Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА / КРУЖОК КАЧЕСТВА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА / QUALITY MANAGEMENT / INTERNATIONAL STANDARD / QUALITY LOOP / QUALITY CIRCLE / PRODUCT LIFE CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапагатов С.Р., Иванова Т.И., Майкова Е.Н.

В данной статье рассматривается понятие управления качеством, его разновидности и основные принципы. Выявлены методы, применяемые при реализации системы качества. Рассмотрены международные стандарты ISO и их основные требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT QUALITY MANAGEMENT

This article discusses the concept of quality management, its varieties and basic principles. The methods used in the implementation of the quality system are identified. Considered international ISO standards and their basic requirements.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ»

УДК 658.562

Шапагатов С.Р. студент, 1 курс Институт машиностроения Иванова Т.И. студент,4 курс,

Институт финансов, экономики и управления

Майкова Е.Н. студент, 4 курс, Институт финансов, экономики и управления, Тольяттинский Государственный Университет,

Тольятти (Россия) Shapagatov S.R., student,1th year, Institute of Mechanical Engineering,

Ivanova T.I., student,4th year, Tolyatti (Russia) Maykova E.N., Student,4th year, Institute of Finance, Economics and Management, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ Аннотация: В данной статье рассматривается понятие управления качеством, его разновидности и основные принципы. Выявлены методы, применяемые при реализации системы качества. Рассмотрены международные стандарты ISO и их основные требования.

Ключевые слова: управление качеством, международный стандарт, петля качества, кружок качества, жизненный цикл товара.

PRODUCT QUALITY MANAGEMENT Abstract: This article discusses the concept of quality management, its varieties and basic principles. The methods used in the implementation of the quality system are identified. Considered international ISO standards and their basic requirements.

Keywords: quality management, international standard, quality loop, quality circle, product life cycle.

Управление качеством представляет собой ряд определенных действий, которые исполняются при формировании и использовании товаров, для гарантии и поддержания его в требуемой степени качества.

Объектами регулирования при управлении качеством товара считаются процессы, которые находятся в зависимости от их качества. Они протекают на всех уровнях жизненного цикла товара.

Разработка решений по регулированию осуществляется на базе сравнения данных о фактическом состоянии регулируемых процессов с его критериями, которые заданы программой регулирования. Наряду с этим, нормативные документы, которые регламентируют показатели качества товара, необходимо анализировать как одну из главных элементов программы регулирования качеством товара. [1].

В соотношении с тем, как протекает соблюдение необходимых требований программы регулирования, и имеются ли серьезные отклонения, ряд определенных воздействий должен быть нацелен на поддержание и обеспечение необходимого состояниях регулируемых процессов или их изменения.

Новейшая концепция регулирования качеством. Эффективная работа компании обеспечивается изготовлением товаров и услуг, которые соответствуют ряду определённых критериев. Производимые товары:

• должны в точности отвечать конкретным требованиям и сфере их использования;

• должны полностью удовлетворять потребности клиентов;

• должны соответствовать международным стандартам качества ISO 9000, 9004, 3202;

• должны быть изготовлены в соответствии с действующими законами и иными требованиями, выдвигаемыми обществом;

• должны иметь стойкую конкурентоспособность и приносить прибыль предприятию.

Регулирование качеством товара должно производиться систематично. В компании должна осуществлять свою деятельность специальная система регулирования качеством товаров. Данная система - это организационная структура, которая имеет четкое распределение ответственности, ряд необходимых процессов и процедур, которые требуются для реализации всеобщего регулирования качеством товара. [2].

Руководители должны формировать и вводить систему качества как элемент, который гарантирует осуществление необходимой политики и решение поставленных задач.

При регулировании качеством товара применяют определенные методы:

• экономический - формирование необходимых экономических условий, которые мотивируют сотрудников компании исследовать потребности клиентов и изготовлять товары в соответствии с ними. Он включает в себя

санкции, ценообразование, кредитование, а также правила возмещения убытков клиентам за товары низкого качества;

• материально-стимулирующий - представляет собой вознаграждение сотрудников за качественный товар и взыскание за товар низкого качества;

• организационно-распорядительный -осуществляется за счет приказов, указаний и рекомендаций руководства, обязательным к исполнению. А также включает в себя требования по ведению нормативно-правовых документов;

• воспитательный - оказывает воздействие на подсознание и настрой сотрудников, мотивируя их производить товары высокого качества и четко исполнять свои функции в системе регулирования качества товара. Является видом морального поощрения.

Международные стандарты серии ISO 9000 приобрели большую популярность. Они содержат в себе концентрированный опыт различных стран регулирования системой качества товара в компании. Согласно данным стандартам политика качества включает в себя саму систему качества, гарантии совершенствования и регулирования качеством товара.

[3].

Рисунок 1. Регулирование качества товара Политику регулирования качеством можно трактовать в форме принципов деятельности компании или ее долгосрочных целей. Они должна включать:

• совершенствование экономического расположений компании, захват нового рынка сбыта продукции;

• необходимый уровень качества товаров, который превышает уровень других популярных и ведущих компаний;

• направление на удовлетворение потребностей клиентов различных сфер деятельности и регионов;

• внедрение новых принципов и функциональных возможностей;

• совершенствование главных показателей качества товара;

• минимизация степени забраковки производимого товара;

• рост гарантийного срока на товар;

• прогрессивное обслуживание.

В соотношении с международными стандартами ISO петля качества (жизненный цикл товара) содержит в себе ряд определенных шагов:

1. реклама, исследование рынка;

2. разработка товара, проект и формирование необходимых требований;

3. материальное и техническое обеспечение;

4. создание производственного процесса;

5. изготовление;

6. проведение контроля, испытаний и исследований;

7. хранение и упаковка;

8. продвижение товара;

9. использование;

10. сервис и техническое обслуживание;

11. утилизация.

При помощи петли качества реализуется связь между производителем товара и клиентом со всей системой в целом, которая решает вопросы регулирования качеством товара.

Вместе с системой регулирования качества товара значительную роль в осуществлении процедур являются кружки и группы регулирования качеством. Опираясь на зарубежный опыт, можно сделать вывод, что такие кружки и группы являются видом пробуждения интересов у сотрудников к высокому качеству, посредством формирования психологического климата в компании на рабочем месте.

Основные принципы кружков и групп регулирования качеством:

• добровольное принятие участия;

• готовность поиска верных решений, оперативность, введение принятых рекомендаций;

• полное удовлетворение успехом в моральном и материальном плане;

• мотивация итогов творческой работы;

• поддержка со стороны руководства на всех ступенях регулирования компанией;

• гарантия публичности их труда всеми видами СМИ.

Такие кружки и группы регулирования качеством зародились в США, но основной толчок продвижению дали японские компании. Там и начался

рост кружков и групп и позже они вошли в страны Европы, Азии и Америки.

[4].

Кружки и группы регулирования качества дают возможность компаниям решить ряд различных проблем, от технико-экономических до социально-психологических.

Как правило, кружки составляют три-четыре человека, которые обслуживают определенный процесс, либо часть его. После проведенной работы проводятся обсуждения и выявляются узкие места. Такие собрания проводятся несколько раз в месяц, как в рабочий, так и вне рабочий период времени, и вознаграждаются морально или материально.

Иными словами, кружки и группы регулирования качеством являются важными компонентами участия общества в регулировании качества товаров.

Использованные источники:

1. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О.П. Глуд- кин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. М: Радио и связь, 2016. - 600 с.

2. Александров М.П. Подъемно-транспортные машины. Учебник для вузов / М.П. Александров. М.: Высшая школа, 2015. 520 с.

3. Справочник механика машиностроительного завода: в 2 т. Т. 1. Организация и конструкторская подготовка ремонтных работ / Р.А. Нос-кин [и др.]. 2-е изд. М.: Машиностроение, 2016. 263 с.

4. Ануфриев В.И. Ремонт строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин: учебное пособие / В.И. Ануфриев, В.И. Коноплев. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. Ч. 1. 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.