Научная статья на тему 'Управление качеством знаний учащихся на основе использования тестовых технологий в обучении предметов естественно-научного цикла (химия и биология)'

Управление качеством знаний учащихся на основе использования тестовых технологий в обучении предметов естественно-научного цикла (химия и биология) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широкова И. Г., Лаврентьева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством знаний учащихся на основе использования тестовых технологий в обучении предметов естественно-научного цикла (химия и биология)»

И. Г. Широкова, Е. В. Лаврентьева

Управление качеством знаний учащихся на основе использования тестовых технологий в обучении предметов естественно-научного цикла (химия и биология)

ФГОС второго поколения определяет приоритетную цель школьного образования - развитие способности обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, что возможно в результате освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД).

В широком смысле термин «УУД» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин определяется как совокупность способов деятельности обучающихся, обеспечивающих их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, познанию, сотрудничеству.

В соответствии с новым стандартом качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов УУД.

Каждый субъект образования: администрация, педагоги, учащиеся, родители - заинтересованы в обеспечении качества образования. Однако каждый из них по-разному понимает «качество образования».

С точки зрения родителей, «качество образования» - это «прочные знания», «подготовка к поступлению в вуз»; педагоги полагают, что это «возможность развития способностей», «высокий культурный уровень»; с позиции учащихся «качество образования» - это «хорошие знания по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в вуз», «возможность в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни»; с точки зрения администрации школы, - это соответствие уровню стандарта образования.

Проблема проверки и оценки знаний многогранна и рассматривалась исследователями в разных аспектах. Так, исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля, виды учёта знаний в традиционной системе обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.Н. Максимова и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения устного, письменного, графического и практического контроля знаний, фрон-

415

тального, индивидуального, тематического и итогового опросов, сформулированы требования к качеству знаний обучающихся, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным дисциплинам.

В современной практике возрастает значение тестирования как одного из наиболее точных методов педагогической диагностики, что объясняется, с одной стороны, стремлением получить максимально объективную оценку уровня подготовки обучающихся, с другой, - необходимостью использовать наиболее адекватные проверяемому объекту формы контроля.

Тестирование имеет ряд преимуществ перед другими методами контроля. Во-первых, это одна из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Во-вторых, все обучающиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения.

В современной школьной практике используются дидактические тесты, которые представляют собой набор стандартизированных заданий по определённому учебному материалу, устанавливающий степень обученности конкретного индивида. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль знаний, умений, учёт успеваемости академических достижений.

Дидактический тест характеризуется такими параметрами, как надёжность (валидность) и объективность.

Основные виды тестовых заданий:

• задания закрытого типа, которые подразумевают следующие формы тестового задания: альтернативный выбор (испытуемый должен ответить «да» или «нет»), множественный выбор (испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка), установление соответствия (испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков), установление последовательности (испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности);

• задания открытого типа: дополнение (испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)); свободное изложение (испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ, никакие ограничения на них в задании не накладываются).

Ниже приводятся примеры разных типов тестовых заданий по химии по теме: «Серная кислота и её свойства»:

А1. В серной кислоте сера имеет степень окисления:

1) +2; 2) +6; 3) +4; 4) -2.

416

А2. Серная кислота взаимодействует с: 1) оксидом углерода (II);

2) гидроксидом бария; 3) сульфатом кальция; 4) нитратом меди (II). А3. Концентрированная серная кислота используется для осушения

А4. Расположите уравнения реакций в той последовательности, которые отвечают стадиям производства серной кислоты:

1) 2SO2 + O2 ^ 2SO3 + Q

2) 4FeS2 + IIO2 — 2Fe2O3 + 8SO2

3) SO3 + H2O — H2SO4 .

А5. Установите соответствие между схемой реакции и формулой недостающего в ней вещества:

Очень большое значение имеют задания, где перечислена последовательность выполненных химических превращений, а учащимся нужно

записать эту последовательность уравнениями соответствующих реакций. Например: «Серу сплавили с железом. Продукт реакции обработали соляной кислотой. Выделившийся при этом газ сожгли в избытке кислорода. Продукты горения поглотили водным раствором сульфата железа (III). Напишите уравнения четырёх описанных реакций».

Выполнение такого типа заданий требует от обучающихся умения анализировать представленный текст задания, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, связывать воедино понятия атом, индекс, формула, степень окисления и числовые величины.

Приведём примеры некоторых заданий по биологии по теме «Закономерности наследования признаков»:

А1. Структура одного белка определяется:

1) группой генов; 2) геномом; 3) одной молекулой ДНК; 4) одним геном.

А2. Чистой линией называется:

1) потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку;

2) разнообразное потомство от разных особей;

3) пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком;

4) пара особей одного вида.

СХЕМА РЕАКЦИИ

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

A) H2SO4 + BaCl2 — BaSO4| + — ;

Б) H2SO4 (разб.) + Al — Al2(SO4)s + —

B) H2SO4 (конц.) + С — СО2 + — + H2O

Г) H2SO4 (конц.) + Cu —— CUSO4 + — + H2O

1) SO2

2) HCl

3) H2

4) S

5) H2S

417

А3. Пчелиный трутень в своих соматических клетках содержит:

1) один аллель гена цвета глаз; 2) два аллеля;

3) четыре аллеля; 4) множество аллелей.

А4. сколько типов гамет даст следующая зигота - АаВвСс:

1) 4 ; 2) 6 ; 3) 2 ; 4) 8.

А5. Закон независимого расщепления объясняет:

1) правило доминирования;

2) характер промежуточного наследования;

3) принцип распределения генов по гаметам;

4) правила сцепления генов.

В4. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками:

ХАРАКТЕРИСТИКА

A) моногибридное скрещивание Б) дигибридное скрещивание

B) закон расщепления Г) закон независимого распределения Д) расщепление по фенотипу 9:3:3:1 Е) расщепление по фенотипу 3:1

С6. В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) - доминантные признаки.

Как форма контроля уровня знаний тестирование, несомненно, имеет некоторые преимущества перед другими методами педагогического контроля, а именно: повышается скорость проверки качества усвоения знаний и умений учащихся; осуществляется принцип индивидуализации и дифференциации обучения; повышается частота и регулярность контроля в результате уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки; достаточно полный охват учебного материала; уменьшается субъективный фактор при оценивании ответов.

Тестирование должно осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов. Это позволит осуществить переход от субъективных и интуитивных оценок к объективным и обоснованным методам оценки результатов обучения. Тестирование ни в коем случае не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а только дополнить их. Такой подход позволит осуществить подготовку учащихся к ЕГЭ и сохранить специфику нашего российского образования, основной характеристикой которого была его фундаментальность.

ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ

1) 2-й закон Менделя

2) 3-й закон Менделя

418

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.