Научная статья на тему 'Управление издержками в инвестиционно-строительной сфере'

Управление издержками в инвестиционно-строительной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ВНЕЛЕГАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЛЕГАЛИЗОВАННАЯ КОРРУПЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галлямова Динара Хамитовна, Яковлев Антон Анатольевич

статье рассматриваются проблемы управления издержками в инвестиционно-строительной сфере России. На основе анализа теоретических и практических аспектов инвестиционно-строительной деятельности доказывается, что сложившаяся практика разрешений и согласований в строительстве ведет к существенному удорожанию вновь созданных объектов недвижимости. Автор анализирует структуру издержек в строительстве, связанных с коррупцией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of costs in investment and construction sphere

In this article problems of management by costs in investment and construction sphere of Russia are considered. On the basis of the analysis of theoretical and

Текст научной работы на тему «Управление издержками в инвестиционно-строительной сфере»

чинами, они могут рассматриваться лишь в сравнении с себе подобными в одной системе оценок. В нашем случае эти числа определяются оценкой единичных показателей в шкалах [0, 1]. Крайние точки шкал соответствуют значениям показателей потребностей для «идеального» проекта (1) и для «самого плохого» проекта (0). Определив характер связей (тесная у или слабая Р) между показателями разных уровней и руководствуясь вышеприведенными выражениями, можно рассчитать оценку комплексного показателя, характеризующего качество проекта. Важно отметить, что полученная комплексная оценка может рассматриваться только в сравнении с аналогичными объектами. Таким объектом может быть, например, «идеальный» проект (в котором значения всех показателей соответствуют правым границам шкал). Тогда сравнение рассчитанного комплексного показателя рассматриваемого проекта с комплексным показателем «идеального» варианта проекта показывает, насколько он далек от «идеального». Если же ЛПР интересует ход выполнения проекта во времени, то он может решить и эту задачу, рассчитав комплексные показатели для двух точек времени жизненного цикла проекта. Достаточно просто с использованием описанного метода можно решать задачи ранжирования вариантов проектов в соответствии с рассчитанными комплексными показателями качества проектов. Использование ЛА (в сравнении, например, с традиционно используемыми в квалиметрии различными методами «свертки») дает очень важное преимущество — возможность учесть характер причинно-следственной связи между показателями проекта (тесную или слабую связь), которая отражается приведенными выше выражениями. Если же ЛПР сможет каждому из показателей проекта поставить в соответствие затрачиваемый ресурс (деньги, время, кадры и т.д.), то можно решать уже следующую

важную задачу — задачу поиска, например, оптималь- ^

ного проекта при имеющихся ограничениях. ш

Таким образом, можно подвести некоторые итоги |

по нашему анализу ситуации. ^

1. Предложение положить в основу инновационного □= процесса в качестве одного из имманентных при- s знаков новое научное знание позволяет рассчиты- х вать на повышение эффективности инновационных х процессов. ш

2. Предложенный метод оценки качества проекта от- m личается от известных в лучшую сторону более £ адекватным отражением мнения ЛПР в графо- > аналитической модели путем использования ак- 2 сиоматики новой логики антонимов с получением н количественной оценки качества проекта (задача < «анализа» проекта), а также возможностью получе- i= ния заданного качества проекта при ограниченных х ресурсах (задача «синтеза» проекта). х

Литература

1. Системы менеджмента качества. Требования: Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001. 2001.

2. Асаул Н. А. и др. Введение в инноватику: Учебник. СПб.: Изд-во Ин-та проблем экон. возрождения, 2006. 275 с.

3. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 432 с.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и научно-технической политике»: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ.

5. Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1973. 167 с.

6. Качалов И. Кризис — лучшее время для роста. М.: АСТ; Прайм-Еврознак, 2009. 352 с.

7. Тисенко В. Н. Нечеткие множества в задачах комплексных испытаний инновационных проектов. СПб.: Политехника, 1998. 104 с.

8. Golota Ya. Ya. On a certain formalization of antonyms logic // Fuzzy Sets and Systems. 1992. N 45. P. 335-340.

Управление издержками в инвестиционно-строительной сфере

Management of costs in investment and construction sphere

УДК 657.471.1:332.83

Галлямова Динара Хамитовна

профессор Казанского филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, доцент 420032, г Казань, ул. [ладилова, д. 38

Gallyamova Dinara Khamitovna

420032, Kazan, ul. Gladilova, 38

Яковлев Антон Анатольевич

соискатель Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Yakovlev Anton Anatolievich

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

В статье рассматриваются проблемы управления издержками в инвестиционно-строительной сфере России. На основе анализа теоретических и практических аспектов инвестиционно-строительной деятельности доказывается, что сложившаяся практика разрешений и согласований в строительстве ведет к существен-

ному удорожанию вновь созданных объектов недвижимости. Автор анализирует структуру издержек в строительстве, связанных с коррупцией.

In this article problems of management by costs in investment and construction sphere of Russia are considered. On the basis of the analysis of theoretical and

> <

practical aspects of investment and construction activity, it is proved that the developed practice of permissions and coordination in construction leads to essential rise in price of again created objects of real estate. The author analyzes structure of costs in the construction connected with corruption.

Ключевые слова: управление издержками, транс-акционные издержки, внелегальные издержки, легализованная коррупция, конкурентные преимущества, эффективное ценообразование

Keywords: management of costs, transaction costs, extralegal costs, legalized corruption, competitive advantages, effective pricing

Управление издержками в инвестиционно-строительной сфере является одной из актуальных проблем современной российской экономики. За последнее десятилетие рост цен на вновь созданную недвижимость в Российской Федерации определялся не только инвестиционным спросом, но и ростом издержек [1, с. 305]. При этом речь идет не об издержках, которые обычно ведут к росту себестоимости продукции, а о «контрактных», трансакционных или «внелегаль-ных» издержках, т. е. таких издержках, которые не поддаются строгому учету и стоимостной оценке, однако зачастую ложатся на плечи предпринимателя. В отечественной экономической литературе, ориентируемой в последнее время на институциональный подход, все издержки подобного рода (в их число попадают взятки, «откаты» и прочие коррупционные платежи) принято называть трансакционными издержками [2, с. 15]. По нашему мнению, подобная интерпретация издержек, которые вынужденно несет предприниматель, легализует в том числе такие действия, которые в странах с развитой рыночной экономикой являются уголовно наказуемыми.

Обратимся к первоисточнику, благодаря которому термин «трансакционные издержки» приобрел не только публицистическую, но и научную форму. Дуглас Норт назвал трансакционными издержками те и них, которые хозяйствующий субъект не нес бы, если бы продавал произведенную продукцию сам и себе [3, с.69]. Казалось бы, данное определение соответствует национальным экономикам, где транс-акционные издержки формируются в соответствии с теми обычаями делового оборота, которые сложились исторически или в результате юридических новаций — сознательно-волевых действий по реформированию ранее существовавших юридических норм и обычаев.

Какого же рода трансакционные издержки при этом выделяются? Обычно выделяют пять видов таких издержек:

1) издержки поиска информации, связанные с поиском информации о продавцах, покупателях и сложившихся ценах, а также с потерями, обусловленными неполнотой и несовершенством информации, используемой при совершении сделок;

2) издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Проведение переговоров, заключение и оформление контрактов требует определенных затрат времени и ресурсов. Расходы, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену товара. Кроме того, сюда относятся потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений;

3) издержки измерения. Сюда относятся затраты на измерение качества товара и услуг: затраты на измерительную технику, на проведение самого про-

цесса измерения, на осуществление мер защиты от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Уменьшить эти издержки можно за счет стандартизации продукции, гарантий фирм, торговых марок и других мер;

4) издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка, затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты прав собственности. Некоторые авторы добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, ибо соблюдение членами общества исторически сложившихся неписаных правил и этических норм является гораздо более экономичным способом защиты прав собственности, чем увеличение пенитенциарной системы для субъектов, не играющих по новым правилам;

5) издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» введен О.Уильям-соном. Он означает недобросовестное поведение индивида, нарушающее условия сделки и нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Издержки этого типа возникают из-за недостатка информации и связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки: одна из сторон может выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения. Такой риск всегда существует. Эти издержки также характерны для совместной работы в команде, когда потенциальные возможности каждого полностью не известны. Распространены три основные формы постконтрактного оппортунизма: отлынивание, вымогательство и мошенничество. Поэтому издержки оппортунистического поведения складываются из связанных с ними потерь эффективности, а также затрат, необходимых для ограничения такого поведения. Трансакционные издержки могут выступать в явной

и неявной формах. Во втором случае они могут быть настолько велики, что блокируют возможность трансакции и их даже невозможно зарегистрировать.

Явные, или эксплицитные, трансакционные издержки — это те издержки, которые в принципе могут быть отражены в бухгалтерских счетах предприятий. Хозяйствующий субъект сам дал им оценку, произведя соответствующие платежи в адрес поставщиков ресурсов (поскольку речь идет о трансакционных издержках, то в данном случае имеются в виду ресурсы, необходимые для ведения переговоров, поиска информации, заключения сделок, измерения атрибутов благ и т. п.). Как правило, неявные, или имплицитные издержки не принимают форму денежных платежей, поэтому они могут быть измерены лишь косвенным образом. Наибольшая путаница возможна при сопоставлении категорий «неявные» и «эффективные» трансакционные издержки. Последнюю категорию можно определить следующим образом: это трансакционные издержки, которые сопряжены с наиболее эффективной сетью сделок при осуществлении данного вида деятельности при данной системе общественных институтов. Эффективные трансакционные издержки так же, как и реальные, состоят из двух компонентов — явных и неявных издержек. Другими словами, нулевые неявные трансакционные издержки обязательно являются эффективными.

Значительную долю в трансакционных издержках занимают издержки заключения контрактов, специфи-

Таблица 1

Издержки поиска информации и издержки измерения в инвестиционно-строительной сфере

Издержки Описание

Поиска информации Расходы на проведение маркетинговых исследований. Расходы, связанные с поиском покупателей и продавцов, в том числе расходы на: • оплату труда административно-хозяйственного персонала; • содержание и эксплуатацию телефонных станций; • почтово-телеграфные расходы; • содержание и эксплуатацию вычислительной техники; • обеспечение доступа в Интернет; • приобретение периодических изданий и справочной литературы; • типографские работы, содержание и эксплуатацию оргтехники; • служебные разъезды работников; • рекламу; • участие в специализированных выставках; • иностранные переводы. Расходы, связанные со сбором информации о партнерах. Расходы, связанные с поиском товаров и услуг. Потери, связанные с несовершенством информации и др.

Измерения Расходы на измерение качества товаров и услуг, в том числе связанные с: • проведением экспертиз и лабораторных исследований; • приобретением специальной технической и справочной литературы: ГОСТы, СНиПы; • сертификацией; • приобретением и эксплуатацией измерительных приборов. Расходы на оценку коммерческой привлекательности вложений, в том числе связанные с: • оценкой инвестиционных проектов, объектов недвижимости, земельных участков

кации и защиты прав собственности, а также издержки оппортунистического поведения. Э. де Сото объединил эту часть издержек в одну группу и включил их в число издержек, которые назвал «ценой подчинения закону» [4, с. 42]. Они включают в себя все издержки доступа к закону и издержки продолжения деятельности в рамках закона.

Применительно к инвестиционно-строительной сфере издержки поиска информации и издержки измерения можно сгруппировать следующим образом (табл. 1).

В соответствии с предложенной классификацией структура «Цены подчинения закону» для инвестиционно-строительной фирмы будет выглядеть следующим образом (табл. 2).

Высокая цена подчинения закону (а она выражается не только в денежной форме, часто фактор времени и психологические нагрузки оказываются «дороже денег») подталкивает экономических субъектов в сторону выбора «внелегальных», т. е. альтернативных закону издержек.

Практически все издержки, перечисленные выше, имеют внелегальные альтернативы, которые в ряде случаев в денежном выражении стоят гораздо дороже, однако существенно экономят время и нервы. Существует множество примеров, демонстрирующих альтернативность издержек переговоров и издержек психологических. Если две стороны пытаются договориться, тратят время и ресурс, то, в конце концов, одна сторона платит другой, покупая свою эффективность, и все зависит от «цены вопроса». Другая сторона, оценив свои пороговые возможности, принимает нужное, «правильное» решение. Коррупционные платежи выступают здесь как своеобразная покупка конкурентных преимуществ при реализации инвестиционно-строительного проекта.

Поскольку престиж и объект чиновничьей службы в России растут более высокими темпами, чем заработная плата, реализуется административный ресурс, который можно обменять на денежный экви-

валент. Складывается такая ситуация, когда, вместо долгих согласований с различными органами, с конкретным чиновником всегда можно «договориться». В последние годы в России принцип «не подмажешь — не поедешь» по-прежнему работает на всех стадиях инвестиционно-строительной деятельности. Коррупция приняла такие масштабы, когда без взятки практически невозможно приобрести земельные участки под строительство, выиграть тендер, согласовать строительство в различных органах. Как показывает практика, к законопослушным предпринимателям чаще приходят СЭС, пожарные и УБЭП с различного рода проверками. Другими словами, экономический субъект, выбравший легальность, теряет конкурентные преимущества и получает, в отличие от «нелегала», вполне легальные штрафные санкции.

Нельзя недооценивать огромный мультипликационный эффект от коррупции: взятки в большинстве случаев даются в наличной денежной форме. Оборот наличных денежных средств ограничен, поэтому, для того чтобы сформировать «фонд помощи» чиновникам, необходимо «безнал» преобразовать в «черный нал», обналичить. Как показывает судебная практика, операции по обналичиванию тоже не бесплатны ни для фирмы, ни для государства и общества. Операция на «теневом» рынке финансовых услуг составляет от 7 до 10% от обналичиваемой суммы. Государство при этом теряет престиж, который не должен быть «товаром», часть налоговых поступлений, прежде всего налог на прибыль от сделок, проведенных внелегальным образом. Издержки, связанные с юристами, судами и полицией, заменяются «деловыми связями» представителей силовых структур и депутатских «лобби» в законодательных собраниях властных субъектов. Складывается так, что государство в лице закона и преступность в лице коррупционеров неким образом конкурируют в экономической среде в обеспечении условий нормальной экономической работы. Так, в цене внелегальности Э. де Сото выделяет несколько элементов.

< — Таблица 2

ш Цена подчинения закону строительной фирмы

^ Издержки Описание

ш X Издержки Регистрация юридического лица, включая затраты на:

ш 2 доступа • услуги юриста-регистратора;

X к закону • нотариуса;

к X • «покупку» юридического адреса;

I ш • оплату регистрационной пошлины;

^ со • изготовление печати;

< сг • открытие счета в банке.

ш > Получение лицензий на осуществление различных видов строительной деятельности.

< Аттестация работников строительства

X — Издержки • Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответ-

< сг продолжения ствии с порядком, установленным законодательством.

с деятельности • Отчисления на социальные нужды (государственное социальное и медицинское страхова-

X к в рамках ние, пенсионное обеспечение и государственный фонд занятости).

X сг закона • Оплата консультационных, аудиторских услуг, юридических и иных услуг с целью со-

о блюдения федерального и местного законодательства.

• Оплата услуг нотариуса.

• Судебные издержки.

• Оплата услуг банка.

• Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий.

• Расходы на охрану труда и технику безопасности.

• Содержание пожарной и сторожевой охраны.

• Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначе-

ния (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объ-

ектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат.

• Расходы, связанные с согласованием строительства.

• Расходы на согласование предпроектной и проектной документации.

• Расходы, связанные с получением разрешений на подключение объектов строительства

к системам инженерного обеспечения.

• Расходы на согласование проектов межевания и проектов границ земельных участков.

• Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

• Проведение рыночной оценки объекта инвестиций.

• Представительские расходы.

• Расходы, связанные со служебными разъездами работников.

• Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала.

• Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и

используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энер-

госнабжение, водоснабжение, канализация и содержание в чистоте), а также расходы,

связанные с платой за землю.

• Почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

станций и других видов связи.

• Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники.

• Расходы на типографские работы, содержание и эксплуатацию оргтехники.

• Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, периодических изданий, не-

обходимых для целей производства и управления им, приобретение технической литера-

туры

• Издержки, связанные с трансфертом доходов. Даже уклоняющиеся от уплаты налогов экономические субъекты делятся полезным эффектом от своей деятельности с чиновничеством, ничего не получая взамен. Все без исключения субъекты платят косвенные налоги и инфляционный налог, особенно учитывая предпочтение наличных денег при заключении внелегальных сделок. Субъекты, отдающие предпочтение внелегальным формам хозяйствования, ограничивают себя в выборе кредитных инструментов, поскольку не могут подтвердить свою кредитоспособность. Большинство расчетов в строительстве происходит после выполнения работ, поэтому потеря «кредитного костыля» является высокой ценой для строительных организаций.

• Сравнительно велики издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на заработную плату. Уклонение от выплаты подоходного налога

(13%), единого социального налога (26%) позволяет существенно экономить на оплате труда. Дешевый труд развращает предприятие. Получается, что гастарбайтеры не только «заменяют экскаватор», но и ведут строительную отрасль к технологической отсталости. Дешевый труд снижает стимулы к повышению производительности труда и техническому и технологическому перевооружению, удорожает продукт и снижает его качество.

• Издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности. Очень часто «рациональное поведение» экономических субъектов, которые сталкиваются с бюрократическими барьерами и ограничены в деньгах для использования альтернативных вариантов, приводит к выбору решения вообще не согласовывать строительство в правовом плане. Результатом такого выбора оказываются самовольные постройки. Их невозможно

продать, заложить в качестве обеспечения кредита, передать по наследству. Количество правомочий собственности в отношении такого строения сильно ограничивается.

• Издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы. Заключая нелегальные соглашения, например, с подрядчиками, заказчик не может рассчитывать на то, что работы будут выполнены качественно и в срок, на компенсацию ущерба, который может быть причинен подрядчиком. В случае причинения ущерба подрядчиком третьим лицам заказчик будет вынужден за свой счет компенсировать этот ущерб. Он при этом лишен возможности обратиться в судебные органы.

• Издержки, связанные с исключительно двухсторонним характером внелегальной сделки. Внелегаль-ная сделка, как правило, отвечает интересам только двух сторон и не затрагивает, а часто нарушает интересы третьих лиц. Например, решение вопроса согласования строительства путем дачи взятки не учитывает интересы жителей близлежащих кварталов, самовольная постройка может испортить архитектурный вид города, нанести вред экологии и т. д. [Там же, с. 189-215].

Естественно, самая большая цена за внелегаль-ность, которую может заплатить предприниматель — это потеря бизнеса, свободы или даже жизни. Внеле-гальность можно победить только одним способом — сделать ее максимально невыгодной. Эта проблема не имеет универсального решения, поскольку каждая из стран мира воспроизводит ее по-своему. Где-то она имеет характер «пережитков», т. е. является исторической проблемой, вступившей в противоречие с современностью, а где-то является порождением реформ. Так, отечественные социологические исследования показывают, что 51% специалистов строительной отрасли согласны с тем, что коррупция в строительстве — дело обычное. При этом среди опрошенных: 82% занимали должность директора или управляющего; 57% работали в крупных компаниях, 20% — в средних и 23% — в небольших фирмах. 76% респондентов ответили, что в Российской Федерации широко распространен нелегальный наем. Именно он является базой коррупции. В то же время многие из опрошенных даже не классифицировали такие действия, как составление мошеннического счета-фактуры или дачу взятки с целью получения контракта противозаконными [5, с. 95-97].

Еще в 2010 г. был опубликован отчет Международного банка реконструкции и развития с акцентом на коррупцию в строительстве. Отчет констатирует, что «культура незаконности и бандитизма, угроз все еще существует в строительной индустрии» во всем мире. Итогом отчета явился целый ряд рекомендаций для заказчиков строительства и для строительных компаний, международных финансовых учреждений, банков, экспертных кредитно-информационных бюро, профессиональных ассоциаций, контролирующих органов, акционеров компаний и правительств всех стран мира [Там же].

Строительная деятельность в РФ, также как и во все мире, регулируется значительным количеством нормативных актов, технических регламентов и другими «правилами игры». Это:

• нормативные акты Госстроя России и его предшественников (Госстроя СССР, Минстроя СССР и России), а также их подразделений (Главцено-образования, Главгосэкспертизы, Госгражданстроя) и др.;

• общие вопросы организации строительной и архи- < тектурной деятельности (лицензирование, инвести- щ рование, финансирование и кредитование строи- | тельства, условия и порядок заключения договоров ^ подряда на капитальное строительство, проведение □= подрядных торгов и др.) представлены кодексами 5 и законами Российской Федерации, актами Пре- х зидента и Правительства России;

• отдельные аспекты строительства тех или иных 5 объектов отражены в документах соответствующих т ведомств и их подразделений: Минсвязи России, £ Госатомнадзора России, Минтопэнерго России, > Минтранса России, ГУ ГБДД ГАИ МВД России 2 и др. | В Санкт-Петербурге, например, инвестиционно- <

строительная деятельность регулируется следующими 1= структурами Администрации Санкт-Петербурга: Ко- х митетом по строительству (КС), Комитетом по управ- х лению городским имуществом (КУГИ), Комитетом по о градостроительству и архитектуре (КГА), Комитетом н по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗУ), Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), Комитетом финансов (КФ), другими комитетами и городскими управлениями. Организационная работа по подготовке инвестиционного предложения для рассмотрения его на заседании Инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК) в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга № 678-р от 8 июля 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) возложена на Комитет по строительству, в частности на Управление инвестициями (КС УИ).

Основными же правоустанавливающими документами инвестиционной строительной деятельности на территории Санкт-Петербурга являются:

• распоряжение мэра от 3 июня 1994 г. № 585-р (с изменениями);

• регламент Инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК);

• положение о секретариате ИТК;

• типовой договор об инвестиционной деятельности;

• положение о подрядных торгах в Санкт-Петербурге.

Функции КС УИ и ИТК определены «Регламентом подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации для предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях» (см. табл. 3).

Надо отметить, что перечисление функций инвестиционно-строительной деятельности, заложенных в структуре Администрации Санкт-Петербурга, займет несколько таких таблиц. Именно поэтому строительно-подрядные организации зачастую приступают к строительству, не имея положенных по закону согласований и разрешений. Часть из них оформляется параллельно со строительством, а часть — по его окончании, т. е. вся «разрешительная система» ставится перед фактом построенного, но не принятого в эксплуатацию объекта. Эмпирическим путем строители установили, что издержки на согласования и разрешения составляют до 40% от стоимости объекта. Можно ли их полностью отнести к «трансакционным издержкам»? По нашему мнению, более 2/3 от указанной суммы составляют внелегальные издержки. В данной связи весьма любопытным представляется совмещение теории с практикой относительно прохождения доку-

< Таблица 3

и] Регламент подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации для предоставления | объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях

Наименование структур управления Этапы инвестиционного процесса и процедуры структур управления Срок выполнения по регламенту

Внесение инвестиционного предложения

Инвестор 1. Внесение инвестиционного предложения

Секретариат ИТК 2. Прием инвестиционного предложения

КС УИ 3. Заключение договора с инвестором на подготовку предложения на рассмотрение ГИТК 1 день

КС УИ Проведение экспертизы инвестиционного предложения 3 дня

Предварительная стадия

КС УИ 1. Подбор объекта инвестирования и предоставление перечня свободных участков 5 дней

КГА 2. Запрос в КГА для получения разрешения на выполнение предпроектных разработок 2 дня

КС УИ Запрос в КГИОП о статусе объекта 7 дней

Запрос в КЗРиЗУ о статусе объекта

Запрос в ТОА о статусе объекта

Сбор данных для предпроектных проработок

КГА 3. Оформление разрешительного письма на разработку предпроектных проработок

КГИОП 4. Заключение и выдача архитектурно-реставрационного задания для учета в предпроектных проработках архитектурных особенностей памятников, учетных зданий, объектов в пределах охранной зоны

КС УИ 5. Ответ инвестору в виде заключения (возможны три варианта): реализовать предложение; реализовать предложение при условии внесения в него изменений; невозможно реализовать предложение. Ответ КГИОП, КЗРиЗУ, КУГИ, ТОА

Инвестор 6. Согласие/несогласие на подготовку КС УИ предпроектных проработок

Подготовка предпроектных проработок по объекту инвестиций

КСУИ, Инвестор 1. Заказ проектной организации на выполнение предпроектных проработок

КЭИО 2. Запрос КЭИО о предоставлении исходных данных. Срок ответа КЭИО 10 дней

КС УИ 3. Запрос УСПХ о предоставлении исходных данных

УСПХ Срок ответа УСПХ 3 дня

КС УИ 4. Запрос ГУИОН об оформлении технического паспорта для объектов реконструкции. Срок оформления технического паспорта 20 дней

ГУИОН Согласование предпроектных проработок

КС УИ 1. Согласование предпроектных проработок в КГА

КС УИ 2. Согласование предпроектных проработок в СЭС

КС УИ 3. Согласование предпроектных проработок в КГИОП

КС УИ 4. Согласование предпроектных проработок в ТОА

КС УИ 5. Согласование предпроектных проработок в Ленкомэкологии. Срок согласования предпроектных проработок 10 дней

Проведение рыночной оценки объекта инвестиций

КС УИ 1. Заключение договора с ГУИОН на проведение рыночной оценки объекта инвестиций

ГУИОН Срок оформления технического паспорта 20 дней

ГУИОН Срок проведения рыночной оценки объекта 30 дней

ГУИОН 2. Предоставление инвестору отчета об оценке объекта. Срок проведения рыночной оценки объекта инвестиций 30 дней

Подготовка проекта инвестиционного договора

КС УИ, КУГИ УОСН 1. Подготовка проекта инвестиционного договора 10 дней

Инвестор 2. Подписание проекта инвестиционного договора

Рассмотрение инвестиционного предложения на ГИТИК

1. Направляет инвестиционно-тендерную документацию, проекты распоряжения губернатора и проект решения ГИТИК в секретариат ГИТИК

2. Вносит предложение в повестку дня ГИТИК

3. Направляет документы ТОА, членам ИТК

4. Фиксирует решение ИТК в протоколе

ментов путем «одного окна» и «электронного правительства». Даже если не ставить под сомнение саму идею — исключить, таким образом, личное общение просителя и чиновника, возникает сомнение в сокращении при этом сроков прохождения документов, т. е. существенного сокращения издержек на «подчинение» закону.

Итак, возвращаясь к проблемам управления издержками в ивестиционно-строительной сфере, следует отметить, что до сих пор не разработан технический регламент, который, естественно, не будет состоять из одного закона «О техническом регулировании». Подробный свод нормативно-технической документации для инвестиционно-строительной сферы крайне необходим, поскольку строительные новинки («аквапарки», «Диснейленды» и другие, ранее не строящиеся в России объекты) требуют нормативного оформления. Вместе с тем, довольно сложно представить, чтобы контрольно-надзорные органы «надзирали» вновь построенные объекты через «одно окно» или на мониторе ПК. Ведь в существующей в современной России реальности «надзор» и «согласование» происходят практически одновременно. Как показала практика, при разделении «окон» и «надзоров», т. е. разделении полномочий и рост чиновников в разрешительно-надзорных органах, суммарный размер взяток и, естественно, коррупции значительно вырос. Цена подчинения закону растет в современной России вовсе не потому, что проситель обращается к чиновнику пешим или по почте, а потому, что само законотворчество напоминает «гонку вооружений»: на каждое новое наступательное средство появляется адекватное оборонительное. Причем оборонительное является более дорогостоящим, чем наступательное. Попытка «по-новому» прописать в законах то, что ранее делалось «по-старому», приводит к тому, что в новых законах ищутся лазейки, каким образом его

обойти, чего, естественно, не делалось, когда люди 2

руководствовались сложившимся обычаем делового ш

оборота, а не «скороспелым» умозрительным зако- |

ном, для которого следует еще отработать механизм ^

его реализации. Таким образом, рост издержек в □=

инвестиционно-строительной сфере современной 5

России обусловлен как отсутствием необходимых х

нормативов, так и новым нормотворчеством. Подоб- х

ная ситуация характерна для стран с переходной ш

экономикой, но руководство страной неоднократно m

делало заявления, что в России переходный период £

завершился, что она является страной с современной >

рыночной экономикой. Вместе с тем, по коррупци- 2

онной составляющей (особенно в инвестиционно- н

строительной сфере) Россия находится на уровне <

африканских государств [6], что является определен- i=

ным подтверждением вышеизложенным положениям х

о значительной доли внелегальных издержек в цене х

вновь созданных объектов недвижимости. о

ш

Литература

1. Государство и рынок. Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию / Под ред. Д. Ю. Миропольского. СПб.: Астерион, 2010. 305 с.

2. Попов А. Н., Ксенофонтов Н. В. Теория и практика управления трансакционными издержками организации: Препринт. Челябинск: Урал. ГУФК, 2008. 64 с.

3. Норт Д. С. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1, вып. 2. C. 69-73.

4. Сото Э де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. 2-е изд. М., 2008. 320 с.

5. Соловьев В. П. Задачи экспертного оценивания видов и объектов инвестиционно-строительной деятельности // Доклады Международного симпозиума «Развитие инвестиционно-строительной сферы в современной России: опыт, проблемы, стратегии». Казань, 2010. С. 95-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. http://www.theglazine.com/newsarchive/071106.htlm.

Стратегическое планирование в международной фирме

Strategic planning in the multinational firm

УДК 005.511

Пивоваров Илья Симонович

доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 34

Pivovarov Ilya Simonovich

191023, Saint-Petersburg, Griboyedov Canal emb., 34

В статье представлены проблемы разработки эффективных корпоративных стратегий международными фирмами, что приобрело особую значимость

в современных условиях глобализации производства и потребления, усложнения внешней среды операционной деятельности фирм, роста турбулентности международных рынков и развития мировых кризисных тенденций. Рассматриваются различные модели стратегического менеджмента, обсуждаются недостатки и преимущества рациональной модели. Используя теорию адаптивного поиска, автор строит модель разработки стратегий и стратегического планирования в международной фирме. Последовательно рассматриваются основные приоритеты, выбор миссии, формулируются цели, определяются задачи, на основании которых разрабатываются стратегии, стратегические и другие планы и программы. Формулируются требования, ограничивающие выбор вариантов стратегий. Обсуждаются особенности внутреннего анализа фирмы, в частности необходимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.