Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / СТЕПЕНЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / PRODUCT QUALITY LEVEL / EFFICIENCY / QUALITY SYSTEM / DEGREE OF QUALITY IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайитов Х.О., Новиков В.А., Цыплов Е.А.

В данной статье рассматривается система менеджмента качества, описываются основы управления качеством и их требования в соответствии со стандартами, этапы процесса контроля качества, группы показателей качества, исходя из присутствующих в них свойств, также выявляются принципы организации контроля качества и факторы, влияющие на качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT QUALITY MANAGEMENT AT ENTERPRISES

This article discusses the quality management system, describes the basics of quality management and their requirements in accordance with the standards, the stages of the quality control process, groups of quality indicators, based on the properties present in them, also identifies the principles of quality control and factors affecting quality.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 658.562.6

Хайитов Х. О. студент 4 курса Институт финансов, экономики и управления

Новиков В.А. студент 4 курса Институт финансов, экономики и управления

Цыплов Е.А. студент 4 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Россия, г. Тольятти УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация: В данной статье рассматривается система менеджмента качества, описываются основы управления качеством и их требования в соответствии со стандартами, этапы процесса контроля качества, группы показателей качества, исходя из присутствующих в них свойств, также выявляются принципы организации контроля качества и факторы, влияющие на качество.

Ключевые слова: Управление качеством, уровень качества продукции, эффективность, система качества, степень совершенствования качества.

Hayitov H. O. student

4 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Novikov V.A. student

4 course, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Tsyplov E.A. student

4 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Togliatti, Russia PRODUCT QUALITY MANAGEMENT AT ENTERPRISES

Annotation: This article discusses the quality management system, describes the basics of quality management and their requirements in accordance with the standards, the stages of the quality control process, groups of quality indicators, based on the properties present in them, also identifies the principles of quality control and factors affecting quality.

Keyword: Quality management, product quality level, efficiency, quality system, degree of quality improvement.

На сегодняшний день рыночная экономика предъявляет новые требования к системе управления качеством продукции. Это обуславливается тем, что устойчивость любой фирмы и ее положение на рынке определяется уровнем конкурентоспособности.

Конкурентоспособность продукции, в свою очередь, связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых на первом месте стоит качество продукции.

Изучение систем управления качеством, показателей, оказывающих влияние на их развитие, принципы оценки и контроля их деятельности.

Вопросам качества продукции уделяли внимание следующие ученые: А.А. Голиков, У.Э.Деминг, Г.Г. Азгальдов, С.Д. Ильенкова, С. Т. Лапидус, М. Х. Мексон, М. Торстен, Д. Х. Харингтон. Все они считали, что качество продукции подразумевает под собой совокупность свойств, влияние которых дает возможность отличать один товар от другого, а возникновение качества происходит в процессе его выпуска.

Одним из ключевых вопросов современности, с которым сталкиваются фирмы, считается контроль качества продукции и уровень ее улучшения. Для успешного решения этой проблемы требуется создание хорошей системы менеджмента качества, позволяющей гарантировать создание конкурентоспособного и качественного продукта, а также ввести контроль качества на всех ступенях производственного процесса.

Ключевым показателем работы предприятия является качество продукции. Ее рост и продвижение определяет позицию предприятия в сформировавшихся условиях рынка, совершенствование научно -технического прогресса, повышение эффективности производства, что считается ведущей особенностью деятельности передовых компаний мира.

Эффективный контроль оказывает влияние на качество продукта, а также позволяет избежать различных сбоев в работе, обнаружить и устранить их с наименьшими потерями для предприятия.

Для проведения системы контроля качества необходимо осуществление следующих стадий [4,с.102]:

1. Определить концепцию контроля: это может быть всеобъемлющая система контроля Controlling или частные проверки;

2. Постановка задачи контроля, которая может заключатся в решение о необходимости, точности, регулярности, эффективности процесса управления качеством;

3. Изучение объектов и субъектов контроля качества, определение методов, средств и объема системы контроля качества и установление сроков проведение проверки;

4. Определение плановых и фактических показателей уровня качества продукта;

5. Поиск отклонений фактических данных с плановыми и выявление причины отклонения;

6. Анализ отклонений и причин, распределение полномочий и

определение действий, направленных на устранение недостатков.

Обеспечение высокого качества подразумевает под собой эффективное руководство всех фаз деятельности, начиная с зарождения идеи до изготовления продукции.

Для производительности системы контроля качества нужно улучшать службы технического контроля, что формирует условия для разработки реальных планов контроля качества, основанных на приобретенных исследовательских работах и опыте предприятия, предупреждении брака, разбалансированности производственного процесса, отклонений фактических результатов от плановых.

Можно отметить следующие признаки, позволяющие облегчить процедуру технического контроля [4,с.115]:

• входной контроль, который осуществляют при получении сырья и материалов для производства продукции;

• текущий контроль, необходимый для контроля соответствия качества продукции требованиям нормативных документов;

• операционный контроль продукции, проводимый при процессе выполнения или после завершения одной технологической операции;

• приемочный контроль, в результате которого можно сделать вывод о пригодности продукта;

• инспекционный контроль, который осуществляют специально уполномоченные лица.

Опыт ведущих конкурентоспособных компаний установил, что качественная продукция, соответствующая требованиям и предпочтениям потребителей, может быть изготовлена лишь с учетом детализированного исследования и анализа рынка. Эффективнейшим способом, применяемым лучшими компаниями, считается система управления качеством на базе международных стандартов ISO серии 9000. Важную роль данный стандарт играет для компаний, целью которых является выход на международный рынок.

Стандарты ISO серии 9000 внедрены техническим комитетом по итогам анализа накопленного опыта ведущих предприятий в области создания, внедрения и функционирования систем качества продукции. Они представляют собой рекомендации по управлению качеством и общие требования по обеспечению высокого качества, выработке элементов систем качества [2,с.78].

Можно выделить 10 групп показателей качества продукции по присутствующим в них свойствам:

1. Показатели назначения - определение полезных свойств продукта, ее главные задачи, пригодность и цели его применения.

2. Показатели надежности - определение срока службы продукции, сохранения во времени всех параметров, длительной работоспособности, способности выполнять соответствующие функции, способности подвергаться ремонту.

3. Эргономические показатели характеризуют согласованность конструкции изделия с особенностями человеческого организма для удобного применения продукта.

4. Эстетические показатели - показатели, характеризующие целостность продукции, информационную выразительность, рациональность формы.

5. Технологические показатели определяют уровень приспособленности товара к применению и ремонту с наименьшими потерями для фирмы. К данной группе относят показатели себестоимости продукции, трудоемкости, трудозатратности и материалоемкости выпускаемой продукции;

6. Стандартизация и унификация отображает насыщенность продукции стандартами, уровень унификации с другими изделиями;

7. Патентно-правовые показатели - обновление технических заключений, защита продукции с помощью патентов и, впоследствии, беспрепятственная продажа в стране и за границей;

8. Экологические - показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при изготовлении, применении и утилизации продукта;

9. Показатели безопасности - это такие особенности продукции, обуславливающие при ее применении отсутствие недопустимого риска, который связан с нанесением ущерба.

10.Экономические показатели включают расходы предприятия, связанные с разработкой, изготовлением и реализацией продукции, которые входят в себестоимость и, впоследствии, в цену готового продукта.

К факторам обеспечения высокого качества продукции относят лучшее проектирование, лучшие средства связи, успехи рационализации, стандартизации, совершенствование технологии и оборудования, лучшее сырье, новейшая техника и организация контроля, экономическое и научно-техническое сотрудничество, стабильный выпуск одной и той же продукции [1].

Система качества должна удовлетворять следующие важнейшие принципы [3,с.7]:

- непосредственное участие и ответственность органов управления предприятием в работах по повышению качества продукции;

- своевременное точное планирование в области качества;

- распределение обязанностей и полномочий на каждый этап процесса, обеспечивающий выполнение плана предприятия в области качества;

- распределение издержек по обеспечению качества продукта;

- обеспечение безопасности продукции для покупателя и окружающей среды;

- организация работ по повышение качества;

- совершенствование методов и средств обеспечения контроля качества.

Вывод. Таким образом, наиболее оптимальным решением является система управления качеством на предприятии, разработанная на основе международных стандартов ISO серии 9000, которые по праву считаются обобщенными для использования практически во всякой сфере деятельности. Впрочем, поскольку они в некотором роде являются унифицированными, это потребует присутствия обученного квалифицированного персонала, или же помощи сторонних специалистов по качеству в плане разработки необходимого пакета документов. Конечная цель совершенствования системы управления качеством продукции на предприятии заключается в максимальном увеличении прибыли, за счет повышения конкурентоспособности продукции и услуг, выхода на новые рынки сбыта, и, разумеется, укрепление положения предприятия.

Использованные источники:

1. Международный стандарт ISO 9000 [Текст]: «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» Москва, 2006.

2. Мазур И. И. Управление качеством [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.-Москва: Высшая школа, 2003. - 98 с.

3. Шевелева Г. И. Контроль качества продукции: Учебный комплекс [Текст] / Г. И. Шевелева. - Кемерово, 2004. - 7-15 с.

4. Шевчук, Д. А. Управление качеством: Учебник [Текст] / Д. А. Шевчук. -М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.