Научная статья на тему 'Управление конкурентоспо-собностью коммерческого банка путем введения системы стимулирования сотрудников кредитного и депозитного отделов'

Управление конкурентоспо-собностью коммерческого банка путем введения системы стимулирования сотрудников кредитного и депозитного отделов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / КОНКУРЕНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Е.К., Сорокина М.Г., Гришанов Г.М.

Данная статья акцентирует внимание на ценовой и неценовой конкуренции среди коммерческих банков. Сформулирован механизм принятия решения коммерческим банком в условиях конкурентной среды. В качестве неценового метода конкуренции предложено внедрение механизма стимулирования сотрудников банка, с помощью которого можно управлять затратами банка и его конкурентоспособностью. Результаты проиллюстрированы примером и графиками, отражающими эффективность внедрения механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of a commercial bank competitiveness through the incentive system of employees of credit and deposit departments

This article focuses on price and non-price competition among commercial banks. The mechanism of decision making for the commercial bank in a competitive environment is formulated. As a non-price method of competition the introduction of an incentive scheme for the bank employees, with the help of which you can manage the expenses of a bank and its competitiveness is suggested. The results are illustrated by examples and graphs that reflect the effectiveness of the implementation of a mechanism.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспо-собностью коммерческого банка путем введения системы стимулирования сотрудников кредитного и депозитного отделов»

Беляева Е.К., Сорокина М.Г., Гришанов Г.М.

Управление конкурентоспособностью коммерческого банка путем введения системы стимулирования сотрудников кредитного и депозитного отделов // Вестник Самарского государственного университе-262 та. Серия «Экономика и яеравление». 2о15. № 9/2 (131). С. 2262—272

УДК 336.713.2

Е.К. Беляева, М.Г. Сорокина, Г.М. Гришанов*

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ КРЕДИТНОГО И ДЕПОЗИТНОГО ОТДЕЛОВ

Данная статья акцентирует внимание на ценовой и неценовой конкуренции среди коммерческих банков. Сформулирован механизм принятия решения коммерческим банком в условиях конкурентной среды. В качестве неценового метода конкуренции предложено внедрение механизма стимулирования сотрудников банка, с помощью которого можно управлять затратами банка и его конкурентоспособностью. Результаты проиллюстрированы примером и графиками, отражающими эффективность внедрения механизма.

Ключевые слова: финансовый рынок, коммерческий банк, конкурентное взаимодействие, механизм принятия решений, стимулирование.

В настоящее время рынки депозитных и кредитных услуг отличаются большим разнообразием. Банки предлагают клиентам различные условия кредитования и размещения вкладов, варьирующиеся процентные ставки, сервис, сроки и объемы кредитов и депозитов. Очевидно, что при таких условиях операционный доход, который получает коммерческий банк, находится в прямой зависимости не только от выбранной им стратегии, но и от стратегий, которой придерживаются его конкуренты на рынке. В условиях постоянного конкурентного взаимодействия коммерческому банку необходимо постоянно анализировать ситуацию на рынке, исследовать предложения конкурентов и, опираясь на эту информацию, в итоге выбирать такую стратегию, которая позволит банку достичь максимальной эффективности. Так как конкурентоспособность банка определяется не только размером процентных ставок, но и качеством услуг, возникает необходимость в разработке методов и механизмов управления конкурентоспособностью банка с учетом его конкурентных преимуществ, затрат на операционную деятельность, конъюнктуры рынка и т. д.

Задачей коммерческого банка является создание такого механизма принятия решений, при котором максимизируется его прибыль. В данной статье предлагается внедрить механизм стимулирования сотрудников, при котором за счет повышения конкурентоспособности кредитного (депозитного) отделов увеличивается прибыль коммерческого банка.

Рассмотрим модель управления конкурентоспособностью банка путем внедрения механизма стимулирования персонала.

Стратегия сотрудников /-го коммерческого банка кредитного (депозитного) отдела заключается в выборе действия Дсгу (А с* ) (величина, на которую снижаются

* © Беляева Е.К., Сорокина М.Г., Гришанов Г.М., 2015

Беляева Елена Константиновна (Snezhka1301@yandex.ru), Сорокина Марина Геннадьевна (ipoteka_sorokina@list.ru), кафедра финансов и кредита, Гришанов Геннадий Михайлович (Snezhka1301@yandex.ru), кафедра экономики, Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

переменные затраты кредитного (депозитного) отдела /-го коммерческого банка); коммерческий банк, в свою очередь, выбирает систему стимулирования для кредитного

(депозитного) отдела ауг (А су )(а X ( А О* )) , где д су = 0 (гу)(Ас* = Q (г* )) -результат деятельности агентов кредитного (депозитного) отдела, наблюдаемый центром. г у, г х — стратегия, которую выбирает кредитный (депозитный) отдел. Целевая функция (1) отражает предпочтения /-го коммерческого банка:

Ф (Ас у, Ас* ,а? (Асу) (Ас*)) = Н г (Асу, Ас*) - (1)

- а у ( Асу) - а X( А?) , / = 1, ..., й,

где Н (Асу, Асх ) — функция дохода /-го коммерческого банка от введения

системы стимулирования [1, с. 26]. На эту величину снижаются непроцентные переменные затраты банка, то есть:

т V

Н (г ) = АсХ ^ +Асу Тук = , (2)

7=1 к=1

где V — количество видов кредитных предложений; т — количество видов депозитных предложений;

т

Т X 7 =-—-, к = 1, V — объем денежных средств, которые привлекаются

7=1 Ьк (п + 1)

с депозитного рынка;

V к

Т у, =-—-, 7 = 1, т — объем денежных средств, которые привлекаются

к=1 а 7(п + 1)

с кредитного рынка.

Ьк — коэффициенты чувствительности кредитной процентной ставки к изменению объема кредитования;

а 7 — коэффициенты чувствительности депозитной процентной ставки к изменению объема депозитов;

п — количество конкурентов на рынке;

Гк = (Х0к — 8(, к = 1, V — конкурентный потенциал /-го банка на кредитном рынке к;

К

= 8 3 — /30,7 = 1, т — конкурентный потенциал /-го банка на депозитном

рынке]. ак = Ь0 — начальная процентная ставка по кредиту к; 83 = а^С^ —

начальная процентная ставка по депозиту }.

Функция (3) представляет собой предпочтения сотрудников кредитного отдела /-го коммерческого банка:

эу (гу ,ау (АсУ)) = ау (Асу) - рУ (гу),/ = 1,..., п. (3)

Функция (4) отражает предпочтения сотрудников депозитного отдела /-го коммерческого банка:

(I?а?(Ас?)) = а?(Ас?) - р?(I?),i = 1,...,п. (4)

где рУ () — функция затрат агентов кредитного отдела на реализацию стратегии

р?(I?) — функция затрат агентов депозитного отдела на реализацию стратегии I? .

После выбора центром (коммерческим банком) системы стимулирования он оповещает сотрудников о принципе работы системы. Сотрудники, в свою очередь, одновременно и независимо принимают решение о своих действиях, которые впоследствии приводят их работу к соответствующим результатам.

Эффективность стимулирования К( а у , а-У ) определяется как гарантированное значение целевой функции коммерческого банка:

К, (а* ,аУ) = т т [ Иг (А с,У, А с*) - а,У (А с,У) - а* (А с*)],, = 1,..., п. (5)

А с? ,А сУ

Условие (6) представляет собой ситуацию, когда система стимулирования эффективна [2]:

К, (а? ,а У) = т 1П [ Иг (А с,У, А с?) - а,У (А с,У) - а,? (А с?)] > 0,, = 1,..., п (6)

А с? ,Асу

Сама система стимулирования может быть любой (премии, стимулирующие надбавки или комбинированная система). Важно, чтобы выбранная система удовлетворяла условию (6). В данной статье для наглядности и возможности приведения модельного примера рассматривается вариант квадратичной функции стиму-

2

А с,

лирования

(8). Эта функция удовлетворяет условию (6).

Задача определения новых стратегий по объему привлекаемых и вовлекаемых денежных средств на депозитном и кредитном рынках с полной информированностью с учетом системы стимулирования выглядит следующим образом:

V п ( V т ^

га, (у!,., У,, X1..., ?т )=£Л (в-Еу,к) - -(1 - я,. )Х?/ -

к=1 1=1 V 1=1 1=1 0

т ( т Л ^ т V Л

-£х/а] О/ + £*/ - с, X?/ +Еук - ^ - а, (Асу)- а? (Ас?)® тах

(7)

1=! V 1=! 0 V 1=!

где РЯ, — прибыль /-го банка;

1=1

ЕА —

процентные доходы банка по кредитам;

к=1

?'а/ —

1=1

депозитам;

процентные расходы банка, связанные с выплатой процентов по

Г

У

— расходы или доходы (в зависимости от знака),

^ V т ^

I Ук -(1 -1)1 */

V ¡=1 j=l 0

которые /-й банк имеет по своей чистой позиции на межбанковском рынке;

у . — ставки по межбанковскому кредиту для /-го банка;

1 < 1 — норматив, характеризующий отчисление части денежных средств для создания специальных резервов с целью повышения ликвидности банка и снижения рисков;

с I — непроцентные переменные расходы /-го банка;

00 — начальная емкость кредитных рынков;

0]0 — начальная емкость депозитных рынков; — постоянные затраты /-го банка.

Решением задачи является определение стратегий у^* и х]р*.

Примем, что система стимулирования одинакова для депозитного и кредитного отдела и описывается следующим образом:

(А сХ) = (Асу) = ^ (Ас) = ^, (8)

г

где г — коэффициент чувствительности прибыли к изменению объема затрат на стимулирование сотрудников.

Подставив функции (2) и (8) в (1), получаем задачу стимулирования сотрудников коммерческого банка:

^ т V ^

Ф (Асг) = Асг Iх / + 1 у гк

V ]=1 к=1

А с/ ®

-Г ® тах . (9)

В выражении (9) ук = укр*, к = 1, V и х / = х ]р*, ] = 1, т.

В таком случае оптимальный для /-го коммерческого банка результат деятельности сотрудников можно получить из уравнения:

аФ(Ас) л , +1 , гдс, = 0

Переменные затраты кредитного (депозитного) отдела /-го коммерческого банка можно определить из уравнения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г т V

А с/ = 2( I х] +1 у'к). (11)

2 ]=1 к=1

Выражение (11) подставляется в (8), и таким образом определяется оптимальный объем затрат /-го коммерческого банка на стимулирование:

°< (=Ст=-Г (X *} ♦X у! )2.

4 м

к=1

(12)

Если коммерческий банк использует систему стимулирования (11), а объем его затрат составляет (12), то прибыль банка увеличивается, а непроцентные переменные затраты снижаются.

Для того чтобы определить предельные значения результата деятельности сотрудников (значения снижения непроцентных переменных затрат, при которых имеет место увеличение прибыли банка), нужно решить уравнение

Ф (А С) = Д сг (X х) +1 у! ) -

А с,.

> 0

}=1 к=1 г Результатом решения уравнения (13) является промежуток:

( т V

А с, е

0; г

X х) + X у!

к

V V

}=1

к=1

(13)

(14)

/0

В этом случае затраты на стимулирование должны принадлежать промежутку:

(

Г, (АС, ).

(

0; г

X х} + X ук

Л

2 Л

}=1

к=1

(15)

В случае, если выполняются условия (14)—(15), система стимулирования (8) эффективна. В таком случае ее использование позволяет увеличить прибыль банка и снизить непроцентные переменные затраты.

Предполагается, что систему стимулирования внедряет только /-й коммерческий банк, поэтому его задача по выбору конкурентных стратегий описывается уравнением (7). Ввиду этого стратегия других банков рассчитывается следующим образом:

(

РЯ, (у1,..., у],х 1..хт ) = XУкК(Qк - Xу!) - Г, Xу! - (1 - 1 ^х}

Л

к = 1

}=1

-Xх!а} °1} + X;

}=1

}=1

(

- С,.

X х} + X Ук

V} = 1 ,=1

- Е

(16)

Коммерческий банк выбирает объемы депозитов и кредитов, ориентируясь на чувствительность спроса на кредиты и предложения депозитов, собственного потенциала и начальной емкости рынков. Равновесный суммарный объем средств, привлеченных с помощью депозитов и вовлеченный в кредиты, рассчитывается по формулам (17)—(18) [2, с. 78]:

ар =

пЬкЯ0к - X г, - X С

!=1 !=!—, к = 1, V;

Ьк (п + 1)

(17)

(1 - 1) - X У> - X С> - па}°'

} о

! =1

! =1

а, (п + 1)

,} = 1,т.

(18)

Равновесные процентные ставки к-го вида кредитов и у-го вида депозитов составляют соответственно [3, с. 34]:

(1 - К) I "I ^ - /0 - (е, -А е,)

у =1 У = 1,

РР =-^-, к = 1, V. (19)

Ир (п + 1)

п п

а0 +17„ -1 е№ - (е, -Ае,)

у=1 у=1,

к уф, • (20)

ар =-, 1 = 1,т. 4 '

р (п +1)

Стратегия /-го коммерческого банка по выбору объемов кредитов и депозитов описывается следующими уравнениями [4, с. 80]:

гк

Ук =-У-, к = 1, V. (21)

Ьк(п + 1)' ' (21) Г7

Х = '1 = 1т, (22)

а7 (п + 1) (22)

где г]у1 = а0 - (7, + (е 1 - Ае,))(п - 5а ),к = 1, V является конкурентным потенциалом w-го коммерческого банка на кредитном рынке к;

гХ^ = (у, (1 - 1) - е, )(п - 5 3 ) - ,1 = 1, т — конкурентный потенциал w-го коммерческого банка на депозитном рынке у [3, с. 36];

Я3 — конкурентоспособность /-го банка на кредитном рынке;

5а — конкурентоспособность /-го банка на депозитном рынке.

Конкурентоспособность /-го банка на рынке кредитов и депозитов можно представить следующими уравнениями:

а

=1, у, + (е, -Ае,) (23)

У

Уф, wф\

5Р =1 (1 - 1) - еу = I 5 Р

, к у, (1 -1) - (е, -Ае,) , (24)

Уф, Уф1

где 5а^ — конкурентное преимущество /-го банка перед w-м на рынке кредитов; 533 — конкурентное преимущество /-го банка перед w-м на рынке депозитов.

Значения процентных ставок и емкости финансовых рынков определяются следующими неравенствами:

Qк > 1 тах05« ,г е N), к = 1,V; (25)

Ьк г=1,п

Оо < — тЩ5Д, 1 е N),7 = 1,т. (2б)

а 7 '=1,п >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурентоспособность w-го банка на кредитном и депозитном рынках описывается уравнениями:

* =± ^ + =±.С + , ;

/=1, Уу + су У у + су г=1,

г*г, г*г,

г* у г ф у

(27)

д » Уг С1 - Я|)-С| + Уг (1 - К)-(с, -Ас,) « р +

/1 1 \ / .гу "*"'

г=1, Уу I1 - К )-су Уу I1 - К )-су г=1,

г *г, г фу г ф у

(28)

Таким образом, используя полученные результаты, можно определить равновесные стратегии коммерческих банков по выбору объема каждого из видов депозитов и кредитов, равновесные процентные ставки по ним и общий равновесный объем. Также можно проследить, каким образом изменится конкурентоспособность банка, внедрившего механизм стимулирования работников кредитного и депозитного отделов.

Полученные результаты проиллюстрированы на модельном примере.

Предположим, что финансовый рынок является олигополистическим. Участниками рынка являются четыре банка (к примеру, банк «А», банк «Б», банк «В» и банк «Г»), каждый из которых предлагает клиентам два вида кредитов и два вида

депозитов. Значения затрат на проведение финансовых операций составляют: с = = 0,0004, с2 = 0,005, с3 = 0,007, с4 = 0,01; постоянные затраты банков составляют:

= 0,8, ^2 = 0,05, Fз = 0,13, = 0,2; значение коэффициента чувствительности кредитной процентной ставки к изменению объема кредитования одинаково для всех банков и равно Ь = ^ = Ьк = 0,001 д.ед.; значение коэффициента чувствительности депозитной процентной ставки к изменению объема депозитов также

одинаково для всех участников рынка и составляет: # = #2 = #7 = 0,0014 д.ед.; емкости кредитных рынков Q0 = 240, = 210 д.ед.; емкости депозитных рынков

= 46,7, О2 = 33,3 д.ед.; начальные процентные ставки имеют следующие значе-

1 2 12 ния: а0 = 0,25, а0 = 0,22, Д =0,07, Д) = 0,04. Предполагается, что банк не формирует резервов с помощью отвлечения части ресурсов, то есть все привлеченные

средства используются полностью, и 1i = 0,i = 1, n. Ставки по межбанковскому

кредиту одинаковы для всех банков и равны ^ = g 2 = /3 = g4 = 0,12.

Пользуясь уравнениями (23)—(24), можно определить конкурентоспособность каждого из банков.

sa = 3,172; s 2 = 3,019; s 2 = 2,955; s 2 = 2,864.

sf = 2,826; s ß = 2,979; s 3ß = 3,049; s 4ß = 3,16.

Нетрудно заметить, что первый коммерческий банк обладает наибольшей конкурентоспособностью и на рынке кредитов, и депозитов, а четвертый банк — наименьшим конкурентным преимуществом на обоих рынках.

В соответствии с неравенствами (25)—(26) предельные значения емкости депозитных и кредитных рынков составляют:

Q1 = Q о2 = Q k = max (99,6;122,6;132,6;147,6)= 147,6 ден.ед.

G1 = G02 = G0 = min (100,3;83,9;76,7;66) = 66 ден.ед.

Таким образом, для того чтобы каждый банк мог участвовать на каждом рынке, необходимо, чтобы на всех кредитных рынках емкость составляла не менее, чем 147,6 д. ед., а на всех депозитных — не более чем 66 д. ед. В случае, если емкость какого-либо кредитного рынка станет меньше 99,6 д. ед., то ни один из банков не сможет выдавать кредиты на этом рынке; монополизация кредитного рынка банком «А» произойдет в случае снижении емкости кредитного рынка до уровня менее, чем 132,6 д. ед. Если емкость какого-либо депозитного рынка станет выше 100,3, д. ед., то ни один из банков не сможет привлекать депозиты этого типа, повышение емкости кредитного рынка до уровня выше 83,9 д.ед. приведет к монополизации этого рынка банком «А».

Начальные емкости рынка, представленные в условии данной задачи, удовлетворяют ограничениям, следовательно, все четыре банка могут выдавать все виды кредитов и привлекать все виды депозитов.

Равновесные объемы кредитов составят: PR 1p = 2,09, PR 2p = 2,5 1, PR 3p = 1,97, PR p = 1 ,53 = 28,08, y\p =23,48, y]p = 21,5, y 4p = 18,48, y2 p = 22,1, y 22 p =17,48, У32 p = 15,5, y42 p =12,5.

Равновесные объемы депозитов составят: x|p = 10,72, x2P = 7,43, x^p = 6,00,

x\p = 3,86, x2p = 13,39, x2p = 10,11, x32p = 8,68, x2p = 6,54.

Проследив за значениями конкурентоспособности банков и равновесных объемов кредитов и депозитов, можно заметить, что более конкурентоспособные банки имеют наибольшую долю рынка в точке равновесия. Рентабельность финансовых операций для всех коммерческих банков на рынке достигается в точке равновесия с равновесными процентными ставками: p = 0,148, q2 p = 0,142, ß1 p =

0,07, b2p = 0,08 и равновесными объемами кредитов и депозитов: Q1p= 91,5, Q 2 p = 67,5, GlP = 28,01, G 2p =38,73.

Значения равновесных прибылей, получаемых каждым банком в точке равновесия без учета постоянных затрат, составят:

РЯР = 2,99,РЯ2Р = 2,44, РЯ3Р = 2,2, РЯ4Р = 1,84. Равновесные прибыли с учетом постоянных затрат составят: РЯ1Р = 2,19, РЯ 2Р = 2,39, РЯ 3Р = 2,07, РЯ4Р = 1,64.

Первый коммерческий банк имеет наименьшие переменные непроцентные затраты и наибольший оборот денежных средств. Однако по причине высоких постоянных затрат он не способен получить наибольшую прибыль.

Предположим, к примеру, что второй банк решил внедрить систему стимулирования сотрудников, которая описывается уравнением (8). Величина г = 0,00008. Из уравнения (11) получим значение оптимальных затрат на стимулирование

сотрудников: (Д *) = 0,068.

Подставив в уравнение (12) данные из модельного примера, получим значение оптимального объема затрат /-го коммерческого банка на стимулирование, то есть

величину, на которую снизятся переменные затраты второго банка: Д сЛ * = 0,0023.

Второй банк снижает свои переменные затраты на 0,0023 д. ед., но, в то же время, повышает значение постоянных затрат на 0,068 д. ед.

Теперь находятся новые значения конкурентоспособности для всех банков, при этом конкурентоспособность банка «Б» получаем из уравнений (27)—(28):

= 3,15; 5 22 = 3,11; 5 % = 2,94; 5 4 = 2,85.

= 2,84; ч Ь = 2,91; ч 3Ь = 3,0 7; ч Ц = 3,18. Нетрудно заметить, как повышение конкурентоспособности банка «Б» на обоих рынках, так и ее снижение у конкурентов.

Новые равновесные объемы кредитования составят: у1 Р = 27,52, у 2Р = 26,24, Р = 21,03, у4Р = 18,03, у2 Р = 21,54, у 22 Р = 20,24, у2 Р = 12,03. Новые равновесные объемы депозитов составляют: х^Р = 10,32, х 2Р = 8,78,

х3Р = 5,68, х4Р = 3,54 , х2Р = 13,01, х22Р = 11,46, х32Р = 8,36, х42Р = 6,22.

Новые значения прибылей коммерческих банков будут равны: РЯ^ = 2,88, РЯ 2Р = 2,62 , РЯ3Р = 2,1, РЯ4Р = 1,73 д. ед.

Равновесные прибыли с учетом постоянных затрат: РЯ1Р = 2,09, РЯР = 2,51,

РЯ3Р = 1,97, РЯ4Р = 1,53 д. ед.

Таким образом, в результате внедрения эффективной системы стимулирования второй коммерческий банк увеличил свою конкурентоспособность, а также долю как на кредитном, так и на депозитном рынках.

На рис. 1 отражено доказательство целесообразности ввода стимулирования сотрудников в банк «Б».

Рис. 1. Эффективность введения механизма стимулирования в банк «Образование» на кредитном и депозитном рынках (изменение коэффициента конкурентоспособности)

Рис. 2. Эффективность введения механизма стимулирования в банк «Образование» на кредитном и депозитном рынках (изменение прибыли банков), ден. ед.

Как видно из рис. 1, за счет ввода механизма стимулирования в банк «Б», его конкурентоспособность на депозитном и кредитном рынках увеличилась на 3 % и 2,92 % соответственно, а конкурентоспособность остальных банков на рынке снизилась. На кредитном рынке чем больше коэффициент конкурентоспособности, тем выше конкурентоспособность банка на рынке. На депозитном же рынке наоборот: чем ниже коэффициент, тем более конкурентоспособен коммерческий банк [2, с. 117].

На рис. 2 представлена прибыль банков «А», «Б», «В» и «Г» до и после внедрения стимулирования в банк «Б». Прибыль банка «Б» в результате внедрения механизма стимулирования увеличилась на 1 %.

Библиографический список

1. Новиков Д.А. Стимулирование в организационных системах. М.: Синтег, 2012. 312 с.

2. Баталов А.Г., Самойлов Г.О. Банковская конкуренция. М.: Экзамен, 2010. 255 с.

3. Гришанов Г.М., Лотин В.В., Чумак В.Г. Модели и алгоритмы выбора коммерческим банком оптимальных оперативных стратегий на депозитно - кредитном рынке: учеб.-справочное пособ. М.: Самар. гос. аэрокосм. Ун-т, 1995. 124 с.

4. Изжеурова Е.К. Формирование конкурентных взаимодействий на депозитно-кредит-ном рынке в условиях ценовой конкуренции // Финансирование и кредитование в экономике России: методологические и практические аспекты. 2015. № 10. 226 с.

References

1. Novikov D.A. Incitement in organizational systems. M., Sinteg, 2012, 312 p. [in Russian].

2. Batalov A.G., Samoylov G.O. Bank competition. M., Ekzamen, 2010, 255 p. [in Russian].

3. Grishanov G.M., Lotin V.V., Chumak V.G. Models and algorithms of the choice by the commercial bank of optimal operative strategies on deposit and credit market: educational and reference aid. M., Samar. Gos. Aerokosm. Un-t, 1995, 124 p. [in Russian].

4. Izzheurova E.K. Formation of competitive cooperation on deposit and credit market in conditions of price competition. Finansirovanie i kreditovanie v ekonomike Rossii: metodologicheskie i prakticheskie aspekty [Financing and credit in the economics of Russia: methodological and practical aspects], 2015, no. 10, 226 p. [in Russian].

E.K. Belyaeva, M.G. Sorokina, G.M. Grishanov*

MANAGEMENT OF A COMMERCIAL BANK COMPETITIVENESS THROUGH THE INCENTIVE SYSTEM OF EMPLOYEES OF CREDIT AND DEPOSIT DEPARTMENTS

This article focuses on price and non-price competition among commercial banks. The mechanism of decision making for the commercial bank in a competitive environment is formulated. As a non-price method of competition the introduction of an incentive scheme for the bank employees, with the help of which you can manage the expenses of a bank and its competitiveness is suggested. The results are illustrated by examples and graphs that reflect the effectiveness of the implementation of a mechanism.

Key words: financial market, commercial bank, competitive interaction, decision-making mechanism, stimulation.

Статья поступила в редакцию 12/IX/2015. The article received 12/IX/2015.

* Belyaeva Elena Konstantinovna (Snezhka1301@yandex.ru), postgraduate student, Sorokina Marina Gennadievna (ipoteka_sorokina@list.ru), Department of Finance and Credit, Grishanov Gennadiy Mikhailovich (Snezhka1301@yandex.ru), Department of Еconomics, Samara State Aerospace University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russiaт Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.