С.П.Белевцов , доцент Ростовского государственного строительного университета
Управление конкурентоспособностью логистической системы строительной
организации
В условиях рыночных преобразований для дальнейшего успешного развития строительного сектора, выявления внутренних резервов целесообразно создавать необходимые условия для формирования и функционирования механизма конкуренции. Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процесс разработки и принятия управленческих решений в строительных организациях. В настоящее время строительные организации работают в постоянно и быстро изменяющихся условиях, но в большинстве компаний стратегическое планирование находится на начальном этапе развития, особенно это касается разработки конкурентной стратегии. Руководство многих строительных компаний задумывается о том, что необходимо разрабатывать стратегию действий на рынке подрядных работ, выявлять конкурентные преимущества, которые являются ключевым фактором устойчивого долговременного развития организации. Под стратегией подрядчика в данном случае понимается логика его строительного бизнеса, определяющая за счет чего строительная организация может получить конкурентные преимущества и обеспечить свою жизнеспособность и устойчивое развитие. Основная причина достижения лидирующего положения на рынке одних компаний и неустойчивое положение других состоит в наличии или отсутствии конкурентных преимуществ.
По мере становления цивилизованного рынка подрядных работ строительным организациям необходимо создавать конкурентные преимущества, адекватные современным рыночным условиям. Такими преимуществами являются преимущества, возникающие в сфере логистики и позволяющие значительно повысить уровень качества обслуживания потребителей.
Оценка конкурентного положения логистической системы строительной организации (ЛССО) на выбранном целевом рынке - необходимая процедура логистического управления, поскольку именно такая оценка обеспечивает целостное представление о позиции исследуемой логистической системы в региональном рыночном пространстве и является основой для разработки логистической стратегии и принятия решений о дальнейшем направлении развития системы.
Конкурентоспособность - свойство объекта и его сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкурентоспособной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке [1].
В зарубежной и отечественной литературе рассматриваются разнообразные подходы к оценке конкурентоспособности товара и организации, но до настоящего времени не решён вопрос оценки конкурентоспособности логистической системы.
Основываясь на теоретических основах управления конкурентоспособностью различных объектов, изложенных в российских и зарубежных работах [2,3,4,5], понятие конкурентоспособности логистической системы строительной организации можно сформулировать следующим образом. Конкурентоспособность логистической системы строительной организации - это её способность противостоять воздействию внешних факторов и поддерживать высокий уровень качества обслуживания потребителей на целевом рынке с приемлемым уровнем логистических затрат. В работах Э.Ламбена[6],
Ж.Шевалье и Т.Вань[7], Б.Гёттинг[8] отмечается, что логистическое взаимодействие экономических субъектов обеспечивает им значительные конкурентные преимущества. В работе Дж. Шанн и В.Говиндараджан [9] исследуются новые методы увеличения конкурентоспособности экономических субъектов на основе внедрения логистической концепции в управлении затратами. В последние годы в России также появились исследования, рассматривающие логистику как важный фактор повышения конкурентоспособности рыночных субъектов. Однако проблема количественной оценки конкурентоспособности логистической системы строительной организации остается весьма актуальной и нерешенной.
По нашему мнению, оценка конкурентоспособности логистической системы строительной организации представляет собой совокупность операций, раскрывающих содержание и результативность логистической деятельности в рыночном пространстве. Она должна осуществляться с соблюдением ряда принципов:
1 Ориентация на конкретные рынки и потребности.
2 Использование совокупности научных подходов к оценке и управлению конкурентоспособностью. При оценке конкурентоспособности логистической системы строительной организации целесообразно применять системный, комплексный и нормативный подходы.
3 Многомерность системы оценки конкурентоспособности логистической системы строительной организации. Конкурентоспособность логистической системы строительной организации формируют различные группы внешних и внутренних конкурентных преимуществ. Это требует учёта их одиночного и совместного влияния на формирование конкурентных преимуществ системы. Следовательно, система оценки конкурентоспособности должна носить системный характер и включать следующие аспекты: оценку логистических затрат, оценку логистических активов, оценку качества обслуживания потребителя.
4 Многоуровневость системы оценки конкурентоспособности логистической системы строительной организации. Для оценки конкурентных преимуществ ЛССО необходимо применять большой перечень элементарных оценочных показателей конкурентных преимуществ. Формирование показателя конкурентоспособности ЛССО требует интеграции всех элементарных оценочных показателей.
5 Ориентация на количественные методы оценки. Интегральный показатель конкурентоспособности ЛССО должен учитывать весомость входящих в него элементарных показателей.
Процесс оценки конкурентоспособности логистической системы строительной организации предполагает последовательную реализацию следующих этапов:
Этап 1 - Определение границ целевого рынка
Этап 2 - Выявление потенциальных конкурентов
Этап 3 - Расчёт показателя фактической конкурентоспособности логистической системы строительной организации
Этап 4 - Оценка конкурентных возможностей рыночной среды;
Этап 5 - Определение потенциальной конкурентоспособности логистической системы строительной организации.
Этап определения границ целевого рынка является результирующей частью процесса маркетингового исследования внешней среды. Целевой рынок - это рынок (или его часть), в обслуживании которого заинтересована данная логистическая система. Углублённый анализ рынка предполагает реальный анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок, оценку ёмкости рынка, ранжирование рынков по
степени привлекательности и обеспечивает информацию, необходимую для оценки реального положения логистической системы. На данном этапе выделяется рынок, на который в дальнейшем будет ориентирована длительность логистической системы и определяется целевой сегмент потенциальных потребителей. Затем осуществляется анкетирование потенциальных потребителей, и выявляются их ожидания по поводу качества логистического сервиса.
Определение позиции логистической системы в отношении целевого рынка, на который в дальнейшем будет ориентирована деятельность этой системы, рассматривается как стратегически важный момент в управлении логистической деятельностью.
На втором этапе оценки конкурентного положения логистической системы осуществляется выявление потенциальных конкурентов, т.е. тех хозяйствующих субъектов, которые обслуживают тот же целевой сегмент и предлагают аналогичные по цене и качеству продукцию и услуги.
Третий этап предусматривает оценку фактической конкурентоспособности рассматриваемой логистической системы и сравнение полученного результата с оценками деятельности основных конкурентов. Такая оценка конкурентного положения потенциальных соперников, безусловно важна, однако, не менее значимой является оценка рыночных возможностей. Анализ угроз и возможностей, присутствующих в окружающей логистическую систему рыночной среде, позволяет понять процессы, формирующие конкуренцию и активизировать собственный потенциал для достижения определённых конкурентных преимуществ.
Реализация конкурентного преимущества опирается на понятие ценности, являющейся источником преимущества [5]. Ценность - это нечто особенное, то чем система владеет (содержит в себе), стремиться сохранить либо иметь в будущем. Ценности могут превратиться в базисные или второстепенные, стратегические или тактические конкурентные преимущества, реализуемые вне или внутри логистической системы. Конкурентное преимущество логистической системы - это какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая даёт ей превосходство перед конкурентами. Конкурентное преимущество зависит от содержания ценности, источника её происхождения, динамичности проявления и других условий. Конкурентное преимущество логистической системы воплощается в повышении качества обслуживания потребителя и создании добавленной стоимости, принимающей форму дополнительного эффекта.
С позиции системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ логистической системы следует оценивать внешние и внутренние факторы. Проявление вешних факторов в малой степени зависит от логистической системы, напротив, внутренние факторы почти полностью определяются высшим менеджментом системы. Перечень внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества логистической системы представлен в таблицах.
Таблица 1 - Перечень внешних факторов конкурентного преимущества
региональной продовольственной логистической системы
Виды факторов Внешние факторы конкурентного преимущества
І.Научно- инновацион ные Высокий уровень инновационной активности Государственная поддержка науки и инновационной деятельности Научный уровень управления социально -экономическими системами
2. Экономии-ко-правовые Уровень конкурентоспособности страны Уровень конкурентоспособности региона Государственная поддержка предпринимательства Уровень конкуренции на рынке Уровень интеграции внутри региона и в рамках страны Правовое регулирование экономических процессов Научная система стандартизации и сертификации Налоговые ставки в стране и регионе Процентные ставки в стране и регионе Уровень развития инфраструктуры
З.Социальные Государственная поддержка развития человека Система подготовки и переподготовки кадров
4. Экологогеографические Климатические условия Географическое положение региона Наличие доступных ресурсов
Внутренние конкурентные преимущества региональной продовольственной логистической системы достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители служб логистики. Внутренние конкурентные преимущества логистической системы строительной организации возможно разделить на четыре группы: ресурсные, организационные, технологические и информационные (таблица 2).
Таблица 2 - Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества
логистической системы строительной организации
Виды факторов Внутренние факторы конкурентного преимущества
1. Ресурсные Доступ к рынку ресурсов Доступ к рынку новых логистических технологий Высококвалифицированный персонал Высокая доходность
2.Организационные Проблемно-целевая организационная структура Функционирование системы обеспечения конкурентоспособности
3. Технологические Внедрение новых логических технологий Создание современных инфраструктурных объектов Использование современного погрузочно-разгрузочного оборудования и транспортных средств
4.Информационные Наличие интегрированной информационной системы Управление информационными потоками из единого центра
Использование эффективных информационных технологий.
По нашему мнению, показатель конкурентоспособности логистической системы строительной организации должен определяться путём интеграции оценочных показателей конкурентных преимуществ. К числу таких показателей конкурентных преимуществ логистической системы строительной организации можно отнести уровень выполнения договорных обязательств, уровень качества строительных работ, уровень функциональности, уровень логистических затрат и уровень рентабельности логистических активов.
Высокий уровень конкурентоспособности логистической системы строительной организации предполагает, прежде всего, высокий уровень выполнения договорных обязательств:
— 1 - Мк
ДО~* N ■ 0)
где У до - уровень выполнения договорных обязательств;
Ык - количество строительных объектов, выполненных с низким качеством или нарушением установленных сроков;
N - общее количество строительных объектов, сданных за период.
Высокий уровень выполнения договорных обязательств является очень привлекательной для потенциальных потребителей характеристикой логистической системы строительной организации.
Вторым важным показателем конкурентных преимуществ логистической системы строительного предприятия является уровень качества строительных работ.
N
X 3,
У ТТ ---------------------- 1 --------------
г—1
К N
(2)
г—1
где Уд. - уровень качества строительных работ;
о
3 д - затраты на устранение дефектов в процессе строительства и при сдаче 1-го строительного объекта в эксплуатацию (за период);
С, - сметная стоимость 1-го строительного объекта, сданного в эксплуатацию за период.
При оценке конкурентоспособности логистической системы строительного предприятия также необходимо учитывать важнейшую особенность строительного производства - жёсткие требования к соблюдению сроков строительства объектов, которые для отдельных объектов могут быть очень непродолжительными.
Это соответствие логистической системы строительной организации требованиям рынка можно оценить показателем уровня функциональности логистической системы.
Расчёт уровня функциональности логистической системы основывается на сравнении нормативной и фактической продолжительности функционального цикла.
Уровень функциональности - позволяет определить соблюдение сроков строительства:
X
ф N ’ (3)
где Уф - уровень функциональности логистической системы строительной организации;
Т
1 ПЛ■ - планируемый срок строительства 1-го строительного объекта;
Т
1 ф - фактический срок строительства 1-го строительного объекта.
Самое прямое отражение результаты логистической деятельности находят в показателе логистических затрат за период. Для получения относительной оценки интенсивности их использования в логистической системе может быть использован показатель уровень логистических затрат:
У =1— 3Л
%7 ЭТТ
ЗЛ N
(4)
X с
г—1
где Уш - уровень логистических затрат;
ЗЛ - общая сумма логистических затрат за период.
Логистическая деятельность требует привлечения значительного объёма активов, включая запасы, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие виды активов. Уровень конкурентоспособности логистической системы в значительной мере определяется эффективностью использования перечисленных активов. Показатель рентабельности логистических активов определяет эффективность использования капитала, инвестированного в логистику:
А ’ (5)
АЛ
где УА - уровень рентабельности логистических активов;
П - прибыль, полученная строительной организацией за период, руб.;
А^ - стоимость капитала, инвестированного в логистику, руб.
Показатель конкурентоспособности логистической системы строительной
организации определяется путём интеграции оценочных показателей конкурентных преимуществ.
где К - конкурентоспособность логистической системы строительной организации;
У - уровень выполнения договорных обязательств;
У - уровень качества строительных работ;
Уф - уровень функциональности логистической системы;
У - уровень логистических затрат;
Ул - уровень рентабельности логистических активов.
Особенностью рассмотренных показателей Удо, Ук, Уф, Уш и УА является
стремление каждого из них к единице. Равенство каждого из названных показателей единице, а следовательно, и равенство единице комплексного показателя конкурентоспособности логистической системы строительной организации, определяет формализованное условие идеально функционирующей логистической системы с точки зрения качества обслуживания потребителя. Если значения К приближаются к единице, то оцениваемая логистическая система строительной организации имеет исключительно сильный конкурентный статус.
Предлагаются следующие градации показателя конкурентоспособности
логистической системы строительной организации:
0 < К < 0,4 - слабая конкурентная позиция;
0,4 < К < 0,7 - средняя конкурентная позиция;
0,7 < К < 1 - сильная конкурентная позиция.
Разработанная методика оценки конкурентоспособности логистической системы строительной организации предназначена для оценки и постоянного мониторинга уровня её конкурентоспособности. Результаты оценки могут быть использованы для решения следующих задач: моделирования ситуации в региональном строительном комплексе; определения положения отдельной логистической системы строительной организации на региональном рынке; выработки логистической стратегии; целей государственного управления и регулирования регионального строительного комплекса.
Литература
1 Портер М. Конкуренция/Пер. с англ. - Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608с.
2 Porter M. Competitive Strategy: Technigues for Analyzing Industries and Competitors. -New York: Free Press, 1980.
3 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999. - 416с.
4 Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities and Practices. - New York: Harper and Row, 1973.
5 Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное
пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 544с.
6 Ламбен Э.Э. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с франц. -СПб.: Наука, 1996. - 165с.
7 Шевалье Ж., Вань Т. Логистика: Новые принципы менеджмента и
конкурентоспособности/Пер. с фр. - М.: Консалтбанкир, 1997. - 112с.
8 Гёттинг Б. Международная производственная кооперация в промышленности: Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур. - М.: Дело, 2000. -216с.
9 Шанн Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности/Пер. с англ. СПб.: Бизнес - Микро, 2001. -187с.