Научная статья на тему 'Управление качеством таможенных услуг в современных условиях'

Управление качеством таможенных услуг в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5606
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / CUSTOMS SERVICE / QUALITY / QUALITY OF CUSTOMS SERVICES / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермилов И. С.

В данной статье рассмотрены факторы, оказывающие существенное влияние на качество таможенных услуг, выделены основные группы показателей качества комплекса таможенных услуг, а также определено несколько направлений улучшения качества таможенного обслуживания. В условиях развития внешней торговли, расширения сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами появилась острая необходимость в освоении новых путей повышения качества и эффективности таможенного обслуживания в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности. От качества работы таможни и предприятий околотаможенной сферы напрямую зависит уровень участия страны в общемировой экономике, а значит, и инвестиционная привлекательность государства и всего региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES IN MODERN CONDITIONS

The paper discusses various factors that have significant impact the quality of customs services, highlights indicators of customs services quality as well as ways to improve customs services quality The author states that in modern conditions of cooperation between international economic and financial institutions there is an urgent need to develop new ways to improve quality and efficiency of customs services in order to maximize the promotion of foreign trade. The quality of customs services directly determines the level of country's participation in the global economy, and hence its investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «Управление качеством таможенных услуг в современных условиях»

♦

вательной социально-экономической политики, как в области заработной платы.

1. Алтухов П.Л. Алгоритм создания системы стимулирования конвергенции целей промышленного предприятия и интересов персонала // Вестник СГСЭУ. 2008. № 3(22).

2. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Развитие потенциала работников современных предприятий // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1 (25).

3. Горелов Н.А. Вознаграждение работникам (компенсационный менеджмент): учеб. пособие. СПб.: ЛИК, 2007.

4. Долгий В .И., Бондаренко О .И. Разработка модели исследования стратегического развития кадрового потенциала на региональном уровне // Вестник СГСЭУ. 2009. № 2(26).

5. Еремеев М.А. Развитие систем вознаграждения труда персонала: теория, методология // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2(31).

6. Жулина Е.Г. Мотивация труда и ее влияние на качество трудовой жизни // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3(27).

7. Хендерсон Р Компенсационный менеджмент / пер. с англ.; под. ред. Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2004.

удк 339.543 И. С. Ермилов

□□ИЛШШШ □ □□□□□ Н ШШМ

□ гтитттгпн □□□□шшн

В данной статье рассмотрены факторы, оказывающие существенное влияние на качество таможенных услуг, выделены основные группы показателей качества комплекса таможенных услуг, а также определено несколько направлений улучшения качества таможенного обслуживания. В условиях развития внешней торговли, расширения сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами появилась острая необходимость в освоении новых путей повышения качества и эффективности таможенного обслуживания в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности. От качества работы таможни и предприятий околотаможенной сферы напрямую зависит уровень участия страны в общемировой экономике, а значит, и инвестиционная привлекательность государства и всего региона в целом.

Ключевые слова: таможенные услуги, качество, качество таможенных услуг, управление качеством.

I.S. Ermilov

QUALITY MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES IN MODERN CONDITIONS

The paper discusses various factors that have significant impact the quality of customs services, highlights indicators of customs services quality as well as ways to improve customs services quality. The author states that in modern conditions of cooperation between international economic and financial institutions there is an urgent need to develop new ways to improve quality and efficiency of customs services in order to maximize the promotion of foreign trade. The quality of customs services directly determines the level of countrys participation in the global economy, and hence its investment attractiveness.

Key words: customs service, quality, quality of customs services, quality management.

В последние три десятка лет одним из основных направлений развития мировой экономики является стремительное расширение сферы услуг. В ведущих промышленно развитых странах количество сотрудников, работающих в сфере услуг, превышает число занятых во всех других отраслях вместе взятых. В международной торговле услуги насчитывают примерно четверть суммы общего мирового экспорта.

Развитие потребления услуг в высокоразвитых странах является значительным событием XX в. Потребление услуг начинает преобладать над потреблением материальных благ. Усиление процессов глобализации и интенсификация международного товарообмена делают актуальным формирование сферы таможенных услуг. Таможенный сектор □ один из наиболее экономически значимых. До недавнего времени он интересовал государство лишь с утилитарной точки зрения □ как один из основных источников пополнения бюджета. И лишь с началом активной интеграции страны в мировое экономическое пространство возникла задача повышения инвестиционной привлекательности России.

Борьба за информационную открытость, прозрачность различных сегментов отечественного бизнеса затронула и таможенный сектор.

Для фирмы, занимающейся внешнеторговой деятельностью, зачастую проще, эффективнее и экономически выгоднее перепоручить таможенный сегмент деятельности специализированной организации тамо -женной инфраструктуры □ таможенному представителю (вплоть до полного аутсорсинга). Ведь таможенные процедуры довольно сложны и трудоемки, что под силу лишь высококвалифицированным специалистам по таможенному оформлению.

Потребность в таможенных услугах возникает, если в компании нет специализированного подразделения для выполнения таможенных операций. Однако такая потребность появляется и когда в компании есть специализированное подразделение. Например, предприятие, постоянно производящее продукцию и работающее в основном на внешний рынок (экспорт), заинтересовано приобрести новое импортное оборудование и в кратчайшие сроки оформить его как вклад в уставный

фонд предприятия либо временно ввезти это оборудование для испытаний. А для этого необходимо применить сложные таможенные процедуры, при которых появляются трудности у специалистов, работающих только с таможенными процедурами «экспорт» и «импорт».

Понятие «таможенная услуга» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком таможенная услуга □ это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля. Это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей страны.

В более узком понимании таможенная услуга □ это содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры, таможенных посредников, таможенных представителей за рубежом. В частном случае □ в форме информирования и консультирования в области таможенного дела. При таком понимании таможенные услуги могут быть определены более инструментально, например как некоторая совокупность правоохранительных, финансовоэкономических, информационно-аналитических и других видов услуг, предоставляемых в процессе таможенного администрирования [5].

В современных условиях практически любая таможенная услуга для участника ВЭД в конечном итоге нацелена на сокращение времени таможенного оформления и контроля его товаров. Для оказания соответствующей услуги необходимо выполнить определенные таможенные процедуры и операции. Любая таможенная процедура обладает такими характеристиками, как начало, продолжение и окончание. Это признаки процесса. Следовательно, суть услуги проявляется в процессе инструментального воздействия на материально -вещественный предмет участника ВЭД (или на его товар) в процессе реализации таможенных процедур и операций, а в общем случае □ таможенной технологии. Услугу в этом случае можно также характеризовать и как результат такого воздействия. С учетом введенных определений такая услуга есть польза для участника ВЭД, поскольку сокращает его потери (временные □ непосредственно и финансовые □ опосредованно).

С начала 90-х гг. XX в. российская таможня преодолела в своем развитии два этапа □ Птаможня для таможни» и Птаможня для правительства» □ и уверенными темпами совершенствуется до третьего □ Птаможня для участников ВЭДП, главной особенностью которого является качество таможенного обслуживания [6].

Качество таможенных услуг П это совокупность характеристик таможенных услуг, определяющих их способность удовлетворять потребности участников ВЭД (в совершении таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, совокупности действий в целях обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств) при продвижении то -варов от продавца к покупателю в соответствии с требованиями этих государств [9].

Для успешного освоения в таможенной службе теоретических основ управления качеством таможенной деятельности необходимы серьезная работа по профессиональной подготовке персонала таможенных органов,

созданию условий для его активизации и, самое главное, личная заинтересованность высшего руководства таможенной службы и руководства таможенных органов в этом вопросе, понимание ими значения проблемы качества результатов деятельности таможенных органов и стремление лично возглавить ее реализацию.

Решению данной проблемы в значительной мере будет способствовать введение стандартов качества та -моженной деятельности, соответствующих современным международным требованиям, и механизма ответственности руководящего состава за их обеспечение.

Качество таможенного обслуживания определяется не только качеством деятельности таможенной структуры, но и качеством работы организаций всей таможенной сферы, включающей таможенные органы, организации околотаможенной инфраструктуры, таможенных представителей, предприятия-участников ВЭД и др. Совершенствование таможенного обслуживания напрямую зависит от повышения уровня качества предоставляемых таможенных услуг с учетом интересов участников внешнеторговой деятельности.

Можно выделить совокупность факторов, оказывающих существенное влияние на качество таможенных услуг:

1) качество труда персонала таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

2) качество нормативного обеспечения деятельности таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

3) качество материально-технического и информационного (программного) обеспечения деятельности таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

4) качество информационного обеспечения участ -ников ВЭД [7, с. 71 П 74].

Важным элементом повышения качества и снижения рисков может служить опора на международный стандарт качества («петля качества» П 180-9000).

«Петля качества» таможенной деятельности представляет собой совокупность всех этапов жизненного цикла таможенной услуги от ее первоначального определения до реализации в процессе таможенной деятельности. Эти этапы включают:

П маркетинг таможенной деятельности;

П проектирование (разработку) таможенной услуги;

П подготовку и разработку таможенной технологии;

П материально-техническое обеспечение реализации таможенной услуги;

П осуществление (производство, реализация) таможенной услуги;

П контроль за качеством выполнения таможенной услуги;

П анализ эффективности применения таможенной услуги;

П корректировку содержания таможенной услуги (далее П повтор цикла).

Система таможенных отношений в наибольшей степени тяготеет к международным стандартам, правилам и процедурам, разработанным и рекомендуемым международными организациями. В то же время каждая международная операция предоставляет большие возможности для использования различных нововведений. Поэтому необходимо творчески подходить к имеющимся стандартам, систематически вносить измене-

ния, уточнения. А это зависит от личности специалистов таможенной сферы, принципов и управленческих подходов в организациях, осуществляющих таможенные услуги, и многообразия инструментов, используемых при осуществлении всего комплекса таможенных услуг.

Для анализа качества таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами и организациями око-лотаможенной инфраструктуры, нами выделены следующие основные группы показателей качества комплекса таможенных услуг:

1. Показатели выполнения таможенного оформления (в том числе скорость набора таможенной декларации с одним кодом ТН ВЭД; возможность использования электронной формы декларирования; возможность применения прогрессивных форм декларирования; возможность использования интернет-декларирования; количество ошибок, допущенных в таможенных декларациях и др).

2. Показатели предоставления логистических (транспортных) услуг.

3. Экономические показатели.

Эффект от повышения качества таможенного обслуживания организаций таможенной сферы может быть достигнут по следующим направлениям улучше -ния работы:

□ вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;

□ обеспечение коллективного участия;

□ обеспечение индивидуального участия;

□ создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);

□ обеспечение качества функционирования систем управления;

□ разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;

□ создание системы признания заслуг.

Таким образом, формирование эффективной системы управления качеством в организациях таможенной сферы должно базироваться на стандартах и профессионализме специалистов таможенного дела.

Несмотря на достаточную жесткую регламентацию таможенной деятельности международными стандартами и соглашениями целесообразно широко использовать нововведения как средство получения определенных конкурентных преимуществ организаций таможенной сферы.

Только высокий профессионализм специалистов по таможенному оформлению и творческий образ мышления позволят наиболее эффективно использовать нововведения в рамках существующих правил и стандартов.

1. Андреев С.Н. О критике Пгеории маркетинга для некоммерческих организаций» // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. № 2.

2. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: учебник. М.: РИО РТА, 2004.

3. Дианова В.Ю. Маркетинг таможенных услуг: учебник. для вузов. М.: Рос. тамож. акад., 2005.

4. Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник. 2- е изд., доп. М.: РИО РТА, 2006.

5. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учеб. пособие. М.: Рос. тамож. акад., 2009.

6. Порошин Ю.Б. Таможенное дело: учеб. пособие. Саратов: СГСЭУ, 2010.

7. Старкова О .А. К вопросу об управлении качеством таможенных услуг // Вестник СГСЭУ 2006. № 13(2).

8. Старкова О.А. Системный подход к управлению таможенным делом в регионе // Человек и власть в современной России: межвуз. науч. сб. Саратов, 2001. Вып. 4.

9. Старкова О .А. Управление качеством таможенных услуг: дис. ... канд. экон. наук. Саратов: СГСЭУ, 2007.

УДК 658.15:656.2 А.В. ЕрМОЛЭев

□ ШПШШШ ПГЛШПШПГПШН ПГГППГП □□□ ЛПЛШПЛ □ □□ЛППППП\П ПППГПШШ □ ПШШИШП ПГПГПППППГПППП\П ГГЛППШГГЛ

В статье показана возможность классификации грузовых операторских компаний по уровню их финансового состояния с использованием кластерного анализа. В результате проведенного анализа предложены типологические группы транспортных предприятий за 2007 □ 2010 гг.

Ключевые слова: грузовые операторские компании, финансовые показатели, кластерный анализ, типо-логизация.

A.V. Ermolaev

STATISTIC METHODS FOR FINANCIAL PERFORMANCE ASSESSMENT OF RAILROAD ENTERPRISES

The paper presents classification of freight operating companies according to their financial performance with the help of cluster analysis. The author identifies types of transport enterprises for 2007-2010.

Key words: freight operating companies, financial performance, cluster analysis, types.

В условиях рынка финансовая отчетность выступает Такая информация предоставляется, как правило, в виде

важным источником получения информации о результа- данных бухгалтерского учета, которые группируются и натах деятельности и финансовом состоянии предприятия. ходят свое отражение в итоговой финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.