин О.Е. [9, 116] Под управлением конкурентоспособностью предприятия следует понимать совокупность рычагов и способов воздействия на сферы создания и реализации конкурентоспособных товаров, цели и соответствия субъектов хозяйствования, которые реализуется с помощью средств управления
Мануйлович Ю.М. [14, 6] Управление конкурентоспособностью предприятия - это совокупность мероприятий направленных на исследование внутренних и внешних условий функционирования предприятия и адаптацию к ним всех его функциональных сфер с целью формирования и поддержания долгосрочных конкурентных преимуществ на целевом рынке, что позволит предприятию в дальнейшем удерживать моделирующие позиции
Продолжение табл. 1
1 2
Маркетинговое управление конкурентоспособностью -это деятельность, направленная на реализацию маркетинговых управленческих решений относительно адаптации внутренней среды предприятия к внешним условиям хозяйствования с целью получения устойчивых конкурентных преимуществ за счет предоставления более высокой ценности потребителям на целевом рынке
Поддубная Л.И. [19, 222] Управление международной конкурентоспособностью предприятия - это система обеспечения жизнедеятельности предприятия как субъекта международной конкуренции, которая состоит из подсистем в соответствии с функциональными сферами предприятия и сфер его предназначения на релевантивном внешнем рынке
Савельева Н. А. [24, 66] Управление конкурентоспособностью на уровне фирмы представляет собой управление процессом формирования, поддержания конкурентных преимуществ и преодоления конкурентных слабостей
Станковская И.Н. [25, 70] Системное управление конкурентоспособностью предприятия на основе интеллектуализации это комплекс действий, предусматривающий формирование четко организованной архитектуры системы управления как объекта экономической, технической, информационной, что эффективно реализует функции управления через последовательность методов, политик, процедур, правил формирования, обоснования, выбора и реализации системно-взаимосвязанных и функционально взаимосвязанных решений и действий, согласованных по целям, заданиям, срокам, ресурсам, ожидаемым результатам с учетом рисков, вызванных изменениями внешней и внутренней среды
Тарнавская Н.П. [27, 158] Управление конкурентоспособностью предприятия - это процесс системного формирования, развития и использования совместного пролонгированного опыта соединения материальных и нематериальных активов (как комплекса знаний, умений и навыков) предприятия на стратегическом и тактическом уровнях через механизм инновационного развития, который обеспечивает продуцирование экспюзивных конкурентных преимуществ
Окончание табл. 1
1 2
Клименко С.Л. [29, 380] Управление конкурентоспособностью предприятия -определенный аспект менеджмента предприятия, направленный на формирование, развитие и реализацию конкурентных преимуществ и обеспечения жизнедеятельности предприятия как субъекта экономической конкуренции
Анализ данных таблицы 1 позволил выделить следующие используемые определения понятия «управление конкурентоспособностью предприятия»:
• управление конкурентоспособностью предприятия;
• маркетинговое управление конкурентоспособностью предприятия;
• управление конкурентоспособностью предприятия в условиях маркетинговой ориентации предприятия;
• управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры на основе процессного подхода;
• системное управление конкурентоспособностью предприятия;
• системное управление конкурентоспособностью предприятия на основах интеллектуализации;
• управление международной конкурентоспособностью предприятия.
Таким образом, анализ рассмотренных определений понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» показал их многообразие - 7 вариантов из 9, а также различия в объеме определений - от 63 слов (определение Станковской И.Н.) до 17 слов (определение Савельевой Н.А.).
Спорным является использование терминов маркетинговое или системное управление. Действительно, одним из главных факторов повышения конкурентоспособности является маркетинг. Вместе с тем, кроме маркетинга, важными факторами повышения конкурентоспособности являются инновации, финансы, персонал, цена, качество и т.п. Поэтому не следует определять управление по фактору повышения конкурентоспособности, но это не значит, что
нельзя использовать эти понятия при объяснении процесса повышения конкурентоспособности.
Это также относится к выделению в определении научных подходов (системного, логического, инновационного, комплексного, глобального, интегрального, маркетингового, функционального, структурного, ситуационного, нормативного) к управлению конкурентоспособностью предприятия, но не к самому управлению, а к процессу формирования конкурентоспособности предприятия.
Анализ содержания понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» показал неоднозначность точек зрения авторов относительно:
• сущности управления конкурентоспособностью предприятия - это определенный аспект менеджмента предприятия, направленный на формирование, развитие и реализацию конкурентных преимуществ; система обеспечения жизнедеятельности предприятия; процесс систематического формирования, развития и использования, продуцирования эксклюзивных конкурентных преимуществ; деятельность, направленная на формирование управленческих решений; деятельность, направленную на реализацию маркетинговых управленческих решений; совокупность управленческих мероприятий; совокупность рычагов и способов воздействия на сферы создания и реализации конкурентоспособных товаров; совокупность управленческих действий; управление последовательностью процессов направленных на реализацию определенной цели; управление процессом формирования, поддержания конкурентных преимуществ и преодоления конкурентных слабостей;
• формирование цели - в одном случае формируется относительно результатов функционирования предприятия, в другом случае к процессу формирования конкурентных преимуществ, обеспечения заданного уровня конкурентоспособности и т.п., в третьем случае вообще не указывается цель управления.
Эти и ряд других неточностей, спорных вопросов определили актуальность исследования понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» и необходимость дальнейшего развития методического подхода к его обоснованию.
Формулирование целей статьи. Целью статьи является дальнейшее развитие методического подхода к определению экономи-
ческих понятий вообще и, в частности, понятия «управление конкурентоспособностью предприятия».
Изложение основного материала исследования. Понятие -это мысль, в которой отражаются общие, и притом существенные, свойства (признаки) предметов и явлений. Существенными считаются признаки, каждый из которых необходим; их совокупность позволяет отличить данные предметы и явления от всех других. Несущественные признаки приходящи, приобретая или теряя их, предмет остается сам собою.
В основе методического подхода к определению понятий и, в частности, понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» положим использование соотношения философских категорий необходимость и случайность, а также логических приемов образования понятий.
Философские категории необходимость и случайность [10, 302] отражают различные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость - это внутренняя существенная связь, вытекающая из коренных особенностей явлений предмета. Это то, что при наличии определенных условий обязательно должно произойти.
Случайность имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Она обусловлена побочными факторами, не связанными с сущностью этого явления. Это то, что в данных условиях может произойти, а может и не произойти.
Применительно к изучаемому понятию в его определении должны быть существенные признаки. Случайные признаки в нем могут быть и не быть.
Любое понятие имеет две характеристики: содержание и объем. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предметов или явлений, мыслимыми в понятии. Объем понятия - множество тех предметов, на которые распространяется данное понятие.
На следующем этапе решается задача установления признаков понятия и их значимости. Методической основой решения этой задачи служат положения логики в части образования понятий [81, 33-62; 28, 19-36], а также разработанные практические рекомендации по определению понятий [20, 139-155; 7].
Понятие «управление конкурентоспособностью предприятия» является сложным, состоящим из двух составляющих (рис. 1).
Управление
Рис. 1. Компоненты понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» и их подчиненность
В теории между взаимосвязанными понятиями могут иметь место следующие отношения: равнозначность, пересечение, подчинение, исключение.
Равнозначными считаются два понятия, объемы которых полностью совпадают. В отношении пересечения находятся два понятия, объемы которых совпадают частично. В отношении исключения находятся понятия, объемы которых полностью исключают друг друга (например, конкурентоспособное предприятие и неконкурентоспособное предприятие). В отношении подчинения находятся два понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого (например, управление и конкурентоспособность; конкурентоспособность и предприятие).
В последнем случае - при отношении подчинения, подчиняющее понятие (управление) называется родовым, так как объем этого понятия больше объема подчиненного понятия (конкурентоспособности). Следовательно, понятие конкурентоспособность по отношению к понятию управление является видовым понятием. Поэтому обоснование определения понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» следует начинать с выделения существенных признаков понятия «управление». Исходной информацией для решения данной задачи служат определения различных авторов понятия «управление» (табл. 2).
Таблица 2
Определение понятия «управление»
Автор Содержание определения
1 2
Акимова Т.А. [1, с. 105] • с позиций кибернетики управления - это целенаправленный информационно-организационный процесс, осуществляемый с помощью обратной связи
Продолжение табл. 2
1 2
Анфилатов В. С. [2, с. 9] • процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей) или устройством
Круглов М.И. [11, с. 15] • совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и(или) перевод ее в новое (более желательное, планируемое) состояние путем организаций и реализации целенаправленных управляющих воздействий;
Кузьмш О. в. [12, с. 9] • цшеспрямована дiя на об'ект з метою змшити його стан або поведшку у зв'язку зi змшою обставин.
Малин А.С. [13, с. 34] • процесс целесообразного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта;
Мескон М. [15, с. 48] • процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;
Мухин В.И. [16, с. 52] • управление - непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на объект управления, которым может быть отдельная личность, коллектив, технологическая установка и т.д.;
Могилевский В. Д. [16, с. 76] • некоторое принуждение, насилие над системой как частью среды, призванное скорректировать естественное движение, определяемое начальными условиями, исходным энергетическим состоянием и обменными процессами в системе и его средой. Наградой за это насилие является достижение цели; • особым образом ориентированное воздействие на объект (систему), которое обеспечивает придание ему требуемых свойств или состояний;
Пономаренко Л. А. [20, с. 193] • целесообразная деятельность одной системы на другую для изменения ее поведения (состояния) в соответствии с условиями изменяющейся внешней среды;
Таукач Г. А. [18, с. 11] • воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями;
Рейзберг Б. А. [22, с. 20] • управление - это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты.
Окончание табл. 2
1 2
Рогожин С.В. [23, с. 47] • управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленных целей;
Сурмин Ю.П. [26, с. 227] • воздействие на систему в целях обеспечения ее функционирования, ориентированное на сохранение ее основного качества в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость, гомеостат, достижения определенной цели;
Для формирования определения понятия «управление» предлагается следующий алгоритм:
1. Выделить существенные признаки предмета, применив при этом ряд логических приемов:
1.1. сравнение - установка сходств или различий между предметами;
1.2. анализ - расчленение сходных предметов на элементы;
1.3. абстрагирование - выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных;
1.4. синтез - соединение существенных признаков;
1.5. обобщение - распространение существенных признаков на все однородные предметы.
2. Установить точное значение понятия, с тем, чтобы употреблять его в строго определенном смысле;
3. Дать характеристику понятию по его содержанию и объему;
4. Определить к какому виду относится данное понятие;
5. Определить отношение данного понятия к другому. Если они находятся в отношении подчинения, то:
5.1. установить какое из них является родовым, а какое - видовым;
5.2. установить, посредством какой из операций (обобщение или ограничение) осуществляется переход от видового понятия к родовому и наоборот.
Используя эти приемы, на основе данных табл. 2, можно сформулировать абстрактное понятие управления - целесообразное воздействие на объект (систему) управления для достижения це-
лей его (ее) функционирования. Применительно к изучаемому нами объекту можно предложить следующее определение понятию управление конкурентоспособностью предприятия - целесообразное управленческое воздействие на процесс формирования конкурентоспособности для достижения целей функционирования предприятия.
Выводы. Таким образом, понятие «управление конкурентоспособностью предприятия» в своем составе должно содержать следующие обязательные составляющие:
1. целесообразное управленческое воздействие;
2. процесс формирования конкурентоспособности;
3. достижения целей функционирования предприятия.
Наполнение обязательных составляющих понятия конкретным
содержанием, отражающим особенности точки зрения исследователя, позволяет учесть в определении понятия как необходимое, так и случайное, как сущность понятия, так и точку зрения, особенности предложений каждого исследователя. Дальнейшие исследования должны быть направлены в обосновании необходимого и случайного в каждой компоненте (управление, процесс повышения конкурентоспособности цели управления) определения понятий.
Литература
1. Акимова Т.А. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Т. А. Акимова. - М. : ОНИТИ - ДАНА, 2003. - 367 с.
2. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении : учеб. пособие / В.С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин ; под ред. А. А. Емельянова. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 368 с.
3. Бажин И.И. Исследование систем управления: Компакт-учебник / И.И. Бажин. - Х. : Консул, 2004. - 336 с.
4. Балабанова Л.В. Управлшня конкурентоспроможшстю шдприемств. Навчальний пошбник / Л.В. Балабанова, Г.В. Кривенко, 1.В. Балабанова. - К. : «Професюнал», 2009. - 256 с.
5. Варфоломеева А.М. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры на основе процессного подхода : автореф. дис. на соискание научн. степени к.е.н. : спец. 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством / А.М. Варфоломеева. - Волгоград : ВГТУ, 2013. - 24 с.
6. Егорова Л.С. Управление конкурентоспособностью предприятия / Л.С. Егорова, А.А. Макарычев // Социология, психология, философия. Вест-
ник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 6. -С. 316-322.
7. Келлерман Ю. Моделирование системы понятий / Ю. Келлерман // Стандартизация, сертификация, качество. - 2004. - № 3. - С. 18-21.
8. Кириллов В.И. Логика : учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов, А. А. Старченко. - М.: Юрист, 2007. - 256 с.
9. Конкурентоспроможшсть: проблеми науки i практики : монографiя. -X.: ВД «1НЖЕК», 2006. - 248 с.
10.Краткий словарь по философии. - М. : Политиздат, 1970. - 398 с.
11.Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов // М.И. Круглов. - М. : Русская Деловая Литература, 1998. - 758 с.
12. Кузьмш О.в. Основи менеджменту : шдручник / О.в. Кузьмш, О.Г. Мельник. - К. : Академ, видав; 2003. - 416 с.
13. Малин А.С. Исследование системы управления [текст] : учебник для вузов / А.С. Малин, В.И. Мухин ; Гос. ун.-т - Высшая школа экономики. - 3-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЕ, 2005. - 399 с.
14. Мануйлович Ю.М. Маркетингове управлшня шдвищенням конкуре-нтоспроможност машинобудiвельних шдприемств : автореф. дис. на здоб. наук. ступ, к.е.н. : спец. 08.00.04 - Економжа та управлшня шдприемствами / Ю.М. Мануйлович. - Хмельницьк : Хм. НУ, 2015. - 24 с.
15. Мескон М.Х. Основы менеджмента : пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. - 800 с.
16. Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход / Отд-ние экон. РАН; науч. - ред. совет изд-ва «Экономика» / Вадим Дмитриевич Могилевский. - М. : ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - 251 с.
17. Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2002. - 384 с.
18. Основы управления производством : учебник / под ред. Г. Л. Таукача и В.П. Дубоноса. - К. : Вища тк. Головное изд-во, 1989. - 303 с.
19. Пщдубна Л.1. Конкурентоспроможшсть економiчних систем: теорiя, мехашзм регулювання i управлшня : монографiя / Л.1. Пщдубна. - X. : «1НЖЕК», 2007. - 368 с.
20. Пономаренко Л.А. Основи економiчноi юбернетики : шдручник / Л. А. Пономаренко. - К. : Кшв. нац. торг.-екон. ун-т, 2002. - 432 с.
21. Пушкарь А.И. Основы научных исследований и организация научно исследовательской деятельности : учебное пособие / А.И. Пушкарь, Л.В. По-трашкова. - X. : ИД «ИНЖЕК», 2006. - 280 с.
22. Райзберг Б.А. Управление экономикой. Учебник. / Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1999. - 784 с.
23. Рогожин С.В. Теория организации : учебник для вузов / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 315 с.
24. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы : учебник / Н.А. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 382 с.
25. Станьковська 1.М. Системне управлшня конкурентоспроможшстю пiдприeмств на засадах штелектуашзацп / 1.М. Станьковська // Вюник Нацю-нального унiверситету «Львiвська полiтехнiка», Менеджмент та шдприемни-цтво в Украшу етапи становлення та розвитку. - 2013. - № 77. - С. 67-73.
26. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ : учебное пособие / Ю.П. Сурмин. - К. : МАУП, 2003. - 368 с.
27. Тарнавська Н.П. Управлшня конкурентоспроможшстю шдприемств: теорiя, методолопя, практика : [монографiя] / Н.П. Тарнавська. - Тернополь: Економiчна думка, 2008. - 570 с.
28. Тофтул М.Г. Лопка. Пщручник / М.Г. Тофтул. - К.: Видавничий центр «Академiя», 2006. - 400 с.
29. Управлшня конкурентоспроможшстю тдприемства : навчальний пошбник / С.Л. Клименко, Т.В. Омельченко, Д.О. Барабась, О.С Дуброва, А.В. Вакуленко. - К.: КНЕУ, 2008. - 520 с.
30. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - М.: изда-тельско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 892 с.
Рецензент: О. Н. Криворучко, докт. экон. наук, проф., ХНАДУ.
УДК 330.341.1
ФЕДОТОВА 1.В., канд. екон. наук,
Харювський нащональний автомобтьно-дорожнш ушверситет
МОДЕЛЬ ЖИТТеЗДАТНО1 СИСТЕМИ УПРАВЛ1ННЯ ШНОВАЦШНОЮ ДШЛЬШСТЮ ПВДПРИеМСТВА
Анотащя. Запропоновано модель системи управлшня 1нновац1йною д1яльн1стю тд-приемства на баз1 методичного апарату юбернетичного моделювання життездатних систем. Обхрунтовано використання системного тдходу, використовуваного в концепци життездатних систем, та бшьш прогресивного процесно-ор1ентованого тдходу, що дозволить тдвищити утверсальтсть розробленог модел1. Система управлшня шноващйною д1яльн1стю тдприемства представлена у вигляд1 суб'екта (метасистеми) та об'екта управлшня (операцтного елементу), який запропонований у вигляд1 базових б1знес-процес1в тдприемства. Запропонована модель системи управлшня шноващйною д1яльн1стю тдприемства розроблена з використанням принцитв побудови життездатних систем, яка дозволяе з1ставити потреби I можливост1 тдприемства та реалгзувати його потенщал, забезпечити стабыьтсть функщонування тдприемства, впровадження ¡нновацт та ада-птацт до умов зовншнього середовища. Система управлшня 1нновац1йною д1яльн1стю тдприемства може застосовуватися для будь-яких тдприемств I оргатзацш. За допомо-гою запропонованог системи управлшня особи, що приймають ршення, зможуть на р1з-