Научная статья на тему 'Управление инвестиционными процессами в территориальной экономической системе'

Управление инвестиционными процессами в территориальной экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умирова Александра Рахманкуловна

Изложена концепция управления инвестиционными процессами в территориальной экономической системе. Обоснована необходимость применения комплексного подхода к управлению процессами инвестиций. Систематизированы научные подходы и предложены принципы управления инвестиционными процессами в территориальной экономической системе, такие как принципы дифференциации, оптимизации, ответственности. обоснованы факторы принятия инвестиционных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conception of the investment process management in territorial economic system is set forth in this article. The author grounds the necessary to use a complex approach in the investment process management. Scientific approaches are systematized in the article and the author offers investment process management principles in territorial economic system as following: principles of differentiation, optimization, responsibility. Factors of investment decision-making are grounded in the article.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционными процессами в территориальной экономической системе»

УДК 338:331.5

А.Р. Умирова

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Изложена концепция управления инвестиционными процессами в территориальной экономической системе. Обоснована необходимость применения комплексного подхода к управлению процессами инвестиций. Систематизированы научные подходы и предложены принципы управления инвестиционными процессами в территориальной экономической системе, такие как принципы дифференциации, оптимизации, ответственности. Обоснованы факторы принятия инвестиционных решений.

A.R. Umirova

INVESTMENT PROCESS MANAGEMENT IN TERRITORIAL ECONOMIC SYSTEM

The conception of the investment process management in territorial economic system is set forth in this article. The author grounds the necessary to use a complex approach in the investment process management. Scientific approaches are systematized in the article and the author offers investment process management principles in territorial economic system as following: principles of differentiation, optimization, responsibility. Factors of investment decision-making are grounded in the article.

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любой экономической системе. Необходимость исследования проблемы управления инвестиционными процессами в территориальной экономической системе на уровне субъекта Российской Федерации определяется тем, что происходящие трансформационные процессы в экономике России в значительной мере базируются на усилении роли регионов в развитии всего хозяйственного комплекса государства. Вместе с тем, развитие любой территориальной экономической системы во многом зависит от ресурсного потенциала, значимость которого определяется возможностью инвестирования в социально-экономическое развитие конкретной территории.

Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются: развитие науки и техники, обновление имеющейся материально-технической базы территории, вложения в развитие инновационных технологий, обновление бизнес-процессов, реконструкция и техническое перевооружение, наращивание объёмов производства, освоение новых видов деятельности и рынков, обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, решение социальных проблем, вложения в развитие человеческих ресурсов, в программы местных органов власти и другие.

Что касается инвестиционной ситуации Саратовской области, то следует отметить, что инвестиционный климат данной территории улучшается. По уровню и масштабам развития промышленного производства Саратовская область занимает одно из ведущих мест в Поволжском экономическом регионе. Промышленность области - это более 2000

крупных и средних предприятий. Здесь выпускают троллейбусы, свечи зажигания, точные приборы, холодильники и морозильники, строительное стекло, минеральные удобрения, производят бензин, продукты нефтехимии, печатают школьные учебники и книги, работают химическое, дизельное и мебельное производства.

Промышленность - это наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики области. Здесь формируется более 26% валовой добавленной стоимости области и трудятся 22% работающих в экономике области.

В структуре промышленного производства наибольший удельный вес принадлежит топливно-энергетическому комплексу - 44%, машиностроению и металлообработке -23%, химической и нефтехимической промышленности - свыше 15%.

Наиболее интенсивная динамика роста промышленности Саратовской области приходится на 2000-2005 годы (табл. 1).

В 2006 г. сохранилась тенденция роста основных показателей, характеризующих работу промышленности, трубопроводного транспорта и связи. Темпы роста объёма промышленного производства сохранили положительную динамику и оставались выше общероссийских показателей. Индекс промышленного производства составил 107%. Это на 3,1% выше, чем в среднем по России.

Таблица 1

Индекс промышленного производства Российской Федерации и Саратовской области

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Россия 112,0 105,0 104,0 107,0 106,1 104,3 103,9

Саратовская область 120,4 108,4 105,6 109,9 109,5 109,3 107,0

В разрезе видов экономической деятельности наибольший прирост дали «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»: ИПП - 111,9%. Динамично развиваются такие виды деятельности как «обрабатывающие производства» - 105,9% и «добыча полезных ископаемых» - 101,8% (табл. 2).

Таблица 2

Динамика индексов физического объёма по основным видам экономической деятельности (2005-2006 годы)

2005 2006

Всего по промышленности области: 109,3 107,0

Добыча полезных ископаемых 106,4 101,8

Обрабатывающие производства 112,1 105,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 98,7 111,9

Общий объём отгрузки товарной продукции и оказанных услуг в целом по промышленности области составил 141 млрд. руб. [7].

Уровень инвестиций в основной капитал является одной из важнейших характеристик развития отраслей экономики Саратовской области и её будущего. Следует подчеркнуть, что инвестиции в основном направлялись на расширение собственного производства: вложения в здания, машины и оборудование.

Основными областями инвестиционной активности являются субъекты естественных монополий, нефтяная промышленность и жилищное строительство.

Однако, по оценке министерства промышленности и энергетики, за 2006 год предприятия министерства направили инвестиций в основной капитал в сумме 15 млрд. руб., в том числе по промышленным предприятиям министерства промышленности и

энергетики области - 8,6 млрд. руб., что составляет 107,9% к уровню 2005 года. При этом источниками инвестиций в основном являются собственные средства предприятий: амортизация и прибыль - 65%, привлечённые средства - 35%, бюджетные средства и средства, полученные от вышестоящих организаций - 10%.

Предприятиями Саратовской области по виду деятельности «обрабатывающие производства» привлечены инвестиционные средства в размере 3,3 млрд. руб. Автор считает, что в условиях необходимости технического перевооружения обрабатывающих отраслей экономики области этих средств явно не достаточно.

При этом здесь реализован ряд крупных инвестиционных проектов:

- ввод в действие завода по производству гранулированных моющих средств ООО «ГрантЭ» холдинг «Трансмаш Групп»;

- строительство предприятия по производству высококачественных полимерных труб ООО «Саратовский трубный завод»;

- строительство производства цианида натрия ОАО «Саратоворгсинтез»; реконструкция производственного корпуса и блока технологических складов на ОАО «БАТ-СТФ»;

- подготовка производства по переработке вторичного бериллия ФГУП «Базальт».

Предприятиями по виду деятельности «производство и распределение

электроэнергии, газа и воды» привлечено 3,0 млрд. руб. За счёт этих инвестиционных средств продолжается модернизация энергоблоков № 1-4 на Балаковской АЭС, осуществляются реконструкция и техническое перевооружение 6 гидроагрегатов на Саратовской ГЭС.

Предприятиями по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» освоено

2.4 млрд. руб. инвестиционных средств. Это проекты, направленные на утилизацию природного газа, проектирование, строительство установок комплексной подготовки природного газа, повышение эффективности утилизации газа, а также на поисковоразведочное бурение, осуществляемые ОАО «Саратовнефтегаз» и ФГУГП «Нижневолжскгеология».

Предприятиями по виду деятельности «транспортирование по трубопроводам» привлечено 3,9 млрд. руб. инвестиционных средств:

- ОАО «Югтрансгаз» осуществил техническое перевооружение Елшанской компрессорной станции подземного хранения газа, газосборного пункта Тульского горизонта Елшано-Курдюмского подземного хранилища газа;

- «Ямалгазинвест» завершил строительство подземного хранилища газа и компрессорной станции «Новопетровская» и линейной части газопровода Починки-Изобильное-Северо-Ставропольское.

Предприятиями по виду деятельности «связь и телекоммуникации» направлено

1.4 млрд. руб. на строительство и реконструкцию областного телекоммуникационного комплекса, строительство современных цифровых телефонных станций общей монтированной ёмкостью 59 тыс. номеров и строительство 297 км волоконно-оптических линий связи областной транспортной телекоммуникационной сети.

Непромышленными предприятиями Саратовской области инвестировано около 1,6 млрд. руб. Часть этих средств направляется на строительство комплекса переработки полученных реакционных масс на объекте по уничтожению химического оружия в п. Горный, что, по мнению автора, не учитывает экологическую обстановку в нашей области.

В 2006 г. общий объём привлеченных инвестиций из федерального бюджета за счёт федеральных целевых программ «Федеральная космическая программа России» на 20062015 годы, Президентские программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» на 2002-2006 годы составил 1,9 млрд. руб. [6, 7].

В связи с высокой долей стареющего оборудования, отработавшего нормативный ресурс, значительные инвестиции направлялись в модернизацию мощностей и техническое перевооружение предприятий на основе применения прогрессивных инновационных технологий. Кроме того, активизация инвестиционных процессов и рост инвестиций в экономику области обеспечили создание новых рабочих мест.

Реализуются на территории Саратовской области приоритетные Национальные проекты, что позволяет осуществлять инвестиции за счет привлеченных средств. В 2006 г. на 15% снизилась численность официально зарегистрированных безработных. Кроме того, компании, реализующие крупные проекты, могут предложить более высокий уровень заработной платы.

Анализ инвестиционной деятельности в Саратовской области как в территориальной экономической системе позволил обосновать ряд преимуществ:

- выгодное географическое положение Саратовской области;

- собственная региональная газо- и нефтедобыча;

- наличие минерально-сырьевых ресурсов;

- мощный производственный потенциал;

- наличие развитой образовательной базы;

- высокий научный потенциал;

- хороший кадровый резерв;

- богатое историко-культурное наследие.

Однако наряду с преимуществами инвестиционной деятельности существуют и реальные риски, которые, как отмечалось выше, нельзя не учитывать при принятии инвестиционных решений:

- демографическая динамика;

- территориальная разрозненность хозяйствующих субъектов;

- высокая территориальная протяжённость;

- значительная дифференциация доходов населения;

- изношенная и затратная инженерная инфраструктура;

- высокая степень износа основных фондов хозяйствующих субъектов;

- сложная экологическая обстановка.

Однако эти данные на самом деле не свидетельствуют об эффективных инвестиционных процессах. В этой связи возникает необходимость совершенствования механизма управления инвестиционными процессами в конкретной территориальной экономической системе. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд методов и расчётов, которые являются основой для принятия решений в области инвестиционной деятельности. Однако многие аспекты проблемы управления инвестиционными процессами в территориальной экономической системе разработаны недостаточно. Это касается систематизации научных подходов и принципов управления, разработки критериев оценки инвестиций и принятия эффективных управленческих решений на этой основе.

Мировой опыт свидетельствует об усилении территориальных начал в управлении экономикой в целях повышения эффективности общественного производства, перенесения акцента на программы местных органов власти, о расширении экономических методов регулирования экономики страны. В последние годы происходит значительное усиление внимания к проблематике управления территориальными экономическими системами и её отдельными элементами, важнейшим из которых является инвестиционная деятельность. Это объясняется следующими положениями: в условиях научно-технической революции качественно изменяются цели, критерии, функции развития хозяйственных территорий, их место в системе ресурсов; одновременно возрастает территориальная взаимосвязанность различных факторов и аспектов экономического и социального развития; усиливается мобильность ресурсов, что требует новых научных подходов к комплексности исследования развития территории,

региональной замкнутости экономических, социальных и воспроизводственных процессов, открытости территориальных экономических систем; расширяются возможности регионального развития путём привлечения в воспроизводственные процессы новых ресурсов инвестиций; усложняется социально-производственная инфраструктура территориальных систем; возрастает зависимость развития регионов различного уровня друг от друга [2, 5].

Исследование проблем управления инвестиционной деятельностью в территориальной экономической системе опирается на комплексный подход. При этом следует исходить из того, что под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям - зонам, районам, промышленным центрам, узлам. Территориальная структура хозяйства соединяет отрасли экономики и её территориальную организацию, образуя, таким образом, территориальную экономическую систему. Именно такое соединение даёт возможность представить живую производственно-хозяйственную ткань конкретных территорий. Этому способствует и то обстоятельство, что территориальная экономическая система, даже при низком уровне её развития, представляет целостное пространственное образование.

Вместе с тем, развитие любой территориальной экономической системы во многом определяется её инвестиционным потенциалом.

При этом важно понимать при характеристике территориального хозяйства различия в терминах «развитие» и «рост». С экономической точки зрения, «развитие» означает количественные и качественные изменения в характере использования производительных сил территории, её природного потенциала, в территориальной структуре хозяйства и в расселении, в условиях жизни населения, в состоянии окружающей природной среды. Понятие же «рост» означает практически лишь количественные изменения.

С методологической точки зрения, в целях комплексного исследования проблем управления инвестиционной деятельностью в территориальной экономической системе особое значение имеет соединение количественных и качественных характеристик, что даёт возможность представить наиболее существенные стороны развития территории.

Комплексный подход к исследованию требует рассмотрения принятой в стране модели развития. Это накладывает отпечаток на многие стороны развития и внешние связи территориальных экономических систем. Чем разнообразнее типы хозяйственного использования территории и природопользования, тем разнообразнее территориальные экономические системы хозяйства, тем, как правило, выше уровень экономического развития и инвестиционного потенциала региона. Автор считает, что чем разнообразнее набор элементов в любой территориальной экономической системе, тем она более устойчива. Устойчивость территориальных экономических систем представляет важное условие их социально-экономического развития и привлечения инвестиций.

Важно подчеркнуть, что территориальная структура меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как основные её элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, и в первую очередь эффективным управлением экономической системой.

Любую территориальную экономическую систему следует рассматривать как сложную многофункциональную систему, выполняющую широкий спектр народнохозяйственных функций: экономическую, социальную, демографическую, ресурсную, экологическую, природоохранную, политическую, нормативно-правовую, научнотехническую, культурологическую. С этих позиций решение проблемы управления инвестиционной деятельностью в территориальной экономической системе имеет теоретическую и практическую значимость.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования достаточно много. Любая территориальная экономическая система в той или иной степени связана с инвестиционной деятельностью. Вместе с тем территориальные экономические системы имеют ограниченные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. В этой связи встаёт задача оптимизации инвестиционных решений и самой инвестиционной политики. Иными словами, принцип оптимизации - основополагающий принцип в управлении инвестиционными процессами в территориальной экономической системе.

Однако принятие решений по инвестиционным предложениям осложняется различными факторами: видом инвестиций; размером инвестиций; множественностью доступных предложений; ограниченностью финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риском, связанным с принятием того или иного решения. Поэтому все инвестиционные решения можно классифицировать по следующим признакам:

1. Обязательные инвестиции, то есть те, которые необходимы, чтобы территориальная экономическая система могла продолжать свое функционирование:

- развитие природоохранной деятельности в соответствии с государственными нормами;

- развитие производственной и социальной инфраструктур;

- реализация приоритетных национальных проектов.

2. Решения, направленные на снижение издержек:

- по совершенствованию применяемых технологий,

- по повышению качества продукции, работ, услуг,

- по улучшению организации труда, производства и управления.

3. Решения, направленные на расширение и обновление производства:

- инвестиции на новое строительство (возведение новых объектов);

- инвестиции на расширение (возведение объектов на новых площадях);

- инвестиции на реконструкцию (СМР на действующих площадях с частичной заменой оборудования);

- инвестиции на техническое перевооружение (замена и модернизация оборудования).

4. Решения по приобретению финансовых активов:

- направленные на образование стратегических альянсов (концерны, холдинги, картели, консорциумы и другие);

- по поглощению;

- по использованию сложных финансовых инструментов в операциях с основным капиталом.

5. Решения по освоению новых рынков и услуг.

6. Решения по приобретению нематериальных активов (интеллектуальная собственность, патенты, лицензии, ноу-хау и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень ответственности за выбор инвестиционного решения в рамках того или иного направления различна. Важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций, таким образом, необходима глубокая аналитическая проработка экономической стороны инвестиционного предложения, которая предшествует принятию решения. В рамках территориальной экономической системы применима практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, то есть в зависимости от того или иного фактора (максимальная величина инвестиций, степень риска) решения могут приниматься на разных уровнях государственной и муниципальной власти и высшего руководства хозяйствующих структур. Это даёт возможность утверждать о необходимости применения принципа дифференциации и принципа ответственности за принятие и реализацию инвестиционного решения [3, 4].

Комплексный подход к исследованию проблем управления инвестиционными процессами в территориальной экономической системе позволяет определить принципы исследования. Принципы исследования определяют закономерности формирования самой

системы исследования: её структуры, методов, технологии, инструментария и

технического оснащения. В современных условиях важно учитывать выработанные принципы и теоретическую базу в исследовании проблемы управления инвестиционными процессами в территориальной экономической системе.

Предложенные автором принципы позволят определять не очевидные, а более глубокие, именно принципиальные закономерности и одновременно служить руководством к практическим действиям в области принятия инвестиционных решений, ибо реализуются они через сознание, интеллект, волю (одержимость) и

целеустремленность человека [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг; пер. с англ. М.:ИНФРА-М, 2002. 328 с.

2. Боди Э. Принципы инвестиций / Э. Боди, А. Кейн, А. Д. Маркус; пер. с англ. М.: Вильямс, 2002. 312 с.

3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / А. Дамодаран; пер. с англ. 2-е изд., исправл. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 1341 с.

4. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования /

А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. М.: Омега-Л, 2006. 253 с.

5. Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений / Д. Норкотт; пер. с англ. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997. 250 с.

6. Материалы официального сайта Саратовской областной думы третьего созыва. http://www.srd.ru/

7. Материалы официального сайта Правительства Саратовской области. http://www.saratov.gov.ru

Умирова Александра Рахманкуловна -

аспирант кафедры «Антикризисное управление»

Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина, г. Саратов Статья поступила в редакцию 04.09.07, принята к опубликованию 13.11.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.