Научная статья на тему 'Управление качеством образовательных и научно-исследовательских услуг вуза'

Управление качеством образовательных и научно-исследовательских услуг вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ / EDUCATION / MANAGEMENT / QUALITY / EDUCATIONAL SERVICES / SCIENTIFIC SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева О. В., Фрянов В. Н.

Предлагается решение актуальной задачи высшего образования по управлению качеством оказываемых вузом услуг. Разработаны процедуры управления качеством научно-исследовательских и образовательных услуг вуза, в основе которых лежит сопоставление фактической оценки качества оказания услуг вузом и ожидаемой оценки, полученной экспертным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образовательных и научно-исследовательских услуг вуза»

рянной информации [5].

Для реализации рефлексивной фазы, результатом которой является оценка реализуемого образовательного процесса в Калининградском филиале Московского государственного университета экономики статистики и информатики проводился педагогический эксперимент. Сущность эксперимента заключалась в том, что по общей про-

грамме одним и тем же преподавателем проводились раздельные занятия в двух учебных группах, из которых одна была выбрана в качестве экспериментальной, а другая - в качестве контрольной.

В течение учебного года группа студентов проходила обучение в соответствии с утвержденной программой и графиком подготовки по дисциплине «Базы данных» [6].

Результаты эксперимента следующие: применение e-learning систем персонализации обучения позволило в 1.11 раз повысить уровень знаний, в 1.75 раза увеличить прочность знаний, в 1.33 раза увеличить интенсивность учебного процесса.

В заключение следует отметить, что оценка эффективности e4eammg систем персона-лизации обучения по основным показателям, характеризующим учебный процесс, показала безусловную целесообразность ее внедрения в учебный процесс

Рис. 2. E-learning система персонализации обучения вузов. Литература

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 1995. 233 с.

2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 352 с.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. 192 с.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. 176 с.

5. Кондратенко А. Б. Методика персонализации образовательного процесса, сформированного на базе ИТ, в военно-морских учебных заведениях // Открытое образование, 2005. № 4.

6. Карпова И. П. Сравнение открытых и выборочных тестов // Открытое образование, 2010. № 3.

УДК 378.147.88.014.6

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УСЛУГ ВУЗА

О. В. Дмитриева, к. т. н., доцент кафедры экономики и менеджмента Тел.: (904) 379-55-23, e-mail: dmtov@mail.ru В. Н. Фрянов, д. т. н., заведующий кафедрой разработки пластовых месторождений

Тел.: (961) 705-03-12 Сибирский государственный индустриальный университет http://www.sibsiu.ru

The solution of the urgent problem of higher education concerning quality of services provided by the institution is proposed. The procedures for management of educational and scientific services quality of the institution are developed. These procedures are based on comparing the actual assessments of services quality with the expected ones.

Предлагается решение актуальной задачи высшего образования по управлению качеством оказываемых вузом услуг. Разработаны процедуры управления качеством научно-исследовательских и образовательных услуг вуза, в основе которых лежит сопоставление фактической оценки качества оказания услуг вузом и ожидаемой оценки, полученной экспертным путем.

Ключевые слова: образование, управление, качество, образовательные услуги, научно-исследовательские услуги.

Key words: education, management, quality, educational services, scientific services.

1. Качество образовательных и научно-исследовательских услуг

В масштабах государства образование, в том числе и высшее, существенно влияет на формирование интеллектуального потенциала страны и на его социально-экономический уровень. Современный вуз осуществляет выпуск специалистов, бакалавров и магистров с высшим образованием, которые пополняют кадровый потенциал городов, регионов, страны, в том числе и для научно-исследовательской деятельности. В результате осуществления вузом научно-

исследовательской деятельности в качестве результатов выступают новые знания, которые применяются при оказании образовательных услуг. В этой связи повышение качества образовательных и научно-исследовательских услуг является одной из актуальных задач в области образования.

Поскольку вуз функционирует на рынке в условиях конкуренции, то одной из значимых целей, стоящих перед ним, является обеспечение качества образовательных и научно-исследовательских услуг.

Качество образовательных услуг представляет собой социально-экономическую категорию, которая выражает степень удовлетворения нужд и ожиданий потребителя с точки зрения совокупности свойств получаемых услуг и степени достижения целей и задач, которые общество ставит перед поставщиками образовательных услуг [1].

На сегодняшний день нет общепринятой точки зрения по поводу определения показателей качества образования. Сложившаяся ситуация объясняется, во-первых, отсутствием однозначного определения «качества образования», во-вторых, тем, что основные социальные группы, которые непосредственно участвуют в образовательном

процессе (студенты, преподаватели, руководство вуза и работодатели), имеют разные представления о качестве образования и предъявляют к нему разные требования [2].

Во многих вузах России в 1998-2010 гг. созданы системы обеспечения качества образовательного процесса. В ряде вузов в таких системах есть особо разработанные элементы, которые могут быть полезны другим вузам, а именно [3]:

- система организации и управления образовательным процессом на основе кредитно-модульной («нелинейной») организации учебного процесса и стимулирующего механизма расчета заработной платы профессорско-преподавательского состава (РУДН);

- компьютерная система контроля качества организации и обеспечения учебного процесса (МИСиС, Ивановский государственный энергетический университет, МГТУ «Станкин»);

- организация учебно-воспитательной и методической работы преподавателей и кафедр (Ростовский государственный университет инженеров транспорта, Тюменский и Кабардино-Балкарский государственные университеты);

- проектно-ориентированные методы обеспечения качества образовательного процесса, основанные на принципах «TQM - Total Quality Management» (ТомПУ);

- построение систем управления качеством на основе стандартов системы управления ИСО серии 9000 (МГТУ «Станкин»; МИСиС);

- создание экспертно-аналитических центров обеспечения качества образовательного процесса (КазГУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);

- создание кафедр, программ и подготовка специалистов в области управления качеством для указанных программ обеспечения качества образовательного процесса (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);

- проектно-ориентированный подход к организации учебного процесса на основе принципов междисциплинарности и гибкости организационных учебно-научных структур (ННГУ).

Рассмотрим некоторые методики обес-

печения качества в вузах.

I. Методики обеспечения качества оказания образовательных услуг:

- Методика, построенная на принципах тесного взаимодействия вуза и работодателей (Ижевский государственный технический университет). Для оценки качества подготовки специалистов авторами данной методики предлагается выделить объективные (отражающие эффективность деятельности выпускника) и субъективные (отражающие экспертную оценку выпускниками и работодателями качества подготовки выпускников) критерии. Оценка осуществляется по истечении трех лет со дня окончания вуза, так как именно в этот период времени полученные в вузе теоретические знания и практические навыки влияют на результативность труда [4].

- Методика, основанная на построении системы сбалансированных показателей, по которым оценивается деятельность вуза, в том числе и качество образовательных услуг. Методика построения системы сбалансированных показателей, предложенная Д. Нортоном и Р. Копланом, представляет собой инструмент, позволяющий миссию и стратегию высшего учебного заведения представить в виде набора показателей деятельности, которые выступают основой для стратегического управления и контроля [5]. Авторами [6] предложена модель системы менеджмента качества на основе сбалансированных показателей, основанная на реализации стратегии по пяти перспективам деятельности (для каждой перспективы задается набор стратегических целей, выраженных в показателях деятельности, сбалансированность обеспечивается наличием взаимосвязей между различными группами показателей):

о Перспектива I (финансы и экономика) обеспечивает в материальном плане возможность достижения целей вуза.

о Перспектива II (тест-центр «Качество») осуществляет контроль над студентами (качество знаний, навыков и умений), выпускниками, преподавателями и сотрудниками; контроль и оценку качества образования и научно-исследовательской деятельности; разрабатывает методики, показатели и критерии оценки качества.

о Перспектива III (внутренние процессы) нацелена на обеспечение непрерывного качества образовательной и научно-исследовательской деятельности; повышает рыночную востребованность выпускников и научно-исследовательской продукции.

о Перспектива IV (персонал) обеспечивает повышение квалификации персонала, учебно-

методическую и опытно-лабораторную базу.

о Перспектива V (рынок и партнерство) поддерживает конкурентоспособное положение вуза на рынке и его имидж; расширение рынков и объемов сбыта; повышение степени удовлетворенности потребителей.

Согласно рассмотренной модели оценка качества может производиться на различных уровнях образовательного учреждения: вуза, факультета, кафедры или другого структурного подразделения.

- Методика, предполагающая построение системы менеджмента качества на основе рейтинговой оценки деятельности ППС, структурных подразделений и образовательных программ. Рейтинг вуза складывается из двух глобальных критериев: потенциала и активности (имеют весовой коэффициент W = 0.5), которые, в свою очередь, состоят из критериев второго уровня (рис. 1) [7, 8].

II. Методика обеспечения качества оказания научно-исследовательских услуг.

Согласно автору [9], одним из основных показателей для оценки качества оказания научно-исследовательских услуг может служить показатель научно-технического уровня, который используется как обобщающая характеристика перспективности и прогрессивности результатов научно-исследовательских услуг по сравнению с уже существующими исследованиями и разработками. Нахождение научно-технического уровня осуществляется комплексным методом посредством интегрированной оценки: функции от частных показателей и весовых коэффициентов. Весовые коэффициенты используются для характеристики важности каждого показателя. Таким образом, не существует однозначной трактовки понятия «качество» в сфере высшего образования. В настоящее время можно выделить две группы методик: обеспечение качества образовательных и научно-исследовательских услуг.

Группа методик обеспечения качества образовательных услуг включает в себя методики, основанные на организации взаимосвязи между вузом и работодателем в целях получения показателей оценки подготовки специалиста; методики, основанные на построении системы менеджмента качества вуза на основе концепции сбалансированных показателей, т. е. когда миссия и стратегия вуза представляются в виде набора показателей деятельности вуза и методики оцен ки результатов деятельности преподавателей

Рейтинг (вуза, факультета, кафедры) Е.=Р+А

Потенциал, Р (ЭД=0,5)

Активность, А (^=0,5)

1. Инте лл ектуаль н ы й потенциал (№=0,35)

2.Материально-техническая база (№=0,14)

3. Социально-культурная база (№=0,01)

1. Подготовка кадров (№=0,15)

2. Производство и апробация новых знаний и технологий (№=0,1)

Интеграция в мировое сообщество (№=0,03) Общественное признание (№=0,01) Оценка уровня знаний (№=0,05) Уровень информатизации (№=0,05) Аккредитационный статус (№=0,1) Уровень ответственности (№=0,01)

и подразделении вуза на основе критериев рейтинговой оценки.

Итак, в результате проведенного анализа установлено, что существующие методики ориентированы либо на взаимосвязь с выпускниками и работодателями, либо на выполнение стратегических планов вуза, либо на достижение определенных показателей деятельности, т. е. в настоящее время отсутствует универсальная методика оценки качества образовательной деятельности, которая бы не только обеспечивала четкую взаимосвязь между стратегическими планами развития вуза и показателями деятельности преподавателей, отделов и кафедр, но и учитывала мнения работодателей и выпускников.

Вторая группа методик направлена на обеспечение качества научно-исследовательских услуг и включает в себя методику определения научно-технического уровня результатов (имеется или нет материальное воплощение) и методику, определяющую научный, экономический и социальный эффект научно-исследовательской деятельности. Для получения наиболее полной оценки результатов научно-исследовательской деятельности вуза целесообразно применять существующие методики в совокупности.

2. Управление качеством образовательных и научно-исследовательских услуг

Процесс управления качеством образовательных и научно-исследовательских услуг вузом реализуется через систему управления качеством оказываемых услуг, которая в общем виде представлена на рис. 2. Отметим, что управление качеством образовательных и научно-исследовательских услуг должно быть направлено на достижение целей вуза в области качества.

Рис. 1. Структура критериев рейтинговой оценки

[нформацня о

нешнеи среде

Система упраклення

Цели

О : -:г: к: о результатах, деятельности н рекомендации

Воздействие на внешнюю среду

Система управления качеством

обр а зоват е л ьных услуг научно-нссл е д оват ельскнх услуг

Управление

Показатели

качестЕа

Процесс оказания ооразовательных н научно -исследовательских услуг

Рис. 2. Система управления качеством оказываемых вузом услуг

Под качеством образовательных услуг будем понимать, с одной стороны, соответствие целям высшего образования, а с другой стороны, соответствие требованиям потребителей. Соответствие образовательных услуг вуза целям высшего образования означает, что уровень знаний выпускников будет соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов. В этом случае основными показателями качества образовательных услуг вуза представляются:

- релевантность (соответствие результатов обучения социальным ожиданиям, а также потребностям государства, общества и личности);

- результативность (соответствие результатов обучения установленным государством нормам и стандартам);

- эффективность (приемлемые затраты на достижение целей образования).

Соответствие образовательных услуг требованиям потребителей означает, что требования потребителей должны выражаться через конкретный заказ на подготовку специалистов, бакалавров и магистров со стороны работодателей с указанием профессиональных характеристик подготовки специалиста.

Подход к оценке качества образовательных услуг вуза через соответствие це-

лям высшего образования и требованиям потребителей обусловлен наличием различий в требовании государственного образовательного стандарта и работодателей. Характеристики подготовки специалиста в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта не в полной мере соответствуют реальным требованиям профессиональной практики, поскольку наблюдается перекос в сторону теоретических знаний, а не практических навыков.

Под качеством научно-исследовательских услуг будем понимать совокупность параметров (показателей) результатов научных исследований, значимых с точки зрения потребителей.

Таким образом, с позиций системного подхода повышение эффективности деятельности вуза невозможно осуществить без совершенствования качества оказываемых образовательных и научно-исследовательских услуг, которое должно быть обосновано фактическими показателями и направлено на повышение эффективности деятельности вуза. Для выбора направлений повышения эффективности деятельности вуза предложены процедуры управления качеством образовательных и научно-исследовательских услуг, оказываемых вузом.

2.1. Управление качеством научно-исследовательских услуг вуза

Предложена процедура управления качеством научно-исследовательских услуг вуза (рис. 3), состоящая из 11 блоков:

Блок 1. Разработка руководством вуза стратегии в области качества научно-исследовательских услуг. Определяются

долгосрочные цели и задачи развития вуза на конкретный временной период с учетом сложившихся внутренних и внешних условий.

Блок 2. Исходя из стратегии вуза в области качества оказания научно-исследовательских услуг определяются приоритетные направления по совершенствованию качества научно-исследовательских услуг, к примеру мероприятия, направленные на улучшение значений показателей деятельности, освоение новых направлений научной деятельности, освоение выпуска новых видов научно-исследовательской продукции, обновление лабораторного оборудования и опытно-экспериментальной базы, прочее.

Блок 3. Результаты, достигнутые вузом при оказании научно-исследовательских услуг за исследуемый период можно представить совокупностью показателей р/ е Р, / = 1, ..., т (Р - множество показателей). Для определения перечня показателей приказом ректора создается экспертная комиссия, которая ежегодно рассматривает существующий перечень показателей и по необходимости вносит соответствующие коррективы. Помимо утверждения перечня показателей для оценки результатов оказания научно-исследуемых услуг экспертная комиссия разрабатывает также весовые коэффициенты значимости показателей а/ и шкалу значений для оценки каждого показателя.

Блок 4. По окончании отчетного года оценку результатов от оказания i-й научно-исследовательской услуги можно осуществить по формуле

о = £х

/=1

. а

где о7 - оценка результатов от оказания 7-й научно-исследовательской услуги; Ху - значение /-го показателя по i-й научно-исследовательской услуге (определяется экспертным путем); ау - уровень значимости/-го показателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1)

Блок 5. Определение фактической оценки научно-исследовательских услуг представляет собой многокритериальную задачу, решением которой является нахождение значения функции в зависимости от используемых критериев и уровня их значимости. В качестве критериев возможно использовать: оценку результатов от оказания научно-исследовательских услуг; оценку стоимости прямых затрат, необходимых для оказания услуг (г), и оценку существующих социальных, экономических и политических условий в регионе (и). В общем виде фактическую оценку 7-й научно-исследо-

вательской услуги (у) за исследуемый период можно представить как

V = / (Г ■ 0г ■ иг ) •

(2)

Более точно фактическую оценку 7-й научно-исследовательской услуги (у7) по приведенным критериям за исследуемый период можно представить в виде

V. = а, ■ г + а2 • о + V

7 1 7 2 7 ' '

/ =1

а

и.

и.

р/

, (3)

где а/ - коэффициент значимости/-го параметра (определяется экспертным путем);

а1 - коэффициент значимости стоимостных

затрат;

«2 - коэффициент значимости результатов

1. Разработка стратегии вуза в области качества услуг

2. Определение приоритетных направлений по совершенствованию качества научно-исследовательских услуг

3. Определение перечня показателей р и весовых коэффициентов а для оценки результатов от оказания услуг

4. Определение оценки результатов от оказания услуг

ш

°i = Evar j-i

5. Определение фактической оценки ¡-той научно-исследовательской услуги за исследуемый период

6. Определение ожидаемой оценки результатов научно-исследовательских услуг

8. Выявление причин превышения ожидаемой оценки научно-исследовательских услуг над фактической

8.1. Некорр ектн ы й перечень показателей или коэффициентов 8.3.Неуд овлетворитель ная работа исполнителей 8.4.Неудовлетворите льное влияние внешей среды

X

I

9. Выявление направлений по совершенствованию качества научно-исследовательских услуг

10. Разработка мероприятий по совершенствованию качества научно-исследовательских услуг

11. Определение ожидаемой оценки результатов научно-исследовательских услуг в будущем году

Рис. 3. Процедура управления качеством научно-исследовательских услуг вуза

исследовательских услуг над фактической. Условно

три группы: причины, связанные с неточностью произведенной оценки в силу либо некорректной разработки перечня показателей, коэффициентов значимости, либо некорректной экспертной оценки; причины, связанные с неудовлетворительной работой исполнителей; причины, обусловленные неудовлетворительным влиянием внешней среды.

Блок 9. По результатам проведенного

от оказания научно-исследовательских услуг;

т - число параметров (характеристик, свойств), принимаемых в расчет при оценке социальных, экономических и политических условий в регионе (определяется экспертным путем); 7 - номер оцениваемого параметра;

Ну - значение /-го параметра по 7-й научно-исследовательской услуге, % или доля ед. (определяется экспертным путем);

и7 ж - желаемое значение/го параметра, ед. измеряемого параметра (определяется экспертным путем);

в7 - инцинденция (множественная величина), которая принимает значение в зависимости от экспертной оценки характера изменения /-го параметра: в г = 1, если увеличение и7/ благоприятно сказывается на качестве оказания НИУ; в^ = -1, если увеличение и7/ неблагоприятно сказывается на качестве оказания НИУ; в7 = 0, если увеличение и7/ не влияет на качество оказания НИУ (определяется экспертным путем).

Блок 6. Экспертным путем производится определение ожидаемой оценки результатов научно-исследовательских услуг уож.

Блок 7. В данном блоке осуществляется сопоставление фактической оценки результатов научно-исследовательских услуг с ожидаемой.

Блок 8. В случае если фактическая оценка результата от оказания научно-исследовательских услуг не совпадает с ожидаемой, то производится выявление причин превышения ожидаемой оценки научно-причины можно разделить на причин превышения ожидаемой

анализа

оценки научно-исследовательских услуг над фактической разрабатываются направления по повышению качества оказания научно-исследовательских услуг.

Блоки 10, 11. С учетом разработанных мероприятий осуществляется определение ожидаемой оценки результатов научно-исследовательских услуг в планируемом году Уож.

Таким образом, предложенная процедура управления качеством научно-исследовательских услуг вуза позволяет осуществить оценку результатов оказания каждой конкретной услуги, а также выявить причины получения низкой фактической оценки услуги и разработать мероприятия, направленные на совершенствование качества оказываемых научно-исследовательских услуг.

2.2. Управление качеством образовательных услуг

Специфика оказания образовательных услуг вуза такова, что для оценки и управления качеством образовательных услуг необходимо учитывать качество самого процесса обучения и внешнюю оценку качества образования со стороны работодателей. В этой связи предложена процедура управления качеством образовательных услуг (рис. 4), включающая в себя следующие блоки:

Блок 1. Разработка целей вуза в области качества образовательных услуг. В настоящее время целью управления качеством образовательных услуг может выступать подготовка разносторонне развитой личности, которая на основе накопленных теоретических знаний и практических навыков будет успешно реализовывать себя на профессиональном поприще. Подготовка квалифицированных кадров позволит не только удовлетворить потребности региона в трудовых ресурсах, но и повысить конкурентные позиции вуза. Анализ динамики количества и качества абитуриентов, поступающих в вузы России, показал, что конкурс на бюджетные места невысок и с каждым годом становится все ниже, что обусловлено сокращением числа обучающихся в школах. Также можно отметить снижение уровня знаний поступающих, что свидетельствует о необходимости уделять пристальное внимание вопросам качества подготовки для удовлетворения потребностей работодателей и повышения конкурентоспособности вуза.

Блок 2. Формирование внутренних требований к качеству образовательных услуг складывается из наличия ресурсов, необходимых для организации образовательного процесса (обеспеченности современной лабораторной и экспериментальной базы и

обеспеченности компьютерной техникой;

т Ь

°ож г = Рви г • а + Рвнеш г' б = Е Рвн г, ' а3 + Е Рв

3=1 1=1

обеспеченности квалифицированным профессорско-преподавательским составом; учебно-методической обеспеченности) и результатов академической успеваемости.

Блок 3. Формирование внешних требований к качеству образовательных услуг осуществляется на основе анализа требований и ожиданий работодателей. Изучение требований работодателей можно осуществлять посредством регулярного проведения мониторинга. В качестве результатов мониторинга могут выступать мнения и пожелания работодателей, представленные как в виде интервью, так и в виде анкетирования. Таким образом, посредством постоянного мониторинга целесообразно поддерживать связь с работодателями для выявления текущих и перспективных потребностей в кадрах. Изучение требований работодателей необходимо, с одной стороны, для формирования знаний у обучающихся, а с другой стороны, для разработки основы, которая будет использоваться в дальнейшем при оценке степени удовлетворенности потребителей.

Блок 4. Формирование ожидаемого показателя качества образовательных услуг. На основании результатов, полученных в блоках 2 и 3, формируются нормы качества. Для определения норм качества необходимо выявить внутренние и внешние показатели, характеризующие качество и разработать коэффициенты значимости (экспертным путем). В качестве внутренних показателей могут выступать: процент преподавателей с ученой степенью; количество учебников и учебных пособий с грифами Министерства образования и науки РФ и других министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы; приходящееся, к примеру, на 10 студентов количество персональных компьютеров; также возможно использовать систему критериев, используемую Министерством образования и науки РФ при аккредитации вузов. В качестве внешних показателей могут выступать: процент выпускников, устроившихся работать по специальности; процент выпускников, соответствующих требованиям работодателей. Далее ожидаемый показатель качества образовательных услуг определяется экспертным путем на основании предполагаемых оценок внутренних и внешних показателей качества по формуле

г1 *в (4)

где

Оож1 - ожидаемый показатель оценки качества оказания г-й образовательной услуги; т - число внутренних показателей оценки качества образовательных услуг; Ь - число внешних показателей оценки качества образовательных услуг;

рвн г, - значение оценки,-го внутреннего показателя для г-й образовательной услуги (определяется экс-пертн,ым путем);

рвнеш г{ - значение оценки 1-го внешнего показателя для г-й образовательной услуги (определяется экспертным путем);

а 3 - коэффициент значимости,-го внутреннего показателя (определяется экспертным путем); в - коэффициент значимости 1-го внешнего показателя (определяется экспертным путем); а - коэффициент значимости внутренних показателей в общей оценке качества образовательных услуг; б - коэффициент значимости внешних показателей в общей оценке качества образовательных услуг; рен г - оценка качества по внутренним показателям для г-й образовательной услуги; рвнеш 1 - оценка качества по внешним показателям для г-й образовательной услуги.

Блок 5. Оказание

1. Разработка целей вуза в области качества _образовательных услуг_

I

2. Формирование внутренних показателей качества рея

Т

3. Формирование внешних показателей качества Реяеш

4. Формирование ожидаемого показателя качества образовательных услуг ¡-

Законы РФ

ГО С

абитуриенты

5. Реализация образовательных услуг

финансы МТБ

ы,

магистры, специалисты, доктора и кандидаты наук

персонал

6. Определение фактической оценки качества образовательных услуг Оф ;

Определение оценки качества по внутренним показателям ре,, , Определение оценки качества по внешним показателям Р

> о

8. Выявление причин превышения ожидаемой оценки качества над фактической

Э. Разработка мероприятий, по повышению качества оказания образовательных услуг

Рис. 4. Процедура управления качеством образовательных услуг вуза

персонал, учебно-методические ресурсы и материально-техническая база. На образовательный процесс оказывают влияние внешнее и внутреннее управляющее воздействие: законы РФ, внутривузовские нормативные акты и государственный образовательный стандарт.

Блок 6. Определение фактической оценки качества образовательных услуг. В данном блоке осуществляется расчет значения фактической оценки качества (Оф.) исходя из результатов оказания услуг. Причем целесообразно отдельно выделять фактиче-

образовательных услуг. Данный блок рассмотрим как систему. На вход системы поступают абитуриенты, государственный заказ на подготовку специалистов, кадров высшей квалификации и факторы окружающей среды (потребители, конкуренты, поставщики, социальная, политическая и экономическая обстановка). На выходе системы формируются - бакалавры, дипломированные специалисты, магистры, кандидаты и доктора наук. Для осуществления образовательных услуг требуются ресурсы: финансовые (финансирование государственного заказа на подготовку специаи-стов, средства от физических и юридических лиц и поступления от прочих услуг), скую оценку качества по внутренним (рфн г) и внешним (рфош ,) показателям.

Блок 7. В этом блоке производится сопоставление фактической и ожидаемой оценки качества по каждой оказываемой вузом образовательной услуге.

Блок 8. Выявление причин превышения ожидаемой оценки качества над фактической. Для более точного выявления причин целесообразно сравнивать не только ожидаемую и фактическую оценки качества, но и осуществлять сопоставление ожидае-

мой и фактической оценок качества по внут- ских услуг и ожидаемой оценки, полученной ренним и внешним показателям качества. экспертным путем. Оценка качества научно-Таким образом можно определить, насколь- исследовательских услуг осуществляется по ко соответствуют результаты обучения ожи- трем направлениям: оценка результатов от даниям работодателей и вуза. оказания услуг, оценка затрат на оказание

Блок 9. Разработка мероприятий, на- услуг и оценка влияния на оказание услуг правленных на повышение качества оказа- обстановки в регионе. Оценка качества об-ния образовательных услуг. разовательных услуг включает внутреннюю

Таким образом, предложены процедуры оценку качества с точки зрения условий ор-управления качеством научно-исследова- ганизации образовательного процесса и тельских и образовательных услуг. В основе внешнюю оценку качества с точки зрения предложенных процедур лежит сопоставле- профессиональных знаний и практических ние фактической оценки качества оказания навыков, требуемых работодателями. образовательных и научно-исследователь-

Литература.

1. Вашурина Е. В., Дрантусова Н. В., Евдокимова Я. Ш., Майбуров И. А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. 219 с.

2. Ромашкина Г. Ф. Оценка качества образования: опыт эмпирического исследования // Университетское управление: практика и анализ, 2005. № 5. С. 83-88.

3. Филиппов В. М., Агранович Б. Л., Арсеньев Д. Г. Управление в высшей школе: Опыт, тенденции, перспективы: Аналитический доклад. Изд. 2-е. - М.: Логос, 2006. 488 с.

4. Ибрагимов А. У., Пермикова О. М., Ибрагимова Л. А. Состояние и перспективы взаимодействия предприятия и образовательных учреждений в сфере подготовки специалистов по управлению качеством // Университетское управление: практика и анализ, 2007. № 3. С. 77-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kaplan R. S., Norton D. P. The balanced scorecard measures that drive performance // Harvard Business Review, 1992. Jan.-Feb.

6. Переверзев В., Фомин С. Формирование системы менеджмента качества вуза на основе концепции сбалансированных показателей // Высшее образование в России, 2007. № 6. С. 18-25.

7. Ершов Е., Комкова Г., Шаратинова В. Система менеджмента качества // Высшее образование в России, 2005. № 11. С. 51-56.

8. Лазарев Г. И. Новому содержанию образования - новые рейтинги // Университетское управление: практика и анализ, 2006. № 6. С. 40-45.

9. Хайтун С. Д. Проблемы качественного анализа науки. - М.: Наука, 1989. 280 с.

THIRTY YEARS RESEARCH FOR PHILOSOPHY OF INFORMATION OF CHINA

Wu Kun, Professor, Director of the International Research Center for the Philosophy of Information

Xi'an Jiaotong University, China http://www.xjtu.edu.cn/en/

Wu Tianqi (English translate)

The history of philosophy of information in China for thirty years is represented by the major monographs by Kuhn «Fundamentals of Information Philosophy» (1985), «Introduction to Information Philosophy» (1987), «Information Philosophy - Theory, System and Method» (2005).

История развития философии информации в Китае за тридцать лет представлена основными монографиями Ву Куна «Основы философии информации» (1985), «Введение в философию информации» (1987), «Философия информации - Теория, система и метод» (2005).

Ключевые слова: Китай, философия информации, тридцать лет, парадигма, образование.

Key words: China, information philosophy, thirty years, research, paradigm, education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.