Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, КАК МЕТОД МЕНЕДЖМЕНТА'

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, КАК МЕТОД МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матыцина Н.П., Бухонова Н.М., Глазычев Д.А.

Статья посвящена управлению конфликтными ситуациями в повседневной деятельности любого менеджера (руководителя), она обобщает, как ему стоит решать конфликты, как вести себя с подчиненными ему сотрудниками. В тексте идет речь о навыках, методах и различных поведенческих стратегиях людей. Особое внимание обращается на способы разрешения конфликта и достижения назначенных целей компании. Рассмотрены методы и способы разрешения конфликтов, сформулирована важность разнообразных подходов для принятия эффективных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, КАК МЕТОД МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 34.09

Матыцина Н.П.

кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА» Бухонова Н.М.

Кандидат экономических наук, доцент, преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА» Глазычев Д.А.

Курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА» Воронеж, Россия

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, КАК МЕТОД МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация

Статья посвящена управлению конфликтными ситуациями в повседневной деятельности любого менеджера (руководителя), она обобщает, как ему стоит решать конфликты, как вести себя с подчиненными ему сотрудниками. В тексте идет речь о навыках, методах и различных поведенческих стратегиях людей. Особое внимание обращается на способы разрешения конфликта и достижения назначенных целей компании. Рассмотрены методы и способы разрешения конфликтов, сформулирована важность разнообразных подходов для принятия эффективных управленческих решений.

Ключевые слова Разрешение конфликтов, конфликтные ситуации, методы.

У каждого человека есть свои цели, связанные с различными сферами жизни. Каждый стремится по-своему реализоваться и преследует свои интересы. Но часто в коллективе между людьми, объединенными общими целями и деловыми обязательствами, происходит столкновение интересов и как следствие конфликт. Конфликт - это открытое столкновение сторон, мнений, сил, связанное с различием представлений о целях, путях и методах их достижения, о характере задач и способах их решения. Конфликтные ситуации дезорганизуют коллектив, приводя даже самых профессиональных работников в состояние, когда ими начинают управлять эмоции, а не разум и здравый смысл. Но если в обычной жизни такие столкновения интересов не влекут за собой ничего кроме временного стресса и психологического дискомфорта, то для менеджера конфликт является одним из главных врагов, т.к. последствия от него могут быть самые непредсказуемые. Поэтому одним из ключевых направлений руководителя является способность предупреждать конфликтные ситуации, нивелировать их последствия, разрешать споры и приводить конфликтующие стороны к консенсусу.

В управленческой деятельности некоторые руководители не могут сосредоточиться и контролировать себя в конфликтных ситуациях, занять объективную позицию. Такие менеджеры инстинктивно стремятся предотвратить или отсрочить конфликт, что не позволяет найти для команды комплексное решение проблем.

Найдена правильная формула. Конфликты, возникающие внутри организации, всегда рассматривались как крайне негативное явление, а полное устранение конфликтов внутри организации невозможно. В идеале менеджеры должны управлять и эффективно использовать конфликт, а не устранять его.

Навыки эффективного разрешения различных типов конфликтов дают множество преимуществ, таких как:

- построение прочных взаимоотношений;

- поддержание морального духа;

- достижение целей организации;

- снижение стресса конфликтующих сторон;

- улучшение удержания сотрудников.

Первым шагом в управлении конфликтом является выявление его причин. Руководитель должен понять, является ли данная конфликтная ситуация простым спором о ресурсах, недопониманием из-за какой-то проблемы, разным подходом к системе ценностей людей или результатом взаимной нетерпимости, психологической несовместимости сотрудников. После выявления причины конфликта количество участников должно быть сведено к минимуму. Установлено, что чем меньше участников в конфликте, тем меньше усилий требуется для его разрешения.

Разрешение конфликта представляет собой многоэтапный процесс, включающий анализ и оценку ситуации, выбор метода разрешения спора, разработку плана действий, его реализацию и оценку эффективности своих действий.

Существует несколько эффективных стратегий или методов управления конфликтом. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

К структурным методам разрешения конфликтов относятся те, которые в первую очередь затрагивают организационные и трудовые споры и возникают из-за неточного распределения полномочий, организации труда, принятых мотивационных систем. К ним относятся: разъяснение требований к работе, использование механизмов координации и интеграции, установление комплексных целей и использование систем вознаграждения.

Межличностные стили разрешения конфликтов: это уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и сотрудничество.

Особой проблемой для руководителей является поиск путей разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных поведенческих стратегий и соответствующих им вариантов поведения менеджера, направленных на устранение конфликта. Различная степень выраженности и сочетания этих параметров определяет пять основных методов разрешения межличностных конфликтов:

- уклонение (простое игнорирование);

- сглаживание (молчаливое согласие одной стороны);

- принуждение (добиться признания своей точки зрения);

- компромисс (достижение взаимного согласия);

- сотрудничество (поиск взаимоприемлемого решения проблемы).

Чтобы избежать или разрешить различные типы конфликтов, которые могут негативно повлиять на деятельность организации, выполните следующие действия для наилучшего возможного решения:

- не игнорируйте конфликт;

- определение проблемы (нахождение причины конфликта поможет руководителю понять, как возникла проблема);

- встречайтесь на нейтральной территории (выяснение проблемы или обсуждение решения должны проводиться в безопасной, нейтральной обстановке, чтобы способствовать положительному результату);

- пусть каждый скажет свое слово (после того, как обе стороны встретились, дайте каждой из них возможность высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу);

- согласование решения (выслушав опасения обеих сторон, не судите заранее и не выносите

окончательный вердикт на основе того, что у вас есть. Копните глубже и узнайте больше о событиях, вовлеченных сторонах, проблемах и чувствах участников конфликта);

- определите роль каждой стороны в решении конфликта (на этом этапе обе стороны будут иметь право голоса в переговорах о разумном разрешении).

Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация является залогом для принятия разумных решений, появление конфликтных ситуаций нужно даже стимулировать, используя ее как одно из средств решения проблем. Однако при этом необходимо владеть способами решения и выхода из конфликтных ситуаций. В завершение выше сказанного можно добавить, что умелое поведение и, как следствие, разрешение конфликта может быть достигнуто при учете менеджером личностных качеств каждого члена коллектива, его темперамента, характера, интересов. Но в конечном итоге можно получить коллектив друзей, сплоченных общей идеей, где ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств индивида. Список использованной литературы:

1. Адлер, Ю. П. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Управление конфликтами - задача менеджмента: учебное пособие / Ю. П. Адлер. — Москва: Издательский дом МИСиС, 2020. — 103 с.

2. Валова, Ю.И., Управление конфликтами в организации: учебное пособие / Ю.И. Валова. — Москва: КноРус, 2022. — 219 с.

3. Алиева Р. Р., Булуева Ш. И., Магомедова П. К. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт. 2019. 382 с.

© Матыцина Н.П., Бухонова Н.М., Глазычев Д.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.