УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
Ю.А. Шемякина, магистрант
Обнинский институт атомной энергетики (филиал) Национального исследовательского ядерного университета (Россия, г. Обнинск)
Аннотация. В статье раскрывается вопрос об управление конкурентоспособностью предприятий гостиничного бизнеса. Перечислены основные параметры, влияющие на конкурентоспособность гостиницы и составляющие элементы, входящие в нее. На основе параметров и входящих элементов, рассмотрена методика формирования оценки конкурентоспособности предприятия гостиничного бизнеса, и стратегии обеспечения ее надлежащего роста.
Ключевые слова: гостиничный бизнес, отель, стратегический менеджмент, управление конкурентоспособностью, конкуренция.
В связи с динамичностью внешней среды, где рыночная экономика способствует росту конкуренции, руководство каждого отеля или гостиницы стремиться улучшить свои показатели, характеристики и конкурентоспособность предоставляемых услуг. С этой целью стратегическое управление использует различные инструменты, как с субъективными, так и с объективными результатами, которые в дальнейшем помогают улучшить конкурентоспособность организации.
Предприятие любой отрасли является производственным объектом, которым интересуется определённое количество заинтересованных лиц (стейкхолдеров). К ним относятся не только инвесторы, руководители, собственники, рабочий персонал и регуляторы государственной власти, но и общество, поставщики, кредиторы и потребители, каждый из которых дает свою оценку действиям предприятия. По этой причине, система менеджмента любой компании сталкивается с моментом, согласно которому необходимо провести оценку своих действий, бизнеса и его операционного цикла. Ключевым же результатом такой деятельности является получение ответов на актуальные вопросы [1]:
1. Чего мы хотим добиться в нашем бизнесе?
2. В настоящий момент, кто мы и какое место занимаем на рынке?
3. Как перейти из текущего положения, которое занимает гостиничный комплекс в
то, которое мы хотим в результате добиться?
Более тяжелым выглядит процесс анализа и оценки предприятий, которые занимаются деятельностью отельного и гостиничного бизнеса. В первую очередь, уровень сложности определяется основным продуктом такой компании - услуги, что делает ее анализ важнее, с точки зрения объективной оценки.
По этой причине, руководителям отелей и гостиниц необходимо найти решение проблемы выбора оптимальной системы, по оценке деятельности своего бизнеса. Одним из основных инструментов современного стратегического менеджмента стоит считать сбалансированную систему показателей, которая позволяет оценить отельный бизнес и ее взаимодействие со всеми заинтересованными лицами.
В виду усложнения конкуренции на рынке, руководству предприятия необходимо использовать также те инструменты, с помощью которых идет рациональное использование ресурсов, оптимизация бизнес-процессов и увеличение объема продаж/выручки. Среди наиболее эффективных методов по увеличению конкурентоспособности предприятия и отдельных товаров/услуг выступает маркетинговая стратегия, брендинг, анализ стратегического управления, портфельный анализ и т.д. Иногда собственники гостиничного бизнеса прибегают к услугам внешних консультантов, задачей которых является
оптимизация работы всей организации с целью увеличения уровня конкурентоспособности.
Перечислим основные параметры, влияющие на оценку конкурентоспособности гостиничного предприятия [2, с. 6]:
- способность отеля предложить потребителям гостиничный продукт с более привлекательными характеристиками, чем у конкурентов;
- эффективность деятельности гостиницы на рынке, определяемая как отношение полученного рыночного результата к произведенным затратам;
- рыночный результат, позволяющий достаточно успешно развиваться отелю в перспективе и удовлетворять потребности собственников и наемного персонала.
Как правило, на конкурентоспособность предприятия гостиничного бизнеса влияют такие факторы, как конкурентоспособность предоставляемых услуг, финансовое состояние отеля, эффективность маркетинговой стратегии, рентабельность бизнеса и имидж отеля среди действующих и потенциальных клиентов.
С целью усовершенствования каждого фактора, сбалансированная система оценки деятельности гостиничного комплекса или отеля состоит из использования четырех ключевых компонента: финансовая сторона; работа с клиентами; организация внутренних бизнес-процессов отеля; работа с персоналом. Каждый из них включает в себя стратегические направления и цели. Кроме того, с помощью сбалансированной системы оценки деятельности отельного бизнеса, стратегический аппарат управления предприятия имеет возможность увеличить темпы достижения стратегических целей и улучшить взаимодействие отеля/гостиницы с заинтересованными лицами (стейкхолдерами).
Для определения формулы оценки конкурентоспособности гостиницы стоит использовать научное предложение Е.Н. Косвинцева [3]:
Конкурентоспособность гостиницы = конкурентоспособность гостиничных услуг + имидж (бренд)+ сегментирование,
где Конкурентоспособность гостиничных услуг = Качество + Цена + Обслуживание.
Таким образом, основными составляющими конкурентоспособности гостиницы являются: конкурентоспособность гостиничных услуг, имидж и сегментирование.
На основе входящих элементов и формулы по управлению конкурентоспособности предприятия, рассмотрим методику оценки конкурентоспособности предприятия гостиничного типа:
- анализ факторов макросреды и инфраструктуры региона;
- анализы силы конкуренции в отрасли;
- выбор конкурентной группы;
- выявление и анализ реальных конкурентов;
- SWOT-анализ;
- сравнительная оценка конкурентоспособности гостиницы в рамках выбранной группы;
- выявление уровня конкурентоспособности гостиничного предприятия.
На основании типов конкурентных преимуществ, выбирается наиболее приемлемая стратегия обеспечения и поддержания конкурентоспособности гостиничного предприятия. Возможные стратегии обеспечения конкурентоспособности, основанные на различных типах конкурентных преимуществ, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Стратегии обеспечения конкурентоспособности гостиницы [4]
Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения выживания отеля в условиях финансово-экономического кризиса и его последующего эффективного развития. На конкурентоспособность гостиницы влияет множество факторов, определяющих ее способность действовать в текущих рыночных
является стимул к нововведениям. Управление конкурентоспособности предполагает процесс оценки и усовершенствования стратегического плана развития организации, с помощью чего, руководство может улучшить финансовые показатели и увеличить долю рынка по сравнению с основными конкурентами выбранной группы.
условиях. Движущей силой конкуренции
Библиографический список
1. Майкл Портер. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 456 с.
2. Бабанчикова Ольга Анатольевна Управление конкурентоспособностью гостиничного предприятия: теория и практика // Сервис в России и за рубежом. 2010. - №3. - С. 5-10.
3. Косвинцева Е.Н. Обеспечение конкурентоспособности гостиничного предприятия промышленного центра. - Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008.
4. Конкурентоспособность гостиничных предприятий // Правительство Москвы. URL: http://www.stroimhotel.ru/files/pdf/metodology/metod/04.pdf (дата обращения 18.06.2017).
CONTROL OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES OF HOTEL BUSINESS
Yu.A. Shemyakina, graduate student Obninsk institute for nuclear power engineering (Russia, Obninsk)
Abstract. In the article the question on management of competitiveness of the enterprises of hotel business is revealed. The main parameters affecting the competitiveness of the hotel and the constituent elements included in it are listed. Based on the parameters and incoming elements, the methodology for assessing the competitiveness of a hotel enterprise and the strategy for ensuring its proper growth are considered.
Keywords: hotel business, hotel, Strategic management, competitiveness management, competition.