Научная статья на тему 'Управление качеством знаний обучающихся на основе использования тестовых технологий в диагностической деятельности учителя'

Управление качеством знаний обучающихся на основе использования тестовых технологий в диагностической деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством знаний обучающихся на основе использования тестовых технологий в диагностической деятельности учителя»

чении образования, соответствующего требованиям, установленным государственными образовательными стандартами. Такое управление на общегосударственном уровне обеспечивается, прежде всего, путем оценки качества деятельности образовательных учреждений на этапе их аттестации и государственной аккредитации.

Сегодня создание и развитие современных систем управления качеством образования является важнейшей задачей. Такие системы призваны обеспечить предоставление руководителям информации о состоянии различных сторон деятельности учебного заведения. Данная информация необходима для выбора оптимальной схемы построения образовательного процесса, анализа, принятия решений, выработки и реализации мер по наиболее важным позициям не только текущего функционирования, но и перспективного развития образовательного учреждения как автономной образовательной подсистемы, самостоятельного субъекта образовательной деятельности, работающего в неразрывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, общества в целом.

А. В. Зилинских

Управление качеством знаний обучающихся на основе использования тестовых технологий в диагностической деятельности учителя

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Но первостепенной является задача достижения нового, современного качества образования. Новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Педагоги образовательного учреждения должны формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, т. е. ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Почему же так важно уметь управлять качеством образования? Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые значения:

• родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;

266

• качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;

• для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом;

• для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;

• для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и, более широко, ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

Именно поэтому цель процесса обучения должна быть максимально технологична, что, несомненно, предполагает применение различных диагностических технологий. Количественный и качественный анализ содержания учебного материала должен выделить основные факторы, влияющие на качество образования, что, в свою очередь, позволит прогнозировать результаты образовательного процесса. В связи с этим должно быть организовано непрерывное, длительное наблюдение за состоянием качества знаний обучающихся, образовательной среды и её воздействие на личность обучающегося, что и подразумевает под собой педагогическая диагностика, а значит, уровень качества образования напрямую зависит от сформированности аналитико-диагностической компетентности учителя.

Анализируя особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует отметить, что эта проблема многогранна и рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы.

Большую группу представляют работы, в которых исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся, виды учета знаний в традиционной системе обучения (М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, С.И. Руновский, М.Н. Скаткин, В.П. Стрезикозин, В.Н. Максимова и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса, сформированы

267

требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам.

Постепенно формируется убеждение, что образовательная система должна корректно поставить дидактическую задачу и с помощью педагогических технологий быть способной решить ее. При этом интерпретации должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл учащегося, а величины, отражающие динамику изменения некоторого измеряемого качества, например овладение учащимися учебным материалом.

В современной практике возрастает значение тестирования как одного из наиболее точных методов педагогической диагностики. Это объясняется, с одной стороны, стремлением получить максимально объективную оценку уровня подготовки обучающегося, с другой - необходимостью использовать наиболее адекватные проверяемому объекту (язык - речь) формы контроля.

Тестирование - одна из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но и абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований.

Преимущества тестов по сравнению со всеми другими возможными формами контроля сводятся к следующему: все обучающиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения.

Педагогический тест - это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности испытуемых. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Тесты применяются для объективизации итогового контроля результатов обучения. Для активизации же текущей учебной деятельности в учебном процессе применяются не тесты, а совокупности заданий в тестовой форме, которые в отличие от тестовых заданий, тест не образуют, но отвечают требованиям содержания, формы, логики и технологии.

В современной науке под дидактическим тестом понимается набор стандартизированных заданий по определённому материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это сравнительно новый и более качественный метод проверки результатов обучения, характеризующийся такими параметрами, как надёжность и объективность.

268

Одна из важных задач оценки качества - быстрая и надежная оценка знаний человека. Теория педагогических тестов рассматривается как часть педагогической квалиметрии. Однако при исследовании состояния контроля знаний учащихся школ с применением тестовых измерителей были выявлены основные проблемы при использовании тестов: качество и валидность содержания тестовых заданий, надежность результатов тестирования, недостатки обработки результатов по классической теории тестов, отсутствие использования современной теории обработки тестовых материалов с применением вычислительной техники. Высокая погрешность измерения тестовых результатов не позволяет говорить о высокой надежности результатов измерения.

Применение тестов учителями на практике зачастую не соответствует уровню проверки полученных знаний и сформированных умений обучающихся, так как нет планирования и анализа проведения тестовых работ, поэтому главным становится формирование аналитико-диагностических компетенций учителей, которые смогут, используя тестовые технологии, управлять качеством обучения.

О. В. Бирюкова

Качество образования в соответствии с федеральными государственными стандартами

Изменения, происходящие в последние десятилетия в мировой экономике и обществе, привели к значительным изменениям в системе образования России. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменило парадигму образования. Основной целью образования на современном этапе является формирование компетентного человека, обладающего сформированными общеучебными умениями, готовым к продолжению образования, социально-адаптированным, понимающим свою роль в жизни государства, общества.

Новые ФГОСы призваны решить проблемы современного образования, среди которых:

• противоречие между качеством педагогических технологий, используемых в образовательном процессе педагогами, и скоростью обновления системы научных знаний, возрастанием информационного объема;

• недостаток информационной и технической оснащенности образовательных учреждений;

• усложнение содержания учебного материала при отсутствии задачи формирования учебной деятельности, что приводит к несформированности у учащихся умения учиться;

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.