циала. Поэтому в сфере инновационного управления банковской деятельностью отмечено появление межструктурных образований, получивших формы долгосрочных стратегических союзов, партнерских соглашений и т. д., подразумевающих реализацию целого ряда совместных мероприятий на постоянной основе или для осуществления однократных инновационных проектов. В процессе их осуществления происходит обмен ноу-хау, имеющимися базами данных, использование совместных площадей, совмещение технологий, коммуникационных сетей и т. п.
Таким образом, постепенно реализуется идея превращения любого коммерческого банка в финансовый супермаркет, в котором клиент может приобрести необходимый пакет услуг, не прибегая к сложным манипуляциям с раздельным использованием собственных финансовых ресурсов. Время небольших специализированных банков проходит. И в современных условиях, когда стандартным набором услуг нельзя удивить искушенного потребителя, возникает потребность в создании новых, специфических, индивидуальных банковских продуктов, внедрение которых знаменует переход на новую ступень развития рынка финансовых услуг в целом [2].
1. Бобров А.Ю. Прорыв Гаспрома // Прямые Инвестиции. 2007. № 6. С. 67.
2. Мамута М.А. Инвестиционная активность коммерческого банка // Девятый международный инвестиционный форум. 16-19 сент. Вена, 2008. С. 56.
3. Грамберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000. С. 268.
4. Косарев А.В. Развитие научно-технического и инвестиционного потенциала субъектов РФ // Международный промышленно-экономический форум. 10-14 сент. Н. Новгород, 2008. С. 72.
5. Лазин А.С. Инвестиции и развитие // Там же. С. 103.
Поступила в редакцию 7.09.2008 г.
Belousov A.J. Innovative investment filling in the real sector of the regional economics. The necessity of innovative breakthrough by means of using investments and production of high technology and science - consuming products at the regional level is conditioned. Some factors that have an influence on the quality and the competitive ability of products produced by the real sector of the regional economics have been examined.
Key words and phrases: innovation, investments, efficiency, analysis of means, innovative activity, modernization, competitive ability.
УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.В. Савельев
В статье рассмотрен процесс управления инвестициями на региональном уровне. Определены долгосрочные цели развития инвестиционной деятельности в Тамбовской области, а также эффективные пути их достижения. Предложено создание информационно-обеспеченного инновационного комплекса.
Ключевые слова: инвестиции, управление инвестиционными процессами, региональный уровень, информационное обеспечение инновационного комплекса.
Успешное развитие предприятий всех отраслей хозяйства в условиях рыночной экономики неразрывно связано с процессом долгосрочного инвестирования. Инвестиционная деятельность организаций во всех ее формах в конечном итоге всегда сводится к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов, а также в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности.
На современном этапе федеральные и местные органы управления, а также все большее число организаций осознает необходимость перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений, форм, адаптации к общим целям развития региона и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды.
Управление инвестициями представляет собой процесс управления денежными сред-
ствами. Инвестиционный менеджмент требует хорошего знания финансовых инструментов, методов их оценки и стратегий формирования с учетом заданных инвестиционных критериев [1].
Процесс управления инвестициями можно условно разбить на несколько этапов (рис. 1). Они образуют замкнутый, циклический процесс, в котором оценка эффективности может приводить к корректировке целей, политики, стратегии и форм инвестиций [2].
Сегодня стало очевидным - без определения долгосрочных целей деятельности и путей их достижения инвестиционная политика не будет иметь реальной перспективы.
Инвестиционная политика является основой всего процесса управления инвестициями. Формирование политики означает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса принятия решений.
Региональная инвестиционная политика создает условия для притока инвестиционных ресурсов в экономику области и обеспечения на этой основе устойчивого экономического роста. Главное ее назначение - обеспечение последовательности действий в сфере инвестиционной деятельности. Политика устанавливает стандарты, которыми должны
руководствоваться экономисты, отвечающие за управление инвестициями.
Реализация региональной инвестиционной политики является важнейшим инструментом разработки модели и стратегии развития экономики региона. Инвестиционные цели должны быть сформированы в виде обеспечения прироста капитала в области, роста прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности, изменения технологической и воспроизводственной структуры капиталовложений, изменения отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ и т. п.
Поэтому главной задачей инвестиционной политики становится создание условий, способствующих притоку инвестиционных ресурсов в экономику области и обеспечение на этой основе устойчивого экономического роста.
Базой для разработки инвестиционной политики Тамбовской области служит информационная обеспеченность, в основе которой находятся данные об экономическом хозяйствовании региона как за текущий период, так и на перспективу. При разработке региональной политики было детально изучено законодательство в инвестиционной сфере других регионов России, а также ряда
Рис. 1. Процесс управления инвестициями
стран запада: США, Германии, Англии, и выбраны наиболее приемлемые для Тамбовской области решения. Принятый 30 ноября 2007 г. Тамбовской областной Думой Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области» оценивается как один из наиболее либеральных и дебюрократизированных. Закон закрепляет основные принципы инвестиционной политики Тамбовской области в сфере регулирования инвестиционной деятельности, устанавливает формы, порядок и условия оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности органами государственной власти Тамбовской области и направлен на привлечение инвестиций и стимулирование инвестиционной деятельности на территории области.
Совокупность долгосрочных целей развития инвестиционной деятельности в области, определяемых общими задачами ее развития, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения определяют инвестиционную стратегию.
Разработка инвестиционной стратегии является довольно творческим процессом, требующим высокой квалификации. Формирование инвестиционной стратегии Тамбовской области базируется на прогнозах отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка в целом и в разрезе отдельных его сегментов, что является также и очень трудоемким процессом. Исходной предпосылкой разработки инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития области. По отношению к общей стратегии инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных элементов обеспечения эффективного развития хозяйства области в соответствии с избранной общей экономической стратегией.
На этапе формирования инвестиционной стратегии определяются основные направления инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика Тамбовской области в среднесрочной перспективе будет осуществляться по трем направлениям: ис-
пользование внутренних инвестиционных ресурсов, привлечение инвестиционных ресурсов из других регионов Российской Федерации и прямых иностранных инвестиций. Важным источником инвестиций в развитие экономики региона должны стать внутренние финансовые ресурсы - накопления предприятий и сбережения населения.
Первоочередная задача властей заключается в выведении на рынок предприятий, требующих для этого минимальных инвестиций. По мере роста производства будут увеличиваться и инвестиции в сферы деятельности, обслуживающие движение товаров и услуг. В качестве приоритетных направлений инвестирования следует рассматривать производства, способные перерабатывать местное сырье для выпуска потребительских товаров в виде готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости. На первом этапе органами власти предполагается поддерживать промышленные производства, которые не исчерпали потенциал развития, имеют или могут занять свой сегмент на рынке сбыта, а также проекты, несущие структурные изменения в производстве.
Этапами реализации инвестиционной стратегии в Тамбовской области являются:
1) создание организационных и финансово-экономических условий для устойчивого роста в отраслях материального производства и социальной сфере области - определение территорий, отраслей, предприятий, способных стать движущей силой («точками роста») общего подъема экономики региона;
2) формирование рациональной структуры экономики региона. Накопление, привлечение и реализация инвестиционных ресурсов в «точках роста»;
3) обеспечение устойчивого роста доходов населения;
4) завершение формирования перспективной программы развития, достижение среднероссийских стандартов уровня жизни населения, устойчивое расширенное воспроизводство.
Для предупреждения возможных ошибок и недоработок, своевременного выявления отклонений от заданного направления, эффективного достижения поставленных задач в установленные сроки органами власти Тамбовской области установлен механизм оценок и контроля, который включает:
- определение критериев для оценки результатов;
- сопоставление фактических показателей с намеченными;
- анализ отклонений между ними;
- внесение корректив в процесс управления инвестициями в случае необходимости.
Такой механизм контроля подразумевает, как и отмечалось выше, наличие системы обратной связи и в зависимости от результатов может служить для пересмотра инвестиционной деятельности и стратегии [3].
При создании системы управления инвестиционной деятельностью региона важную роль играет наличие единого информационного поля и организационных структур инвестиционного комплекса.
В Тамбовской области организационные структуры представлены органами управления на уровне региона и их функциональными подразделениями.
Координация деятельности инвестиционного процесса на территории области осуществляется:
- администрацией Тамбовской области в лице главы администрации;
- отделом инвестиционной политики;
- экспертным советом при главе администрации области по инвестиционной политике;
- экспертными советами по вопросам инвестиций при главах администраций районов и городов области.
Кроме того, в целях информационного обслуживания и оказания услуг в области финансово-экономической и инвестиционной политики, разработки и проведения экспертиз инвестиционных проектов и программ инвесторам и заказчикам в Тамбовской области на 2008 г. аккредитована автономная некоммерческая организация «Тамбовское региональное агентство инвестиционных технологий и промышленного развития». Подобного рода услуги оказывают также Тамбовское региональное отделение общественной организации Вольного экономического общества России, инвестиционный бизнес-инкубатор «Инноватика» Тамбовского государственного технического университета [4].
Глава администрации области и отдел по инвестиционной политике осуществляют ре-
гулирование инвестиционной деятельности в Тамбовской области:
- осуществляют прямое управление государственными инвестициями;
- создают условия для стимулирования инвестиционной деятельности;
- принимают областные инвестиционные программы;
- проводят экспертизу инвестиционных проектов.
Постановлением администрации Тамбовской области № 300 от 7 мая 2003 г. утверждено Положение о составе экспертного совете при главе администрации области по инвестиционной политике. Экспертный совет является экспертно-консультативным органом, созданным в целях обеспечения экспертизы вносимых на рассмотрение администрации области и областной Думы бизнес-проектов, программ, предложений и законопроектов по оживлению инвестиционной деятельности в регионе. Основными задачами экспертного совета являются:
1) определение приоритетов и формулирование стратегических целей инновационной и инвестиционной политики области;
2) рассмотрение и подготовка заключений по перспективным направлениям экономического развития области;
3) разработка и внедрение экономических и организационных мероприятий, способствующих улучшению инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона, координация инвестиционной деятельности;
4) подготовка предложений по условиям инвестирования и экспертиза проектов, требующих предоставления льгот, защиты и гарантий возвратности привлекаемых в область инвестиций;
5) контроль эффективности использования инвестиционных ресурсов;
6) подготовка предложений по организации и совершенствованию инфраструктуры, реально способствующей эффективному привлечению, защите и реализации инвестиционных проектов;
7) участие в подготовке и проведении инвестиционных конкурсов и т. п. [5].
АНО «Тамбовское региональное агентство инвестиционных технологий и промышленного развития» имеет долгосрочное соглашение с администрацией области по
совместному сотрудничеству в сфере активизации инвестиционных процессов в приоритетных отраслях экономики [6].
Все хозяйственные и некоммерческие юридические лица действуют в инвестиционной сфере региона в рамках нормативных документов, регламентирующих процесс инвестирования, планируемый, направляемый и контролируемый организационными структурами инвестиционного комплекса. Правовую основу государственной инвестиционной политики Тамбовской области и государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Тамбовской области, Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области», иные законы и нормативные правовые акты Тамбовской области.
Организационные структуры инвестиционного комплекса добиваются целей и решают задачи, используя в своей работе технологии различных отраслей деятельности -финансовые, рынка ценных бумаг, правовые, управленческие, информационные, маркетинговые, торговые, оценочные, научные и др. Следует отметить, что весь процесс инвестиционной деятельности осуществляется обученными и практически владеющими применяемыми технологиями кадровыми ресурсами.
Вся система управления инвестиционной деятельностью Тамбовской области нуждается в информационном обеспечении. Формирование и реализация инвестиционной политики возможно только при существовании системы сбора, хранения и обработки информации об экономической ситуации в регионе.
В настоящее время такая система в Тамбовской области практически отсутствует. Недостаток информационного обеспечения препятствует не только улучшению инвестиционного климата, но и эффективному перераспределению инвестиционных ресурсов в регионе. Ведь для перераспределения инвестиционных потоков в системе управления
развитием региона требуется диагностическая информация экономического характера, переработанная для принятия управленческих решений [7].
Федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые акты лишь акцентируют внимание на данной проблеме, но не предлагают путей ее решения. Так, например, в стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 г. прослеживается необходимость:
1) ужесточения требований к раскрытию информации с целью повышения прозрачности деятельности предприятий;
2) повышения прозрачности информации о принимаемых государством решениях по распределению любого рода ресурсов;
3) обеспечения финансовой и организационной прозрачности деятельности естественных монополий.
Однако стратегия не дает ответа на вопрос: каким образом достичь прозрачности деятельности субъектов, действующих в регионе.
В Тамбовской области в концепции промышленной политики как решение существующей проблемы предлагается «продолжить формирование системы информационного обеспечения... на основе сети региональных информационно-аналитических центров». Организационно-обособленная информационная система коллективного пользования должна стать постоянно действующей системой взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенной для сбора, классификации, анализа и оценки, а также хранения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее инвесторами, региональными органами власти, различными субъектами хозяйственной деятельности с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением соответствующих мероприятий [1, с. 4].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в настоящее время происходит процесс реформирования экономической системы государства. Основная тенденция в нем - регионализация экономики России. Одним из решающих условий развития регионов является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства, поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос об адекват-
ности системы управления регионом условиям рыночного хозяйствования.
Эффективное управление инвестиционной деятельностью в регионе подчинено реализации целей его общего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры инвестиционного рынка и связанной с этим неопределенностью. Система управления инвестициями должна быть «открытой» системой, приспосабливаемой к возможным изменениям характера инвестиционной деятельности, ее целей и путей их достижения.
Каждый элемент системы управления инвестиционной деятельностью в регионе должен быть сложно и реально работающим инструментом всего инвестиционного комплекса региона.
Повысить инвестиционную активность и устойчивость развития региона возможно только путем создания мощного информационно-обеспеченного инвестиционного комплекса, позволяющего формирование и развитие надежных инвестиционных программ и бизнес-проектов.
1. Березуев О. В. Стратегический процесс управления инвестиционной деятельностью предприятия // Экономика и жизнь. 2006. № 40. С. 1.
2. Фабоцци Ф.Дж. Управление инвестициями. М., 2000. С. 3.
3. Бетин О.И. Некоторые аспекты региональной социально-экономической политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2003. № 1. С. 7.
4. Закон Тамбовской областной Думы от 30.11.2007 г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области» С. 2.
5. Постановление администрации Тамбовской области от 07.05.2003 г. № 300. «Об утверждении Положения и состава экспертного совета при главе администрации области по инвестиционной политике». С. 3.
6. Постановление администрации Тамбовской области от 23.05.2005 г. № 404 «Об отборе специализированных организаций, оказывающих услуги в области финансово-экономической и инвестиционной политики, разработки и проведения экспертиз инвестиционных проектов (бизнес-планов) и программ». С. 2.
7. Бетин О.И. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015 года // Российская газета. 2006. № 3. С. 4.
Поступила в редакцию 7.09.2008 г.
Savelyev A.V. Investment process management in Tambov region. In this paper the process of investments management at the regional level is considered. Long-term objectives of investment activity development in Tambov region as well as effective ways of their achievement are determined. Creation of informatively provided innovative complex is offered.
Key words: investments, investment process management, regional level, informational provision of innovation complex.