УДК 658.62.018.012
В.П. Жуковский, О.Б. Кутузова, Л.А. Скворцова УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов управления качеством образования в вузе на основе методологии TQM (Total Quality Management)/
Образование, образовательная деятельность, управление качеством
V.P. Zhukovsky, O.B. Kutuzova, L.A. Skvortsova
MANAGEMENT OF THE QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING
SPECIALISTS
The article is devoted to the theoretical aspects of the management of quality of education in a higher educational institution on the basis of the methodology of TQM (Total Quality
Management).
Education, educational activities, and quality management
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходима широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную сферу человеческой деятельности делает проблему подготовки будущих специалистов одной из приоритетных. Происходящие в стране демократические изменения вызвали поиск эффективных путей преобразования различных сторон жизни общества, его социальных институтов, в том числе и системы высшего образования. Высшая школа России ориентируется в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. Новые социальнополитические и экономические условия, складывающееся многообразие образовательных программ, развитие культуры, науки и техники, новые отношения России с окружающим миром и новые отношения образования с потребителями образовательных услуг ставят ряд принципиальных проблем, среди которых одними из приоритетных являются проблемы оценки качества образования и управления качеством подготовки специалистов в стенах высших учебных заведений. Для решения этих проблем необходимо обеспечить системность всего многообразия образовательных программ, гарантирующую единство образовательного пространства в стране, академическую мобильность студентов, равный доступ к образованию различного уровня всех граждан [1].
Новый смысл и значение приобретает оценка качества профессиональной подготовки, поскольку именно она должна гарантировать студентам качественное образование, способствовать развитию конкурентных отношений между образовательными учреждениями, обеспечить академическую мобильность студентов и преподавателей.
Качество высшего образования - это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза: учебные программы, учебную и исследовательскую работу, профессорско-преподавательский состав и студентов, учебно-материальную базу и ресурсы. В отечественной и мировой практике накоплен опыт управления качеством. Методология TQM (Total Quality Management) и реализующие этот подход стандарты ИСО серии 9000 определяют существующую сегодня систему требований к образовательной деятельности [3].
На вузовском уровне образование рассматривается как предоставление образовательной услуги, причем заказчиком услуги выступает, с одной стороны, личность, получающая образование, с другой - производство, для которого готовятся квалифицированные кадры, и, наконец, государство, которое является гарантом образовательного процесса.
По сути, качество образования трактуется как достижение обучающимися определенного нормативами уровня обученности. Этот уровень зафиксирован в государственных образовательных стандартах по специальностям и направлениям подготовки специалистов. Показателями качественной подготовки специалиста можно принять два основных интегральных критерия:
1) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью;
2) количество "родственных" (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.
В условиях рынка успешная работа любой организации, в том числе и образовательного учреждения, будет эффективна только в том случае, если разработаны и осуществляются постоянные мероприятия по совершенствованию деятельности, нацеленной на улучшение качества услуг и продукции. От этого зависит ее конкурентоспособность и престиж. Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и управления качеством.
Механизм управления качеством постоянно эволюционирует. Выдвигаются обоснованные предложения оценивать вузы не только по результатам анализа степени подготовленности выпускников, но и на основании оценки образовательного процесса в образовательном учреждении как такового. Методисты и практики образования указывают, что можно выделить две группы объектов оценки: группа студентов и выпускников как носителей высшего образования, и вуз в целом (или специальность), а управление качеством результатов должно обеспечиваться через управление качеством процессов в образовательном учреждении.
Описание образовательной услуги обязательно должно включать три раздела. Первый: спецификация образовательной услуги. Это нормативные показатели (наименование специальности, срок обучения, форма обучения, сферы применения знаний, перечень знаний и умений, содержание образовательной программы). Второй: требования к ресурсам. Это перечень условий, обеспечивающих образовательный процесс (кадровое обеспечение, требования к контингенту обучаемых, система аттестации выпускников, учебно-методическое обеспечение учебного процесса, характеристика учебно-лабораторной базы, технологии обучения, информационное и библиотечное обеспечение учебного процесса). Третий: требования к знаниям и навыкам обучаемых. Это измеряемые и контролируемые характеристики, определяющие качество оказываемых образовательных услуг (успеваемость студентов, стоимость обучения, психофизиологические параметры личности после обучения относительно входного уровня).
Образовательную деятельность можно рассматривать как процесс оказания образовательных услуг различными по уровню и статусу учебными заведениями. В связи с этим в рамках профессиональной школы любого уровня необходимо найти такие пути решения задач обеспечения качества, которые были бы адекватны требованиям международных стандартов. При этом возможны два варианта:
1. Совершенствование результатов деятельности учебного заведения путем введения адекватных схем контроля на всех этапах управления. С этой целью предусматривается разработка нормативной документации системы управления качеством профессионального образования в образовательном учреждении.
2. Совершенствование всех процессов в учебном заведении, направленных на обеспечение качества подготовки специалистов, путем создания объективных предпосылок для вовлечения всех сотрудников в управление качеством. Этот подход соответствует европейскому стандарту TQM.
Очевидно, что предпочтительным является сочетание упомянутых двух подходов. Каждое учебное заведение может иметь свою систему управления качеством образования (необходимо учитывать специфику учебно-воспитательного процесса и статус образовательного учреждения). Однако целесообразно, чтобы структура системы обеспечивали выполнение всех требований международных стандартов. Упомянутые требования касаются разработки политики в области качества, установления и распределения ответственности, планирования деятельности по обеспечению качества образовательных услуг, проектирования услуг, контроля за качеством предоставляемых услуг, подготовки кадров, анализа эффективности системы управления качеством образовательных услуг, разработка коррекционных мероприятий.
Наиболее сложным элементом системы качества, внедрение которого осложнено рядом обстоятельств, является постоянная оценка и определение степени удовлетворенности обучающихся, которая должна согласовываться и со стандартами, и с мнением потребителей, и с существующими общественными представлениями о качестве подготовки специалистов. Своевременное выявление просчетов и узких мест в образовательном процессе обеспечивается системой аудита, то есть внутренними проверками соблюдения уровня предоставления услуги. Удовлетворенность потребителя является одним из главных элементов и в стандартах ИСО серии 9000, и в модели качества TQM. Для высших профессиональных учебных заведений потребителями образовательных услуг являются студенты (внутренний потребитель). Одновременно выпускники представляют конечный продукт деятельности образовательных учреждений и через них потребителями образовательных услуг данного уровня являются работодатели, использующие труд выпускников, и общество в целом, интеллектуальный потенциал которого зависит от качества подготовки. Система качества, таким образом, долж-
на обеспечивать постоянное повышение уровня образовательной услуги, быть направлена на удовлетворение запросов потребителя [2,3].
Политика, стратегия и управление качеством образования в образовательном учреждении должны учитывать меняющуюся конъюнктуру рынка труда так, чтобы обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов. При формировании политики вуза в области качества образования целесообразно ставить следующую цель: обеспечить удовлетворенность качеством предоставляемых образовательным учреждением услуг студентов и их родителей, руководителей предприятий, организаций и фирм, в которых трудятся выпускники вуза, государственных органов.
Качество учебного процесса зависит от многих факторов, но главными из них представляются профессионализм преподавателей и их заинтересованность в обеспечении качества, а также заинтересованность студентов в получении знаний и достаточный уровень их подготовленности к учебе в вузе. Наличие двух субъектов: преподаватель - студент осложняет управление качеством учебного процесса. Только одновременное наличие упомянутых выше факторов может гарантировать качество усвоения учебных дисциплин. При недостаточном качестве у студентов может появляться оправдание, что их плохо учили, а преподавателю психологически легче отнести низкое качество на счет неподготовленности и нерадивости студента.
Сегодня, как и в случае оценки качества продукции, оценить качество образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением, лучше других могут потребители, заинтересованные в качестве, работодатели и сами студенты. Большую роль в улучшении качества обучения имеет повышение заинтересованности и применение новых информационных технологий в учебном процессе, и умело поставленная воспитательная работа со студентами.
Поскольку требования внешней среды (условия функционирования рынка труда, запросы работодатели, ожидания и требования общества) - явление динамичное, то и обучение персонала должно быть перманентным, постоянно реагирующим на внешние изменения и трансформирующим основные требования в образовательный процесс. В перспективе такой подход приведет к реализации концепции обучающейся (научающей себя) организации (learning organization).
Качество обучения зависит от того, какие студенты поступают в образовательные учреждение, что во многом зависит от уровня персонала, а также от качества (и количеств оборудования, уровня обслуживания, факторов, зависящих от финансовых возможностей учебного заведения. Однако большие финансовые возможности приобретаются благодаря расширению рыночной ниши, а также благодаря способности использовать гранты и фонды, что зависит от эффективности исследований. Круг замкнется, когда мы примем во внимание, что качественный персонал, как правило, в большей степени способен выполнять боле эффективные исследования.
Все связи могут действовать и в обратном направлении, как только одна из переменных начинает развиваться негативно. Так, низкое качество выпускников может привести к плохой репутации учебного заведения, что приведет к ухудшению качества поступающих и, следовательно, качества выпускников.
Мониторинг качества подготовки специалистов является одним из важнейших этапов управления качеством образовательных услуг учебного заведения. С учетом полученных в ходе исследования данных должны разрабатываться меры совершенствования учебно-воспитательного процесса и корректироваться весь процесс управления качеством подготовки специалистов. Для создания подобной системы мониторинга качества образовательных услуг целесообразно в соответствии с международными стандартами по качеству ориентироваться на потребителей образовательных услуг (внешних и внутренних). Качество образования можно определить как обобщенную меру эффективности функционирования образовательной системы, выполнения ею задач, которые определены в законодательно-нормативных документах.
В соответствии с философией и гносеологическими основами качества в системе образования и, в частности, в рамках высшего звена профессионального обучения необходимо сместить акцент управления качеством подготовки специалистов с этапа функционирования на этап проектирования и расширить сферу приложений методологии квалиметрии и соответствующих мониторингов качества учебной деятельности.
В России последние десять лет коренным образом изменился взгляд на образование, в том числе и под влиянием развития системы гарантии качества стандартов серии ИСО и общемировых процессов глобализации. До недавнего времени в нашей стране считалось, что образование призвано выполнять обслуживающую функцию по отношению к человеку и обществу, сегодня же образование
рассматривается как основное средство развития науки, перестройки экономики, развития производства, снижения социальной напряженности в обществе и перспективы будущего страны.
Таким образом, проектирование системы управления качеством в образовательном учреждении должно базироваться на научно обоснованных критериях, квалиметрических принципах, методологическим основах управления в соответствии с международными стандартами серии ИСО.
1. Ерунов, В.П. Квалиметрическая основа системы качества вуза: монография / В.П. Ерунов; Оренбург. гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2009. 313 с.
2. Никитин, В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. /, В. А. Никитин. СПб.: Питер, 2002. 272 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
3. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков, А. В. Олейник, В.С. Соболев, С.А. Степанов.
ЛИТЕРАТУРА
СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. 220 с.
Жуковский Владимир Петрович -
доктор педагогических наук, профессор, заведующий научно-исследовательским отделом Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Vladimir P. Zhukovsky -
Dr. Sc., Professor,
Managing Research department of the Saratov institute of professional development and retraining
of educators
Скворцова Лариса Анатольевна -
кандидат педагогических наук, доцент, редактор первой категории Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.
Larisa A. Skvortsova -
Ph. D., Associate Professor,
Editor of the first category
Gagarin Saratov state technical university
Кутузова Ольга Борисовна -
кандидат педагогических наук, преподаватель Самарского медицинского колледжа имени Н. Ляпиной
Olga B. Kutuzova -
Ph. D., teacher of the Lyapina Samara medical College