Научная статья на тему 'Управление качеством банковских услуг с использованием методологии Lean'

Управление качеством банковских услуг с использованием методологии Lean Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Яковлева Ирина Андреевна, Юракова Татьяна Геннадиевна

Понятие «Бережливое производство» пришло к нам из Китая. Еще в 1950 году Тайити Оно основоположник бережливого производства, начал первые опыты оптимизации производства на заводе Тойота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Яковлева Ирина Андреевна, Юракова Татьяна Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством банковских услуг с использованием методологии Lean»

found. Impact analysis of elastic bends deformation to geometry of different type of axial tool. The obtain data could form the fundamentals for working out of new techniques of definition of optimum cutting conditions, and also for creation recommendations about a diamond deep grinding of the monolithic carbide material cutting tools.

Ключевые слова: grinding of monolithic axial tool, elastic bend deformation, axial tool

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ БАНКОВСКИХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ LEAN Яковлева Ирина Андреевна, магистрант Научный руководитель: Юракова Татьяна Геннадиевна,

кандидат технических наук, доцент Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

Понятие «Бережливое производство» пришло к нам из Китая. Еще в 1950 году Тайити Оно - основоположник бережливого производства, начал первые опыты оптимизации производства на заводе Тойота.

На базе разработок уже действующих научных школ, Таиши Оно возвел свою уникальную систему, которая получила название Производственная система Тойота. Чуть позже, в 1988 году, Джон Крафчик ввел в научный обиход термин «Lean production» («Бережливое производство»). В переводе от английского «lean production», — «стройное производство» — целая концепция управления производством, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. [3] Lean - тип мышления, которым должна обладать организация для достижения поставленных целей. В методологии Lean важно внимание не только высшего руководства, но и каждого сотрудника предприятия, полное вовлечение в процесс оптимизации организации.

Отправная точка бережливого производства — ценность потребителя. Со стороны конечного потребителя, продукт, товар или услуга нарабатывают действительную ценность только в том случае, когда происходит естественная обработка, изготовление этих составляющих. Сверхзадачей бережливого производства является устранение потерь. Слово «потеря» по-японски называется словом «муда» - означает потери, отходы, т.е. обозначает любую деятельность, потребляющая ресурсы без создания какой-либо ценности [2].

Опыт внедрения бережливого производства в России и в развитых странах имеет важную особенность, но имеет различие в способе применения. На российских предприятиях большое значение уделяется инструментам методологии Lean, а в зарубежных организациях большое внимание нацелено на формирование идеологии бережливого производства. Инструменты не работают без идеологии. Отсюда и произошло торможение в формировании бережливого производства на российском бизнес-рынке. Первыми

предприятиями, которые ввели в управление производством методологию Lean - Горьковский автомобильный завод (Группа «ГАЗ»), ПАО «РУСАЛ», ПАО «КАМАЗ», ОАО Челябинский кузнечно-прессовый завод, в том числе и ПАО «Сбербанк России».[1]

Вскоре методология Lean стала набирать обороты не только в промышленном секторе, но и захватила сферу услуг. Потенциал применения Lean-методик в финансовом секторе высокий. Крупный российский банк, ПАО «Сбербанк России», один из первых ощутил преимущества применения методологии Lean. Сбербанк осуществил свою Производственную систему на основе принципов Lean и достиг грандиозных успехов (по данным на 2014 г):

- экономический эффект от модификации розничной сети составил прибыль на 35 млрд. руб.;

- эффект от внедрения в бухгалтерии модели работы, основанной на принципах Lean (на сотрудника в год) - 85 000руб.;

- сократили очередь на 40 % за счет универсальных рабочих мест, гибких графиков, системы управления электронной очередью.

- увеличение скорости разработки программного обеспечения на 46%.

В ПАО «Сбербанк России» после внедрения «бережливых» технологий были созданы «lean ВСП» (ВСП - внутреннее структурное подразделение) или «Lean-лаборатории». «Lean-лаборатория» - это учебный центр, где происходит обучение сотрудников принципам и инструментам бережливого производства. Все новшества тестируются сначала в Lean-офисе, и только после этого происходит принятие решения о внедрении. [4]

На сегодняшний день, на примере ПАО «Сбербанк России» методологию Lean внедряют другие российские банки: ПАО «ВТБ 24», ПАО «Хо-умКредит Банк энд Финанс Банк», ПАО «БАНК УРАЛСИБ». [Рис. 1]. Банки, использующие технологии Lean в работе своих отделений, смогли увеличить время полезной работы своих сотрудников в два раза и в три раза число новых клиентов. Финансовые организации, вводившие «бережливую» методику в свои процессы, добились 35% снижения расходов, а также сокращения затрат времени и количество потерь на 70% [4].

Основная особенность Lean-методик - решение задач по оптимизации расходов и затрат времени, при этом повышая качество услуг.

50 40 30 20

10

ПАО "ВТБ 24" ПАО "УРАЛСИБ" ПАО "ХоумКредит"

■ Рост производительности подразделений кредитных сделок (%)

■ Повышение эффективности использования ресурсов(%)

■ Сокращение очередей (%)

Рисунок 1 - Эффективность результатов при использовании методологии Lean в банковском секторе (на 2014 год).

Таким образом, по результатам статистики видно, что при использовании принципов бережливого производства российские банки приобрели устойчивость на финансовом рынке и стали более конкурентоспособными. Несмотря на такие колоссальные результаты в применении методологии Lean в банковской сфере, все же существуют значительные пробелы в реализации принципов, которые необходимо заполнить для достижения успеха.

Для того, чтобы принципы Lean привели финансовую организацию к успеху, программа преобразований должна быть основана на улучшениях по четырем понятиям: «голос клиента», «операционная система», «система управления», «менталитет и модель поведения». [5]

Данные понятия составляют единый механизм, который зависит друг от друга и нацелен на совместную работу. При запуске такого механизма решается ряд определенных задач. У каждого «звена» задачи имеют разную трактовку.

Операцилнная ема

Рисунок 2 - Схема направлений на улучшение преобразований Lean-

методологии

0

Главной задачей при работе с направлением «голос клиента» является повышение заинтересованности клиента с помощью улучшения качества и времени обслуживания. Пренебрежение «голосом клиента» ведет к неспособности оказывать клиентам именно те услуги, которые имеют для них ценность, а также ведет к отсутствию способности оказывать потребителю услуги, которые имеют для них ценность и важность, т.е. не удовлетворять потребности.

Направление «операционная система» имеет иную задачу — расположение бизнес-процессов для получения клиентами максимально ценных результатов. В данном направлении все внимание уделяется на выявление и устранение источников операционной неэффективности: сокращение потерь; повышение эластичности при реализации процессов, снижение вола-тильности (волатильность - это отклонение от установленного стандарта). Игнорирование операционной системой приводит к дефициту экономического эффекта.

Другое «звено» механизма - «система управления». Его главной задачей является формирование структуры и системы, с помощью которых происходит управление ресурсами производства. Если пренебречь этим направлением, то произойдет снижение качества управления и развитие бюрократизации бизнес-процессов.

Не менее важной является последнее направление - «менталитет и модель поведения». Это направление нацелено на командную работу, поощрение развития навыков, взаимопонимание сотрудников между клиентами, внедрение культуры высокой работоспособности. Основная задача такого направления -трансформировать восприятие и отношение сотрудников к рабочим бизнес-процессам и к своим клиентам.

Важно запомнить, что успешная реализация «бережливых» технологий во многом зависит от поддержки не только высшего руководства, но и от командной работы сотрудников. Исходя из вышеизложенного, очевидно, что в результате совершенствования производственной системы банковской сферы на основе бережливого производства, банкам необходимо учесть механизм четырех направлений реализации Lean. Внедрение этого механизма станет новым и эффективным шагом в развитии методологии Lean в банковском секторе.

Список литературы

1. Алексашина Н. Зарубежный опыт организации управленческого учета и его применение в России// sait-nauki.ru — 04/2013

2. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел T. Бережливое производство: как избавится от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.

3. Джордж, Майкл Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Джордж. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 168 с.;

4. Кох Л.В. Принципы и механизмы повышения эффективности банковской деятельности на основе использования инноваций: автореф. дис. д-ра экон. наук, Иваново,

2014;

5. Ходак Е.Е. Оптимизация бизнес-процессов в российских компаниях. М., Дело, 2015.

Yakovleva Irina Andreevna, graduate student Supervisor: Urakova T. G.,

candidate of technical Sciences, associate Professor Belgorod state technological University them. V. G. Shukhov QUALITY MANAGEMENT OF BANKING SERVICES USING THE LEAN METHODOLOGY

The concept of "Lean manufacturing" came to us from China. In 1950, Taiichi Ohno - the founder of lean production, started the first experiments to optimize production at the Toyota plant.

УДК 621.762.27

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ ОТХОДОВ ШАРИКОПОДШИПНИКОВОЙ СТАЛИ МАРКИ ШХ15 МЕТОДОМ ЭЭД В ВОДЕ ДИСТИЛЛИРОВАННОЙ Агеева Екатерина Владимировна, к.т.н., доцент (e-mail: ageevQ-ev@yandex.ru) Куц Вадим Васильевич, д.т.н., профессор (e-mail: kuc-vadim@yandex.ru) Ивахненко Александр Геннадьевич, д.т.н., профессор (e-mail: ivakhnenko2002@mail.ru) Хардиков Сергей Владимирович, аспирант Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия (e-mail: hardikov1990@mail.ru)

Представлены результаты исследования строения и свойств порошковых материалов, полученных из отходов шарикоподшипниковой стали марки ШХ15 методом ЭЭД в воде дистиллированной.

Ключевые слова: отходы шарикоподшипниковой стали, электроэрозионное диспергирование, порошок, свойства.

Шарикоподшипниковые стали нашли широкое применение в машиностроении. Из них изготавливают шарики, ролики и кольца подшипников качения. Эти детали в процессе работы испытывают высокие удельные знакопеременные нагрузки. В настоящее время существует несколько способов отходов шарикоподшипниковой стали. Все эти способы отличаются крупнотоннажностью, большими энергетическими затратами, экологическими проблемами. Особую актуальность приобретает поиск и разработка малоэнергоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых и безотходных способов получения порошков [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.