Научная статья на тему 'Управление инженерными системами интеллектуального здания с использованием технологий информационного и инфографического моделирования'

Управление инженерными системами интеллектуального здания с использованием технологий информационного и инфографического моделирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1360
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ / УМНЫЙ ДОМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМОТЕХНИКА / КОМПЛЕКСОТЕХНИКА / ТЕРМИНОЛОГИЯ / INTELLECTUAL BUILDING / CLEVER HOUSE / INFORMATION MODEL / INFOGRAFIC MODEL / SYSTEM ENGINEERING / COMPLEX SISTEMS / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Комаров Николай Михайлович, Жаров Василий Геннадьевич

Рассмотрены вопросы по применению терминологии в части «Интеллектуального здания» и «Ум­ного дома», целесообразность использования «удельного количества информационных точек» при создании информационных моделей объектов. Рассмотрено отличие между информационными и инфографическими моделями. Предложено использовать подходы системотехники и комплексотехники для информационных моделей. Рассмотрены основные достоинства и недостатки при­менения информационного моделирования зданий применительно к сфере туризма и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Комаров Николай Михайлович, Жаров Василий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инженерными системами интеллектуального здания с использованием технологий информационного и инфографического моделирования»

по выполнению возложенных на сотрудников обязанностей.

Руководители организаций не должны забывать, что иногда традиции могут наносить значительный вред организационным обновлениям в коммерческом банке. Обычно такое может происходить при смене руководителей в банке, когда новые руководители пытаются внести какие-либо нововведения в структуру, функционирование, методы работы и т. д. Как правило, такие попытки будут встречены негативной реакцией и замечаниями того, что «раньше делали по-другому, и все было хорошо, зачем что-то менять». Такое отношение может представлять большую проблему, чем это может показаться. Чтобы провести организационные обновления или внести любые изменения в организацию, коммерче-

ский банк должен внести изменения в свою политику, стратегию, методику организации и т. д., то есть подходить комплексно к любому из типов организационного обновления коллектива в коммерческом банке. Сложившиеся с течением времени традиции в коммерческом банке должны быть направлены на открытость сотрудников и организации в целом к восприятию и проведению организационных обновлений, а не на усиление консерватизма во взглядах персонала на происходящие процессы в организации и сопротивление любым изменениям в рабочем процессе. Те коммерческие банки, которые настойчиво выдвигают традицию в качестве аргумента: «почему они сопротивляются переменам и организационному обновлению в частности», могут в конечном итоге оказаться перед проблемой вымирания.

Литература

1. Гусева Е.И. Организационное обновление коллектива коммерческих банков: дис...к. э. н. [Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. М., 2011. 169 с.

2. Википедия. Свободная энциклопедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2 %F0%E0%E4%E8 %F6%E8 %F F (дата обращения 03.11.2012).

УДК 004.94

УПРАВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЗДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО И ИНФОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Комаров Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, nikolai_Komarov@mail.ru,

Жаров Василий Геннадьевич, кандидат технических наук, зав. кафедрой инженерных систем, basille@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Рассмотрены вопросы по применению терминологии в части «Интеллектуального здания» и «Умного дома», целесообразность использования «удельного количества информационных точек» при создании информационных моделей объектов. Рассмотрено отличие между информационными и инфографическими моделями. Предложено использовать подходы системотехники и комплексо-техники для информационных моделей. Рассмотрены основные достоинства и недостатки применения информационного моделирования зданий применительно к сфере туризма и сервиса.

Ключевые слова: интеллектуальное здание, умный дом, информационная модель, инфографическая модель, системотехника, комплексотехника, терминология

Интеллектуальное здание — это «здание, | использование рабочего пространства». Такое обеспечивающее продуктивное и эффективное I определение в 1970-х годах дал тогда еще ново-

му подходу к проектированию и управлению инженерными системами Институт интеллектуального здания в Вашингтоне [3].

Интеллектуальное здание, другое название — АСУЗ (Автоматическая Система Управления Зданием) — термин, применимый в большей степени к коммерческим, административным и промышленным зданиям и сооружениям. Основная цель внедрения системы АСУЗ — это мониторинг и управление инженерными системами с целью оптимизации затрат используемых ресурсов, например, электроэнергия, вода, персонал и т. д. [1].

Технологии, которые используются в системах интеллектуального здания, прошли эволюционный путь от простых — управление одной какой-либо системой (охранная сигнализация, управление освещением, приводом ворот и т. п.), — до управления всеми инженерными системами здания, включающих системы жизнеобеспечения объекта.

Согласно существующей статистике, стоимость инженерных систем интеллектуального здания составляет от 30 до 50% от общей стоимости объекта; 5—7% из них приходится на интеллектуальные элементы — контроллеры, автоматизированные рабочие места диспетчеров, программное обеспечение АСУЗ [1].

Использование интеллектуальных технологий управления зданиями позволяет, по некоторым данным [1], за счет автоматизации ресурсораспределения и оптимизации управления работой инженерных систем, а также за счет снижения числа поломок оборудования, добиться экономии финансов на оплату служб эксплуатации до 65%. В результате постоянного поддержания оптимальных условий работы устройств и систем в ряде случаев позволяет добиться увеличения ресурса бесперебойной работы оборудования до 50%.

Безопасность работы всех систем здания является результатом оперативной реакции на внештатную ситуацию как со стороны автоматики, так и со стороны диспетчеров, получающих немедленное уведомление об аварии.

В литературе и сети Internet также встречается название «Умный Дом» — это комплексная система, объединяющая в себе все системы жизнеобеспечения (электроэнергия, освещение, климат, мультимедиа, безопасность и т. д.) здания в единую управляемую сеть. С технической точки зрения понятия «интеллектуальное здание» и «умный» дом

идентичны, отличается только область применения данной терминологии. Обозначение «Интеллектуальное здание» чаще используется применительно к крупным объектам — гостиницам на несколько тысяч номеров, офисным центрам, когда как «Умный дом» больше применимо к индивидуальным, относительно небольшим объектам — коттеджам, парк-отелям, частным жилым домовладениям.

Исходя из вышеизложенного видно, что обозначение «Умный дом» или «Интеллектуальное здание» при упоминании в различных литературных источниках и Internet зависит от размера здания, номерного фонда, площади участка, на котором расположен объект, и т. д., но не связано с самими инженерными системами, степенью концентрации этих систем на объекте, способом их взаимодействия и управления. По мнению авторов, этот подход является некорректным и нуждается в детальной проработке.

Рассмотрим проблему использования терминологии «Умный дом» и «Интеллектуальное здание» применительно к объектам туризма и сервиса, оснащенным едиными программными устройствами управления инженерными системами здания. Для разрешения этой проблемы, прежде всего, необходимо разобраться в сути определений «интеллект» и «ум».

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно [8; 9; 10]. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели [10].

На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью [16].

Согласно [10], существуют различные взгляды на интеллект; так, Ф.Н. Ильясов [13] определяет интеллект как «способность систе-

мы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи».

Ум (др. греч.) — это аналитические и познавательные способности человека [10].

Только человек обладает умственными способностями (познание и анализ), а также интеллектом (способности, приспособляемость).

В отличие от человека машина (искусственный интеллект) способна только на решение определенных задач, выполнение заданных алгоритмов, не способна и не имеет стремлений к познанию сути процесса, анализу чего-либо, поэтому определение «ум» может быть применимо только к человеческой деятельности и не относится к работе машин (искусственного интеллекта).

Учитывая изложенное выше, по мнению авторов, следует использовать термин «Интеллектуальное здание» как наиболее отвечающий сути исследуемого вопроса, поскольку системы управления инженерными системами зданий способны обладать искусственным интеллектом.

Согласно данным [1], чтобы называться «интеллектуальным», здание должно не только управляться АСУЗ, но и контролировать определенное количество информационных точек — другими словами, датчиков и сенсоров, с которых поступают данные о состоянии оборудования и окружающей среды. По американским нормам, информационных точек должно быть не менее 15 тыс., а согласно российским реалиям — не менее 2—3 тыс. Поскольку площади и назначение интеллектуальных зданий сильно разнятся, то разумнее было бы говорить не об абсолютном, а об «удельном» количестве информационных точек — из расчета на единицу площади [15]. По мнению авторов, удельное количество информационных точек здания может служить мерой «степени интеллектуальности» объекта в соответствии с которым можно предложить регламент или методику присвоения объектам статуса интеллектуального здания.

Концепция управления интеллектуальным зданием подразумевает использование единого диспетчерского пункта по контролю над всеми системами объекта. Применительно к гостиничному комплексу такими инженерными системами могут быть: • система отопления;

• система водоснабжения, включая системы сбора и очистки дождевой воды и системы орошения зеленых насаждений инфраструктуры объекта собранной дождевой водой;

• система электроснабжения, включая системы альтернативной генерации и аккумуляции электрической энергии;

• система безопасности;

• система создания микроклимата;

• система мультимедиа;

• система отвода продуктов жизнедеятельности;

• система утилизации и переработки отходов. При столь обширном разнообразии представленных сложных и функционирующих по собственным алгоритмам систем возникает задача их объединения в единый комплекс, при этом требуется не только осуществлять контроль работоспособности элементов системы, но и оптимально управлять ими, оперативно реагируя в случае возникновения внештатных ситуаций.

При работе с каждым элементом инженерной системы можно осуществлять контроль и управление при помощи специальных датчиков и автоматизированных приводов, которые можно назвать «Информационные точки». Это объекты, которые обладают определенными свойствами, содержащимися в единой базе данных системы управления интеллектуальным зданием, интегрированные в данную систему и управляемые ею при помощи коммуникационных связей. Указанный подход позволит локально контролировать работу каждой системы, а в случае, когда на объекте используется несколько систем одновременно и количество информационных точек может достигать нескольких тысяч, возникает проблема объединения таких систем в единый управляющий комплекс.

Задача осложняется тем, что каждая представленная инженерная система состоит из компонентов, объединенных информационными и физическими связями в единое целое.

Для решения задач по объединению и управлению инженерными системами зданий целесообразно использовать методики системотехники и комплексотехники [6], которые позволяют рассматривать взаимодействия этих систем.

Одним из перспективных подходов к решению этой задачи является использование информационного моделирования зданий —

совокупности сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованных по определенным правилам [5] (BIM — Building Information Modeling или Building Information Model). BIM является аббревиатурой, состоящей из следующих слагаемых: 1) информационное моделирование зданий (виртуальный процесс проектирования), 2) Building Information Model (набор файлов и / или базы данных, которая включает в себя BD-геометрии и соответствующие данные), и 3) Building Information Management (Жизненный цикл использования здания данными) [4].

Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путем подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта. Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации. Информационная модель — совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром [11].

Использование построенных с применением BIM информационных моделей зданий позволяет сократить сроки изучения реальных объектов, их свойств и процессов.

В литературе наряду с определением информационного моделирования используется определение инфографического моделирования, что было подробно рассмотрено в работе [7] на примере моделирования систем автоматики. Анализируя оба этих подхода, можно сделать вывод, что они имеют неравнозначное значение, применительно к рассматриваемой в статье проблеме. Концептуально инфографи-ческая модель создается на основании используемой части информации, а информационная модель отображает всю имеющуюся информацию.

Использование инфографических моделей позволяет разрабатывать и предлагать индивидуализированную услугу клиентам, проживающим в гостинице, например, это касается реальных затрат потребления холодной и горячей воды, электрической энергии, климатических и прочих составляющих качества услуг

гостиниц. Сегодня в цену суточного пребывания в отеле закладывается «средняя температура по больничной палате» и, конечно, она не исключает злоупотреблений, а интеллектуальная гостиница способна рассчитывать затраты каждого из своих потребителей с точностью до копеек в соответствии с их реальными запросами.

Приведем пример: при краткосрочном пребывании клиента в номере отеля в течение суток (командировка, экскурсии и т. п.) будут востребованы только самые необходимые элементы комфорта — душ, кондиционер, освещение номера в течение непродолжительного времени, однако плата за пользование номером не учитывает этих обстоятельств, что не лучшим образом сказывается на имидже гостиниц и других объектов туризма и сервиса. При использовании технологий информационного моделирования зданий возможно создание эффективной системы управления и контроля потребления энергоресурсов объекта применительно к каждому клиенту, что позволит повысить прозрачность расходов клиентов, предоставить дополнительные конкурентные преимущества владельцам объектов туризма и сервиса.

Однако сопоставление информационного и инфографического моделирования и корректное использование терминологии при описании процессов моделирования нуждается в более детальной проработке, что может являться темой отдельного исследования.

Использование методов информационного моделирования при проектировании зданий и объектов, в том числе гостиничного комплекса, предполагает использование нового подхода к строительству, эксплуатации, управлению жизненным циклом объекта и оперативной оценки его стоимости.

Этот метод включает в себя создание на этапе проектирования трехмерной модели здания, которая отражает не только строительные конструкции, но и все инженерные системы будущего объекта. В случае информационного моделирования здания предполагается сбор и комплексная обработка всей информации о будущем объекте: архитектурной, технологической, инженерной, экономической, информации по системам безопасности и др., а так же их взаимосвязи и зависимости еще на этапе проектирования и представленное как единое целое — информационная модель (BIM).

Информационная модель объекта представляет собой трехмерное изображение здания, выполненное посредством специального программного обеспечения, где каждый элемент модели связан с соответствующей системой, системы объединены в комплексы посредством базы данных, в которую занесены все характеристики элементов объекта. При работе с базой данных свойства и характеристики элементов систем можно изменять или дополнять. В случае редактирования свойств или параметров функционирования для какого-либо элемента системы предполагается автоматическая корректировка характеристик элементов модели, взаимосвязанных с изменяемой частью системы.

Выделим основные преимущества при использовании BIM по сравнению с традиционными способами проектирования объектов и инженерных систем для сферы туризма и сервиса.

Информационная модель здания (BIM) представляет собой совокупность элементов, обладающих свойствами, при управлении которыми становится возможным в автоматическом режиме создавать документацию от чертежей до решения аналитических задач по объектам проекта, а также проводить и разрабатывать мероприятия с целью оптимизации затрат при эксплуатации объектов туризма и сервиса.

Использование информационной модели здания позволяет в реальном времени получать объективную информацию о состоянии эксплуатируемого объекта, что способствует сокращению времени для принятия управленческих решений со стороны руководства.

Другим преимуществом при использовании информационной модели здания является возможность использования модели совместно различными группами распределенных пользователей на протяжении всего периода жизненного цикла, например, объекта туризма и сервиса, вплоть до его утилизации, что сводит к минимуму возможность проведения повторных операций, ошибок при вводе и передаче информации.

Разработкой информационной модели объекта занимается группа специалистов, состоящая из архитекторов, конструкторов и строителей. Сначала создается модель объекта в трех измерениях при помощи компьютерной программы, после чего в нее добавляются инже-

нерные системы и системы жизнеобеспечения здания: электроразводка, система отопления, система водоснабжения, система канализации, система вентиляции и другие системы. На этом этапе указываются не только места расположения управляемых элементов или информационных точек, но и расположение и распределение коммуникаций открытой и закрытой проводки вышеуказанных систем. В итоге получается информационная модель здания в трех измерениях, которая включает в себя самую полную информацию об объекте, начиная с материала и толщины стен, заканчивая толщиной гидроизоляции на кровле.

Одним из неоспоримых преимуществ такого подхода является то, что полученная информация содержит не только видимые элементы системы, но и позволяет детально изучать пространственные планы расположения скрытых коммуникаций, что при эксплуатации объекта всегда имеет очень большое значение (поиск утечек, мест аварий, прокладка дополнительных коммуникаций и т. п.).

В течение жизненного цикла здания нередко требуется модернизация действующих линий связи, коммуникаций. В случае использования информационной модели здания уже на этапе проектирования можно предусмотреть прокладку дополнительных резервных линий и трасс с учетом перспективы модернизации и развития с составлением детального плана расположения данных коммуникаций и их характеристик, что в дальнейшем приведет к сокращению сроков прокладки коммуникаций при реконструкции здания.

При использовании информационной модели здания облегчается работа со строителями, поскольку упрощаются процедуры согласований и оформления смет. В случае смены подрядчика владелец здания четко знает, на каком этапе остановились работы и какие платежи были проведены предыдущему подрядчику. Наглядность информационной модели здания предоставляет также возможность с наименьшей вероятностью ошибки выбрать оптимальную технологию при возведении здания и прокладке инженерных систем.

При расчете систем вентиляции и кондиционирования информационная модель здания предоставляет наиболее приближенные исходные данные для проведения расчетов требуемых температур и параметров воздухообмена, что в свою очередь приводит к оптимизации

расходов при монтаже и эксплуатации данного оборудования. Для улучшения комфорта в помещениях на пространственной модели здания можно расположить инженерные коммуникации таким образом, чтобы технологические шумы, которые возможны при их работе, не доходили до пользователей объекта.

Экономический эффект от внедрения BIM-технологий — это экономия средств при строительстве и эксплуатации объекта, однако это возможно при соблюдении ряда условий. Рассмотрим их подробнее.

Информационная модель здания должна содержать информацию, соответствующую нормативам, действующим в строительной отрасли государства, где она применяется или взаимодействует с другими базами данных [3].

Для эффективной работы программы, в которой создана информационная модель здания, она должна иметь кодирование совместимое с подобными программами для идентификации различных систем здания на протяжении всего жизненного цикла объекта.

Рассмотрим возможность использования информационной модели здания в реальных условиях российской действительности, а также факторы, с которыми придется столкнуться желающим воплотить BIM на своем объекте.

В общем случае для внедрения BIM-системы необходимо наличие специалистов, способных выполнять трехмерное моделирование с соблюдением точности и стандартов, а также координировать и синхронизировать работу смежных подразделений.

Информационное моделирование зданий осуществляется, в основном, при использовании таких программных продуктов как Revit, где используется принцип построения единого файла модели, Autodesk, который использует вариант при формировании модели объекта из разнородных файлов; Graphisoft и Bentley применяет модульный подход. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что при создании информационной модели здания необходимо разрабатывать всю модель и системы, используя ресурсы только одного программного продукта, поскольку указанные программные продукты имеют различия в принципах построения моделей.

В последнее время наибольшую популярность завоевывает подход, продвигаемый компанией Autodesk (продукты Revit), использующий технологии информационно-насыщенного

моделирования при максимальной интеграции интеллектуальных объектов и систем [3].

При внедрении технологий BIM упрощается решение проблем, связанных с использованием пространства объекта, взаимного расположения объектов, но в случае необходимости проведения дополнительных расчетов с использованием специфического подхода для узких целей база данных BIM не всегда применима. Главным образом, это касается расчетов конструкций на прочность, особенно расчетов отдельных узлов и усилений.

Кроме того, появляется еще один фактор, который накладывает дополнительные сложности при использовании BIM-технологий на различных этапах жизненного цикла здания — это создание эксплуатационной документации в соответствии требованиями законодательства.

В ряде случаев поставщик программного обеспечения не может удовлетворить потребности заказчика при решении некоторых задач, однако использование технологии информационного моделирования объектов делает невозможным переход от одного программного продукта к другому, что оставляет часть задач не решенными и не интегрированными в единую структуру.

При создании трехмерной информационной модели здания заказчик получает качественный инструмент для управления объектом на различных этапах жизненного цикла здания, однако в ряде случаев стоимость создания такой модели даже в долгосрочной перспективе может не окупиться. Это связано так же с поддержанием BIM-модели в актуальном состоянии на протяжении всего цикла эксплуатации объекта, что требует применения дополнительных финансовых ресурсов. Наиболее существенно это может отразиться на объектах туризма и сервиса, которые не входят в известные популярные сетевые отельные структуры, имеют недостаточный для окупаемости номерной фонд или приток клиентов. Для правильной работы модели необходимо иметь возможность хранения информации в единой базе данных, а также возможность обмениваться информацией с другими системами. При долговременной эксплуатации информационной модели здания это становится проблематично ввиду устаревания программных продуктов и средств хранения информации и архивации баз данных [3].

Технология BIM уже сейчас показала возможность достижения высокой скорости, объема и качества строительства, а также значительную экономию бюджетных средств.

Например, при создании сложнейшего по форме и внутреннему оснащению нового корпуса Музея искусств в американском городе Денвере для организации взаимодействия субподрядчиков при проектировании и возведении каркаса здания (металл и железобетон) и разработке и монтаже сантехнических и электрических систем была использована специально разработанная для этого объекта информационная модель.

По данным генерального подрядчика, только чисто организационное применение BIM (модель была создана для отработки взаимодействия субподрядчиков и оптимизации графика работ) сократило срок строительства на 14 месяцев и привело к экономии примерно $ 400 тыс. при сметной стоимости объекта в $ 70 млн [14].

Исходя из вышеизложенного анализа технологии информационного моделирования зданий применительно к объектам туризма и сервиса, следует вывод, что использование BIM-технологий целесообразно только в случае невозможности управления объектом никаким другим способом или в случае, когда эффективность от внедрения данного метода как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе для данного конкретного объекта или группы объектов будет экономически оправданной. Такими объектами могут быть парк-отели с развитой территорией, отели с большим номерным фондом, крупные спортивные объекты, студенческие кампусы, поскольку для сохранения оптимального времени реагирования на заявки при использовании обычной системы управленияесть необходимость в содержании дополнительного штата сотрудников, что приводит к дополнительным расходам.

При использовании BIM на объектах туризма и сервиса необходимо привлечение квалифицированных специалистов, знакомых с технологиями информационного моделирования зданий и способных модернизировать или даже создавать информационные или ин-фографические модели.

Создание инфографических моделей требует перейти от мыследеятельности к практике деятельности. Для этого необходимо:

• сформировать мысленную модель (образ) формируемого объекта;

• выполнить «отчуждение» этой мысленной модели, преобразовав ее в параметризованную инфографическую модель;

• зафиксировать инфографическую модель (фигуру, текст) на любом материальном носителе, то есть выполнить документирование инфографической модели;

• комплексно обработать документированную и недокументированную информацию в компьютерных сетях или репрографических системах, обслуживающих конкретную сферу или вид деятельности;

• осуществить соорганизацию деятелей, работающих в области любой из сфер деятельности (используя методы и средства груп-потехники, схемотехники, системотехники и комплексотехники).

Названные направления деятельности составляют основное содержание инфографии.

Инфография как научно-практическая дисциплина утверждает, что формирование визуальных (зрительно воспринимаемых) образов есть совокупность правил, процедур и моделей, которые можно формализовать и передавать человеку во время обучения.

Пространство инфографии — специфическая область взаимодействия отдельных личностей, коллективов исследователей-инженеров или педагогов, корпоративных структур или системных институтов; это своеобразная сфера или некий ареал, в пределах которого справедливо утверждение: «Здесь происходит качественная ненасильственно сорганизованная деятельность людей» [12].

Использование методов и приемов В1М-технологий при проектировании управлении объектами туризма и сервиса, безусловно, полезно и продуктивно для оптимизации процессов управления и модернизации систем зданий. По мнению авторов, наибольший эффект от внедрения В1М-технологий может быть получен в случае использования в отелях, сетях отелей с большим номерным фондом, парк-отелях с развитой инфраструктурой и технически сложных объектах туризма и сервиса (спортивные комплексы, развлекательные центры).

При анализе информации опыта различных компаний от внедрения В1М-технологий, предоставленных [4], было определено, что использование информационных моделей объектов приводит к сокращению временных ресур-

сов на выполнение работ от нескольких часов до одного-двух дней, сокращается время реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Учитывая стремление постоянного повышения качества обслуживания и безопасности пребывания клиентов в объектах туризма и сервиса, а также влияние достижений научно-технического прогресса, можно прийти к выводу, что наиболее перспективной для сферы туризма и сервиса является программный продукт управления интеллектуальными инженерными системами объекта, позволяющий в реальном времени контролировать состояние оборудования в номерном фонде, микрокли-

мат, потребление и качество воды, электроэнергии и т. п. Экономия достигается, в том числе при сокращении времени проведения государственных проверок, инспекций, внесения изменений в проектно-эксплуатационную документацию здания, что в конечном итоге приведет к радикальному сокращению затрат на эксплуатацию объектов и повысит качество предоставляемых услуг для клиентов. Владельцам бизнеса это позволит получать дополнительный доход и возможность поднять престиж заведения, что в долгосрочной перспективе обеспечит стабильность и прогнозируемый приток клиентов.

Литература

1. URL: http://rusbim.com/ (дата обращения: 15.01.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. URL: http://isicad.ru/ru/articles.php? article_num=14092 (дата обращения: 15.01.2013)

3. URL: http://www.oaopmp.ru/seminars/17-12-2008-bims.html (дата обращения: 15.01.2013)

4. URL: http://www.ecodomus.com/ (дата обращения: 16.01.2013).

5. URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения: 16.01.2013).

6. Мохов А.И., Мохова Л.А., Комаров Н.М., Новоженов С.Г. Прикладная сервисология: использование системотехнического и комплексотехнического моделирования // Науковедение: Электронная версия журнала. 2012. № 4 (13). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/73evn412.pdf (дата обращения: 17.01.2013).

7. Латышев Г. В., Латышев К. В., Мохов А.И., Чулков В. О. Инфографическое моделирование систем автоматики на основе схемотехники их элементов // Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2012. № 1, (т. 8). С. 3-9.

8. URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/289766/human-intelligence (дата обращения: 18.01.2013).

9. URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic/? word=%E8 %ED%F2 %E5 %EB%EB%E5 %EA%F2&lop=x&gorb=x& efr=x&zar=x&ag=x&ab=x&lv=x&pe=x&az=x&sin=x (дата обращения: 18.01.2013).

10. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %98%D0%BD%D1 %82 %D0 %B5 %D0%BB%D0%BB%D0 %B5 %D0% BA%D1 %82#cite_note-2 (дата обращения: 18.01.2013).

11. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %98 %D0 %BD%D1 %84%D0%BE%D1 %80 %D0 %BC%D0%B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %BE%D0 %BD%D0 %BD%D0 %B0%D1 %8F_%D0 %BC%D0%BE%D0 %B4%D0 %B5 %D 0%BB%D1%8C (дата обращения: 18.01.2013).

12. Калыгин А.А., Казарян Р.Р., Чулков В. О. Нормотворчество в коммунальном хозяйстве и сроительстве. М.: СвР-АРГУС, 2012.

13. Ильясов Ф.Н. Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия «Обществ. науки». 1986. № 6. С. 46-54.

14. URL: http://isicad.ru/ru/articles. php? article_num=14078 (дата обращения: 18.01.2013).

15. URL: http://www.elite-systems.ru/integration/intellektualnoe-zdanie/ (дата обращения: 18.01.2013).

16. URL: http://lib.aldebaran.ru/author/golovin_s/golovin_s_slovar_prakticheskogo_psihologa/golovin_s_slovar_ prakticheskogo_psihologa_21.html (дата обращения: 18.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.