Научная статья на тему 'Управление коммерческими сделками'

Управление коммерческими сделками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
769
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Ольга Владимировна, Рау Иван Филиппович

Выполнение стратегических задач предприятия в значительной степени зависит от правильности ведения коммерческой деятельности. Проанализированы современные виды коммерческих сделок, показаны основные направления маркетинговых исследований, необходимых для заключения сделки, предложен алгоритм заключения коммерческой сделки. Определена главная задача просчитать различные варианты, выбрать наиболее подходящих партнёров для выполнения стратегических целей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL TRANSACTIONS MANAGEMENT

Achieving strategic goals of an enterprise depends on the correct running its commercial activity. Modern types of transactions are analyzed, main directions of marketing studies, necessary for effective bargaining, are presented, algorithm of bargaining is proposed. It is proved that the principal goal is to reckon different variants and to select the appropriate partners for achieving the strategic goals of an enterprise.

Текст научной работы на тему «Управление коммерческими сделками»

Коэффициенты к, и к2 найдем методом наименьших квадратов, получим к, = -0,8; к2 = 7,184. Исходя из полученных данных следует, что наибольшая прибыль сельхозтоваропроизводителя достигается при коэффициенте г = 1. По формуле 1 нами произведены расчеты величин прибыли СХПК (рис. 2). Анализ данных показывает, что с увеличением коэффициента передачи давальческого сырья г до 1 прибыль кооператива возрастет и достигнет своего максимума в точке Р2 = 115,25 тыс. руб/т (г = 1 — условие полной передачи сырья СХТ на переработку).

Таким образом, выявлено, что с переходом к рыночным отношениям при образовании интегрированных структур СХТ и перерабатывающего предприятия в картофелеводческом подкомплексе АПК важно учитывать экономические интересы будущих партнеров для обеспечения их взаимовыгодной и устойчивой производственной деятельности. С помощью математического инструментария моделирова-

ния производственной деятельности СХПК, образованного СХТ и ПП, который адекватно отражает реальные экономические условия выгодной передачи всего сырья, полученного сельскохозяйственными товаропроизводителями, на переработку в СХПК, и рекомендованы параметры, обеспечивающие рентабельную работу ПП и СХП в СХПК.

Библиографический список

1. Тульчеев В.А. Производство и потребление картофеля в России /

B.А. Тульчеев // Экономика сельского хозяйства. 2003. N° 8. С. 30.

2. Захарова Т.И. Развитие рынка кар-

тофеля в северном регионе Омской области: монография / Т.И. Захарова,

C.В. Водолазский. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2006. 157 с.

3. Ткач A.B. Сельскохозяйственная кооперация: учебное пособие / A.B. Ткач. 2-е изд. М.: Дашков К0, 2003. 304 с.

+ + +

УДК 338.242.2 О.В. Борисова,

И.Ф. Рау

УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ СДЕЛКАМИ

Актуальность темы исследования Современный бизнес отличается своей динамичностью. Если раньше на принятие решений в сфере коммерческой деятельности предприятия отводились недели, то теперь часто — часы или минуты. Российские предприниматели-профессионалы применяют новейшие методы управления, основанные на использовании информационных технологий и современных средств коммуникации, позволяющие практически мгновенно выйти на контакт с потенциальными деловыми партнёрами. Правильное ведение коммерческой деятельности позволяет предприятию выполнить стратегические задачи по развитию бизнеса и получению прибыли, однако без коммерческой сделки нет бизнеса,

поэтому предпринимателям необходимо уделять особое внимание подготовке и заключению коммерческой сделки.

Целью проводимого исследования является разработка рекомендаций по определению тактических и стратегических решений по подготовке, заключению и исполнению коммерческой сделки.

Теоретической и методологической основой выполнения данного исследования явились труды классиков экономической науки, работы современных ученых-экономистов. В процессе исследования использовались такие методы исследования, как монографический и абстрактнологический.

Объект исследования — процесс управления коммерческими сделками на

предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности.

Предмет исследования — факторы, тенденции, закономерности, определяющие процесс подготовки и заключения коммерческой сделки, ее структуру.

Основные итоги исследования

Коммерческими сделки становятся только тогда, когда их конечная цель — прибыль. Большинство коммерческих сделок предполагает мену и отличается друг от друга лишь предметом обмена. Сделка купли-продажи является основой товарообмена, а все прочие коммерческие сделки — её производными:

- сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей [1, с. 153];

- сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно [1, с. 159];

- сделка в письменной форме должна быть совершена путём составления документа, выражающего её содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами [1, с. 160].

Стратегию и тактику управления коммерческой сделкой необходимо рассматривать как систему, в которой каждый элемент выполняет определённые функции. Набор элементов зависит от характера сделки, её масштабов, состава участников, места и времени совершения и т.д. Каждый элемент должен работать на конечный результат и базироваться на анализе целесообразности заключения сделки, соответствия стратегическим целям предприятия. При этом определяется характер сделки — плановая или случайная.

Плановые сделки совершаются на регулярной основе, сторонь! ведут себя в соответствии определенных правил, требований, обычаев, их поведение сравнительно легко прогнозируется. По подсчётам консалтинговой фирмы Bain & Company ежегодные прибыли от клиента, с которым поддерживаются партнёрские отношения более семи лет, составляют обычно суммы, в 5 раз большие, чем от покупателя в первый год его обслуживания» [2, с. 58].

Наиболее значимым элементом сделки является товар — «любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесённые к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности» [3]. Именно эта трактовка товара используется при заключении коммерческих сделок как на национальном, так и на международных рынках.

Предприятия РФ имеют право свободной внешнеэкономической коммерческой деятельности, i.e. предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Отличительными признаками внешнеторговой сделки являются: нахождение коммерческих предприятий (субъектов сделки) в разных государствах; платежи в иностранной валюте; пересечение товаром границы страны продавца. К коммерческим сделкам можно отнести операции экспорта, импорта, реэкспорта и реимпорта.

Коммерческие сделки, совершаемые на территории России, регулирует Гражданский кодекс РФ. К ним относятся: поставка товаров, оказание услуг логистического характера по продвижению товара, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, доверительное управление имуществом и ряд других.

Сделки, совершаемые на международном рынке, регулируются многочисленными национальными и международными нормативными актами: Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. N° 157-ФЗ; Конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) (Документ A/CONF.97/18, Annex I); Всемирной конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.). Нормы международных документов применяются к коммерческим отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и ино-

странцами на территории России и многое другое.

Вместе с тем они применимы и к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами - например, в сфере транспортной деятельности при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых российскими перевозчиками. По общему правилу международные договоры РФ применяются к коммерческим правоотношениям непосредственно.

Подготовка сделки. На стадии подготовки к сделке и предприятие-продавец, и предприятие-покупатель, каждый со своих позиций, изучают внутренние ресурсы предприятия: материальные, финансовые, кадровые и т.д. Далее исследуется внешняя среда: клиентура, нормативная база, торгово-политическая обстановка, товаропроводящая сеть, банковская сфера, конъюнктура рынка и т.п. Безусловно, это требует от менеджеров предприятий широких знаний в области макро- и микроэкономики, маркетинга, менеджмента, гражданского права, финансов и т.д., дающих возможность владеть инструментами освоения отечественного и зарубежного рынков. Выбор наиболее перспективного рынка должен базироваться на анализе вероятной величины прибыли с учетом стратегических интересов предприятия, причём это может не только российский, но и зарубежный рынок.

При планировании серьезной сделки с незнакомым или малознакомым партнёром необходимо проверить у него наличие свидетельства о регистрации фирмы в торговом реестре или ином регистрационном органе страны его происхождения, а полученную информацию надо перепроверить.

Для лучшей подготовки совершения коммерческой сделки предприятие-про-давец может воспользоваться услугами специализированных консалтинговых фирм для проведения маркетинговых исследований и поиска потенциальных партнёров, использовать коммерческо-юридические услуги по подготовке оптимальных условий сделки, что позволит снизить предпринимательский риск при заключении и исполнении коммерческой сделки.

Управление коммерческой сделкой осуществляется посредством разработки детального оперативного плана по принятию конкретных управленческих решений по каждому этапу подготовки, совершения и её реализации. Цель данной работы

— добиться оптимального результата, полностью отвечающего актуальным целям и задачам предприятия.

Изучение теоретической стороны вопроса, рассмотрение опыта местных предприятий, ведущих активную коммерческую деятельность и поставляющих свою продукцию как на российский, так и на зарубежные рынки, позволила авторам предложить схему управления коммерческой сделкой на продовольственном рынке, представленную на рисунке, а именно схему технологической последовательности действий по предконтрактной подготовке и заключению контракта, где в качестве изготовителя-продавца товара выступает местное предприятие пищевой промышленности.

Начальный этап состоит в проработке рынка (изучение потребностей рынка, особенностей покупательского спроса, потребительских предпочтений, требований к товару). На основании проведённых маркетинговых исследований рынка пред-приятие-изготовитель товара может выступить с инициативным предложением, предложить свой товар на рынке или потребителю товара (если это крупное предприятие и его потребности соответствуют нормам сбыта). При поступлении запроса на товар предприятие-экспортёр прорабатывает запрос и разрабатывает оферту. Главная задача — просчитать различные варианты, выбрать наиболее подходящие для выполнения стратегических целей предприятия по получению прибыли.

При проведении переговоров по выработке условий контракта наиболее значимыми элементами договора являются: предмет договора, коммерческие, транспортные, технические, юридические условия. При реализации продовольственных товаров особое внимание необходимо обратить:

• на правила торговли на национальных рынках в стране-экспортёре;

• лицензирование торговли отдельными видами продукции;

• стандартизацию, сертификацию, экспертизу, гигиеническую оценку товаров и услуг;

• защиту прав потребителей;

• регистрацию и аттестацию продукции, маркировку товаров;

• применение товарных знаков и знаков обслуживания.

Этап 1. ПРЕДКОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА

подписание контракта; подписание документов, способствующих выполнению контракта;

контроль за исполнением сделки

Рис, Примерная схема подготовки и заключения коммерческой сделки купли-продажи предприятием-изготовителем, работающим без посредника

Аналогичную работу проводит и покупатель. В период подготовки к совершению сделки продавец и покупатель работают каждый по своему сценарию, стараясь наиболее четко выполнить стратегические задачи собственного предприятия (организации). Однако для большей уверенности в совершении сделки обе заинтересованные стороны могут подтвердить свои намерения путём заключения протокола или соглашения о намерениях. Есте-

ственно, речь идет о реальном честном бизнесе, когда партнёры заинтересованы в совершении сделки.

Выводы

1. Необходимыми условиями совершения коммерческой сделки купли-продажи является наличие товара у предприятия, желание его продать в соответствии с разработанной программой по достижению стратегических целей предприятия.

Прямые поставки осуществляются в основном по товарам производственного назначения. Товары народного потребления обычно реализуют через посреднические структуры как на внутреннем, так и на внешних рынках.

2. Заключению коммерческой сделки должен предшествовать серьёзный анализ, во-первых, внешней и внутренней среды предприятия; во-вторых, потенциального рынка сбыта; в-третьих, экономической среды, торгово-политической обстановки и культурной среды потенциальной страны сбыта. Только после этого принимается решение о целесообразности выхода на этот рынок и осуществляется выбор торгового партнёра.

3. Задачей коммерческих служб предприятий перерабатывающей промышленности является подбор профессионально подготовленных коммерсантов и маркетологов, способных успешно реализовы-

вать продукцию предприятий на мировом рынке и выполнять стратегические цели предприятий.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1-Ш. М.: Юрайт-М., 2003.

462 с.

2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль. СПб.: Питер, 1999.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ с последующими дополнениями и исправлениями.

4. Мануковский А.Б. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок / А.Б. Мануковский, Е.М. Харту-ков. М.: Школа международного бизнеса МГИМО, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.