ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Ахметова В.Н.
1 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва
Управление изменениями при внедрении энергосберегающих инноваций на газотранспортных предприятиях
АННОТАЦИЯ:
В статье обозначена значимость энергосбережения для российской экономики, а также роль энергосберегающих мероприятий в повышении эффективности газовой отрасли. На основе результатов анализа отечественного и мирового опыта по повышению энергетической эффективности в газотранспортной сфере описаны направления внедрения технических, технологических, организационно-управленческих и информационных инноваций, позволяющих значительно снизить потребление топливно-энергетических ресурсов на собственные нужды. Показано, что внедрение различных видов инноваций приводит к организационно-техническими изменениям в деятельности газотранспортного предприятия, которые обуславливают необходимость разработки логистического подхода к управлению бизнес-процессами. Для эффективной организации инновационной деятельности предложена концептуально новая модель комплексного управления изменениями, возникающими в процессе внедрения инноваций в области энергосбережения при транспортировке газа, которая основана на применении методов менеджмента качества.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газотранспортные предприятия, инновации, управление изменениями, энергосбережение
JEL: L95, 030, Q30
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Ахметова В.Н. Управление изменениями при внедрении энергосберегающих инноваций на газотранспортных предприятиях // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 17. — С. 2113-2124. — doi: 10.18334/rp.17.17.36532
Ахметова Венера Наиловна, кандидат экономических наук, докторант кафедры логистики и экономической информатики, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 08.07.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.09.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.17.36532
(с) Ахметова В.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2114
Введение
Одним из перспективных направлений повышения эффективности функционирования отечественной промышленности является снижение энергоемкости ВВП, которая практически в 2,5 раза превышает среднемировой показатель, что является сдерживающим фактором для экономического развития страны в целом. Сегодня решение данной проблемы является одной из приоритетных задач государственной политики, что отражено в Указе Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению
и и 11 и и
энергетической и экологической эффективности российской экономики» № 889 от 04.06.2008 и Энергетической стратегии России на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства России № 1715-р от 13.11.2009.
В настоящее время успешно реализуется Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации №2446-р от 27.12.2010, благодаря которой в 2014 году энергоемкость ВВП страны снизилась на 5,61% по сравнению с уровнем 2007 года.
Существенная роль в программе отводится газовой отрасли, объединяющей добычу природного и попутного газа, транспортировку, переработку, подземное хранение и распределение, которая обеспечивает 10% ВВП России и формирует 25% поступлений в государственный бюджет страны. В рамках указанной программы реализуется подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте», которая в том числе ориентирована на развитие газотранспортной системы России (цель -снижение к 2020 году удельного расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при транспортировке газа до 25,0 кг у. т./млн м3-км (по сравнению с 28,2 кг у. т./млн м3-км в 2007 году)) [1].
Особенности реализации энергосберегающих мероприятий в газовой отрасли (на примере ПАО «Газпром»)
Крупнейшим игроком на мировом газовом рынке является ПАО «Газпром», который занимает 1 место в мире по объемам запасов природного газа (17% мировых и 72% российских запасов), по объемам добычи (11% мировой и 66% российской добычи) и размерам
2115
газотранспортной системы (171,2 тыс. км магистральных трубопроводов на территории России) [2].
В соответствии с нормативными документами ПАО «Газпром» энергопотребление определяется потребностями технологических процессов, при этом основным ТЭР является природный газ, доля которого в общей структуре потребления превышает 87%.
Во исполнение действующего законодательства ПАО «Газпром» осуществляет деятельность по повышению энергетической эффективности производственных процессов, реализации потенциала энергосбережения и снижению негативного воздействия на окружающую среду, что отражено во внутренних документах [3, 4]. Так, в период 2002-2010 гг. было реализовано три программы энергосбережения, в результате которых была обеспечена экономия ТЭР в 29,8 млн т у. т., причем преимущественно в транспорте (85,5%) и добыче газа (12,2%).
В настоящее время в ПАО «Газпром» реализуется «Концепция энергосбережения и повышения энергоэффективности на 2011-2020 гг.», которая нацелена на ежегодное снижение на 1,2% потребления природного газа на собственные нужды, что в результате должно обеспечить его совокупную экономию 22,5 млрд м3 (при этом общая экономия ТЭР - 28, 2 млн т у. т.). По данным на 31.12.2015, фактически достигнутая экономия ТЭР за 5 лет реализации Концепции составила 12,5 млн т у. т (44,3% от поставленной цели), при этом ежегодное снижение за указанный период - 4,4%.
На рисунке 1 приведены результаты реализации в ПАО «Газпром» Концепции энергосбережения и повышения энергоэффективности в 2011-2015 гг., а в таблице 1 показаны результаты энергосберегающих мероприятий в 2015 году [5].
Удельный расход ТЭР на собственные нужды на газотранспортных объектах на 90-95% определяется удельным расходом природного газа на компримировании (технологический процесс сжатия газа для дальнейшей транспортировки по трубопроводам и закачки в подземные хранилища), который непосредственно зависит от энергоэффективности установленных на компрессорных станциях газоперекачивающих агрегатов [6]. При этом важную роль играет неравномерность расхода газа на собственные нужды, который в значительной степени зависит от климатических условий (температурный режим) и выполняемой товаротранспортной работы (в
2116
т.ч. графика ремонтных работ). Основные показатели локальной и системной энергетической эффективности газотранспортной системы (абсолютные, удельные или относительные величины потребления или потерь энергетических ресурсов) приведены в СТО «Газпром» 2-3.5-1132007 «Методика оценки энергоэффективности газотранспортных объектов и систем».
Рисунок 1. Экономия ТЭР на собственные нужды (тыс. т у. т.). Источник: отчеты ПАО «Газпром» и расчеты автора
Таблица 1
Результаты энергосберегающих мероприятий _ ПАО «Газпром» в 2015 году__
\ Вид ТЭР, ед. изм. Показатель Природный газ Электроэнергия Тепловая энергия Всего
го а: 1 тыс. ту. т. млн. кВтч тыс. ту. т. тыс. ГКал тыс. ту. т. тыс. ту. т.
Расход ТЭР на собственные нужды Структура расхода ТЭР 40100 46280 10420 3380 21480 3040 52700
87,8% 6,4% 5,8% 100%
Совокупная экономия ТЭР в ПАО «Газпром» % от потребления 2255,3 2571,0 260,6 84,7 205,0 29,3 2685,0
5,6 14,0 0,95 5,1
Экономия ТЭР при транспортировке газа % от совокупной экономии ТЭР 1906,0 2172,8 203,3 66,0 60,7 8,6 2247,4
84,5 78,0 29,6 83,7
Структура экономии ТЭР при транспортировке газа 96,7% 2,9% 0,4% 100%
Источник: отчеты ПАО «Газпром» и расчеты автора
2117
Роль инноваций в повышении энергоэффективности газотранспортных предприятий
В значительной степени успешное достижение поставленных в реализуемой Концепции целей в области энергосбережения связано с применением технических, технологических, организационно-управленческих и информационных инноваций, позволяющих значительно снизить потребление ТЭР на собственные нужды [7]. Так, внедрение в ПАО «Газпром» программно-оптимизационных комплексов, направленных на повышение эффективности планирования потоков газа по единой системе газоснабжения и оптимизацию режимов работы газотранспортной системы, в 2011-2013 гг. обеспечило 25% общего объема экономии ТЭР.
Сегодня на газораспределительных станциях ПАО «Газпром» начинают активно применяться микротурбодетандерные генераторы, осуществляющие выработку электроэнергии, для которых в качестве источника электроснабжения могут выступать потоки газа в трубах при снижении давления. Еще одной инновацией, не имеющей аналогов в мире, являются установки по получению метановодородных смесей, выступающих топливным газом для газоперекачивающих агрегатов.
На линейной части газопроводов широкое применение получило оборудование, не требующее большого количества энергии. Например, приводные узлы кранов средства, обеспечивающие поддержку связи, электрохимическую защиту и т.д., для которых в качестве энергии могут применяться различные источники питания, использующие солнечную и ветровую энергию, а также автономные источники питания на базе двигателей Стирлинга, преобразовывающие тепловую энергию в электрическую.
Для реализации оставшегося потенциала экономии, заявленного в Концепции, необходима дальнейшая реализация программ энергосбережения, внедрение инновационных решений и поиск новых технологических и организационных возможностей для снижения внутреннего потребления ТЭР. Например, сегодня перспективными считаются технологии, связанные с применением низконапорного газа, получением жидкого топлива из попутного нефтяного газа, использованием «вторичных» ресурсов (технологические жидкости с высокой температурой и отходящие газы) и т.д. В таблице 2 приведен опыт зарубежных газотранспортных предприятий по разработке и внедрению инноваций в области энергосбережения.
2118
Таблица 2
Мировой опыт газотранспортных предприятий по разработке
и внедрению инноваций в области энергосбережения
Компания Основные инновации
GRTgaz (Франция) - Применение беспилотных летательных аппаратов для мониторинга. - Использование возобновляемого газа (биометана).
TIGF (Франция) - Использование инструмента VIGIE, сопоставляющего разнотипную информацию из различных источников, для мониторинга сетей. - Построение системы обнаружения утечек в открытом пространстве с помощью ультразвука.
Open Grid Europe (Германия) - Использование CHARM-системы обнаружения утечек метана с воздуха. - Применение стандартов качества, разрабатываемых в сотрудничестве с ISO, CEN, DIN, DVGW.
Gasum Oy (Финляндия) - Использование биогаза, производимого путем анаэробного сбраживания, и биогаза на основе древесины. - Разработка технологий повышения экологической эффективности транспортировки газа.
Enagas (Испания) - Разработка новых материалов для изготовления труб: антикоррозийные покрытия, криогенные материалы, катодное покрытие, термическая и акустическая изоляция. - Разработка технологий по применению избытка энергии (тепловой, холода и перепадов давления).
Snam (Италия) - Использование системы «Intelligent pig» для мониторинга состояния труб. - Внедрение инновационных технологий мониторинга состояния подводных трубопроводов.
Gasunie Transport Services (Нидерланды) - Использование возобновляемого газа (биометана). - Реализация удаленного мониторинга и управления клапанами газопроводов с помощью программных продуктов ARGOS и Nimbus.
Swedegas (Швеция) - Разработка технологии «Power to Gas» для интегрированного использования биологического газа и энергии ветра.
Gassco (Норвегия) - Внедрение системы Oracle Business Intelligence Enterprise Edition для контроля качества и визуализации данных для оптимизации процессов. - Развитие технологий ремонта трубопроводов на разных глубинах.
Fluxys (Бельгия) - Разработка эффективных систем катодной защиты. - Использование беспилотных летательных аппаратов для обследования труднодоступных надземных трубопроводов.
Источник: официальные сайты компаний GRTgaz, Tigf; Open Grid Europe GmbH; Gasum; Enagas, S.A.; SNAM; Gasunie Transport Services B.V.; Swedegas; Gassco; Fluxys
В то же время необходимо отметить, что отечественные инновации в области энергосбережения в основном направлены на повышение эффективности функционирования используемого оборудования, при этом европейские газотранспортные компании
2119
главный упор делают на создание новых технологий мониторинга и своевременного реагирования на аварийные ситуации.
Модель управления изменениями, возникающими в процессе внедрения инноваций в области энергосбережения
Внедрение различных видов инноваций в области энергосбережения непосредственно приводит к реинжинирингу технологических и бизнес-процессов путем проведения организационно-технических изменений [8, 9, 10]. В этой связи возникает актуальная задача построения эффективной системы управления организационно-техническими изменениями, вызванными внедрением инноваций различных видов, направленных на повышение локальной и системной энергетической эффективности функционирования объектов газотранспортной системы.
На рисунке 2 предложена разработанная модель управления изменениями в деятельности газотранспортного предприятия, возникающими в процессе внедрения инноваций в области энергосбережения, направленными на реализацию потенциала экономии различных видов топливно-энергетических ресурсов (природного газа, электроэнергии, тепловой энергии), а также применение возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Главной целью разработки и реализации мероприятий в данной сфере является повышение эффективности деятельности предприятия, которая, в свою очередь, определяется четырьмя составляющими (транспортно-технической, экономической, экологической и социальной эффективностью).
Важная роль в приведенной модели отводится управлению рисками, которые неразрывно сопровождают любую инновационную деятельность, а также логистическому управлению, связанному с организацией материальных и информационных потоков в процессе создания и практической реализации инновационных решений [11].
Контроллинг инноваций направлен на постоянный мониторинг процессов разработки и реализации рационализаторских мероприятий в области энергосбережения, который требует детальной фиксации результатов, их сопоставления с плановыми показателями и своевременной подготовки корректирующих воздействий, т.е. внесение изменений в инновационный проект.
2120
Эффективность деятельности газотранспортного предприятия
Рисунок 2. Модель управления изменениями, возникающими в процессе внедрения инноваций в области энергосбережения.
Источник: составлено автором
Как видно из рисунка 2, при управлении организационно-техническими изменениями, связанными с внедрением инноваций в области энергосбережения и направленными на реинжиниринг технологических и бизнес-процессов, предлагается применять различные методы и инструменты управления качеством.
В таблице 3 приведены примеры инструментов управления качеством, которые могут быть успешно применены в газотранспортной сфере для повышения эффективности деятельности отечественных предприятий.
2121
Таблица 3
Основные инструменты управления качеством,
перспективные для применения в газотранспортной сфере
Инструмент Характеристика
Методы Just in time Методы управления производством, направленные на снижение объемов запасов путем выполнения правила, что все необходимые комплектующие и материалы должны в заданные сроки поступать в определенное место в требуемом количестве.
Шесть сигм Плановый показатель деятельности, определяющий не более 3-4 дефектов на миллион операций.
Бережливое производство Повышение качества работы посредствам сокращения потерь во всех сферах деятельности организации, начиная от проектирования и производства и заканчивая сбытом продукции.
Методы kairyo Изменения происходят за счет последовательного внедрения «больших» (инноваций) и «малых» (небольших улучшений) изменений. Совместное использование двух видов улучшений дает возможность организации получить значительные конкурентные преимущества, при этом заметные улучшения качества достигаются благодаря инновационным технологиям.
Методы kaizen Система постоянного изменения различных аспектов деятельности организации, например, качества, технологий, корпоративной культуры и т.д. (основное внимание уделяется «качеству» персонала). В основе концепции лежит предположение о том, что существенное повышение качества основывается на большом количестве «малых», незначительных улучшений.
Источник: составлено автором
Заключение
Предполагается, что реализация энергосберегающих мероприятий, в том числе связанных с применением наилучших доступных технологий для нефтегазового комплекса и внедрением различных инновационных решений, осуществляемая в соответствие с предлагаемой на рисунке 2 моделью, позволит повысить транспортно-техническую, экономическую, экологическую и социальную эффективность деятельности газотранспортного предприятия.
ИСТОЧНИКИ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р «Об
утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (ред. от 16.02.2013).
2. Газпром в цифрах, 2011-2015 [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». - 2015. - Режим
доступа: http://www.gazprom.ru/f/posts/26/228235/gazprom-in-figures-2011-2015-ru.pdf
3. Концепции и программы энергосбережения [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». -
Режим доступа: http://www.gazprom.ru/nature/energy/
2122
4. Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года [Электронный
ресурс] // Инновации в России. - 2011. - Режим доступа: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2016/13270/2742.pdf
5. Годовые отчеты [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». - Режим доступа:
http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2016/
6. Организация природоохранной деятельности на газотранспортных предприятиях / А.В.
Завгороднев, А.Д. Хованский, Е.В. Маслова [и др.]. - Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2014. - 348 с.
7. Экологические отчеты [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». - Режим доступа:
http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2016/
8. Прогноз потребления газа - основа принятия рациональных решений по структуре и
технологическим параметрам при проектировании и реконструкции системы газоснабжения / Р.А. Кантюков, М.Г. Сухарев, В.П. Мешалкин [и др.] // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2015. - № 1. - С. 201-221.
9. Интеллектуально-экспертный метод определения оптимального маршрута
транспортировки продукции / М.И. Дли, В.В. Гимаров, И.В. Иванова [и др.] // Программные продукты и системы. - 2013. - № 4. - С. 41.
10. Организация и управление созданием социально-ориентированной газопроводной
системы республики Татарстан / А.Г. Попов, В.П. Мешалкин, Р.А. Кантюков [и др.] // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 2. - С. 77-81.
11. Гимаров В.В., Глушко С.И., Дли М.И. Конфигурирование информационных и
транспортных сетей в условиях неопределенности // Прикладная информатика. -2012. - № 6. - С. 081-085.
2123
Venera N. Akhmetova, Candidate of Science, Economics, Doctoral student of logistics and economic informatics, Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow
The management of changes at the introduction of energy-saving innovations on gas transmission operators
ABSTRACT
The article demonstrates the significance of energy-saving in Russian economy, as well as the role of energy-saving enterprises in the efficiency increase of gas industry. Based on the analysis results of the domestic and international experience in the increase of energy efficiency of gas transmission operators the author has described the directions of the introduction of technical, technological, organizational, managerial and information innovations enabling a considerable decrease of consumption of fuel and power resources for own needs. It has been demonstrated that the introduction of various types of innovations leads to organizational and technical changes in the activities of gas transmission operators, making it necessary to develop a logistic approach to business process management. For the efficient organization of innovation activities, a conceptually new model of complex management of changes appearing in the process of innovations introduction in the sphere of energy-saving at gas transportation based on the use of quality management methods.
KEYWORDS: gas transmission operators, innovations, management of changes, energy-saving