Научная статья на тему 'Управление качеством преподавательского труда как главный фактор обеспечения качества высшего образования'

Управление качеством преподавательского труда как главный фактор обеспечения качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедкова И. Ф., Беляева Т. А.

В последние годы в России идет интенсивный процесс трансформации системы образования: развивается система негосударственного высшего образования, расширяется платное образование и спектр образовательных услуг, появляются новые специальности, вводится многоступенчатая система высшего образования, в ведущих вузах страны предпринимают попытки создания и внедрения систем управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дедкова И. Ф., Беляева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством преподавательского труда как главный фактор обеспечения качества высшего образования»

была разработана в первой половине 1990-х гг. Целями TIP являлись сбор информации, ее обработка, выработка рекомендаций, основанных на технологических изменениях. Этот опыт, особенно актуален и для России, для которой превращение в технологическую державу видится как объективная необходимость, т.к в настоящее время прогресс движется не разрозненными предприятиями, а их объединениями, группами, кластерами и сетями.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Взаимодействие малого и крупного бизнеса // Информационно-аналитический сборник. Институт предпринимательства и инвестиций. М., 2003. Апрель // http://www.mbrk.ru.

2. Егоров О.И., Чигаркина О.А. Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития // Регион: экономика и социология. 2006. № 1.

3. Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 5 // http://koi.cfin.ru.

4. Николаев М.В. Экономическая глобализация и проблемы национальной безопасности // Проблемы современной экономики. 2005. № 13.

5. Основы промышленной политики Российской Федерации / Российский Союз промышленников и предпринимателей // http://www.opec.ru.

6. Портер М.Э. Конкуренция. Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

7. Рикарда Б.Б. Строение организационного знания на виртуальных предприятиях // Проблемы те- q]

ории и практики управления. 2004. № 6. ^

8. Сидоренко С. Новые направления в развитии машиностроительных предприятий // http:// ц www.ncstu.ru. ®

9. Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион: экономика и социология. 2006. № ^

Z

1.

10. Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Россий

ской Федерации». □

11. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством. М.: КНОРУС, 2005. О

ДЕДКОВА И.Ф., БЕЛЯЕВА Т.А.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ТРУДА КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

о

I—

®

а

> о

В последние годы в России идет интенсивный процесс трансформации системы образования: ®

СО

развивается система негосударственного высшего образования, расширяется платное образование и Q

спектр образовательных услуг, появляются новые специальности, вводится многоступенчатая сис- о

тема высшего образования, в ведущих вузах страны предпринимают попытки создания и внедрения jS

систем управления качеством образования. 2

Как свидетельствует опыт зарубежных стран, наиболее перспективным при разработке систем °

управления качеством образования представляется синтез принципов концепции всеобщего менедж- §

мента качества TQM и моделей, предусмотренных стандартами качества ИС0 серии 9000:2000 с соот- g

ветствующей их адаптацией к сфере образования. При этом одним из ключевых элементов концепции о TQM, обеспечивающих качество образовательного процесса и качество конечного результата, является

персонал. Значимость человеческого фактора в достижении успеха организации также подчеркивает |

в своих работах известный специалист по качеству Эдвард Деминг. Действительно, социально-эконо- о

®

мический успех и процветание организации независимо от ее отраслевой принадлежности во многом m определяется интеллектуальным потенциалом, качественным составом ее сотрудников [3].

Между тем, уже в последние десятилетия XX века очевидным становится то, что создание систем ^

управления качеством образования, построенных преимущественно на основе мониторинга достиже- i

ний учащихся и стандартизации содержания образования, не дает требуемых результатов в повыше- о

нии качества образования и эффективности деятельности образовательных учреждений. Как следствие, °

00

не только среди руководителей образования, но и среди широкой общественности формируется мнение, что без повышения качества труда преподавателей невозможно добиться высокого качества результатов образования. Так, по итогам проведенного еще в 1979 г. Институтом Гэллапа социологического опроса населения на вопрос о том, что бы образовательные учреждения могли сделать для достижения высоких результатов своей деятельности, большинство респондентов указало на необходимость улучшения качества работы преподавателей и введения системы оценки их деятельности [5].

Именно качество персонала, гарантируемое высокой академической квалификацией работников, рассматривается в принятом в 1995 г. Программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» как один из трех важнейших аспектов деятельности образовательных учреждений, наиболее существенно влияющих на качество образования.

Отметим, что на протяжении всего периода социально-экономических преобразований в нашей стране квалификация преподавателей российских вузов остается весьма высокой. С 1994 г. наблюдается тенденция роста численности основного персонала вузов и рост численности преподавателей, работающих по совместительству. За период с 1990 по 1999 г. доля преподавателей в государственных вузах со степенью доктора наук и званием профессора существенно увеличилась, в то время как доля кандидатов наук, напротив, снизилась [1]. Эти тенденции можно объяснить «утечкой» молодых преподавателей с ученой степенью из системы высшего образования, а также снижением 2требований к уровню докторских диссертаций.

я Вместе с тем происходит старение профессорско-преподавательского состава вследствие паде-

0 ния социально-экономического статуса данной профессии. Проблема смены поколений приобрета-

1 ет весьма острый характер. Отток перспективных и молодых кадров в коммерческие структуры и за рубеж связано в первую очередь с низким уровнем заработной платы работников образования. Наблюдается снижение исследовательской и методической составляющих в деятельности преподавателей, их научной активности в связи с отсутствием должного финансирования вузовской науки [4].

д Сложившаяся в современном российском образовании ситуация, характеризующаяся разрывом

□ между экономическим и социальным развитием его работников, противоречием между количеством 2и качеством труда, свидетельствует о необходимости коренных преобразований в сфере оплаты, -<> стимулирования, управления и оценки труда кадров образования. Первоочередную значимость в сложившейся ситуации приобретают задачи создания и внедрения целостной системы управления ф качеством труда работников данной отрасли народного хозяйства. Следует подчеркнуть, что до сих и пор в теории и практике образовательного менеджмента вопросы управления и оценки качества труда ф преподавателей в нашей стране остаются концептуально недостаточно разработанными. | Под качеством труда автор предлагает рассматривать такую устойчивую совокупность профес-

^ сиональных свойств в их взаимосвязи и взаимодействии, которая характеризует общую эффектив-о ность трудовой деятельности, обеспечивающей достижение оптимального соотношения производи-х тельности и качества продукта или услуг, соответствующего установленным стандартам, с одной ЕЕ стороны, и запросам потребителей, с другой. Качество труда в сфере образования может быть предел ставлено как совокупность профессиональных свойств и личностных характеристик преподавателя, < которые должны быть востребованы обществом и реализованы на каждой ступени образовательной ^ подготовки будущего специалиста. Качество труда в сфере образования формируется под воздействи-д ем ряда внутренних и внешних факторов, зависит от особенностей протекания непосредственно о процесса предоставления образовательных услуг и проявляется в достижении результатов опреде-^ ленного уровня и качества. К основным внутренним факторам формирования качества труда в сфе-

2 ре образования относятся:

£ - личностные факторы (качество рабочей силы, быстрая адаптация к постоянно меняющимся

условиям труда, профессиональную мобильность, инициативность, активность и т. д.); ^ - организационно-технические факторы (организация рабочего места преподавателя и учаще-

® гося, технические средства обучения, условия труда, организационная структура, структура и содер->| жание программ обучения, используемые в обучении технологии и т.д.);

* - социально-экономические факторы (обеспеченность образовательного учреждения всеми

® необходимыми ресурсами, система оплаты, материального и морального стимулирования труда, про-2 должительность рабочего дня, состояние материально-технической базы и т. д.); § - менеджмент организации.

<т) К внешним факторам, воздействующим на формирование качества труда в сфере образования,

относятся органы государственно-общественного управления образованием, стандарты в сфере образования, рынок образовательных услуг.

В зарубежном экономическом словаре под управлением качеством труда понимается система мер, осуществляемых руководством организации с целью направить трудовые усилия работников на увеличение эффективности (производительности) труда, а также контролировать качество выполнения работ. Однако следует учитывать, что большинство систем управления качеством возникли в частном секторе экономики, в особенности в промышленности, где результаты индивидуального труда, или производительность, измеряются в единицах выработки или соотношения понесенных издержек и полученных прибылей. Управление же качеством труда в государственном секторе экономике, к которому относится сфера образования, связано с уровнем качества оказания услуг, а не с получением прибыли, что усложняет задачу управления и измерения качества труда отдельного работника [2].

Рассмотренное выше определение управления качеством труда представляется неполным, абстрактным и применимым в большей степени к производственной сфере экономики. Достаточно полно и развернуто, с учетом особенностей отрасли образования сущность данной экономической категории раскрыта в работе под редакцией E.H. Жильцова «Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы». Управление качеством труда, как подчеркивает автор, заключается в установлении и поддержании его должного уровня на всех стадиях создания и потребления продукции или услуг путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на оп- q] ределяющие его условия и факторы. Комплексное управление качеством труда включает процедуры ^ планирования, подбора, расстановки, повышения квалификации, аттестации кадров организации, а ц также контроля (оценки) качества, материального и морального стимулирования, правового обеспе- ® чения их труда. Таким образом, достигается всесторонняя регламентация условия, необходимых для высококачественного труда, и приводится в действие вся совокупность факторов, позволяющих по- ^ лучить требуемый конечный результат.

Специфика отрасли образования проявляется в том, что многие качественные требования до- □

пускают здесь нестандартный, творческий подход к решению поставленных задач, а для управления ^ качеством труда, осуществляемом через управленческие воздействия руководства как на поведение отдельных работников, так и трудового коллектива в целом, характерна значительная гибкость ис- ^ пользуемых методов и приемов [6].

о

Когда усилия по повышению качества труда выходят за рамки отдельных методов и приемов и ® образуют совокупность взаимосвязанных элементов, можно говорить о возникновении системы уп- о равления качеством труда. Анализ работ зарубежных исследователей по данной проблеме свидетель- ® ствует о том, что системы управления качеством труда используются преимущественно как способ мотивации работников и направления их деятельности на более успешное достижение целей и за-

CD

дач деятельности организации. о

К характерным признакам систем управления качеством труда за рубежом относят наличие четко ^

определенных целей организации, ее структурных подразделений, контроль сотрудников и возложение i

на них ответственности за принимаемые ими решения, соответствующие действия и их последствия, g-

перманентный мониторинг качества труда отдельного сотрудника, подразделения и организации. <

Что касается отдельных подходов к управлению качеством труда в сфере услуг, то наиболее о

популярными в зарубежных странах являются рассмотренная нами выше концепция всеобщего уп- 0

равление качеством TQM и управление по целям. Главными особенностями управления по целям °

являются четкое определение задач организации, ориентация на сильные, а не на слабые стороны m

деятельности работника. При этом ключевым фактором является регулярное измерение качества £ индивидуального труда [2].

Известный в области менеджмента качества системный подход к решению проблем качества, g

получивший название «цикл Деминга» или «цикл PDCA», в силу своей универсальности может быть i

реализован и в управлении качеством преподавательского труда. Согласно ему содержание и после- 2

довательность функций управления качеством труда работников образовательных учреждений можно >|

представить в виде четырех этапов: о

1) планирование деятельности по управлению качеством труда (определение целей и задач |

руководства в области управления качеством, разработка должностных инструкций, методик препо- |

давания, разработка системы оплаты, стимулирования труда работников, определение критериев §

качества обучения и критериев качества труда работников, методов контроля качества и т.п.); 0)

2) реализация запланированных действий (формирование преподавательских кадров образовательного учреждения, организация образовательного процесса, развитие профессиональных качеств преподавателей реализация мероприятий по стимулированию высококачественного труда работников и т.п.);

3) контроль реализации запланированных действий и их результатов (контроль качества предоставления образовательных услуг, аттестация кадров, оценка качества труда различными методами и т.п. );

4) анализ и коррекция полученных результатов (анализ эффективности работ по управлению качеством, анализ качества труда работников организации, разработка и реализация соответствующих корректирующих и предупреждающих действий).

Реализация указанных функций непрерывно и последовательно будет способствовать постоянному совершенствованию всех процессов, обеспечивая корректный и эффективный подход к решению проблем качества труда в образовании.

Таким образом, при построении системы менеджмента качества образования в современных условиях хозяйствования первоочередной задачей становится разработка рациональной политики в области управления качеством труда преподавателей, которая будет способствовать целесообразному использованию человеческих ресурсов, формированию у работников потребности в профессиональном развитии, обеспечению им возможностей для профессионального роста, созданию достой-ГМ ных условий жизни в целом. Управление кадрами образования следует рассматривать как социаль-jfl но-экономическую функцию общества по подготовке, привлечению на работу и развитию персона-ü ла образовательных учреждений в интересах всех учащихся и общества в целом. В социальном плах не фундаментальной конечной целью управления качеством труда кадров образования должно стать

4 обеспечение качественного образования.

öl

Z

ЛИТЕРАТУРА.

g 1. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. Обзор национальной образователь-

□ ной политики. М.: Весь мир, 2000.

^ 2. Коултер Д. Управление качеством труда // М.: Энциклопедия управления персоналом. 2000 // http:/

<i> /dps.smrtlc.ru/Int_Encycl/Perform_man.html. 20 марта 2005.

а 3. Морозов М.А. Повышение эффективности управления персоналом (на примере предприятий туей ристической индустрии) // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2. g 4. Романкова Л.И. Кадровый потенциал высшей школы как объект экономического анализа и соци-ф ального проектирования//М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской | Федерации. 2004 // http://www.ed-union.ru/pub-staff.html. 15 сентября 2006. ^ 5. Трапицын С.Ю., Громова Л.А. Оценка кадров образования в системе качества образовательного о учреждения. М.: Качество 21 век — Информационный портал. 2004 // http://www/quality21.ru/ Ее index.php. 10 января 2006.

ЕЕ 6. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы: Учебное пособие / Под ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о. Жильцова Е.Н. М.: Из-во МГУ, 1987.

о

<

> о

о _

§ ДЕДКОВА И.Ф., ИЛЬИНА Т.В.

| СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ОРИЕН-§ ТИРОВАННЫХ НА ПРИРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

CL

ЕЕ

х

I—

® - ^

m В современной экономике знаний особое внимание в управлении компанией переносится на

g знания как таковые, так как они являются основным источником доходности и залогом успеха лю-

g бой компании. Однако сами по себе знания не принесут ожидаемых выгод, они обязательно должны

5 иметь «носителя» — человека. Именно поэтому основная роль в управлении компанией отводится о человеческим ресурсам. Знание всегда связано с человеческой деятельностью. Для эффективной 9 работы сотруднику необходимо обладать не только определенным багажом знаний, но и владеть 00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.