Научная статья на тему 'Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже'

Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже»

ш

Кольцова О.С.

заслуженный деятель просвещения

директор

Смоленского педагогического колледжа

_______________________а

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Каковы могут быть подходы к управлению качеством образовательного процесса?

Пересмотр подходов к системе управления качеством образовательного процесса в Смоленском педагогическом колледже вызван объективными обстоятельствами. Средние профессиональные образовательные учреждения педагогического профиля подошли к «точке», когда возникла острая необходимость в такой институциональной системе управления качеством, которая обеспечивала бы им лидерство в удовлетворении запросов всех ключевых групп потребителей образования. Известно, что основным фактором завоевания лидирующей позиции педагогического колледжа среди конкурирующих образовательных учреждений является качество его образовательной продукции. Требования потребителей к качеству образовательной продукции весьма разнообразны:

• общество через государственные органы требует соответствия качества образовательным стандартам, учитывающим вклад образовательного учреждения в производство;

• абитуриенты, студенты и их родители желают, чтобы качество полученных образовательных услуг соответствовало их ожиданиям;

• работодатели заинтересованы в приобретении на рынке труда интеллектуальной рабочей силы (трудового потенциала), по качеству соответствующей их требованиям.

Образовательный процесс - центральный процесс в педагогическом колледже. Изменение ценностных ориентиров качества образования повлекло изменение и функций образовательного процесса. В настоящее время обнаруживаются, по крайней мере, три его основных функции: дидактическая, социальная и производственная.

В силу относительной новизны производственной функции остановимся на ней подробнее. Педагогический колледж является поставщиком на потребительский рынок своей продукции, производимой образовательным процессом с использованием внутренних ресурсов учреждения (кадровых, методических, инновационных, информационных и т.п.). В этом смысле образовательный процесс можно приравнять к производственному. Таким образом, появление производственной функции образовательного процесса продиктовано объективной необходимостью взаимодействия педагогического колледжа с рыночной средой.

Образованный координационный совет Смоленского педагогического колледжа выступил в

роли координатора усилий всех подразделений, отдельных сотрудников образовательного учреждения и субъектов рынка по улучшению качества, как системы, так и качества образовательного процесса. Целью деятельности Координационного совета явилось содействие в подготовке конкурентоспособного специалиста, на основе системного анализа требований ФГОС СПО и требований педагогического сектора рынка труда. В его состав вошли: заместители директора и руководители всех подразделений колледжа. Переменный состав обеспечивался приглашением востребованных работодателей, представителей вузов, имеющих педагогические отделения, выпускников прошлых лет, службы занятости, представителей органов студенческого самоуправления, отдельных сотрудников колледжа и т.д. Исследование внешней маркетинговой среды колледжа проводилось методом анализа статистических данных, предоставленных «Информационно-аналитическим центром по развитию высшего и среднего профессионального образования» Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике. Выявлено, что рынок спроса на образовательные услуги определяет структуру рынка образовательных услуг и вызывает несоответствие потребностям рынка труда. Конкурентоспособность педагогического колледжа, как любой организации в условиях рыночной экономики, определяется тем, насколько мобильно он реагирует на любое изменение внешней по отношению к нему среды, насколько он улавливает изменения потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг, насколько он готов к постоянным изменениям.

Таким образом, реализация государственной политики по модернизации российского образования, в т.ч. и профессионально-педагогического, актуализировала проблему инициации в Смоленском педагогическом колледже коллективной инновационной деятельности. Именно коллективная инновационная деятельность интегрирует индивидуальные векторы такой деятельности, обеспечивая тем самым сосредоточение усилий всех педагогов на достижение общей цели при проектировании и реализации актуальных нововведений.

При таком подходе к организации инновационной деятельности общий успех является итогом не отдельно взятых индивидуальных согласованных действий многих людей, а базируется он на правильном вос-

приятии и представлениях всеми участниками хода решения исследовательских задач, взаимопонимания, взаимоуверенности, взаимном доверии, сплоченности, навыках взаимодействия.

Современная реальность диктует необходимость в обеспечении конкурентоспособности специалистов выпускников педагогического колледжа, а с другой стороны, в существующей системе их подготовки отсутствует специальная направленность на формирование у студентов такой способности. Поэтому нами была обозначена проблема:

• каким образом средствами учебных предметов можно достичь повышения конкурентоспособности выпускников колледжа,

• как средствами внеучебной воспитательной работы достичь развития личностного компонента профессиональной компетентности выпускника.

В качестве объекта исследования нами был выбран:

• процесс обучения по конкретным учебным предметам, направленный на повышение конкурентоспособности выпускников,

• процесс воспитания конкурентоспособного выпускника.

Это определило предмет исследования:

• компетентностная интерпретация учебных предметов, предусмотренная государственными образовательными программами, как условие повышения конкурентоспособности выпускников,

• система средств воспитания конкурентоспособного выпускника.

В качестве целей исследования для коллектива колледжа, мы определили:

• разработать модель управления качеством образовательного процесса в педагогическом колледже, основанную на компетентностном подходе,

• разработать на компетентностной основе и апробировать образовательные программы по учебным предметам, обеспечивающие подготовку выпускников, конкурентоспособных на рынке педагогического труда,

• разработать и апробировать программу воспитательной работы по формированию профессионально значимых качеств выпускника.

Цели исследования определили задачи:

1. Выявить современные методики разработки образовательных программ на компетентностной основе.

2. Разработать компетентностное содержание образовательных программ по учебным предметам.

3. Разработать диагностический инструментарий для установления влияния на конкурентоспособность выпускника компетентностного содержания учебного предмета.

4. Выявить динамику конкурентоспособности выпускника.

В связи с решением поставленной нами проблемы в Смоленском педагогическом колледже в 2005 году была открыта экспериментальная площадка на тему «Качество профессионального образования как фак-

тор повышения конкурентоспособности выпускника педагогического колледжа на региональном рынке труда». В структуру площадки вошли четыре экспериментальные лаборатории, работающие над темами:

• Модель системы социального партнерства;

• Компетентностная модель выпускника;

• Компетентностная модель педагога;

• Информатизация образовательной среды.

Всего в число сотрудников экспериментальных лабораторий вошло 45 преподавателей колледжа, что составляет 35 % от их общей численности. Инновационные инициативы лабораторий были поддержаны большинством преподавателей, не вошедших в их состав. Деятельность экспериментальной площадки привела к массовому инновационному движению в колледже, особенно по проблеме управления качеством образовательного процесса на компетент-ностной основе и как его следствия качество результатов образовательного процесса.

Если в 2004-2005 уч. году подготовка специалистов велась на основе компетентностной интерпретации государственного стандарта, то в 2005-2006г. - с использованием модульно-компетентностных программ, учитывающих требования государственного стандарта и работодателей. Программы были разработаны экспериментальными лабораториями совместно с подразделениями колледжа при научном сопровождении кафедры экспериментальной деятельности в образовании АПК и ППРО. Научное сопровождение осуществлялось как дистанционно, так и путем прямого контакта с преподавателями и руководителями колледжа.

Институционное управление качеством профессионального образовательного процесса в педагогическом колледже, работающем в режиме эксперимента предполагает:

• формирование организационной структуры управления качеством профессионального образовательного процесса;

• распределение полномочий и ответственности;

• определение процедуры распределения ресурсов;

• анализ текущего состояния профессионального образовательного процесса и подготовка средств образовательного процесса;

• соотнесение социальных стандартов качества профессионального образовательного процесса требованиям ГОСТ;

• разработку показателей и параметров сравнения нормативных и социальных стандартов;

• компетентностную интерпретацию ГОСТ в целом (учебный план, рабочие программы, темы курсовых и квалификационных работ и т.д.);

• определение образовательных технологий.

Нами была определена структура организационнопедагогического обеспечения управления качеством образовательного процесса в колледже.

Переход управления качеством образовательного процесса в инновационный режим повысил имидж колледжа, создал творческую атмосферу в коллективе преподавателей и студентов как социальных партнеров по формированию конкурентоспособных специалистов для системы образования.

Инновационные проекты и программы в образовании 2008/1

Структура организационно-педагогического обеспечения управления качеством образовательного процесса

о

со

Инновации в ССУЗах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.