Научная статья на тему 'Управление качеством использования горнотранспортного оборудования на разрезах АО «Хк «СДС-Уголь»'

Управление качеством использования горнотранспортного оборудования на разрезах АО «Хк «СДС-Уголь» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
518
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ / ГОРНОТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ / SYSTEM OF ORGANIZATION WORK / MINING-TRANSPORTATION EQUIPMENT / INDUSTRIAL PROBLEMS / IMPROVING PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Рыбак Лев Владимирович, Бурцев Сергей Викторович, Ефимов Виктор Иванович, Федяев Павел Михайлович

Раскрываются вопросы совершенствования системы для организации работы горнотранспортного оборудования на предприятиях с открытой добычей угля холдинговой компании «СДС-Уголь». Показаны системы автоматического мониторинга за параметрами работы оборудования в реальном режиме времени, программного обеспечения и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Рыбак Лев Владимирович, Бурцев Сергей Викторович, Ефимов Виктор Иванович, Федяев Павел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF USING MINING-TRANSPORTATION EQUIPMENT ON OPEN PITS OF SC «HOLDIHG COMPANY «SDS-UGOL»

Questions of improving organization of working mining-transportation equipment for enterprises with open coal mining SC «Holding Company «SBU-Coal» are disclosed. Systems of automatic monitoring equipment operation parameters in real time, software and management are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Управление качеством использования горнотранспортного оборудования на разрезах АО «Хк «СДС-Уголь»»

7. Efimov V.I., Pernikov V.V., Harchenko V.A. Jekolo-go-jekonomicheskaja ocenka jeffektivnosti razrabotki mestorozhdenij otkrytym sposobom. Moskva, 2011.

8. Gridin V.G., Efimov V.I. 40 voprosov po jekologii. Osnovy Jeko-logii / Moskva, 2007.

9. Beljaev A. G., Nabiulin M. F. Opyt raboty OOO «Azot-Chernigovec»: primenenie sistem jelektronnogo vzryvanija «DAVEYTRONIC» na gornodobyvajushhih predprijatijah. Ugol'. №10. 2013. S. 4-6.

УДК52.13.17: 658.5.012.7 /681.3/ 62-529

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА РАЗРЕЗАХ

АО «ХК «СДС-УГОЛЬ»

Л.В. Рыбак, С.В. Бурцев, В.И. Ефимов, П.М. Федяев

Раскрываются вопросы совершенствования системы для организации работы горнотранспортного оборудования на предприятиях с открытой добычей угля холдинговой компании «СДС-Уголь». Показаны системы автоматического мониторинга за параметрами работы оборудования в реальном режиме времени, программного обеспечения и управления.

Ключевые слова система организации работы, горнотранспортное оборудование, производственные вопросы, повышение производительности.

Для повышения производительности и эффективности использования горнотранспортного оборудования на предприятиях открытой угледобычи АО «ХК «СДС-Уголь» (АО «ХК «Сибирский Деловой Союз») применяются современные технологии дистанционного контроля и управления производственными процессами [1, 2, 3]. Первым шагом в этом направлении стало внедрение автоматизированной системы диспетчеризации горнотранспортного оборудования «Карьер» компании «ВИСТ-Групп» в 2002 году на базе разреза «Черниговец». Внедрение данной системы позволило снизить расход дизельного топлива в течение первого года после внедрения на 40 % и повысить производительность экскаваторного парка на 20 % [4]. На сегодняшний день на всех предприятиях с открытой угледобычей компании «СДС-Уголь» внедрена данная система: технологический автотранспорт на 100 % оснащен системой учета количества перевезенных рейсов, масса перевозимого груза, расхода дизельного топлива, также системой учета расхода дизельного топлива оснащены дизельные экскаваторы, локомотивы, тракторно-бульдозерная техника [5 - 9].

С помощью автоматической системы диспетчеризации «Карьер» (рис. 1) решаются две основные задачи.

Первая задача - повышение эффективности организации работы горнотранспортного оборудования:

проводится контроль работы автотранспорта и экскаваторов в режиме реального времени, позволяющий оперативно изменять распределение автосамосвалов между экскаваторами;

проводится ежечасный анализ выполнения сменного задания по каждому экскаватору и автосамосвалу, позволяющий оперативно определять причины невыполнения сменного задания и принимать соответствующие меры;

проводится контроль давления воздуха и температурного режима в крупногабаритных шинах автосамосвалов с помощью установленных внутри шины датчиков [10];

с помощью инклинометров, установленных на автосамосвалах, проводится оперативный контроль за состоянием технологических автодорог;

с помощью установленных на экскаваторах датчиков высокоточного позиционирования в трех координатах проводится ежесуточный контроль отработки блоков, позволяющий контролировать полноту отработки блока, соблюдение параметров отработки, в случае отклонения от паспорта ведения работ информация оперативно поступает в маркшейдерский отдел предприятия и ИТР участка.

СХЕМА РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ АСД «КАРЬЕР»

СПУТНИКИ бИ/ГЛОНАСС

ЛОКАЛЬНАЯ (£ГЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

(1ЛКЧ0 сорнра)

■■1111111

ЬОРТОВОЬ ОБОРУДОВАНИЕ латчнч* (ЯЧММИ Н ДР.).

СР5 »ним»

г.жгь |Л|ДО4ато£нап кпнгролтер, рчдношттаннй

Моннгоррн* счСнэты тмпвлвшчм^еге траисдорч ^ ^

СМн4П! ВДЬнй

»

РЙЁЧЙГ ИМ^С|1Ы>г1 [ШИН Гкц^кДа^й и1Мй* рябв^Ы Ы СМ*ку

^ьшкнсгоптма

Рис. 1. Схема работы системы диспетчеризации АСД «Карьер»

Вторая задача - учет и оперативное управление производственными процессами:

выполненные объемы работ экскаваторами и автотранспортом формируются в автоматическом режиме в рапорт о работе предприятия, что позволяет полностью уйти от ручного ввода информации;

простои горнотранспортного оборудования фиксируются в автоматическом режиме, что позволяет анализировать рабочее время каждой единицы техники;

учет объема перевезенной горной массы и расхода дизельного топлива автосамосвалами позволяет анализировать причины отклонения удельного расхода дизельного топлива по каждой машине с учетом условий работы.

На горнотранспортную технику, задействованную в производственном процессе, установлено специальное оборудование (рис. 2):

на автосамосвалах - устройство приема и передачи данных, датчики веса, уровня топлива, давления в шинах и преодолеваемых уклонов, блок сбора данных и интеллектуальная панель.

на экскаваторах - устройство приема и передачи данных, блок сбора данных и интеллектуальная панель, датчики определения местоположения ковша в пространстве (рис. 3, 4).

Рис. 2. Оборудование самосвала

Бортовое оборудование системы, установленное на технологическом оборудовании (экскаваторы, БелАЗы, бульдозеры и др.), получает географические координаты с помощью спутников ГЛОНАСС/ОБР. В режиме реального времени данные о местоположении карьерной техники передаются с бортовых контроллеров в локальную сеть предприятия посредством устройств передачи данных по 'ШБг

Рис. 3. Оборудование экскаватора

Рис.4. Оборудование бульдозера

Затем полученные данные обрабатываются на сервере. Благодаря высокоскоростной системе связи, позволяющей в считанные секунды передавать данные о работе карьерного транспорта на сервер, производственная и тех-

ническая службы предприятия проводят мониторинг работы техники в режиме реального времени и получают оперативную информацию о вывезенных объемах, производительности и простоях, техническом состоянии горнотранспортного оборудования и фактическом положении горных выработок.

Каждую смену в программном комплексе «Карьер» всем единицам карьерной техники выдаются путевые листы и наряды, в течение смены выполняется почасовой контроль выполнения производительности. По завершению смены на основании данных, полученных из системы диспетчеризации, подводятся итоги работы предприятия по вывозу горной массы, расходу дизельного топлива, простоям и т. д.

Программное обеспечение системы диспетчеризации «Карьер» разработано компанией «Вист Групп», дополнено программными комплексами «Технологический график» и «Статистика», разработанными специалистами разреза «Черниговец» [11].

Программное обеспечение «Карьер» (рис. 5) позволяет вести наблюдение за выполнением технологических процессов горнотранспортного оборудования в режиме реального времени с отображением на плане горных работ.

Рис. 5. Программное обеспечение «Карьер» - наблюдение за объектами на плане горных работ

Программное обеспечение «Технологический график» (рис. 6) позволяет контролировать работу автосамосвала в течение смены (местонахождение, скоростной режим, время погрузки, разгрузки, остановки, аварийные простои).

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «Технологический график»

Контроль работы «тосаиоснпл I течение смены

-■К т ^ Пт.

\ МУ-У*

т 1 г пг ГПЛЛППППЛпЛ/1МПП

\ -/ "

I Г .

I, I—

Г1^

-С., .и'.-. „■■_

Рис. 6. Программное обеспечение «Технологический график»

Программное обеспечение «Статистика» (рис. 7) позволяет сформировать сводный отчет о выполнении планового задания за смену и сутки. В отчет также вносятся в автоматическом режиме данные об удельном расходе дизельного топлива на технологическом автотранспорте и данные о расходе электроэнергии по предприятию за сутки.

Рис.7. Программное обеспечение «Статистика»

Система контроля параметров бурения (рис. 8), установленная на буровых станках, позволила выйти на новый уровень проектирования и контроля производства буровзрывных работ.

Система контроля параметров бурения

А

Ж

К. 1

0-0

* . . - : «"• 0 fc ft- 0

у v

1 Еортно; poumins;

! OPSfflOWCrKwums

j етепюнисаряик:

i иеит«

S bw кн&я&яи ГЛР»«Г[ОЙ

С итмЩ. I uii

Кон грел ируемые показатели для определения удельной энергоемкости:

> номер скважины;

г установленнаяглубина скважины:

> текущая глубина бурения: г скорость бурения;

'г осевое даеление на инструмент; г скорость вращения бурового инструмента;

> утю наклона Бурового пава:

г нагрузку вращателя бурового инструмента;

инструмента;

> давление в гвдросистеме вращателя:

г давление в пщросйстеме осевого давления:

> давление компрессора:

> текущая дата;

> тв*уда время;

> время бурения.

Сбор и анализ параметров и показателей работы буровых станков для определения свойств парод взрываемого блока

Разработка проекта на бурение на

основе прогнозных значений и фактических данных о прочностных свойствах пород взрываемого блока

Подготовка проекта на взрыв по

фактически пробуренным скважинам и данным измерений прочностных характеристик слагающим пород

Рис. 8. Система контроля параметров бурения

Сбор и анализ параметров и показателей работы буровых станков, позволяющие определить механические свойства пород, ложатся в основу при разработке проектов на бурение на нижележащих горизонтах в части прочностных характеристик слагающих пород, а также при подготовке проектов на взрыв. Использование этой информации позволяет составлять проекты производства взрывных работ с учетом свойств пород, слагающих массив, то есть регулировать удельный расход ВВ в зависимости от крепости породы.

Во время отработки блока маркшейдерская служба предприятия и участковый надзор имеют возможность в режиме он-лайн контролировать работу экскаватора в части полноты выемки взорванной горной массы. После отработки блока экскаватором, оснащенным системой высокоточного позиционирования, маркшейдерская служба предприятия получает готовую ЭЭ-модель площадки под бурение. Тем самым процесс буровзрывных работ и отработка блока замыкаются в непрерывный процесс.

Система автоматического мониторинга для контроля за устойчивостью бортов и уступов (рис. 9) позволяет осуществлять контроль над устойчивостью бортов и уступов и решать следующие задачи:

- непрерывное наблюдение опасных зон;

- система оповещений SMS или электронная почта в автоматическом режиме (техническому директору, зам. директору по производству, зам. директору по ПК и ОТ, горному диспетчеру);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дистанционное управление тахеометром и всем процессом мониторинга (управляет маркшейдерская служба из кабинета);

- расположение помещения станции мониторинга вне зоны деформаций повышает точность наблюдений;

- визуализация результатов измерений в виде графиков и отчетов;

- использование технологии позволяет снизить риски, связанные с обрушением объекта наблюдений.

Рис. 9. Система автоматического мониторинга

Еще один немаловажный проект, реализуемый на основе системы диспетчеризации «Карьер», - организация сквозного учета движения дизельного топлива (рис. 10). В настоящее время проект реализуется на базе разреза «Черниговец». Проект предусматривает автоматизированный учет прихода и расхода топлива как с емкостей склада ГСМ, так и с топливозаправщиков, что, в свою очередь, позволяет осуществлять контроль топлива в любой момент времени, с минимальным влиянием человеческого фактора.

Рис. 10. Система сквозного учета топлива

Таким образом, реализация данного проекта позволит автоматизировать учет движения дизельного топлива, что, в свою очередь, благоприятно скажется на постоянно проводимой всеми предприятиям компании «СДС -Уголь» работе по снижению издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции на рынке.

Весь применяемый комплекс технических решений на основе высокоточного позиционирования горнотранспортного оборудования позволяет планомерно решать задачу создания «Умного карьера 21 века». В существующих экономических условиях задачей любого предприятия является оптимизация производственных процессов для получения максимальной прибыли, что, в свою очередь, не может быть достигнуто без применения современных систем управления. Создание «Умного карьера» позволит, в первую очередь, в режиме он-лайн управлять затратами предприятия путем увеличения производительности и снижения издержек. Также система позволяет на 100 % контролировать соответствие ведения горных работ проектным решениям, что, в свою очередь, гарантирует безопасное ведение горных работ [12].

Список литературы

1. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Методические основы организации привлечения инноваций для решения эколого-экономических задач в современных условиях // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве: сборник трудов Международной научно-практической конференции. Прокопьевск, 2015. С. 120-122.

2. Ефимов В.И. Управление качеством: учеб. пособие. М.: МГГУ, 2014.

382 с.

3. Ефимов В.И., Перников В.В., Харченко В.А. Эколого-экономическая оценка эффективности разработки месторождений открытым способом. М.: МГГУ, 2011. 90 с.

4. Рыбак Л.В., Клебанов А.Ф., Владимиров Д.Я. Система диспетчеризации большегрузных автосамосвалов «КАРЬЕР» на разрезе «Черниговский»: структура, функциональность, экономическая // М.: ГИАБ, 2003. №1. С.52-56.

5. Ефимов В. И. Приоритетные инновационные направления ОАО «ХК «СДС-Уголь» «ТехГорМет-21 век»: сб. тезисов докл. III Международной научно-практ. конф. / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» СПб., 2012. С. 48-49.

6. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Формирование экономико-правовых инструментов государственно-частного партнерства для инновационного развития предприятий Кузбасса в условиях кризиса. Тула, 2015.

7. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Методические основы организации привлечения инноваций для решения эколого-экономических задач в современных условиях // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве: сборник трудов международной научно-практической конференции. 2015. С. 120-122.

8. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Методические основы организации подготовки кадров с учетом перспектив инновационного развития угольной отрасли // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве: сборник трудов международной научно-практической конференции. 2015. С. 122-124.

9. Myaskov A.V., Popov S.M., Efimov V.I. The methodological principles of the organization of public-private partnerships for innovation development of mining enterprises in the economic crisis // Miners week - 2015. Reports of the xxiii international scientific symposium. 2015. С. 178-184.

10. Ефимов В.И., Кротиков О.В.Оценка эффективности эксплуатации крупногабаритных шин на угольных разрезах ОАО «ХК «СДС-Уголь». Из-

вестия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2013. № 2. С.112-117.

11. Клебанов Д.А. Трубецкой К.Н., Ясюченя С.В. Основы создания и научно-технические этапы реализации роботизированной системы грузоперевозок на действующих горных предприятиях // Горный журнал. 2013. №10. С.67-73.

12. Бурцев С.В., Стихуров В.Е., Субботин С.А. Эффективное использование системы prevail на предприятиях компании «СДС-Уголь» // Уголь. 2015. Т. 1073. № 8. С. 51-56.

Рыбак Лев Владимирович, д-р экон. наук, проф., член Совета директоров, l.rybak@sds-ugol.ги,Россия, Москва, АО «СДС-Уголь»,

Бурцев Сергей Викторович, канд. эконом. наук, техн. директор, s. burtsev'asds-ugol.ru, Россия, Кемерово, АО «ХК «СДС-Уголь»,

Ефимов Виктор Иванович, д-р техн. наук, проф., v.efimov@mirtrade.ru, Россия, Москва, НИТУ «МИСиС»,

Федяев Павел Михайлович, депутат, v.efimov@mirlrade.ru, Россия, Москва, Государственная Дума VII созыва

QUALITY MANAGEMENT OF USING MINING-TRANSPORTATION EQUIPMENT ON OPEN PITS OF SC «HOLDIHG COMPANY «SDS-UGOL»

L. V. Rybak, S. V. Burtsev, V.I. Efmov, P.M. Fedyaev

Questions of improving organization of working mining-transportation equipment for enterprises with open coal mining SC «Holding Company «SBU-Coal» are disclosed. Systems of automatic monitoring equipment operation parameters in real time, software and management are demonstrated.

Key words: system of organization work, mining-transportation equipment, industrial problems, improving productivity.

Rybak Lev Vladimirovich, Dосtor of Economical Science, Full Professor, Member of the Directors Board, l.rybak@sds-ugol.ru, Russia, Moscow, SC «Holding Company «SBU-Coal»,

Burtsev Sergei Viktorovich, Candidate of Economical Science, Technical Director, s. burtsev@sds-ugol. ru, Russia, Moscow, SC «Holding Company «SBU-Coal»,

Efimov Victor Ivanovich, Doctor of Technical Science, Full Professor, v.efimov'a. mir-trade.ru, Russia, Moscow, Moscow Institute of Steel and Alloys,

Fedyaev PavelMihailovich, Deputy, v.efimov@mirtrade.ru, Russia, Moscow, State Duma of the Seventh Convocation

Reference

1. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Metodicheskie osnovy organizacii privlechenija innovacij dlja reshenija jekologo-jekonomicheskih zadach v sovremennyh uslovijah/ Povyshenie kachestva obrazovanija, sovremennye innovacii v nauke i proizvodstve/ Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. g. Prokop'evsk, 2015. S. 120-122.

2. Efimov V.I. Upravlenie kachestvom / Uchebnoe posobie. M.: MGGU, 2014. 382 s.

3. Efimov V.I., Pernikov V.V., Harchenko V.A. Jekolo-go-jekonomicheskaja ocenka jeffektivnosti razrabotki mestorozhdenij otkrytym sposobom / M.: MGGU, 2011. 90 s.

4. Rybak L.V., Klebanov A.F., Vladimirov D.Ja. Sistema dispetcherizacii bol'shegruznyh avtosamosvalov «KAR''ER» na razreze «Chernigovskij»: struktura, funkcional'nost', jeko-nomicheskaja. M.: GIAB, 2003. №1. S.52-56.

5. Efimov V.I. Prioritetnye innovacionnye napravlenija OAO HK «SDS-Ugol'» / «TehGorMet 21- vek» // Nacional'nyj mi-neral'no-syr'evoj universitet «Gornyj»: sb. tezisov dokl. III Me-zhdunarodnoj nauchno-prakt. Konf. SPb., 2012. S. 48-49.

6. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Formirovanie jekonomiko-pravovyh instru-mentov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva dlja innovacionnogo razvitija predprijatij Kuzbassa v uslovijah krizisa. Tula, 2015.

7. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Metodicheskie osnovy organizacii privlechenija innovacij dlja reshenija jekologo-jekonomicheskih zadach v sovremennyh us-lovijah/Povyshenie kachestva obrazovanija, sovremennye innovacii v nauke i proizvodstve. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 120-122.

8. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Metodicheskie osnovy organizacii podgotovki kadrov s uchetom perspektiv innovacionnogo razvitija ugol'noj otrasli/ V sbornike: povyshenie kachestva obrazovanija, sovremennye innovacii v nauke i proizvodstve. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 122-124.

9. Myaskov A.V., Popov S.M., Efimov V.I. The methodological principles of the organization of public-private partnerships for innovation development of mining enterprises in the economic crisis. V sbornike: Miners week - 2015. Reports of the xxiii international scientific symposium. 2015. S. 178-184.

10. Efimov V.I., Krotikov O.V.Ocenka jeffektivnosti jekspluatacii krupnogabaritnyh shin na ugol'nyh razrezah OAO «HK «SDS-Ugol'. Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo univer-siteta. Nauki o Zemle. 2013. № 2. S.112-117.

11. Klebanov D.A. Trubeckoj K.N., Jasjuchenja S.V. Osnovy sozdanija i nauchno-tehnicheskie jetapy realizacii robotizirovannoj sistemy gruzoperevozok na dejstvujushhih gornyh predprijatijah / Gornyj zhurnal. 2013. №10. S.67-73.

12. Burcev S.V., Stihurov V.E., Subbotin S.A. Jeffektivnoe ispol'zovanie sistemy prevail na predprijatijah kompanii «SDS-Ugol'». Ugol'. 2015. T. 1073. № 8. S. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.