VISUAL METHOD PRINCIPLE IN TEACHING OF PATHOPHYSIOLOGY IN THE ASPECT OFHUMANISATION OF EDUCATIONAL PROCESS
Nekrasova I.I., Tsygansky R.A.
Summary
Significant integration of information and communication technologies into education dictates the necessity of new methodology development of teaching pathophysiology during veterinarian’ training. Experience of creation of new multimedia educational products and their approbation during educational process are described.
УДК 658.56
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ Приймак Е.В., Мухаметшина А.М., Шигабиев Т.Н.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, обучение, подготовка специалистов.
Key words: higher education, quality education, training, training.
Качество подготовки специалистов в настоящее время является одним из актуальнейших вопросов современности и определяется как уровнем теоретических знаний, так и их способностью решать поставленные конкретные задачи. К сожалению, сегодня существует тенденция превалирования теоретической подготовки над практической.
Практическая направленность образования, как
стимулирующий фактор, очень четко прослеживается в поведении и мотивации студентов при их обучении в вузе. Как показывает опыт общения со студентами, многие из них начинают задумываться о своем трудоустройстве, начиная с первых курсов, а на пятом - почти половина студентов совмещают свою учебу с работой. Однако опрос студентов кафедры Метрологии и управления качеством КГАВМ показал, что четкое представление о специальности у большинства студентов формируется лишь к последним годам обучения.
Так, на первом курсе обучения по специальности «Стандартизация и сертификация» четкое представление о специальности сформировалось только у 21% первокурсников, 64% затруднились с ответом, а 15%
вообще не имеют представления о выбранной специальности. Но уже к пятому году обучения 71% пятикурсников ответили, что имеют четкое представление о специальности, затруднились с ответом лишь 27%, и только 2% не имеют представления о выбранной специальности. За период обучения в вузе в выбранной специальности разочаровались 15% студентов, при этом практически все они ответили, что не имеют четкого представления о выбранной специальности. Хотят устроиться на работу по специальности 70% пятикурсников, сомневаются - 19%, а 11% - предпочли бы что-нибудь другое (например, работу менеджера, частного предпринимателя).
Успешность молодого специалиста в условиях формирования рыночных отношений в России во многом определяется не только объемом усвоенных в вузе знаний, но и умением видеть перспективы развития, применять на практике имеющиеся знания, выявлять, добывать и осваивать недостающие элементы знаний. Для этого учебные программы должны, с одной стороны, давать студенту достаточно фундаментальные знания, а с другой - соответствовать практическим требованиям, предъявляемым к профессионалам при приеме на работу.
Таким образом, только максимальная ориентация процесса обучения на запросы производителей продукции и услуг, являющихся потенциальными «потребителями» наших выпускников, будет способствовать их конкурентоспособности как специалистов на рынке труда в современных условиях. Именно эти положения положены в основу образовательной деятельности кафедры Метрологии и управления качеством КГАВМ, выпускающей специалистов по направлению «Стандартизация и сертификация».
Качество процесса обучения на кафедре достигается его ориентированностью на заинтересованность студентов путем развития у них аналитических способностей, навыков принятия решений и подготовкой к самостоятельной работе. Для того, чтобы быть готовым к решению подобных задач, студенты активно и последовательно осваивают и изучают на кафедре Метрологии и управления качеством КГАВМ специальные дисциплины:
• Квалиметрия и управление качеством;
• Общая теория измерений;
• Стандартизация, сертификация пищевых продуктов;
• Методы и средства измерений, испытаний и контроля;
• Статистические методы контроля и управление качеством;
• Введение в специальность;
• Методы научных исследований;
• Системы качества;
• Технология разработки стандартов и нормативной документации;
• Метрология, стандартизация и сертификация;
• Защита интеллектуальной собственности и патентоведение.
В рамках изучения данных дисциплин преподаватели кафедры используют эффективные методы обучения, предусматривающие использование учебного процесса не только для передачи преподавателями знаний будущим специалистам, но и развитие у последних практических навыков и умения пользоваться полученными знаниями, в том числе при подготовке и обосновании управленческих решений и при оценке их эффективности. Одной из форм такой работы является организация экзаменов и зачётов в виде деловой игры, публичные защиты курсовых работ, нацеленные на увязку конкретных теоретических положений рассматриваемой дисциплины с конкретным индивидуальным практическим опытом каждого студента или профиля его возможной деятельности. На семинарах и практических занятиях рассматриваются проблемы и решаются задачи, имеющие практическое значение.
Так, освоение курса «Квалиметрия и управление качеством» малоэффективно без практических, максимально приближенных к реальности занятий по основополагающим понятиям данного курса, в ходе которых студенты изучают:
- законодательные и нормативные правовые акты, методические
материалы по стандартизации, сертификации, метрологии и управлению
качеством;
- способы анализа качества продукции, организации статистического контроля качества и управления производственными процессами;
- системы качества, порядок их разработки, сертификации, внедрения и проведения аудита.
В рамках самостоятельной работы студенты учатся на конкретных примерах:
- разрабатывать новые и пересматривать действующие стандарты, технические условия и другие документы по стандартизации и унификации.
- применять методы контроля качества продукции;
- применять методы анализа данных о качестве продукции и способы отыскания причин брака.
Эффективным инструментом практической направленности образования является взаимодействие «вуз - предприятие» в процессе проведения учебной, производственной и преддипломной практик студентов кафедры Метрологии и управления качеством КГАВМ. Так как кафедра готовит специалистов - инженеров по специальности «Стандартизация и сертификация» со специализацией в пищевой промышленности, студенты проходят практику на ведущих предприятиях
пищевой промышленности республики Татарстана («ВАМИН-Татарстан», «Татспиртпром» и т.д.)
В ходе практики студенты знакомятся с деятельностью промышленных предприятий, овладевают навыками производственной и исследовательской работы, знакомятся с передовыми технологическими процессами, организацией и управлением производства, охраной труда и т.п., учатся выявлять проблемы производственного, материальнотехнического и управленческого характера на предприятии, где они проходят практику. На основе полученных практических знаний практиканты готовят необходимые материалы и информацию по предприятию для выполнения курсовых и дипломных проектов.
Реализацией практической направленности обучения является долговременное стратегическое партнерство на основе хоздоговоров и договоров о творческом сотрудничестве предприятий и кафедры. При этом устанавливаются взаимовыгодные отношения. Предприятие получает возможность решить свои производственные проблемы и повысить квалификацию своих сотрудников путем привлечения преподавательского состава вузов (чтение лекций, консультации, участие в разработке новой продукции, содействие разработке и внедрению на практике современных научно-технических решений в производство, в том числе и через студентов, выполняющих курсовые, дипломные и аспирантские работы на конкретном материале по проблеме производителя). Кроме того, предприятие становится соучастником обучения и формирования специалиста «под себя» и решает вопросы, связанные с приемом на работу молодых квалифицированных кадров. Вуз также заинтересован в таком партнерстве: это и дополнительный источник дохода, и решение проблемы трудоустройства выпускников, и возможность преподавателей пополнить читаемую дисциплину практическими примерами, направить научную деятельность на решение производственных проблем и внедрить свои научные разработки. При этом повышается качество учебного процесса, и как его результат - качество выпускника.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Приймак Е.В., Мухаметшина А.М., Шигабиев Т.Н.
Резюме
Качество подготовки специалистов в настоящее время является актуальным вопросом и определяется как уровнем теоретических знаний, так и их способностью решать поставленные конкретные задачи. Только
максимальная ориентация процесса обучения на запросы производителей продукции и услуг, являющихся потенциальными «потребителями» выпускников ВУЗов, будет способствовать их конкурентоспособности как специалистов на рынке труда в современных условиях. Именно эти положения положены в основу образовательной деятельности кафедры Метрологии и управления качеством КГАВМ, выпускающей специалистов по направлению «Стандартизация и сертификация».
EDUCATIONAL PROCESS QUALITY MANAGEMENT, BACED ON PRACTICAL DIRECTION OF EDUCATION
Primak E.V., Muhametshina A.M., Shigabiev T.N.
Summary
Quality of preparation of experts is now pressing question and is defined both level of theoretical knowledge, and their ability to solve the put specific targets. Only the maximum orientation of process of training to inquiries of manufacturers of production and the services which are potential "consumers" of graduates of HIGH SCHOOLS, will promote their competitiveness as experts on a labour market in modern conditions. These positions are taken as a principle educational activity of chair of Metrology and quality management КГАВМ, letting out experts in a direction «Standardization and certification».
УДК 371.3:009+619:378
СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В РАМКАХ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Пурто Е.Е.
Московская государственная академия ветеринарной медицины и
биотехнологии
Ключевые слова: студент, образование, личность, вуз.
Key words: student, education, personality, university.
В настоящее время стало почти общепринятым положение, что полноценным специалистом не может стать человек, освоивший, хотя бы даже на отличном уровне, исключительно лишь круг дисциплин, необходимых для работы по избранной человеком специальности. Именно освоение гуманитарных дисциплин позволяет с одной стороны создать прочную основу профессиональных успехов человека, а с другой стороны,