Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью малых форм предпринимательских структур в сфере туризма'

Управление конкурентоспособностью малых форм предпринимательских структур в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / TOURISM / COMPETITIVENESS / ENTERPRISE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Татьяна Николаевна

Статья посвящена проблеме конкурентоспособности малых форм предпринимательства в туризме. В статье изложен авторский подход к содержанию понятия конкурентоспособность, акцентируется внимание на его комплексности, на основании чего предложен алгоритм управления конкурентоспособностью малых форм предпринимательских структур в туризме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF SMALL BUSINESS STRUCTURES IN TOURISM

The article deals with the competitiveness of small businesses in tourism. It describes the author's viewpoint on the content of the concept of competitiveness, it’s complexity has become a basic of the algorithm of competitiveness management of small forms of business structures in tourism

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью малых форм предпринимательских структур в сфере туризма»

УДК 338.484 © Т.Н. Тарасова

Т.Н. Тарасова

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Статья посвящена проблеме конкурентоспособности малых форм предпринимательства в туризме. В статье изложен авторский подход к содержанию понятия конкурентоспособность, акцентируется внимание на его комплексности, на основании чего предложен алгоритм управления конкурентоспособностью малых форм предпринимательских структур в туризме.

Ключевые слова: туризм, конкурентоспособность, предпринимательская структура.

Ось У— Государство (КС гос. политики в отношении ПС в туризме)

Ось г— КС с позиции деловых партнёров

В современных условиях конкурентоспособность малых форм предпринимательства в туризме сводится не столько к удовлетворённости целевого сегмента потребителей, сколько к собственной устойчивости и жизнеспособности, которая является следствием соответствия структуры условиям, в которых она функционирует. Автор статьи определяет конкурентоспособность предпринимательской структуры в туризме как комплекс характеристик, позволяющих предпринимательской структуре удовлетворять потребности целевого сегмента в качественных туристических услугах и обеспечивающих его экономическую устойчивость в условиях отраслевого и системного кризиса.

На основании приведённого выше определения была разработана следующая модель формирования конкурентоспособности малой предпринимательской структуры в туризме (рис. 1):

КС ГОС. першинг Е 0ТН0Ш£Ш[1[ ПС Е

УГ

/

Ось Х-— КС ПС с познцин потребителя тур.услуг

КС ПС с по шции КС ПС с по тггщш потребителя тур^слут

Рис. 1. Модель формирования конкурентоспособности малой предпринимательской структуры в туризме

Как видно из рисунка 1, система конкурентоспособности малых форм предпринимательских структур в туризме имеет три составляющие. При этом факторы конкурентоспособности предпринимательской структуры туризма с позиции потребителя, партнёра и государства будут различаться. Весомость факторов конкурентоспособности туристического агентства со всех указанных позиций формулируются непосредственно

Рис. 2. Модель многомерной конкурентоспособности ПС в туризме

самим предпринимателем с использованием экспертного метода принятия решений. Таким образом, представляется правомерным говорить о многомерной конкурентоспособности предпринимательской структуры в туризме.

Как видно из рисунка 2, конкурентоспособность предпринимательской структуры — результат влияния факторов, находящихся в разных плоскостях. По оси У мы экспертным путём определяем уровень благоприятности государственной политики в отношении предпринимательских структур в туризме по заранее определённым критериям. От данного показателя зависит динамика развития отрасли и, соответственно, стратегический потенциал предпринимательских структур. Эксперты определили настоящий уровень как низкий — развитие туризма не является приоритетной государственной задачей. В выбранной экспертами плоскости определяем квадрант, соответствующий текущей конкурентоспособности конкретной предпринимательской структуры (см. рис. 3). Принятие эффективных управленческих решений позволяет предпринимателю развивать свою структуру по диагонали. Отклонение от диагонального вектора свидетельствует о несбалансированности управленческой политики предпринимателя либо о краткосрочном характере его целей.

Основываясь на реальной ситуации, мы предлагаем следующее определение данного понятия.

Многомерная конкурентоспособность предпринимательской структуры - это комплексная характеристика

Рис. 3. Квадранты конкурентоспособности ПС

конкурентоспособности предпринимательской структуры, включающая оценку качества её работы с позиции различных контактных аудиторий, прямо или косвенно определяющих устойчивость структуры в условиях кризиса.

Определение содержит следующие важные моменты:

1) подчёркивает комплексный характер конкурентоспособности;

2) определяетзависимостьустойчивости предпринимательской структуры от её конкурентоспособности;

3) указывает на наличие различных контактных аудиторий, влияющих на устойчивость предпринимательской структуры.

Основываясь на данном подходе, представляется возможным спроектировать систему управления многомерной конкурентоспособности предпринимательской структуры туризма, которая представляет собой совокупность принципов, методов, средств, форм и процессов управления теми факторами конкурентоспособности, которые определяют привлекательность предпринимательской структуры как поставщика услуг и как делового партнёра.

Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур туризма является трудоёмкой задачей, и её решение требует

системного подхода. С этой целью разработан

-

способностью предпринимательской структуры, адекватный специфике туризма.

Алгоритм управления многомерной конкурентоспособностью предпринимательских структур в туризме нацелен на определение квадранта конкурентоспособности предпринимательской структуры в соответствии с многомерной моделью и состоит из следующих блоков и шагов (рис. 4):

Блок 1. Определение перспектив предпринимательской структуры на рынке.

Шаг 1. Исследование среды предпринимательства.

Цель: определение степени благоприятности внешней среды для развития бизнеса.

Шаг 2. Определение целей предпринимательской структуры.

Как правило, бизнес создаётся с одной из двух целей - стать лидером рынка или для продажи. В туризме это 2.1 —краткосрочные цели (получить прибыли в период повышенного спроса и уйти с рынка) или 2.2 —долгосрочные цели (занять свою нишу на рынке и планомерно её увеличивать). От ответа на этот вопрос зависит дальнейший сценарий развития предпринимательской структуры.

Блок 2. Оценка стратегического потенциала предпринимательской структуры.

Шаг 3. Определение конкурентных преимуществ предпринимательской структуры с позиций различных контактных аудиторий, влияющих на долгосрочную конкурентоспособность: 3.1. — партнёры, 3.2. — потребители.

Методически рекомендуется проводить оценку при помощи экспертного метода исследования на основании разработанных критериев и пороговых значений для каждой группы.

Блок 3. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры.

Шаг 4. Оценка текущей конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Вывод по данному шагу формируется на основании результатов предшествующих шагов. При этом его следует сопоставить с шагом 2, чтобы убедиться в соответствии текущего положения дел целям.

Результатом проведения комплекса диагностических процедур должно быть чёткое позиционирование себя в своём целевом сегменте - конкурентоспособна ли структура либо нет. В зависимости от результата осуществляется следующий шаг Вариант 1. Предпринимательская структура в достаточной мере конкурентоспособна, а значит, обладает потенциалом для развития, который необходимо использовать, чтобы не упустить завоёванные позиции.

Шаг 4.1.1. Укрепление и расширение конкурентных преимуществ.

Данный шаг не требует дополнительных комментариев, это развитие внутренней среды своего бизнеса, что является задачей любого предпринимателя.

Шаг 4.1.2. Мониторинг рыночных тенденций. Данный шаг осуществляется параллельно с предыдущим. Его цель - стратегическая и оперативная информация о возможностях и угрозах со стороны социально-экономической среды.

В данной статье не ставится задачей раскрытие методических инструментов каждого из представленных шагов алгоритма. Наукой наработан уже достаточный инструментарий целеполагания, анализа внешней и внутренней среды, конкурентоспособности предпринимательской структуры и проч. Предприниматель в состоянии выбрать те методики анализа и оценки, которые считает адекватными собственным задачам.

Вариант 2. Предпринимательская структура недостаточно конкурентоспособна, чтобы соответствовать определённым в шаге 2 целям.

Шаг 4.2.1. Исследование своих слабых сторон. Определение источников неконкурентоспособности во внутренней среде предпринимательской структуры. С этой целью проводится диагностика внутренней среды предпринимательской структуры и выявляются причины проблем и их предпосылки.

Исследование внешней среды предпринимательства в туристском бизнесе

Определение целей ПС

1 г 1

краткосрочные цели долгосрочные цели

Детализация стратегии управления конкурентными преимуществами

Рис. 4. Алгоритм управления многомерной конкурентоспособностью предпринимательской структуры в туризме

Шаг 4.2.2. Исследование рынка. Исследование рынка проводится с целью определения вероятных источников неконкурентоспособности за пределами предпринимательской структуры.

Шаг 5. Формулирование (корректировка) стратегии развития конкурентных преимуществ. Информация, полученная в ходе реализации шага 4, является основой решения о дальнейших действиях в отношении собственной конкурентоспособности. Стратегия развития конкурентных преимуществ соотносится с целью, являющейся основанием алгоритма.

Шаг 6. Детализация стратегии управления конкурентными преимуществами.

Детализация на этом шаге алгоритма предполагает: 1) построение дерева целей; 2) формулировку конкретных задач; 3) детализацию их в выбираемых методах, критериях и механизмах.

Представленный алгоритм управления конкурентоспособностью содержит ряд преимуществ, делающих его использование приемлемым для малых предпринимателей в сфере туризма:

1. Простота понимания и реализации. Алгоритм не содержит сложных логических связей и моделей. Он прост в понимании и может быть использован предпринимателями различного уровня опыта и образования.

2. Универсальность. Логика управления

конкурентоспособностью, использованная в алгоритме, достаточно универсальна, и может быть использована предпринимательскими структурами вне зависимости от размера и формы собственности.

3. Гибкость. Предприниматель может самостоятельно определиться с номенклатурой методов и инструментов, используемых на каждом из представленных шагов алгоритма, выбрать сложные развёрнутые модели или

более простые, дающие обобщённую оценку.

Использование данного алгоритма в практике управления конкурентоспособностью способствует качественному принятию решений относительно развития предпринимательской структуры на рынке конкретного региона, конкретной отрасли. Кроме того, он представляет управление конкурентоспособностью как непрерывный процесс, имеющий стратегическую основу.

COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF SMALL BUSINESS STRUCTURES IN TOURISM

T.N. Tarasova

senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. The article deals with the competitiveness of small businesses in tourism. It describes the author's viewpoint on the content of the concept of competitiveness, it's complexity has become a basic of the algorithm of competitiveness management of small forms of business structures in tourism. Key words: tourism, competitiveness, enterprise structure.

Сведения об авторе:

Тарасова Татьяна Николаевна - старший преподаватель кафедры экономики Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: tnt555@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.