Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ В КОМПАНИИ'

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ В КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
85
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОММУНИКАЦИИ / ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА / SMALL BUSINESS / SOCIAL NETWORKS / COMMUNICATIONS / PROJECTS / PROJECT TEAM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапенкова М.Ю.

Коммуникации и социальные сети внутри организации могут оказывать значительное влияние на успех и развитие фирмы. Современный менеджмент должен развивать данное направления, изучая все аспекты и особенности влияния социальных сетей на бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF COMMUNICATIONS AND SOCIAL NETWORKS IN THE COMPANY

Communication and social networks within the organization can have a significant impact on the success and development of the company. Modern management should develop this direction, studying all aspects and features of the influence of social networks on business.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ В КОМПАНИИ»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/292967/problema-trudoustroystva-molodeji-v-rossii

2. Глушач Н.Н., Кинфу З.Т. Тенденции эффективного самообразования российской молодёжи в перспективе трудоустройства. Открытое образование. 2017;21(5):97-106. DOI:10.21686/1818-4243-2017-5-97-106

3. Дражникова И. Д. Проблемы молодежной занятости в России [Текст] / И. Д. Дражникова, Т. А. Костенькова // Научные исследования и разработки студентов : материалы III Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 208-211. — ISBN 978-5-9909794-3-7.

4. Молодежная безработица: современные тренды и последствия // http://rescue.org.ru/ru/news/analytics

5. Проблемы трудоустройства молодежи в России // businessman.ru/problemyi-trudoustroystva-molodeji-v-rossii.html

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.r

7. Чернышева Н.И. Пути решения молодежной безработицы в современном обществе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - №1-2. - С. 155-160.

УДК 001.201

Лапенкова М.Ю. студент магистратуры 2 курса факультет «Менеджмент» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ

В КОМПАНИИ

Аннотация: Коммуникации и социальные сети внутри организации могут оказывать значительное влияние на успех и развитие фирмы. Современный менеджмент должен развивать данное направления, изучая все аспекты и особенности влияния социальных сетей на бизнес.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, социальные сети, коммуникации, проекты, проектная команда

Lapenkova M. Y. Master's degree student Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow, Russia MANAGEMENT OF COMMUNICATIONS AND SOCIAL NETWORKS IN THE COMPANY Abstract: Communication and social networks within the organization can have a significant impact on the success and development of the company. Modern management should develop this direction, studying all aspects and features of the

influence of social networks on business.

Keywords: Small business, social networks, communications, projects, project team

Управление коммуникациями проекта является одной из важнейших областей знаний, сочетающая в себя все процессы, которые важны для обеспечения сбора, хранения, получения, контроля и архивирования или утилизации информации по проекту91. Руководители компаний и проектов затрачивают довольно значимую часть своего времени на управление коммуникациям с членами команды, а также со стейкхолдерами.

Тенденции современного мира, проявляющиеся на любом рынке товаров и услуг, развиваются так, что эффективность компании, организации или сообщества зависят от быстроты реакции. Конкуренция настолько высока, что скорость принятия решений в организации или в команде проекта - стали определяющими факторами в борьбе за «место под солнцем». Другими словами, каналы коммуникации и социальные сети внутри организации становятся все более значимыми частями работы единого механизма организационной структуры. Именно поэтому изучение особенностей социальных сетей проекта является актуальной проблемой на сегодняшний день.

В наши дни понятие «социальная сеть» ассоциируется скорее с чем -то развлекательным, несерьезным, но данное понятие - это нечто гораздо большее и значимое, определяющее кооперацию между людьми, группами, организациями. Без развитой социальной сети совершенно невозможно выполнение работ, проектов, стартапов в назначенные сроки и в назначенных местах. Именно поэтому в данной работе будет разобрано понятие социальной сети коммуникации, виды, а также практическое применение управление коммуникациями в проекте. Для анализа социальных сетей была выбрана компания «О.Г.», одна из самых быстро развивающихся фирм на рынке оптовых дистрибуторов напольных покрытий в России. Учитывая скорость развития, а именно: внедрение новых товарных линеек, расширения ассортимента, постоянные выходы как на новые ценовые сегменты, так и на совершенно отличающиеся товарные области ранка - данная компания отлично подходит для анализа социальных сетей внутри реализуемых проектов.

Социальные сети в проектной деятельности

Проектный менеджер (руководитель проекта) - это человек, который должен строить социальную сеть и сеть коммуникаций внутри проекта92. Это объясняется в свою очередь тем, что все действия руководителя/менеджера, все функции, обязанности, задачи и цели - являются взаимодействующими с

91 Парабеллум А., Мрочковский Н., Калаев В. - «Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса». - Питер, 2016. - 200 с.

92 Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. - 2016. - №4 - 355 с.

коммуникационными сетями проекта. Именно поэтому управление социальными сетями является крайне важной подсистемой проекта, требующей от менеджера определенных навыков управления и координации. Более того, взаимодействовать необходимо не только с членами проектной команда, но и со всеми стейкхолдерами. Количество заинтересованных лиц при работе над проектом (особенно, если проект проходит успешно) крайне много, ведь каждый хочет принять участие над работой в проекте. И в таких ситуациях проектному менеджеру необходимо координировать сотрудников из различных функциональных и структурных отделов компании, налаживать связь и кооперацию между ними, чтобы поток информации непрерывно шел в нужное русло, не давая отодвигаться срокам. Очень редко можно выделить такой проект, в котором есть возможность разбить работу на дискретные единицы, распределить их между исполнителями так, чтобы они работали автономно друг от друга. Исходя из этого, можно сделать вывод, что проектная деятельность невозможна без отлаженных социальных сетей внутри проектной команды.

Основные процессы/этапы, из которых состоит социальная сеть в проекте или организации, и которые являются частями ее формирования:

a) Определение заинтересованных сторон

b) Планирование коммуникаций

c) Распространение информации ё) Отчетность по исполнению

е) Управление ожиданиями заинтересованных сторон проекта Социальные сети имеют много различных видов, которые могут быть разделены по нескольким признакам:

1. По назначению. Деление социальных сетей по назначению является самым распространенным и известным. В современном понимании термин «социальная сеть» часто ассоциируется с интернет-сетями «Вконтакте», «^асеЬоок», «Instagram». Данные контенты являются социальными сетями и имеют, в основном развлекательное назначение и не имеют строгой специализации. Таким образом, можно выделить первую смысловую группу социальных сетей:

- Специализированные и неспециализированные социальные сети. Под неспециализированными сетями социальных коммуникаций принимаются сообщества, не имеющие строгих барьеров при вступлении и при взаимодействии с другими участниками сети. К данным сетям можно отнести вышеперечисленные социальные интернет контенты. Неспециализированные социальные сети очень распространены в интерент пространстве и служат в основном средством развлечения. Однако, некоторые неспециализированные социальные сети могут служить в образовательных целях, а так же работать как подобие проектной коммуникационной сети. Самым популярным примером подобной сети является «^асеЬоок». Говоря об образовательной стороне вопроса, стоит сказать, что американская социальная интернет-платформа позволяет

создавать преподавателям различных университетов и тренинг-семинаров свои собственные курсы и обучать людей дистанционно. Более того, переходя к корпоративной составляющей «Facebook», важно отметить, что можно создать закрытую специализированную социальную сеть коммуникаций на основе данной платформы. Многие компании в США и Европе активно практикуют данный вид корпоративной социальной сети, работая в том числе и в проектных группах, ведь данная сеть позволяет поддерживать непрерывную закрытую коммуникационную сеть для участников группы. По результатам опроса известного английского эксперта в области интернет-обучения и социального контента - Джейна Харта, «Facebook» вошел в топ-20 самых популярных программных проектных обеспечений. Говоря о специализированных социальных сетях, стоит прежде всего сказать, что их основное предназначение есть предоставление социальных коммуникаций для узкоспециализированных специалистов в области бизнеса, медицины, военных технологий, преступных организаций. Также основным отличием от неспециализированных социальных сетей с различной тематикой (как правило различные течения развлекательной темы) является желание участников специализированных сетей применять свои знания вместе, кооперируясь и делясь опытом. Примерами таких сетей могут служить Linkedin.com и www.Xing.com.

- Корпоративные социальные сети. Коммуникационные сети подобного вида разрабатываются специально для удовлетворения потребностей компаний-заказчиков. Данные социальные сети способствуют упрощению коммуникаций внутри организации и создаются с учетом всех особенностей компании и сферы деятельности. Данный вид коммуникаций является весьма эффективным, чему является подтверждением опыт многих компаний, в том числе известной немецкой организации Deutsche Telecom. Данная социальная сеть позволила значительно повысить эффективность контроля, распространения информации и поспособствовала формированию специфического виртуального этикета в компании. Однако, стоит понимать, что данный вид социальной сети хорошо прижился в Германии и на рынке телекоммуникаций. Гарантий работы данной системы на других рынках и в других странах нет.

- Системы мгновенных сообщений. Данный тип социальной сети является очень распространенным и является проводником мгновенной передачи информации от одного участника к другому. К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger, Miranda IM. К системам, ориентированным на бизнес, можно отнести IBM Lotus Sametime, Microsoft Messenger и Jabber. Каждая из данных систем имеет свои недостатки и особенности, а также ряд ограничений.

2. По форме контакта:

- Внутренние и внешние коммуникации. Внутренние коммуникационные социальные сети представляют собой закрытую систему,

где участники проекта обмениваются информацией только между собой и с руководителем проекта. Внешние коммуникации подразумевают собой контакты не только внутри проектной группы, но и со всеми стейкхолдерами, такими как представители компании-заказчика, сотрудники других подразделений компании и даже конечные потребители.

- Формальные и неформальные коммуникации. Несмотря на то, что понятие «социальная сеть», как правило, предполагает возможность неформальных коммуникаций, существуют такие виды социальных сетей, где передача информации может происходить только по прописанным заранее формализованным процедурам в определенные отрезки времени. Однако, все же более часто встречаются социальные сети с непрерывным и неформальным потоком информации, встречаются и в проектных группах.

- Письменные и устные коммуникации. Исходя из названий данных видов социальных сетей можно определить суть каждой из них. Примером устной социальной сети может служить личное совещание совета директоров. Примером же письменных коммуникаций может служить отчетность о проделанной работе исполнителей проекта перед проектным менеджером или заказчиком.

Управление коммуникациями и социальными сетями в компании

Компания «О.Г.» является развивающейся компанией на рынке оптовых дистрибуторов напольных покрытий в России. Специфика рынка такова, что в данный момент уклон делается на более дешевые товарные сегменты, так как в стране продолжается кризис, реальные доходы населения падают, а инфляция увеличивается. По Адизесу организация находится на стадии Юности. Также стоит сказать, что на рынке появляются с заметной периодичностью новые поставщики и дистрибуторы с более конкурентоспособными ценами. Численность компании составляет порядка 25 человек, из которых 6 человек входят в проектную группу по развитию. Руководит данным проектом глава отдела по закупкам, который, в свою очередь подчиняется генеральному директору (являющемуся и учредителем в одном лице). Проектная группа остается неизменной при работе с каждым проектом. Сроки исполнения каждого проекта - 3 месяца.

Руководитель проектной команды в последнее время стал замечать, что процесс коммуникации между сотрудниками достаточно слабый, что сказывается на эффективности работы проекта. Для того, чтобы передать документ по проекту сотрудники компании используют электронный носитель (флешку) - скачивают на него необходимый файл и передают флешку другому сотруднику. Весь этот процесс занимает крайне много времени, а если потеряется электронный носитель или сломается компьютер, то доступа к файлам по проекту ни у кого не будет. Так же могут возникнуть проблемы во время переговоров с потенциальными заказчиками, если они потребуют определённые документы по проекту, а флешки с собой нет, соответственно сделка может сорваться.

Для того, чтобы решить данную проблему я предложила создать

общую социальную сеть (Google Диск), где можно хранить абсолютно все документы и доступ к ним будет у каждого сотрудника. Важно отметить, что получить доступ в Google Диск можно абсолютно с любого устройства: с мобильного телефона или с компьютера. С помощью Google Диск все сотрудники смогут общаться друг с другом, а также в считанные секунды делиться необходимыми файлами. Соответственно, если раньше сотрудник тратил на коммуникацию с другим сотрудником 20 минут, то сейчас ему достаточно и 1 минуты.

Что касается социальных корпоративных сетей, то компания использует «WhatsApp», для личного и быстрого общения между сотрудниками.

В современном мире руководители компаний и проектов прилагают основные усилия на формирование организационных и структурных аспектов. Однако, данное исследование показало, что коммуникации и социальные сети внутри организации могут оказывать значительное влияние на успех и развитие фирмы. Тот, кто быстрее и эффективнее научится управлять коммуникационными сетями, оптимально строить их, отталкиваясь от ограничений и нужд проекта и команды - тот и будет наиболее успешен в реалиях актуального рынка. Учитывая условия проведения проектов, а именно: неизменное количество участников, формальные социальные связи, похожесть заданий проектов и одинаковую устойчивую среду исполнения (одна и та же компания) - можно сделать вывод, что именно особенности формирования и взаимодействия внутри социальной сети оказывают влияние на эффективность исполнения проектного задания.

Использованные источники:

1. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК - ProjectManagementBodyofKnowledge): - Пер. с англ. / 5-е изд. (PMI - ProjectManagementInstitute). - М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 586 с.

2. Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. -2016. - №4 - 355 с.

3. Парабеллум А., Мрочковский Н., Калаев В. - «Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса». - Питер, 2016. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.