Научная статья на тему 'Управление качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий'

Управление качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1174
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / СФЕРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / QUALITY MANAGEMENT / INNOVATIVE PROJECTS / SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохин С. Е.

Исследованы особенности управления качеством проектов в сфере информационных технологий. Разработаны методические положения по управлению качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

Features of quality management of projects in sphere of information technology Are investigated. Methodical positions on quality management of innovative projects in sphere of information technology are developed.

Текст научной работы на тему «Управление качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий»

к.о, = У Ki в, (11)

3

где вj - весомости критериев эффективности инновационной деятельности научно-образовательных центров (2)-(10), определяе-

У в; = 1

мые из условия .

j

Таким образом, взвешенная аддитивная модель, описывающая обобщенный критерий эффективности инновационной деятельности научно-образовательного центра (11), предполагает, что чем больше задач выполняют научно-образовательные центры (рис.4), и чем выше качество решения этих задач, тем выше значение критерия эффективности инновационной деятельности.

Литература:

1. Наумов Е.А., Дель М.А. Государственные корпорации, научно - образовательные инновационные комплексы как форма интеграции науки и образования и повышения эффективности инновационных процессов.// Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций, 2008.

2. Таганова Н. В. Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса. Автореферат к.э.н., 2007.

3. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ №281-ФЗ от 25.11.2009).

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Самохин С.Е., аспирант ФГОУ ДПО ГАСИС

Исследованы особенности управления качеством проектов в сфере информационных технологий. Разработаны методические положения по управлению качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий.

Ключевые слова: управление качеством, инновационные проекты, сфера информационных технологий.

QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

Samokhin S., The post-graduate student, FGOU DPO GASIS

Features of quality management ofprojects in sphere of information technology Are investigated. Methodical positions on quality management of innovative projects in sphere of information technology are developed.

Keywords: quality management, innovative projects, sphere of information technology.

Ускорение темпов научно-технического развития мировой экономики на базе информационных технологий (ИТ) внесло кардинальные изменения в деятельность хозяйствующих субъектов. В частности в условиях растущих запросов потребителей возникла необходимость в совершенствовании не только качества выпускаемой продукции и процессов производства, но и инновационных проектов различной направленности в связи с возросшей ролью этих проектов в деятельности хозяйствующих субъектов, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, под влиянием ускорения темпов инновационного развития экономики существенно сократилась длительность жизненного цикла большинства видов продукции (товаров, работ, услуг), что само по себе увеличило частоту реализации инновационных проектов и повысило их роль и значимость в воспроизводственном процессе.

Во-вторых, высокая насыщенность рынка, вызывающая активный поиск инноваций в предлагаемых товарах, работах и услугах существенно расширила их ассортимент, что также стимулировало развитие проектного подхода. При этом разнообразие инновационных проектов также существенно возросло.

В-третьих, увеличение объема реализуемых инновационных проектов, связанное с необходимостью совершенствования качества предлагаемых хозяйствующими субъектами товаров, работ, услуг, призвано стимулировать спрос. Вместе с тем, удорожание процессов производства продукции в результате внедрения инноваций увеличивает цену предлагаемых товаров, работ, услуг, и, тем самым, уменьшает спрос. Указанное противоречие требует системного подхода к реализации инновационных проектов.

В-четвертых, в связи с усложнением инновационной продукции изменились пропорции материальной и информационной составляющих не только в конечной продукции, но и в процессах ее создания, а также ресурсах используемых для этого, включая средства труда, предметы труда и сам труд.

В-пятых, по мере усложнения процессов производства повысились требования к информационным технологиям, используемым и как конечная продукция, и как средства и предметы труда в структуре основного производства и в производственной инфраструктуре.

Таким образом, совершенствование систем управления качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий, играющих различную роль в воспроизводственном процессе, адекватно темпам инновационного развития экономики является актуальной научной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение, что и предопределило тему данного исследования.

При анализе особенностей управления качеством проектов в сфере информационных технологий на первом этапе был проведен анализ основных элементов информационных технологий как объектов проектного управления (табл.1).

Для инновационных проектов создания элементов и систем в сфере информационных технологий в настоящее время характерны следующие особенности.

Во-первых, для инновационных проектов создания информационных технологий характерна относительная функциональная стабильность, продиктованная вынужденной преемственностью ИТ - систем и их элементов в условиях создания единого информационного пространства.

Во-вторых, для инновационных проектов в сфере информационных технологий характерна смена задач в ходе выполнения проекта, поскольку внедрение ИТ - системы часто требует реорганизации деятельности заказчика, а создание нового элемента в сфере ИТ - часто требует его взаимной адаптации к информационной системе. Указанная особенность существенно затрудняет управление качеством проектов.

В-третьих, работы по созданию отдельных элементов информационной системы могут вестись параллельно разными проектными группами (разработка ПО, СУБД, проектирование схемы локальной ИС и т.д.). С учетом многовариантности проектных решений по каждому из направлений и многоплановасти их совместных решений лавионнообразно возрастает уровень сложности управления качеством инновационных проектов в сфере ИТ.

Таблица 1. Основные элементы информационных технологий

№ Элементы ИТ Технологии управления качеством

1 Технологии формирования информационных ПОТОКОВ(Э|) CALS-технологии (Continuous Acquisition and Life cycle Support) — непрерывная информационная поддержка процессов проектирования и производства высокотехнологичной и наукоёмкой продукции CASE-технологии (Computer-Aided Software Engineering) -методология и инструментарий аналитиков, разработчиков и программистов, предназначенный для автоматизации процессов проектирования и сопровождения процессов создания автоматизированных систем на всем ее жизненном цикле

2 Технологии передачи, приема, хранения и отображения информации (Э2) HTML-технологии (Hypertext Markup Language) - стандартный язык разметки документов в Интернете HTTP - технологии (Hyper Text Transfer Protocol) - протокол прикладного уровня передачи данных (изначально — в виде гипертекстовых документов)

3 Технологии создания аппаратных средств ИТ Оз) FMEA-технологии (Failure Mode and Effects Analysis) -технология анализа возможности возникновения дефектов

4 Технологии формирования баз данных (Э4) Технология SQL (Structured Query Language) — универсального компьютерного языка для создания, модификации и управления данными в реляционных базах данных

5 Технологии построения линий связи и коммуникаций (Э5) STM (Synchronous Transfer Mode - синхронный способ передачи данных), ATM (Asynchronous Transfer Mode — асинхронный способ передачи данных) — сетевые высокопроизводительные технологии коммутации и мультиплексирования Ethernet, FastEthernet, GigaEthemet - сети передачи данных малых, средних и крупных информационных систем. Технологии GSM, GPRS, EDGE, UMTS (WCDMA), IMS, LTE и др. - технологии мобильной передачи данных

6 Т ехнологии создания программного обеспечения (Э6) Технология SPICE (Software Process Improvement Capabilities and determination) - оценки и улучшении процессов разработки программного обеспечения

7 Т ехнологии безопасности (Э7) Технологии (IDS/IPS) - обнаружения и предотвращения вторжений. Технологии (DLP) - предотвращения утечек конфиденциальной информации.

8 Т ехнологии формирования информационных систем (Э8) РМТ (Project Management Institute), РМВОК (Project Management Body of Knowledge) - методологии управления проектами

В-четвертых, в отличие от большинства инновационных проектов по созданию продукции, где по мере реализации проекта неопределенность и риск сокращаются, для инновационных проектов в сфере информационных технологий велика вероятность роста риска неопределенности в ходе реализации проекта, что обусловлено ростом рассогласования понимания задач исполнителем и оценки достижения цели проекта заказчиком.

В-пятых, на уровне информационных систем ключевое значение в управлении качеством приобретает фаза внедрения инноваций, поскольку создание ИС под конкретного заказчика носит индивидуальный характер, в то время как для инновационных проектов большинства видов другой продукции характерно серийное производство.

Анализ факторов, влияющих на управление качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий показал, что в существующих подходах к управлению проектами в сфере информационных технологий, управление качеством как составляющая процессов управления, рассматривается главным образом применительно к качеству создаваемой ИТ - продукции, а не к качеству самих инновационных проектов.

Выявленная в процессе исследований совокупность внутренних и внешних факторов, влияющих на управление качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий, представлена на рис.1. Они показывают, что среди внешних факторов ключевое значение имеет достигнутый научный уровень в рассматриваемой сфере ИТ, а также

уровень совместимости инновации со смежными ИТ - системами, а основными внутренними факторами, влияющих на управление качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий, являются наличие кадровых и инвестиционных возможностей.

В процессе исследований также была выявлена взаимосвязь элементов информационных технологий с позиций ее влияния на управ-

ление качеством инновационных проектов в этой сфере. Результаты оценки взаимосвязи элементов ИТ, представленных в табл.1, по 5-ти бальной шкале приведены в табл.2. Полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимосвязь элементов информационных технологий с позиций ее влияния на управление качеством инновационных проектов с учетом автокорреляционных связей характеризуется средними и высокими значениями коэффициентов корреляции. При этом наибольшее влияние на управление качеством процессов создания информационных систем оказывают технологии создания аппаратных средств ИТ и технологии передачи, приема, хранения и отображения информации. Наиболее подвержены влиянию при реализации инновационных проектов создания информационных систем блоки

Внешние факторы Этап Внутренние факторы

инновационного

проекта

Достигнутый научный уровень в рассматриваемой сфере ИТ

А

Фундаментальные исследования

f-

V-

Кадровый потенциал участников проекта

Емкость и конъюнктура рынка на рассматриваемом сегменте ИТ

Прикладные

научные

исследования

f-

Кадровый потенциал и инвестиционные возможности реализации проекта

Уровень технологического развития в рассматриваемой сфере ИТ

Опытно-конструктоские работы

f-

Кадровый потенциал, инвестиционные, производственные возможности, наличие испытательного и измерительного оборудования

Уровень совместимости смежных ИТ - систем, степень готовности персонала

Этап внедрения инновации

f-

Взаимодействие разработчиков информационных технологий и пользователей заказчика, уровень научно-технической инфраструктуры заказчика

Скорость возникновения новых задач ИТ-обслуживания и устаревания используемых ИТ Мониторинг и прогнозирование устаревания используемых ИТ

-А -1 Этап модернизации инновации /- V-

передачи, приема, хранения и отображения информации, а также блок безопасности.

Рис.1. Совокупность внутренних и внешних факторов, влияющих на управление качеством инновационных проектов в

сфере информационных технологий.

Таблица 2. Взаимосвязь элементов информационных технологий с позиций ее влияния на управление

э, э2 Э3 э4 э5 э6 Э7 Rcd

э, 5 4 3 3 1 2 4 0,63

Э2 3 5 4 3 4 3 4 0,74

Э3 4 4 5 3 4 3 4 0,77

Э4 2 3 1 5 1 4 2 0,51

Э5 4 4 3 1 5 2 4 0,66

Эб 4 4 1 4 1 5 2 0,60

Э7 1 4 2 1 3 2 5 0,51

Rep 0,66 0,80 0,54 0,57 0,54 0,60 0,71

качеством инновационных проектов в этой сфере.

Опираясь на совокупность этапов инновационных проектов в сфере ИТ, с учетом особенностей их реализации в работе были определены типовые ситуации управления качеством проектов в сфере информационных технологий и факторы их определяющие (табл.3). При этом показано, что определяющее влияние на формирование типовых подходов к управлению качеством проектов в сфере информационных технологий оказывает уровень новизны решений, в то время как к масштабам инновационного проекта типовые подходы к управлению качеством во многом инвариантны.

Таблица 3. Типовые ситуации управления качеством проектов в сфере

Уровень новизны решений Масштабы проекта

Элементы ИС Групповые ИС Корпоративные ИС

Радикальные Создание новых функциональных возможностей ИС за счет внедрения качественно нового элемента Создание принципиально новых функциональных и эксплуатационных возможностей ИС для групповой работы Создание принципиально новых функциональных и эксплуатационных возможностей корпоративной ИС

Улучшающие Совершенствование функциональных и эксплуатационных показателей элемента ИС Совершенствование функциональных и эксплуатационных показателей групповой ИС С овершенствование функциональных и эксплуатационных показателей корпоративной ИС

Модифицирующие Сокращение стоимости элемента ИС без ухудшения функциональных и эксплуатационных показателей Сокращение стоимости эксплуатации групповой ИС без ухудшения функциональных показателей Сокращение стоимости эксплуатации корпоративной ИС без ухудшения функциональных показателей

информационных технологий и факторы их определяющи На основе анализа особенностей управления качеством проектов в сфере информационных технологий был сформирован методический подход к управлению качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий. Его важнейшей составляющей является разработка критериев оценки эффективности управления качеством проектов в сфере информационных технологий, отражающих функциональные составляющие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий оценки соответствия результатов проекта его целям имеет вид:

К1 -

+АЕ±

AF3 АЕз

(l)

где ’Тф, ’Тз - фактическое и заданное приращение функциональных возможностей ИС соответственно;

”Еф, ”Ез - фактическое и заданное приращение эксплуатационных возможностей ИС соответственно.

Критерий качества согласования этапов инновационного проекта в сфере информационных технологий определяется соотношением:

К2 -

(1 -АТпа) + (1 -AT^°)

Т ' Т по

2

(2)

где АТпа, АТпо - среднее время рассогласования параллельно и последовательно выполняемых этапов инновационного проекта в сфере ИТ;

Т , Т - среднее время выполнения параллельно и последовательно выполняемых этапов инновационного проекта в сфере ИТ.

Критерий качества интеграции процессов реализации проекта определяется выражением:

тг ____ тг тг тг тг тг тг тг тг тг

К 3 _ К э1 ■ Кэ2 ■ К э3 ■ К э4 ■ К э4 ■ Кэ5 ’ Кэ6 ’ К э7 ’ К э

(З)

где Кэ1 - качество формирования информационных потоков;

Кэ2 - качество передачи, приема, хранения и отображения информации;

Кэ3 - качество создания аппаратных средств ИТ;

Кэ4 - качество формирования баз данных;

Кэ5 - качество построения линий связи и коммуникаций;

Кэ6 - качество создания программного обеспечения;

Кэ7 - качество безопасности ИС;

Кэ8 - качество формирования информационных систем.

При этом коэффициенты Кэ1, ..., Кэ8, определяемые в соответствии с табл.4, носят нормированный характер.

Критерий качества управления интеллектуальными ресурсами при выполнении инновационных проектов в сфере информационных технологий определяется соотношением:

тг тг тг тг тг тг тг тг тг тг

К 4 — К п1 ■ К п2 ' К п3 ' К п4 ■ К п4 ' К п5 ' К п6 ' К п7 ' К п8

(4)

где Кп1, „., Кп8 - нормированные коэффициенты качества комплектования инновационного проекта в сфере информационных технологий квалифицированным персоналом по элементам Э1,^,Э8 (по аналогии с К3).

Критерий качества управления материальными ресурсами инновационного проекта в сфере информационных технологий определяется соотношением:

К5 _ Км1 • Км2 • Км3 • Км4 • Км4 ' Км5 ' Км6 ' Км7 ' Км8 , (5)

где КМ1, ..., Км8 - нормированные коэффициенты качества использования материальных ресурсов при выполнении инновационного проекта в сфере информационных технологий по элементам Э1,...,Э8 (по аналогии с К3).

Критерий качества выполнения этапов инновационного проекта в сфере ИТ определяется выражением:

гп

К6 = У K

а

(6)

1=1

где К. - качество выполнения отдельных этапов выполнения инновационных проектов в соответствии с рис.1 (этапа фундаментальных исследований, этап прикладных научных исследований, этап опытно-конструкторской работы, этап внедрения инноваций, этап модернизации инноваций);

т - количество выполняемых этапов в рамках инновационного проекта создания информационных технологий.

Критерий качества коммуникаций с заказчиками инновационного проекта в сфере информационных технологий определяется соотношением:

к7 _ (1 -А«) • (1 -А!!), |7)

Р

где А ^ " относительная средняя степень рассогласования восприятия результатов выполнения задач, решаемых в рамках инновационного проекта создания информационных технологий, заказчиком и исполнителем;

АТ с - дополнительное время согласования задач создания информационных технологий в рамках инновационного проекта;

ТР - время реализации инновационного проекта в сфере ИТ.

Критерий качества управления инвестициями инновационного проекта в сфере ИТ:

1 т

К8 = [- Хи ] • т, (8)

т 1=1

где и. - относительный уровень обеспеченности этапов исполнения инновационных проектов в сфере информационных технологий; Ж - индекс рентабельности реализации инновационного проекта в сфере информационных технологий;

Критерий качества управления рисками инновационного проекта в сфере ИТ определяется соотношением:

т

К =П Р , (9)

г_1

где Р. - вероятность успешной реализации 1-го этапа реализации инновационного проекта в сфере информационных технологий. Критерий качества управления совместимостью элементов ИТ-системы при выполнении инновационного проекта определяется соотношением:

к _ (1 ) (1 АРС) (1 АЕС)

К10 _ (1--------—) • (1--------—) • (1----------------—) , (10)

AZ

где - относительный уровень издержек на согласование элементов ИТ- системы;

AFL

F

AE

c

относительные потери уровня функциональности ИТ-системы при обеспечении совместимости ее элементов;

относительные потери эксплуатационных возможностей ИТ- системы при обеспечении совместимости ее элементов.

E

Обобщенный критерий оценки эффективности управления качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий определяется выражением:

10

К =УК А т.

j=1

где К. - критерии оценки эффективности составляющих системы управления качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий, определяемых по выражениям (1), ..., (10);

|~j - весомости критериев оценки эффективности составляющих системы управления качеством инновационных проектов в сфере

У А, = 1

информационных технологий, определяемые из условия J , и изменяющиеся в зависимости от степени новизны инновации

j

(радикальные, улучшающие, модифицирующие).

С учетом проведенных аналитических исследований и сформированных критериев оценки эффективности управления качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий в работе сформирована модель управления качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий (рис.2).

Рис.3. Модель управления качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий.

В отличие от традиционной системы качества, рекомендуемой по международным стандартам ИСО серии 9000, где большое внимание уделяется документированию процессов (начиная от ответственности руководства и заканчивая действиями с несоответствующей продукцией), предложенная модель управления качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий действительно ориентирована на процессы улучшения качества (начиная с управления интеллектуальными ресурсами и заканчивая управлением рисками, инвестициями и совместимостью элементов ИТ системы). Система сбалансированных показателей также предполагает не только соблюдение баланса по основным составляющим системы в рамках инновационного проекта, но и поддержание этого баланса при реализации последующих проектов, в частности при модернизации информационных систем заказчика.

Апробация предложенной модели управления показывает, что оценка качества инновационных проектов в сфере информационных технологий по интегральному критерию может быть увеличена на 26-29%. То есть эффект от внедрения предложенной модели управления качеством инновационных проектов в сфере информационных технологий можно оценить как близкий к высокому (уровень в 30%). При этом наибольший вклад в повышение качества инновационных проектов в сфере информационных технологий вносят: управление содержанием работ по проекту, управление совместимостью элементов ИТ системы, управление кадровым потенциалом и управление рисками инновационного проекта.

Литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов И66 /С. Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.; Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 343 с.

2. Гордиенко А. А., Еремин С. Н., Тюгашев Е. А. Г68 Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. — Новосибирск: Изд-во ин-ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. — 280 с.

3. А. М. Мухамедьяров «Инновационный менеджмент», Учебное пособие, Второе издание, Москва, ИНФРА-М, 2008.

4. Фахтутдинов В. А. «Инновационный менеджмент»: Учебник для вузов 6-е изд. — СПб, Питер, 2008.

5. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. — СПб: Питер, 2001. — 304 с.

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой — М.: ИНФРА — М, 2002. — 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.