Научная статья на тему 'Управление изменениями в национальной экономике в условиях глобальных стратегических вызовов'

Управление изменениями в национальной экономике в условиях глобальных стратегических вызовов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / МОДЕЛИ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ECONOMIC DEVELOPMENT TRENDS / NATIONAL ECONOMY COMPETITIVENESS / NATIONAL ECONOMY MODERNIZATION STRATEGY MODELS / TECHNOLOGICAL STRUCTURE / NATIONAL PROJECTS / GREEN ECONOMY / DIGITAL TRANSFORMATION / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Юрий Васильевич, Половова Татьяна Александровна

Происходящие кардинальные технологические реформы с заменой базовых технологий на более совершенные, приводят к глобальным изменениям во всех сферах экономики большинства стран. Адаптивность национальных экономик к инновационным преобразованиям и степень перехода на новый технологический уклад в последующем определяется посредством конкурентоспособности на глобальном рынке. На практике немногие страны достигают высокого уровня конкурентоспособности и тем более способны сохранять его в длительной перспективе. Это невозможно обеспечить без радикальных преобразований на основе инноваций в ключевых сферах инфраструктуры. В условиях новых трендов актуальна разработка концептуальных моделей и методического подхода к стратегии модернизации национальной экономики. Модернизация позволяет сформировать экономику, лидирующую в области инноваций, и обеспечить достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции. В статье рассматривается ряд особенностей, связанных с переходом национальной экономики к VI технологическому укладу. Сейчас глобальными стратегическими трендами выступают инновации и новые технологии в области «зеленой» экономики и цифровизации. В этой связи, по мнению авторов, стратегия модернизации национальной экономики должна ориентироваться на одновременную реализацию двух моделей. Первая из них базируется на проектах, которые позволят в кратчайшие сроки достичь высокого уровня по основным параметрам конкурентоспособности. Вторая модель строится на принципах инновационной экономики, которые предполагают периодические технологические скачки, приводящие к замене существующей базовой технологии более прогрессивной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусев Юрий Васильевич, Половова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing Changes in the National Economy in the Context of Global Strategic Challenges

The radical technological changes taking place with the replacement of basic technologies with more advanced ones lead to global changes in all spheres of the economy of most countries. The adaptability of national economies to innovative changes and the degree of transition to a new technological order in the future is determined by competitiveness in the global market. In practice, few countries achieve a high level of competitiveness, much less are able to maintain it in the long term. This cannot be achieved without radical changes based on innovations in key areas of infrastructure. In the context of new trends in world development, it is important to develop conceptual models and methodological approach to the strategy of modernization of the national economy. Modernization transformations allow to form the economy leading in the field of innovations and to provide achievement of advanced positions in the global economic competition. The article discusses a number of features associated with the transition of the national economy to the 6th technological order. Currently, innovations and new technologies in the field of "green" economy and digitalization act as global strategic trends. In this regard, according to the authors, the strategy of modernization of the national economy should focus on the simultaneous implementation of two models. The first of them is based on projects that will allow to achieve a high level of competitiveness in the shortest possible time. The second model involves the construction of a new economy based on the principles of innovation economy, as a result of which technological jumps periodically occur, leading to the replacement of the existing basic technology with more progressive ones.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями в национальной экономике в условиях глобальных стратегических вызовов»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Ю. В. Гусев Т. А. Половова

УДК: 338.242 DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10110

Управление изменениями в национальной экономике в условиях глобальных стратегических вызовов

Происходящие кардинальные технологические реформы с заменой базовых технологий на более совершенные, приводят к глобальным изменениям во всех сферах экономики большинства стран. Адаптивность национальных экономик к инновационным преобразованиям и степень перехода на новый технологический уклад в последующем определяется посредством конкурентоспособности на глобальном рынке. На практике немногие страны достигают высокого уровня конкурентоспособности и тем более способны сохранять его в длительной перспективе. Это невозможно обеспечить без радикальных преобразований на основе инноваций в ключевых сферах инфраструктуры.

В условиях новых трендов актуальна разработка концептуальных моделей и методического подхода к стратегии модернизации национальной экономики. Модернизация позволяет сформировать экономику, лидирующую в области инноваций, и обеспечить достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.

В статье рассматривается ряд особенностей, связанных с переходом национальной экономики к VI технологическому укладу. Сейчас глобальными стратегическими трендами выступают инновации и новые технологии в области «зеленой» экономики и циф-ровизации.

В этой связи, по мнению авторов, стратегия модернизации национальной экономики должна ориентироваться на одновременную реализацию двух моделей. Первая из них базируется на проектах, которые позволят в кратчайшие сроки достичь высокого уровня по основным параметрам конкурентоспособности. Вторая модель строится на принципах инновационной экономики, которые предполагают периодические технологические скачки, приводящие к замене существующей базовой технологии более прогрессивной.

Ключевые слова: тренды развития экономики, конкурентоспособность национальной экономики, модели стратегии модернизации национальной экономики, технологический уклад, национальные проекты, «зеленая» экономика, цифровая трансформация, электронное правительство

Введение

Достаточно низкая конкурентоспособность национальной экономики является одной из проблем современной России. Это обусловлено состоянием инфраструктуры и темпами перехода на инновационный путь развития, что в значительной степени определяет необходимость

© Ю.В.. Гусев, 2019 © Т.А.Половова, 2019

радикальных преобразований в экономике, с использованием инновационных механизмов ее модернизации, новых форм привлечения инвестиций. Синхронность функционирования всех элементов экономики во многом зависит от степени кооперации и координации деятельности ключевых субъектов инновационной сферы: государства, бизнеса, научных организаций, университетов. Именно они призваны вырабатывать в тесном взаимодействии друг с другом общее видение перспектив технологического развития соответствующих отраслевых или технико-технологических направлений, обусловленных переходом к новому технологическому укладу.

При этом государство должно ориентировать всех участников процесса на реализацию социально значимых научно-технических и инновационных программ, способствующих развитию инфраструктуры экономики и повышению ее конкурентоспособности в системе мирового хозяйства.

Можно с полной уверенностью констатировать, что следствием новых глобальных трендов в мировой экономике являются трансформационные сдвиги в координатах «процессы глобализации — позиционирование национальных экономик в глобальном экономическом пространстве — адаптивность к глобальным трансформационным изменениям посредством модернизации». При этом адаптивные свойства национальных экономик проявляются через уровень их глобальной/международной конкурентоспособности, который далеко не всегда соответствует желаемому результату.

Степень исследованности проблемы

В настоящее время по-прежнему актуальна необходимость совершенствовать механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства, в частности, на основе управления национальными проектами и на теоретико-методическом базисе, описывающем принципы результативного взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами в рамках формирования эффективной инфраструктуры национальной экономики, конкурентоспособной в современной глобальной системе мировой экономики.

В таблице 1 в обобщенном виде представлена исследуемая отечественными и зарубежными авторами тематика в рамках рассматриваемой проблемы.

Таблица 1

Перечень авторов по исследуемой проблематике

Исследуемая проблематика Отечественные и зарубежные ученые

Исследование трендов развития экономики. Выявление проблем в экономике с позиции обеспечения ее конкурентоспособности и факторов конкурентных преимуществ Белл Д., Друкер П., Глазьев С. Ю., Завьялов П. С., Иванов О. Б., Кондратьев Н. Д., Медынский В. Г, Мин-дели Л. Э., Портер М., Селезнев А. З., Э. Тоффлер, Фримен К., В. Д. Щетинин, Шумпетер Й. и другие.

Исследование взаимодействия государства и бизнеса в контексте наращивания конкурентных преимуществ национальной экономики Боуф П., Бэйл Дж., Веблен Т, Дэлмон Дж., Дэниелс Р, Джонк М. Д., Домбкинс Д., Йескомб Е. Р., Йоханс-сон Ф., Карлоф Б., Кейнс Дж., Коуз Р., Менкью Г., Мотт М., Портер М., Прусак Л., Рикардо Д., Рол М., Самуэльсон П., Смит А., Фабиус Л., Флиндерса М., Фридмен М., Хантингтон С., Шарингер Л. и другие.

Развитие экономики с позиции формирования и функционирования инновационной системы как фактора конкурентных преимуществ Абрамова М.И., Бондарева Н. Н., Владимирова И. Г., Гохберг Л. М., Иванов В. В., Казакова О. Б. и другие.

Разработка инструментов и механизмов управления инновационными проектами в условиях дефицита финансовых ресурсов и обострения конкуренции на мировом рынке A.В. Баженов, В. С. Бард, Е. Ю. Бондарен-ко, А. З. Бобылева, В. Г. Варнавский, М. В. Ви-лисов, О. С. Виханский, А. М. Воротников, B. В. Генералов, С. Ю. Глазьев, Л. С. Демидова, М.А. Дерябин, Л. И. Ефимова, О. Б Иванов, В. А. Кабашкин, А. К. Казанцев, А. Я. Ке-слер, А. В. Клименко, В. А. Королев, И. К. Ларионов, А. А. Левченко, И. Е. Левитин, В. П. Логинов, М. В. Митрохин, О. П. Молчанова, В. Н. Мочальников, М. В. Савельева, П. В. Савранский, С. Н. Селивест-ров, И. И.Столяров, В.Н. Цветковой и другие.

Однако, несмотря на реализуемые в области теории и практики развития экономики предложения, направленные на достижение ее соответствия мировым трендам и вызовам, по-прежнему, остается ряд нерешенных проблем. В частности, это касается разработки концептуальной модели и методического подхода к стратегии модернизации национальной экономики, нацеленной на экономический прорыв и формирование нового технологического уклада посредством реализации инновационных инфраструктурных проектов с учетом трендов мирового развития, базирующихся на технологических прорывах и информационном развитии.

Предпосылки модернизационных преобразований в экономике

Оценка глобальной/международной конкурентоспособности по существующим методикам (Всемирного экономического форума, Международного института развития управления и ряда других) позволяет констатировать достаточно низкий уровень экономики Российской Федерации. В то же время, например, Швейцария шестой год подряд находится на верхних строчках.

Из 12 показателей рейтинга глобальной конкурентоспособности стран (Global Competitiveness Index) за 2017—2018 годы Россия по восьми имеет значения, позволяющие ей находиться в первой половине списка.

Речь идет о размере рынка (6), инфраструктуре (35), высшем образовании и профессиональной подготовке (32), инновационном потенциале (49), макроэкономической среде (53), здравоохранении и начальном образовании (54), технологическом уровне (57) и эффективности рынка труда (60). Куда более удручающее положение демонстрируют другие показатели рейтинга (конкурентоспособность компаний — 71-е место, эффективность рынка товаров и услуг — 80-е, общественные институты — 83-е, развитость финансового рынка -107-е).

Безусловно, такое положение не может быть приемлемым для экономики страны, которая претендует на достойное место в первой десятке экономически развитых стран.

Сильными сторонами российской экономики являются уровень распространенности высшего образования и развития инфраструктуры, динамика показателей, характеризующих регулирование бизнеса.

По данным международных аналитических агентств, Россия, располагая одной третью разработок мирового уровня из 34 основных высокотехнологических направлений, крайне слабо применяет перспективные технологические разработки (до коммерческой реализации доводится максимум 20%). Основная причина — разрыв между разработками в сфере НИОКР и их применением, поскольку со стороны хозяйствующих субъектов наблюдается достаточно низкий спрос на инновации. При этом в ущерб внедрению отечественных разработок обновление основных фондов (особенно в обрабатывающих отраслях), как правило, осуществляется посредством закупок зарубежного оборудования и машин. Это приводит к тому, что российская инновационная система становится ориентированной на импорт. Такое положение восприимчивости к инновациям обусловлено в первую очередь уровнем затрат российских предприятий на НИОКР по сравнению с инновационными лидерами (2,5%-4,5% к ВВП). Российские предприятия по данному параметру уступают зарубежным в 2—4 раза.

Кроме того, представители бизнеса и эксперты указывают на ряд других факторов, способствующих неэффективному распределению ресурсов и препятствующих росту конкурентоспособности национальной экономики (коррупция, неэффективность госаппарата, высокие налоговые и кредитные ставки).

В этой связи необходимы модернизационные преобразования, которые позволят обеспечить достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции. Первые попытки сформировать экономику, лидирующую в области инноваций и обеспечивающую конкурентоспособность на мировом уровне, были сделаны в начале 2000-х годов. Однако до сих пор формирование инновационной экономики в России остается проблемой, требующей скорейшего решения. Между тем мировая практика преобразований в экономиках стран с высоким уровнем конкурентоспособности базировалась, как правило, на общих подходах и ориентирах. Они хорошо известны и описаны в экономической литературе.

Две модели стратегии модернизации национальной экономики

Следует отметить позицию многих ученых относительно признака зависимости разделения стран от уровня экономического развития. Так, выделяют стадии экономического роста. М. Портер попытался объяснить причинно-следственную зависимость влияния уровня развития экономики страны на конкурентоспособность компаний в данной стране [4].

В соответствии с замыслом модели, состоящей из трех стадий экономического развития, бизнес-среда страны содействует появлению новых прогрессивных конкурентных форм внутри страны (рисунок 1).

Три стадии экономического развития

Стадия 1

Преобладание влияния базовых факторов

Технологии

импортируются,

ввозятся

иностранными

производителями или

имитируются

Продукты

относительно просты и спроектированы в других странах

Преобладает ценовая конкуренция

Стадия 2

Стадия 3

Преобладание влияния инвестиций

Технологии привносятся путем их лицензирования, использования на совместных предприятиях, а также имитации

Э ф ф ективн ость производства стандартных продуктов и услуг

Большие инвестиции

в создание

эффективной

ин ф растру ктуры,

правительственные

структуры,

способ ству ющ и е

развитию бизнеса,

доступность заемного

капитала

Способность

создания

инновационных

продуктов и услуг с

использованием

н аиб ол ее п еред овых

технологий

Бизнес-среда развита в сильной степени, сущ естъуют совокупности ведущих отраслей

Не существует предела развитию совокупности отраслей

Рисунок 1. Три стадии экономического развития стран

Согласно модели, фактический уровень экономического состояния бизнес-среды оказывает влияние на степень конкуренции хозяйствующих субъектов внутри страны. Тем самым, с повышением уровня экономического развития страны формируются соответствующие условия для повышения ее конкурентоспособности. Рассмотрим особенности стадий экономического развития стран и их влияние на конкурентоспособность.

Первая стадия. В конкурентоспособности страны ключевыми являются базовые экономические факторы (дешевая рабочая сила, запасы природных сырьевых ресурсов), позволяющие производить товары широкого потребления посредством, как правило, импортируемых технологий. Экономика страны в значительной степени чувствительна к факторам и процессам, происходящим в мировой экономике, в частности, фазам ее развития, ценам на товары первой необходимости, колебанию курсов валют и другим.

Вторая стадия. Имеет место более совершенное производство товаров и услуг с использованием, чаще всего, импортируемых технологий в виде лицензирования, создания совместных предприятий, имитации с последующим совершенствованием. Страны в этом случае имеют ориентацию на производство и экспорт сервисных услуг. Такое позиционирование экономики может вызвать кризисы, в том числе риск кризисов в финансовой сфере.

Третья стадия. Бизнес-структуры конкурируют за счет уникальных технологий. Значительная доля в экономике с преобладанием инновационных предложений принадлежит сфере сервиса, что обеспечивает устойчивость в условиях нестабильности экономики. На эту стадию вышли экономики скандинавских стран, США и некоторых других.

Представляется, что Россия находится на переходной стадии — между 2-й и 3-й.

Ориентируясь на повышение конкурентоспособности страны, необходимо выявлять наиболее весомые факторы, влияющие на рейтинг конкурентоспособности. Это позволяет корректировать тренды развития национальной экономики.

В этой связи стратегия модернизации национальной экономики, по нашему мнению, должна ориентироваться на одновременную реализацию двух моделей.

Первая модель должна быть построена на проектах, которые позволят в кратчайшие сроки прийти к высокому уровню по основным параметрам конкурентоспособности.

Направления эти хорошо известны, и мы не будем на них подробно останавливаться. Отметим, что в соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России, приоритетными секторами и отраслями экономики определены инновационный сектор (развитие науки и высокотехнологичных отраслей промышленности, в частности, космические технологии, восстановление производства редкоземельных элементов, разработка конструкционных и функциональных композиционных материалов нового поколения, силовая электротехника и энергетическое машиностроение, авиация, судостроение, фармацевтика), нефтегазовый и сырьевой секторы, транспорт, оптовая и розничная торговля [5; 6]. За исключением некоторых инновационных, все они в большинстве своем — традиционные, доля которых в современной российской экономике достаточно высока.

Больший интерес может представлять вторая модель, нацеленная на экономический прорыв посредством трендов мирового развития, базирующихся на технологических прорывах и информационном развитии в форме стимулирования информационного общества, существующего на базе современных информационно-коммуникационных технологий («электронное управление»).

Вторая модель предполагает построение новой экономики, базирующейся также на принципах инновационной экономики,когда периодически происходят технологические скачки, приводящие к замене существующей базовой технологии на более прогрессивные.

Важно отметить, что в настоящее время идет становление нового технологического уклада, в результате единства технологических принципов взаимос-

вязанных отраслей. В итоге формируется технико-технологический комплекс в рамках единства технологического способа производства, функционирование которого происходит на основе базовой технологии.

Особенностью нового уклада является ориентир на благосостояние общества посредством современных технологий в сфере добычи и использования природных ресурсов, рационального использования неисчерпаемых ресурсов. Такие технологии способны обеспечить возвращение в производственный процесс продуктов конечного пользования. Это позволяет использовать соответствующие технологии, способствующие развитию «зеленой» экономики, сводящей к минимуму нагрузку на окружающую среду [2; 3; 8].

Остановимся более подробно на второй модели, поскольку речь идет о формировании и становлении нового технологического уклада, в основе которого лежат глобальные тренды. По оценкам специалистов и исследовательских центров, новые тренды указывают на ускоряющееся развитие технологий, ведущих к цифровизации и роботизации производственного процесса, структурному падению себестоимости производства и капитальных затрат и, как следствие, низкой капиталоемкости экономического роста. Национальные экономики специализируются на производстве определенных новых видов продуктов и услуг, повышается их эффективность и производительность. Всепроникающие, прорывные технологии приводят к качественным изменениям в производительных силах и к структурным сдвигам в экономике, все больше выстраиваясь вокруг так называемых глобальных цепочек добавленной стоимости.

Современный этап характеризуется рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, наблюдается процесс глобального ускорения технико-технологического развития, приводящего к автоматизации и роботизации процессов в производстве и бизнесе (искусственный интеллект машины, цифровые технологии, 30-принтеры в ключевых технологичных отраслях экономики и другие). Во-вторых, активизировались разработки технологий для экологичного производства энергии из возобновляемых источников. В-третьих, государство активно стимулирует НИОКР по приоритетным направлениям «зеленой» экономики с последующим распространением в глобальном масштабе с целью стабилизации экономической системы и обеспечения сбалансированности интересов человечества с эффективным использованием ресурсов.

Тренды «зеленой» экономики основаны на ряде следующих аспектов.

Во-первых, приоритетности эффективного использования природных ресурсов в глобальном масштабе.

Во-вторых, приоритетности экономической и технологической политики, направленной на создание дополнительных рабочих мест.

В-третьих, обеспечении устойчивого развития экономик стран посредством механизмов «зеленой» экономики.

Принимая ориентир на обеспечение экологичности всей экономической системы в рамках «зеленой» экономики, необходимо реализовать ориентиры на конечного пользователя и сохранить окружающую среду, а также креативность общества

в реализации идей «зеленой» экономики, формирование многофункционального интегрированного дизайна, сочетаемого с природой.

В этом аспекте одно из приоритетных направлений развития «зеленой» экономики — энергосбережение и энергоэффективность, на которые приходится около 50% инноваций в мировой «зеленой» экономике. Именно они определяют эколого-климатическую структуру национальных экономик.

Альтернативой традиционной энергетики, которая развивалась параллельно с промышленным производством и бытовым хозяйством на протяжении полутора столетий, становится так называемая «зеленая энергетика» (нетрадиционная энергетика на основе возобновляемых источников энергии — ВИЭ) в виде ветровой, солнечной, геотермальной энергетики, а также малых ГЭС и БиоТЭС.

Возобновляемая энергетика (с учетом гидроэнергетики), по прогнозам агентства Bloomberg New Energy Finance, увеличит в 2030 году свою долю в мировом объеме выработки электроэнергии до 15,7% (сегодня 12,6%).

В отраслях «зеленой» энергетики будет создано больше рабочих мест. Согласно докладу Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, в настоящее время в секторе возобновляемых источников энергии уже трудится около 9,8 млн. человек. С развитием «зеленой» энергетики численность занятых в этой сфере экономики будет расти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с российской Концепцией предполагаются соответствующие мероприятия в основных сферах «зеленой» экономики (сельском хозяйстве, ЖКХ, электроэнергетике, промышленности и на транспорте, в сфере добычи водных ресурсов, в области утилизации и переработки отходов) [7].

Приоритетность вышеназванных сфер заложена в стратегии опережающего развития национальных экономик, строящейся на сочетании инноваций постиндустриальной экономики (V и VI технологические уклады) и модернизации хозяйствующих субъектов IV уклада (а в ряде стран — III уклада).

Результатом перехода к VI технологическому укладу и итогом технологических преобразований становится превращение экономики на глобальном уровне в мир цифровизации. Это становится возможным в связи с переходом на новые цифровые форматы и каналы информации.

Цифровая трансформация рассматривается как ключевой тренд, характерный для различных отраслей и секторов экономики и социальной сферы, позволяющий радикально повысить результативность или расширить объем операций организации.

Мы становимся свидетелями того, как большинство стран переходит к новой социально-экономической формации в виде глобального информационного общества. Представляется, что в ближайшем будущем оно будет сформировано как совокупность информационных национальных инфраструктур.

Условием цифровой трансформации, по мнению зарубежных экспертов, является создание дополнительной общественной ценности (либо ее изменение) в результате реализации государственных инициатив по цифровизации.

Цифровой трансформации отводится особое место в системе государственного

управления, поскольку цифровые технологии становятся не просто инструментом реализации стратегии модернизации государственного управления, но и в значительной степени определяют направления изменений в целом. В данном аспекте важный признак цифровой трансформации — изменение не только способов реализации государственных функций (оказания государственных услуг), в том числе процессов и подпроцессов, исполняемых при осуществлении государственных функций и государственных услуг, но и их понимания и состава. Тем самым, создаются условия для эффективного взаимодействия между гражданами и государством.

Наиболее авторитетной оценкой уровня развития электронного правительства является рейтинг OOH «Глобальное исследование электронного правительства» (Global E-Government Survey), в основу взвешенной оценки которого положены три показателя: степень охвата и качество интернет-услуг, уровень развития ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал. Каждый из них состоит из множества параметров. В таблице 2 представлен международный рейтинг развития электронных правительств в 2018 году.

Таблица 2

Индекс развития электронного правительства в 2018 году

Страна Рейтинг

Место Индекс

Дания 1 0,9150

Австралия 2 0,9053

Южная Корея 3 0,9010

Великобритания 4 0,8999

Швеция 5 0,8882

США 11 0,8769

Швейцария 15 0,8520

Австрия 20 0,8301

Россия 32 0,7969

Источник: [9]

Следует обратить внимание, что в 2012 году Российская Федерация занимала 27-е место в рейтинге.

Основными причинами более низкого индекса по сравнению со странами-лидерами называются следующие:

— узкий (чаще всего внутриведомственный) характер применения ИКТ, в результате чего не достигается желаемого эффекта оптимизации внутриведомственного взаимодействия и повышения качества и эффективности оказания государственных услуг;

— отсутствие единой информационно-коммуникационной инфраструктуры для организации межведомственного обмена данными в электронной форме.

Это приводит к низкой экономической эффективности внедрения информационных систем в практику работы государственных органов власти и местного самоуправления, а также оказания соответствующих их компетенции услуг.

В этой связи актуальной является разработка комплексного подхода к формированию организационно-экономического механизма, сочетающего в себе основную идеологию первой и второй модели развития.

Такой подход оправдан с позиции системного представления масштаба необходимых мероприятий, их последовательной реализации, ограничений, а также выявления потенциальных рисков и возможностей, которые могут повлиять на результаты и конечное состояние экономической системы.

Выводы

В качестве базовых аспектов, которым нет альтернативы, в основу приоритетных направлений развития национальной экономики с целью повышения ее конкурентоспособности выделены следующие.

Во-первых, институциональные направления, в частности, стабильное и предсказуемое законодательство; повышение качества и оперативности системы управления.

Во-вторых, инновационная направленность в деятельности, в первую очередь, научно-технологической инфраструктуры; стимулирование инвестиционной деятельности внутри страны.

В-третьих, макроэкономическая направленность, предусматривающая гибкость экономической структуры; сбалансированность приоритетов развития национальной экономики в рамках двух предложенных моделей, обеспечивающих развитие национальной экономики и ее конкурентоспособность на глобальном уровне.

В-четвертых, общеэкономическая направленность, соответствующая глобальным трендам развития мировой экономики.

Литература

1. Иванов О. Б. Современный мир: глобальные тенденции, вызовы и угрозы // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 1. C. 20—37.

2. Калашников И. Б., Вавилина А. В., Якубова Т. Н. Новый технологический уклад на пути становления инновационной экономики // Креативная экономика. 2018. № 9. Том 12. С. 1307-1320.

3. МудракЯ. О., Побегайло М. Г. Новый технологический уклад на пути становления инновационной экономики в аспекте обеспечения экономической безопасности // Вестник молодежной науки. 2019. № 2. С. 23-25

4. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов, Альпина Паблишер, 2019. 454 с.

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 14 октября 2019 года).

6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Аналитический обзор // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 16 (154).

7. Тумаркин О. В. Трансформация экономической структуры в условиях перехода к «зеленой» экономике // Информационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 151—158.

8. Файзулин М. И. Инновационные процессы в экономике в контексте развития новых технологических укладов // Вестник удмуртского университета. Серия. Экономика и право. 2018. № 1. Том 28. С. 56—60

9. The United Nations E-Government Survey: E-Government for the People, 2018.

References

1. Ivanov O. B. Modern world: global trends, challenges and threats. ETAP: Eko-nomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 1, pp. 20-37 (in Russian).

2. Kalashnikov I. B., Vavilina A. V., Yakubova T. N. New technological order on the way of formation of innovative economy. Kreativnaya ekonomika [Creative economy], 2018, vol. 12, no. 9, pp. 1307-1320 (in Russian).

3. Mudrak Ya.O., Pobegajlo M. G. New technological way of development of innovative economy in the aspect of economic security. Vestnik molodezhnoj nauki [Bulletin of youth science], 2019, no. 2, pp. 23-25 (in Russian)

4. Porter M. Konkurentnaya strategiya. Metodika analiza otraslej i konkurentov [Competitive strategy. Techniques for analyzing industries and competitors], ATpina Pablisher. 2019, p.454 (in Russian).

5. Prognoz dolgosrochnogo socialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federa-cii na period do 2030goda (razrabotan Mine'konomrazvitiya Rossii) [Forecast of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 (developed by the Ministry of economic development of Russia]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/doc20130325_06 (accessed 14 October 2019) (in Russian).

6. Forecast of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2030. Analytical review. Finansovaya analitika: problemy'iresheniya [Financial Analytics: problems and solutions], 2014, no. 16 (154) (in Russian).

7. Tumarkin O. V. Transformation of economic structure in conditions of transition to "green" economy. Informacionnaya ekonomika: perspektivy' razvitiya i sovershenstvovaniya [Information economy: prospects of development and improvement], 2018, no. 5 (31), pp. 151-158 (in Russian).

8. Fajzulin M. I. Innovative processes in the economy in the context of the development of new technological structures. Vestnik udmurtskogo universiteta. Seriya. Ekonomika ipravo [Bulletin of Udmurt University. Series. Economics and law], 2018, no. 1, vol. 28, pp. 56-60 (in Russian).

9. The United Nations E-Government Survey: E-Government for the People, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.