Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
805
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ / МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ТОВАРООБОРОТ / ПРИБЫЛЬ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / РЕСУРС / ФАКТОР / СТРУКТУРА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фасенко Татьяна Евгеньевна, Коледина Валерия Вячеславовна, Логвинов Павел Владимирович

В статье раскрыта суть планирования издержек обращения торговой организации, их значимость, миссии и задачи. Рассмотрены методы планирования и прогнозирования, отображена «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», их значимость в принятии управленческих решений с целью последующего становления организации и улучшения ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Оптимизация налоговых платежей не должна подразумевать уклонение от уплаты налогов, но предполагает разумное пользование льготами и вычетами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации https://rulaws.ru/nk-rf-chast-1^^=2880806117557434112

2. https://www.26-2.ru/art/354786-nalogovye-kanikuly-dlya-ip-v-2019-godu-tablitsa-po-85-regionam-rf

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/4815903/

УДК 338.5 ГРНТИ 06.58.51

УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

ФАСЕНКО ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

кандидат экономических наук, доцент, Алтайский филиал Финансового университета, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 54, Россия E-mail: TEFasenko@fa. ru

КОЛЕДИНА ВАЛЕРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

магистр, кредитный консультант, ПАО «Почта Банк», г. Нальчик, улица Пачева, д.11, Россия E-mail: ms.shot@list.ru

ЛОГВИНОВ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

магистр, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Алтайский филиал, 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, д. 54,

Россия E-mail: logvinov@dcak.ru

Аннтотация.В статье раскрыта суть планирования издержек обращения торговой организации, их значимость, миссии и задачи. Рассмотрены методы планирования и прогнозирования, отображена «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», их значимость в принятии управленческих решений с целью последующего становления организации и улучшения ее деятельности.

Ключевые слова: планирование и прогнозирование издержек обращения; методы планирования и прогнозирования, товарооборот, торговый, прибыль, объем продаж, ресурс, фактор, структура, методика.

98

Каждое предприятие в условиях рыночной экономики стремится к получению возможно большего дохода от осуществления своей деятельности. А для получения максимальной прибыли важно не только продать товар по высокой цене, но и сократить затраты. Если при реализации товаров особую роль играют внешние факторы, то минимизация затрат зависит исключительно от самого предприятия, а точнее, от степени эффективности организации торгового процесса.

Для осуществления своей деятельности любому предприятию требуются определенные затраты на приобретение необходимых производственных факторов и для реализации готовой продукции. В совокупности данные затраты составляют издержки фирмы. Наиболее экономически эффективным методом производства и реализации какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек фирмы.

Если обратиться к экономическому словарю, то издержки - это затраты, которые выражены в денежной форме и обусловлены расходованием различных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции.

В экономической теории различают экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек фирмы.

Бухгалтерские издержки - это фактический расход факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения. При помощи данных издержек учитываются все сделки, которые производит фирма по поводу приобретения необходимых ресурсов от их поставщиков.

Бухгалтерские издержки представляют собой явные издержки, так как все сделки происходят в денежной форме. Они включают в себя: затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочим, арендную плату, проценты по полученным ссудам и другие затраты. Экономические издержки - это затраты, обусловленные использованием экономических ресурсов в производстве данного товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же самых ресурсов в других целях. Отличие экономических издержек от бухгалтерских состоит, прежде всего, в том, что они выражают разные варианты использования имеющихся средств фирмы. Фирма всегда имеет выбор возможности использования средств: можно вложить деньги в производство и получать прибыль или поместить их в банк под проценты. При этом одинаковые затраты капитала будут давать разные результаты [6, с. 29].

Издержки обращения торговых предприятий выполняют социально-экономическую функцию. Она заключается в том, что призваны обеспечить нормальный процесс товарного обращения, реализацию предметов широкого потребления с целью удовлетворения запасов населения. Повышение эффективности издержек обращения, их формирование в общественно

необходимых размерах позволяет увеличить прибыль предприятий торговли, часть которой направляется на дальнейшее развитие и совершенствование их материально-технической базы, что является необходимым условием улучшения качества товарного обслуживания.

Издержки обращения предприятий оптовой и розничной торговли складываются из следующих основных видов затрат:

1) расходов по заработной плате;

2) транспортных расходов;

3) расходов по содержанию основных фондов;

4) расходов, связанных с товарными запасами;

5) прочих расходов.

Торговые предприятия осуществляют текущие затраты, под которыми понимается совокупность затрат живого и овеществленного труда на осуществление текущей торгово-производственной деятельности предприятия, которые по натурально-вещественному составу представляют потребленную часть материальных, нематериальных, трудовых и финансовых ресурсов. Составная часть текущих затрат торгового предприятия - затраты обращения. Затраты обращения - это представленные в денежной форме затраты предприятия на осуществление процесса реализации товаров, которые по своей сути являются себестоимостью услуг по доведению товаров от производителя до потребителя и связанны с изменением форм собственности. В соответствии с ПБУ 16 «Затраты», в затраты обращения не включаются административные затраты, другие операционные и финансовые затраты.

Учет доходов и расходов от основной деятельности торговой организации в соответствии с планом счетов должен осуществляться на счете 90 «Продажи». Сумма выручки за проданные товары должна отражаться по кредиту этого счета, а по дебету отражаться себестоимость проданных товаров, а также сумма налога на добавленную стоимость, исчисляемая с суммы выручки. В конце каждого месяца путем сопоставления кредитового и дебетового оборотов должен определяться финансовый результат. Если разница между выручкой без налогов и себестоимостью продаж положительная, в учете показывается прибыль, в обратном случае - убыток.

Рассматривая управление издержками торгового предприятия, как процесс, происходит выделение таких этапов как:

- планирование и прогнозирование издержек обращения;

- организация управления издержек обращения;

- непосредственно учет затрат;

- анализ и контроль затрат и производственных инвестиций с целью выработки управленческих решений по оптимизации расходов, связанных с производственно-коммерческой деятельностью предприятия;

- стимулирование персонала;

- принятие управленческих решений, относительно эффективности системы управления издержками на предприятии.

Существуют современные методы управления издержек обращения торгового предприятия:

1. Стандарт-кост

2. Директ-костинг

3. Метод управления производством по системе JIT

4. Функционально-стоимостной анализ (ФСА)

5. Учет затрат по работам (АВС)

6. Концепция управления затратами жизненного цикла (LCC)

7. Бенчмаркинг

8. Метод целевого калькулирования себестоимости (Target costing)

9. Метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing)

К примеру, расходы на оплату труда включают в себя любые начисления работнику в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми и коллективными договорами. Суммы начисленной амортизации, в свою очередь, отражают суммы начисленных амортизационных отчислений, начисленные по амортизируемому имуществу.

Для характеристики уровня расходов применяются следующие относительные показатели:

1. Доля расходов в валовом общественном продукте;

2. Доля расходов в реализованном общественном продукте;

3. Доля расходов в общей сумме затрат производства и обращения. Для характеристики расходов, приходящихся на единицу выполненных

работ в торговле, применяется показатель уровня расходов: Р

Ув =-х100,

р РТ

где Ур - уровень расходов, выраженный в % к товарообороту; Р - сумма расходов за отчетный период, руб.; PT - сумма реализации товаров за тот же период, руб. Уровень расходов в разрезе отраслей торговли рассчитывается отношением суммы расходов соответствующей отрасли к сумме: розничного товарооборота - в розничной торговле т.е. Сумма расходов в розничной торговле * 100

Розничный товарооборот торговой сети

валового товарооборота т.е. Сумма расходов предприятий общественного питания * 100 Весь оборот общественного питания

валового оптового товарооборота - в оптовой торговле т.е. Сумма расходов оптовой торговли * 100

Оптово-складской оборот+трагоитоплаченный+мелкооптовый оборот со склада.

Экономический эффект динамики расходов торгового предприятия оценивается с помощью показателя относительного снижения или роста расходов - АР:

АР = р - р х Т

обр

или

(Уро - Урб) х ро

АР = ■

100

где Тр -темп роста реализации товаров в отчетном году;

0, б - индексы отчетного и базисного периодов.

Широкое применение получил маржинальный анализ - метод, который базируется на изучении соотношений между тремя совокупностями наиболее значимых экономических характеристик, которыми являются:

1.издержки;

2.объем выпуска и продажи продукции;

З.доход.

Посредством маржинального анализа специалист может установить зависимость заработка от небольшого числа значимых причин и на основании этого осуществлять управление процессом построения ее величины.

Основной метода маржинального анализа является дробление издержек производства и сбыта в соответствии с конфигурацией объема выпуска продукции на неизменные и переменные и включение категории маржинальной прибыли.

Основные преимущества маржинального анализа заключаются в установлении безубыточного размера реализации продукции при имеющихся соотношениях цены, переменных и постоянных расходах, зоны прибыли организации [7, с. 37].

Благодаря широкому внедрению маржинального дохода появляется возможность построения наиболее подходящего набора выпуска, установления стоимости на новый продукт, определения размера продаж с целью получения максимально возможной прибыли и т.д.

Посредством маржинального анализа можно исследовать направления совершенствования предприятия, системно и углубленно изучать причины вариации итогов работы предприятия, обосновать управленческие решения и планы, осуществлять контроль над их исполнением, устанавливать резервы повышения продуктивности производства, оценивать результаты работы организации, вырабатывать финансовую стратегию ее совершенствования. Учет издержек торгового предприятия так же имеет свои особенности.

К примеру, расходы на тару в случае упаковки товаров при их продаже относятся на издержки обращения торговой организации: Дебет 44 Кредит 413.

Итак, в ситуациях, когда по условиям договора покупатель не обязан возвращать тару, учет у продавца ведется следующим образом:

- если стоимость тары входит в продажную цену товара и покупателем отдельно (сверх стоимости товара) не оплачивается, то стоимость тары относится в дебет счета 20 или 44;

- если стоимость тары покупателем оплачивается отдельно (то есть сверх стоимости затаренной в нее продукции), то стоимость тары (по фактической себестоимости или учетным ценам) списывается проводкой Дебет 62 Кредит 10-4 (41-3) по мере отгрузки (отпуска). [2,3,4]

Пример 1. Торговая организация приобрела товар на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.) и полиэтиленовые пакеты для его расфасовки на сумму 1 180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Расфасовка и упаковка товара осуществляются при его приобретении.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Таблица 1 - Бухгалтерский учет издержек

обращения торгового п

эедприятия

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Оприходован товар 41-1 60 100 000

Отражен НДС 19 60 18 000

Оприходованы полиэтиленовые пакеты 41-3 60 1 000

Отражен НДС 19 60 180

Стоимость упаковки отнесена на увеличение 41-1 41-3 1 000

стоимости товара

При расчете налога на прибыль затраты на приобретение невозвратной тары, использованной для упаковывания собственной продукции или покупных товаров, включаются в материальные расходы в силу пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ и признаются для целей налогообложения согласно п. 2 ст. 272 НК РФ [1]:

- для организаций, производящих продукцию, - на дату передачи невозвратной тары в производство;

- для организаций, реализующих покупные товары, - на дату начала использования тары для упаковки товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря оперативности появляется возможность осуществления более четкого контроля издержек обращения на протяжении всего года и проведения анализа обстоятельств изменений. Управление направлено в первую очередь на поддержание решения, которое было принято раннее.

На основе проведенного исследования следует отметить, что ключевыми функциями и задачами управления издержек обращения торгового предприятия могут выступать:

1.Учет:

-поиск и переработка данных издержек обращения торгового предприятия;

-построение и изучение системы внутреннего учета издержек обращения торгового предприятия;

-стандартизация признаков и методов оценивания работы предприятия и его структурных подразделений.

2.Планирование:

-предоставление необходимых сведений в процессе разработки планов издержек обращения торгового предприятия;

-построение и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования издержек обращения торгового предприятия;

-координирование процесса обмена данными издержек обращения торгового предприятия;

-объединение и установление тенденций конкретных планов по содержанию и времени;

- апробирование планов на их возможность реализации и полноту;

- сбор сводного плана издержек обращения торгового предприятия.

3.Управление и контроль:

-установление величин издержек обращения торгового предприятия, контролируемых в содержательном и временном промежутках;

-сравнение реальных и плановых величин издержек обращения торгового предприятия для оценивания и установления уровня достижения целей;

-выявление возможных изменений характеристик;

-анализ изменений, освещение обстоятельств изменений плана от факта;

-создание рекомендаций для снижения изменений от факта плана.

4.Информационно-аналитическое обеспечение: -построение системы данных; -унификация каналов и носителей данных; -обеспечение цифровыми материалами;

-поиск и классификация наиболее значимых для принятия решений по управлению издержками обращения торгового предприятия данных;

-создание инструмента, используемого при принятии, контроле и планировании решений;

-обеспечение экономичности работы системы данных. Оптимальная величина издержек обращения должна обеспечивать торговому предприятию получение достаточной суммы прибыли, обеспечивающей условия для ею дальнейшею развития, удовлетворения социальных запросов работников. С одной стороны, уменьшение расходов повышает экономическую эффективность работы торгового предприятия, но с другой стороны, может привести к ухудшению качества предлагаемых услуг и, как следствие, к снижению конкурентоспособности и сокращению обслуживаемого сектора потребительского рынка. Одной из важнейших проблем управления выступает инвестирование затрат для реконструкции или расширения действующего предприятия, в новую технику - для замены оборудования, новую продукцию, технологию производства, увеличение

запасов, и получение доходов от инвестиций. Инвестиционная политика при этом должна быть четко проработанной, так как она является одной из наиболее рискованных мер, требующих увеличения доли привлекаемых ресурсов, что приводит к увеличению затрат предприятия. При этом инвестиции могут носить характер как краткосрочные, так и долгосрочные, что меняет систему управления издержками на долгий период времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // «Парламентская газета», N 151-152, 10.08.2000

2. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 26, 28.06.1999

3. Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.10.2016) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2002 N 3245) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 11, 18.03.2002

4. <Письмо> Минэкономики РФ от 20.12.1995 N 7-1026 <О Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги> (вместе с «Методическими рекомендациями ...», утв. Минэкономики РФ 06.12.1995 N СИ-484/7-982) // Налоговый вестник», N

5. 1996

5. Арзуманова Т. И., Мачабели М. Ш. Экономика организации: учебник. -Дашков и К°, 2016. - 237 с.

6. Васильева З. А., Хегай Ю. А. Управление затратами: учебное пособие. -Краснояр.: СФУ, 2015. - 230 с.

7. Глубокова Л.Г. Анализ издержек обращения торговых организаций Экономический анализ: теория и практика.- 2009с. 36-39

8. Полянин А.В., Строева О.А. Экономика предприятия: учебное пособие. -Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. - 236 с.

9. Тимофеева Л.Е. Учет тары у продавца и покупателя // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2018. N 5. С. 32 - 42.

Приложение

Группа Вид Состав расходов

расходов расходов

I. Расходы по обычным 1.1 Издержки 1.1.1 Транспортные расходы

видам деятельности обращения 1.1.2 Расходы на оплату труда

организаций 1.1.3 Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог)

1.1.4 Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря_

1.1.5 Амортизация основных средств_

1.1.6 Расходы на ремонт основных средств_

1.1.7 Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд_

1.1.8 Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров_

1.1.9 Расходы на рекламу

1.1.10 Потери товаров и технологические отходы

1.1.11 Расходы на тару

1.1.12. Прочие расходы

II. Прочие расходы

2.1 Операционные расходы

2.1.1 Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, предприятия_

2.1.2 Расходы, связанные с предоставлением за плату прав; возникающих на основе патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности

2.1.3 Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других_

2.1.4 Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и других активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции_

2.1 5 Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов)_

2.1.6 Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями

Продолжение таблице ниже

2.2 Внереализационные расходы_

2.2.1 Штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров_

2.2.2 Возмещение причиненных организацией убытков_

2.2.3 Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году

2.2.4 Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности других долгов, не реальных для взыскания

2.2.5 Курсовые разницы

2.2.6 Суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов)

2.2.7 Прочие

внереализационные расходы

III. Налоги

3.1 Налоги с оборота

3.1.1 Налог на добавленную стоимость

3.1.2 Акциз и акцизные сборы

3.2 Налоги, относимые на издержки обращения

3.2.1 Транспортный налог

3.2.1 Земельный налог

3.2.3 Единый социальный налог

3.3 Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности

3.3.1 Налог на имущество

3.4 Налоги на прибыль до налогообложения

3.4.1 Текущий налог на прибыль

3.4.2 Единый налог на вмененный доход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.