УДК 32.019.51
Евдокимова Анна Владимировна, магистрант кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Курского государственного университета
e-mail: anna89@mail.ru
УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются: механизмы, формы, средства и виды коммуникации власти и населения, роль Интернета в развитии гражданского общества, а также функции социального контроля власти. Предпринята попытка проанализировать положительные и отрицательные аспекты коммуникации органов власти и общества посредством современных социальных Интернет-технологий.
Ключевые слова: коммуникация, Интернет-коммуникации, политическое манипулирование.
Evdokimova Anna Vladimirovna, graduate student of the department of management and state and municipal government Kursk State University
e-mail: anna89@mail.ru
MANAGEMENT OF COMMUNICATIVE PROCESSES OF INTERACTION OF INSTITUTES OF THE POWER AND POPULATION
Summary: in article are considered: mechanisms, forms, means and types of communication of the power and the population, the Internet role in development of civil society, and also function of social control of the power. An attempt to analyse positive and negative aspects of communication of authorities and society by means of modern social Internet technologies is made.
Keywords: communication, Internet communications, political manipulation.
Согласно Максу Веберу, сфера влияния любого существующего государства ограничена территориально: «На сегодняшний день мы должны сказать, что государство (в отличие от различных институтов, основанных на применении силы в прошлом) является человеческим сообществом, которое (успешно) провозглашает монополию на легитимное использование физической силы на данной территории» [2].
Сегодня существуют различные формы, средства и виды коммуникации власти и населения. Многие из способов общения связаны с различными средствами массовой коммуникации.
Появившиеся относительно недавно Интернет-коммуникации способствуют развитию гражданского общества, формируя тренд о необходимости становления публичными и более открытыми социально-
политические процессы. Интернет-коммуникации подпитывают процесс формирования эффективного диалога между органами власти и общественным сектором, позволяя осуществлять взаимодействие чиновников непосредственно с целевой аудиторией и там самым, получать обратную реакцию [1]. Интернет также можно характеризовать как информационную базу, в которой аккумулируется, хранится и воспроизводится неограниченный объем информации, обеспечивая оперативный доступ аудитории к ней. Также интернет играет одну из важных ролей в развитии гражданского общества по расширению функций социального контроля власти.
Д.Белл, основатель концепций постиндустриального и информационного общества говорил о том, что развитие технологий приведет к политическому манипулированию элиты над массами посредством управления информацией и контроля за её распространением [3].
Социальные сети, как средство коммуникации в своих трудах описывали: Батюк В.И. [1], Василенко И.А. [2], Дробот Г.Л. [3], Малько А.В. [4], Михайлова О.В. [5], Мухаев Р.Т. [6], Туронок С.Г. [8] и другие. Все авторы, изучающие современные средства массовой коммуникации, в том числе использование социальных сетей в коммуникационных процессах, отмечают тот факт, что сегодня виртуальное общение посредством интернет - получил огромную популярность среди населения, также это подтверждается данными исследования пользователей интернет и социальных сетей академией «рго-smm».
По данным их исследований на январь 2016 года количество пользователей интернет в России составляет 90,5 млн. человек (60 % от общего населения страны), при этом около 70 млн. человек пользуются интернетом [11]. Высокая степень популярности такого рода взаимодействия делает этот способ коммуникации очень актуальным и внушает необходимость использования в рамках любого масштаба, в том числе между органами власти и обществом.
В сложившейся ситуации, когда информационное сопровождение деятельности органов власти не всегда является открытым, не смотря на все усилия показать свою доступность, начал развиваться процесс усиления данной проблемы. В социальных сетях представители общественности начали открыто высказывать свою позицию, тем самым формируя общественное мнение о том, что многие органы власти скрывают свою деятельность и лишь создают вид коммуникации с населением. В результате формирования подобного мнения необходимо повышать свою открытость и легитимность, а также оперативно осуществлять коммуникации с обществом с целью решения проблем в обществе.
Не смотря на то, что федеральные органы исполнительной власти представлены в различных социальных сетях, процесс освоения социальных интернет ресурсов ещё не освоен до конца. Если федеральные органы представлены в интернете в достаточно объемном формате, то у региональных органов власти значительно меньше сообществ в социальных сетях.
Рассмотрим использование социальных сетей в качестве представительств на примере Администрации Курской области. Для осуществления коммуникации со средствами массовой информации и с населением использует свой официальный Интернет-портал.
Использование YouTube (Ютуб) - главного мирового видео-портала Администрацией Курской области достаточно ограничено. Большинство видео о деятельности органов власти региона публикуется с использованием других, менее популярных видео сайтов и также характеризуется практически полным отсутствием обратной связи с населением. Однако, те немногочисленные видео, которые публикуются на YouTube (Ютуб), часто, активно обсуждаются пользователями.
Что касается Твиттера, то в этой социальной сети Администрация Курской области не представлена.
Официальный Интернет-портал Администрации Курской области, где размещается основной объём информации о его деятельности, имеет достаточно чёткую структуру и проработку, однако, ещё не все его разделы, особенно, по части взаимодействия с населением, доработаны, а некоторые -вообще не функционируют. Вся его система построена на принципах односторонней коммуникации, что сильно сказывается на её эффективности.
Помимо основного сайта Администрации Курской области, в интернете присутствуют представительства некоторых органов власти и Губернатора Курской области. Однако информация на них является не всегда актуальной и носит, как правило, информационный характер, без интерактивной связи с населением Курской области.
Говоря о плюсах для общества при эффективной коммуникации между социумом и властью посредством социальных сетей можно выделить следующее:
- оперативное освещение важных событий из «первых уст» и экспертов не зависимо от дня недели или времени суток;
- возможность оперативно прокомментировать ту или иную новость, а также задать вопрос непосредственно эксперту или представителю власти, тем самым развивая коммуникацию в сети интернет.
Коммуникация между органами власти и обществом посредством современных социальных Интернет-технологий, имеют ряд минусов для аудитории:
- властные структуры, публикующие информацию могут применять различные технологии, используемые в журналистике, формирующие искаженное общественное мнение;
- отражение политики конкретного властного лица, а не партийной структуры или правительственного аппарата;
- информация, передаваемая властью в сообщениях может скрывать те или иные факты и отражать информацию с удобной для отправителя точки зрения, также этот способ называют методикой скрытого отображения реальности.
Минусы для органов власти в двухсторонней коммуникации с обществом посредством социальных сетей заключаются в излишней публикации негативных выкриков со стороны представителей общественности в стороны высших должностных лиц и всей административной структуры в целом.
Таким образом, в современных условиях, социальные сети и другие средства Интернет-коммуникации - актуальный и необходимый инструмент для эффективного взаимодействия власти и общества. Они незаменимы для организации массовых мероприятий, проведения благотворительных акций, вовлечения населения в работу. Также, стоит обратить внимание на информирование населения о деятельности органов власти, при этом ограничивая предоставляемую информацию и определяя «язык» подачи информации, поскольку если, будет опубликована статья о работе с доходной частью бюджета в социальных сетях - это будет выглядеть странно, в то время как инициатива администрации принести теплые вещи для беженцев, наверняка, получит отклик.
Список литературы:
1. Батюк, В. И. Мировая политика: учебник для академического бакалавриата / В. И. Батюк- М.: Издательство Юрайт, 2016. — 256 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
2. Василенко, И. А. Политическая философия: учебник для бакалавров и магистров / И. А. Василенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 424 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
3. Дробот, Г. Л. Мировая политика: учебник для бакалавров / Г. Л. Дробот. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 476 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
4. Малько, А. В. Политология для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. — 2-е изд., нерераб. и дон. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. 383 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
5. Михайлова О. В. Сравнительная политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Михайлова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 309 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
6. Мухаев, Р. Т. Политология. В 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 326 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
7. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 522 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
8. Туронок, С. Г. Политический анализ и прогнозирование: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Туронок. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 291 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
9. Самые популярные социальные сети в России 2015 [электронный ресурс]. URL: http://www.pro-smm.com/populyamye-sorialnye-seti-v-rossii-2015/(дата обращения 26.04.2016).
10. Медведев предложил увольнять не владеющих компьютером чиновников [электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2008/07/17/medvedev(^aTa обращения 26.04.2016).
11. Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group [электронный ресурс]. URL: http://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf (дата обращения 25.04.2016).
12. Официальный сайт Администрации Курской области [электронный ресурс]. URL: http://adm.rkursk.ru/ (дата обращения 25.04.2016).
13. Официальный сайт Губернатора Курской области [электронный ресурс]. URL: http://gub.rkursk.ru/ (дата обращения 25.04.2016).
14. Официальный сайт Комитета экономики Курской области [электронный ресурс]. URL: http://kurskoblinvest.ru/ (дата обращения 25.04.2016).