УДК 348.46:796
Г. И. ГУМЕРОВА, доктор экономических наук, профессор
Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО), г. Москва, Россия,
Э. Ш. ШАЙМИЕВА, доктор экономических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ (на примере муниципального учреждения ФК «Рубин»)
(продолжение*)
На основе анализа составляющих управления интеллектуальной собственностью (далее -УИС) и материальными активами становится очевидным, что структурирование бюджета в футбольных клубах «Зенит», «Рубин», «Спартак» осуществляется в формате обслуживания их материальных активов, а также приобретения/выплат игрокам1 (рис. 6)2.
Приобретение игроков и выплаты игрокам -одни из составляющих в системе управления объектами интеллектуальной собственности (далее - ОИС) в ФК (рис. 3, 4 - см. Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 31-42). Ввиду отсутствия системного подхода в управлении ОИС и корпоративным имиджем ФК, «точечные» инвестиции в данном направлении нерезультативны. Кроме того, в условиях низких значений стоимости ФК, ОИС (в частности, в ФК «Рубин», «Спартак») выход на рынок IPO для ФК представляется необоснованным, поскольку стоимость акций на IPO напрямую зависит от стоимости ФК. В сложившейся ситуации объекты интеллектуальной собственности лишь затрудняют работу по управлению интеллектуальной собственностью в футбольном клубе.
* Начало статьи см.: Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 31-42.
1 Здесь имеется ввиду «общая трансферная стоимость всех заявленных игроков» (далее - ОТС) по данным сайта TransferMarkt.de (февраль 2012 г.) [31].
2 Необходимо отметить, что данные по другим российским ФК, необходимые для анализа в данном контексте, недоступны авторам.
Собственником исследуемых объектов интеллектуальной собственности является муниципальное учреждение « Футбольный клуб «Рубин». Адрес организации: 420036, г Казань, ул. Копыло-ва, 2 [21]. Интеллектуальной собственностью ФК «Рубин» является его логотип, а также вся текстовая информация и графические изображения, находящиеся на официальном сайте клуба. В самом начале своего существования, в 50-е и 60-е годы XX в., ФК «Рубин» (ранее - «Искра» - прим. авторов) фактически не имел эмблемы [22]3. С 1965 по 2013 гг. при смене спонсоров ФК «Рубин» изменялись логотип, бренд клуба. Однако, на наш взгляд, в клубе как спортивной корпорации отсутствовала инвестиционно-инновационная программа, включающая в себя управление: объектами интеллектуальной собственности, корпоративным имиджем клуба, знанием (табл. 4). Муниципальное учреждение - ФК «Рубин» обладает вторым по значимости (в рейтинге ведущих российских клубов) бюджетом, инвестором которого выступают правительственные структуры республики (табл. 5). Такое сотрудничество объясняется развитием корпоративной социальной ответственности в РФ, РТ, включающим участие и финансирование ведущими компаниями, государственными струк-
3 В то время команда играла в «чистых» майках без какой-либо символики. Лишь во время заграничного турне по Польше в 1960 г. казанцы играли в майках с эмблемой. Точное изображение ее установить не удалось, однако, вряд ли она была связана с названием команды и города, скорее, обозначала принадлежность к СССР [22, 23].
Рис. 6. Анализ составляющих в управлении объектами интеллектуальной собственностью и материальными активами в ФК «Зенит», ФК «Рубин», ФК «Спартак»: бюджет, стоимость материальных активов, стоимость объектов интеллектуальной собственности (в составе нематериальных активов), стоимость футбольного клуба (в тыс. дол. США) в 2012 г.
(Fig 6. Analysis of components of the objects of intellectual property and material assets management in football teams "Zenit", "Rubin", "Spartak": budget, cost of material assets, cost of intellectual property management, cost of the football team (in thousand US $) in 2012)
<
3
о
d ц
о
4
о
X
600000
500000
400000
300000
200000
100000
- Зенит (Санкт-Петербург)
- Рубин (Казань)
- Спартак (Москва)
524000 201000
интеллектуальной собственности
56000 17000
Общая трансферная
стоимость всех заявленных игроков
273141
127077
Стоимость материальных
468000 184000
0
* Источник: [6, 22].
турами благотворительных, спортивных, оздоровительных и прочих мероприятий4.
Однако скромное положение в рейтинге клубных брендов в международном сравнении и, более того, положение аутсайдера в пятерке ведущих российских клубных брендов в 2012 г, согласно методике компании Brand Finance, характеризует финансирование ФК «Рубин» скорее как спекулятивное, а не инвестиционное (рис. 7, табл. 4, 5) [6, 28]. Согласно авторской методике оценки управления объектами интеллектуальной собственности в футбольном клубе можно сделать следующий вывод: индекс соотношения объектов
4 Данные о подобном сотрудничестве не всегда находятся в открытом доступе. Например, информация о
финансировании футбольного клуба «Зенит» ОАО «Газпром» представлена на официальном сайте клуба. О сотрудничестве (финансировании) ФК «Рубин» и ОАО «ТАИФ» открытых данных нет [24, 25, 26, 27]. Подробнее
об организационно-правовой форме «частных» промышленных предприятий, в том числе ОАО «ТАИФ» [29, 30].
интеллектуальной собственности к материальным активам в ФК «Рубин» - минимальный (0,08). Таким образом, стоимость футбольного клуба «Рубин» равна в целом стоимости его материальных активов (стоимость футбольного клуба/стоимость материальных активов: 201/184 тысяч долларов США в 2012 г. соответственно)3. При бюджете, позволяющем входить по своему (денежному) содержанию в профессиональные российские футбольные клубы высоких достижений, управление ФК «Рубин» осуществляется - по качественному содержанию (учитывая наименее гибкую организационно-правовую форму) - в формате полного игнорирования системы высокотехнологичного менеджмента, что приводит к неэффективному управлению (государственными) инвестициями (табл. 4, 5, рис. 7).
3 Подробнее об авторской методике оценки управления объектами интеллектуальной собственности в футбольных клубах см. Актуальные проблем экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 31-42.
Таблица 4
Анализ эволюции средств индивидуализации ФК «Рубин» (1965-2013 гг.)*
(Analysis of evolution of individualization means of "Rubin" football team (1965-2013))
Период, гг. Логотип Спонсор Название клуба
1965-1990 0 ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» Рубин
1992-1993 W Финансовая структура «Тан»5 Рубин-Тан
1996-2013 1 0 г \ »УЕМ и ч 1 ? ОАО «ТАИФ», ОАО «Татэнерго»6 (титульные инвесторы) Рубин
* Источник: [22, 23, 24, 25, 26, 27]7.
Предположительно, около 90 % финансирования ФК «Рубин» осуществляется за счет средств титульных инвесторов (табл. 5). Ввиду отсутствия большего количества информации по данному вопросу авторами рекомендована диверсификация основных источников финансирования футбольного клуба с достижением в средне- и долгосрочной перспективах следующих показателей по пунктам: участие в соревнованиях - 25 %, трансляция матчей - 25 %, спонсоры - 25 %, продвижение атрибутики клуба (мерчандайзинг) - 25 % (рис. 2 - см. Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 31-42).
Существенным конкурентным преимуществом ФК «Рубин», обеспечивающим его положение в Премьер-лиге в 2013 г., требующим своего дальнейшего совершенствования в системе управления объектами интеллектуальной собственности, является наличие собственной резервной команды (табл. 6).
5 В 1992 г. у ФК «Рубин» появился новый спонсор -компания «Тан». С новым спонсором у клуба изменилось название («Рубин-Тан») и появился новый логотип. Логотип отдаленно напоминал символ Казани - дракона Зиланта - и в последствии был отражен в современной эмблеме, которая сохранилась до настоящего времени [22, 23]. На момент исследования авторами не установлена организационно-правовая форма финансовой структуры компании «Тан» (по состоянию на апрель 2014 г.).
6 На момент исследования официальный сайт ОАО «Татэнерго» закрыт для доступа [27].
7 Изображения эмблем и логотипов см. [23].
Таблица 5
Анализ положения ведущих футбольных клубов
в России: бюджет, лига, владельцы / титульные инвесторы в Российской футбольной Премьер-лиге (2012-2013 гг.)8*
(Analysis of the position of leading football clubs in Russia: budget, league, owners/title investors in the Russian football primier-league (2012-2013))
№ Футбольный клуб Бюджет (тыс. долл. США) Год Лига Общая трансферная стоимость всех заявленных игроков1 (тыс. долл. США) Владелец / титульные инвесторы
1 Зенит (Санкт-Петербург) 280 000 2012 РФПЛ 273 141,0 Газпромбанк / Газпром, Сибур
2 Рубин (Казань) 145 000 2012 РФПЛ 127 077,0 Правительство Татарстана / ТАИФ, Татэнерго
3 Динамо (Москва) 125 000 2012 РФПЛ 181 313,6 УК «Динамо» /Банк ВТБ, Металлоинвест, Связьинвест
4 Локомотив (Москва) 115 000 2012 РФПЛ 148 016,4 РЖД/РЖД, Трансконтейнер, Транскредитбанк, Первая грузовая компания
5 Спартак (Москва) 105 000 2012 РФПЛ 169 932,8 Лукойл, Л. Федун / Лукойл, КапиталЪ
18 Томь (Томск) 25 000 2013 РФПЛ 27 509,2 Нет данных / Роснефть, Газпром нефть, группа Альянс, Сибур холдинг, Транснефть, Интер РАО ЕЭС, Холдинг МРСК
Примечание: РФПЛ - Российская футбольная Премьер-лига.
* Источник: составлено авторами на основе [20].
8 В табл. 5 приведены ориентировочные данные бюджетов клубов, общая трансферная стоимость всех заявленных игроков по данным сайта Тгап$1'егМагк1 de [31]. ОТС игроков на основе курса валют по состоянию на 01 декабря 2012 г. пересчитана из евро в доллары США [34].
9 По данным сайта TransferMarkt.de (на февраль 2012 г. ) [31].
Примечание: Рубин Рубин-2 - ФК «Рубин» имеет фарм-клуб «Рубин-2» во втором дивизионе; Рубин-2Рубин - ФК «Рубин-2» имеет основной состав команды ФК «Рубин»;
** Команда является фарм-клубом ФК «Рубин»12.
* Источник: [32].
Таблица 6
Система основных футбольных лиг в России в 2012-2013 гг.: главный и резервный составы* (The system of the main football leagues in Russia in 2012-2013: the main and reserve memberships)
Уровень Лига / дивизионы Всего команд на уровне Команды Премьер-лиги, имеющие фарм-клуб10 Команды Премьер-лиги, Первого, Второго дивизиона, не имеющие основного состава, фарм-клуба Комментарий авторов
А Б В Г Д Е
1 Премьер-лига 16 Рубин Рубин-2 , Зенит, ЦСКА, Динамо, Локомотив, Терек, Краснодар Амкар, Анжи, Крылья Советов, Томь, Урал, Волга Фарм-клубом могут обладать только именитые клубы с хорошим финансовым состоянием. Чаще фарм-клубы выступают в низших дивизионах национальных чемпионатов, но иногда они играют в одной лиге с основным. Высоких результатов фарм-клубы не добиваются, потому что лучших игроков отдают в главный клуб.
2 Первый дивизион 19 (20) -11 Нефтехимик, Шинник, Балтика, Енисей, Ротор
3 Второй дивизион 72 КАМАЗ**, Рубнн-2Рубин** Олимпия, Текстильщик, Носта
С учетом вышеизложенного была построена диаграмма состояния управления объектами интеллектуальной собственности в ФК «Рубин», которая позволяет выявить «узкие места» в менеджменте объектов интеллектуальной собственности клуба. В качестве частного примера решения «узких мест» в управлении стадионом как брендом клуба, основанном на управлении конфиденциальной документированной информацией спортивной корпорации, приведен анализ управления стадионом в ФК «Рубин» и футбольным стадионом Allianz Arena (Мюнхен, Германия) (табл. 7) [7].
Выводы
В результате исследования авторами сделаны теоретические и научно-практические выводы, а также даны рекомендации по управлению ОИС в ФК «Рубин» в формате техник стратегий и тактик (рис. 8, табл. 8).
1. В управлении объектами интеллектуальной собственности в футбольном клубе как управлении интеллектуальной собственностью и корпоративным имиджем выделены универсальные и специфичные индикаторы (рис. 9).
2. Для управления объектами интеллектуальной собственности в ФК «Рубин» сформулированы рекомендации в области управления промышленной собственностью, конфиденциальной документированной информацией, авторским правом (табл. 8).
10 Количество команд определяется регламентом каждой футбольной лиги/дивизиона.
11 Данные недоступны.
12 Фарм-клуб - команда, являющаяся резервной для главной команды ФК «Рубин». Фарм-клубы часто используются для «обкатки» молодых игроков и для получения игровой практики спортсменами [31].
2. Монографии, учебно-методические разработки (АП)
1. Патенты на изобретения, различные виды тактик игры, технической безопасности, в том числе технической безопасности на стадионе и др. (ПС)
3. Техника подготовки игроков (основного, дублирующего составов) (КДИ)
Управление интеллектуальной собственностью в ФК «Рубин»
4. Управление трансляцией матчей
I 9. Управление селекцией клуба (составы: тренерский, ' основной,
I дублирующий) (КДИ) | 1
8. Управление
фан-клубом
(КДИ)
5. УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗНАКАМИ, ФИРМЕННЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ (ЛОГОТИПАМИ, ЭМБЛЕМАМИ) И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛИЗАИИ (ПС)
7. Управление брендом (инфраструктурой, стадионом «Центральный» и т. д.) (КДИ)
6. Управление информационным порталом (миссия, философия клуба, управление знанием) (КДИ)
текст выделен курсивом: состояние неудовлетворительное;
все прописные: состояние хорошее;
I текст стандартный: состояние, требующее доработки.
Примечание:
КДИ - конфиденциальная документированная информация; ПС - промышленная собственность; АП - авторское право; ФК - футбольный клуб.
В скобках указан метод защиты соответствующего объекта интеллектуальной собственности в ФК.
Рис. 8. Диаграмма состояния управления объектами интеллектуальной собственности
в ФК «Рубин» (по состоянию на 2013 г.)*
(Fig. 8. Diagram of the condition of intellectual property objects management in "Rubin" football team (for 2013))
* Источник: составлено авторами.
Таблица 7
Управление стадионом «Центральный» (Казань, Россия) в ФК «Рубин» и футбольным стадионом
Allianz Arena (Мюнхен, Германия)*
(Management of "Tsentral'niy" stadium "Kazan, Russia) in "Rubin" football team and Allianz Arena
football stadium (Munich, Germany))
Параметры Стадион «Центральный» (Казань, Россия) Стадион Allianz Arena (Мюнхен, Германия)
I. АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТАДИОНОМ
1. Безналичная оплата билетов 0 100 %
2. Автоматизированная пропускная система 0 100 %
II. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
3. SMS-информирование управляющего состава о заполнености стадиона в начале матча 0 100 %
III. ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ СТАДИОНОМ
4. Количество клубов-обладателей правами пользования 1 клуб 2 клуба
IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТСОРСИНГА В ОБСЛУЖИВАНИИ СТАДИОНА
5. Буфет, клининг-менеджмент 5 % 100 %
* Источник: составлено авторами.
Управление активами ФК
Управление материальными активами
1
Управление нематериальными активами
I. Управление интеллектуальной собственностью
а
о §
я ч я к
Я ff к
•е
Я
я
(D
с
о
а
о §
Я
4 я
5
S я
I
II. Управление корпоративным имиджем
1.1. Патенты на: изобретения, различные виды тактик игры, технической безопасности, в том числе технической безопасности на стадионе и др. (ПС)
I.2. Монографии, учебно-методические разработки (АП)
I.3. Техника подготовки игроков (основного. дублирующего составов) (КДИ)
II.4. Управление трансляцией матчей
111.5. Управление товарными знаками, фирменными наименованиями (логотипами, эмблемами) и другими средствами индивидуализации (ПС)
111.6. Управление информационным порталом (миссия, философия клуба, управление знанием) (КДИ)
III.7.
Управлением брендом
(инфраструктурой, стадионом и т. д.) (КДИ)
III.8.
Управление фан-клубом (КДИ)
1 III.9. Управление селекцией клуба (составы: тренерский, основной, дублирующий) (КДИ)
- в настоящей работе не рассматривается;
- объект исследования.
Примечание:
АП - авторское право;
КДИ - конфиденциальная документированная информация; ПС - промышленная собственность; ФК - футбольный клуб.
В скобках указаны метод защиты соответствующего индикатора
Рис. 9. Управление нематериальными активами футбольного клуба: универсальные и специфичные индикаторы в управлении интеллектуальной собственностью
и корпоративным имиджем футбольного клуба*
(Fig. 9. Managing the non-material assets of a football club: universal and specific indicators in the management of intellectual property and corporate image of a football club)
* Источник: составлено авторами.
Таблица 8
Техники стратегий и тактик управления интеллектуальной собственностью в ФК «Рубин»* (The techniques of strategies and tactics of intellectual property management of "Rubin" football team)
Техника стратегии Техника тактики
I. ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
1. Разработка стратегии в области управления объектами промышленной собственности 1.1. Формирование базы охраноспособных объектов изобретений, видов тактик игры, технической безопасности
1.2. Формирование команды по управлению; идентификация интеллектуального капитала
1.3. Аудит интеллектуального капитала; документирование и занесение в базу данных
1.4. Защита товарного знака клуба на российском и международных рынках15
1.5. Привлечение западного клуба-партнера и налаживание работы по обмену опытом в сфере клубного менеджмента и организации тренировочного процесса в клубе
II. КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
2. Разработка стратегии в области управления брендом, фан-клубом, информационным порталом 2.1. Документирование и занесение в базу данных
2.2. Управление фан-клубом по принципам корпоративной социальной ответственности
2.3. Разработка сайта, миссии, философии по принципам корпоративной социальной ответственности
III. АВТОРСКОЕ ПРАВО
3. Разработка стратегии в области управления научным, интеллектуальным капиталом клуба 3.1. Разработка и формирование учебно-методической литературы тренерского состава клуба
3.3. Разработка научно-публицистической информации о клубе как спортивной корпорации спортивной столицы России
* Источник:составлено авторами.
1. Управление интеллектуальной собственностью в футбольном клубе, осуществляемое на системной основе, способно привести соответствующий клуб к высоким достижениям в экономико-управленческой области. Ключевыми показателями здесь являются: идентификация объектов интеллектуальной стоимости, корпоративного имиджа клуба; соотношение объектов интеллектуальной стоимости к стоимости материальных активов; организационно-правовая форма и диверсификация источников финансирования клуба.
2. Положение об изменении в инвестиционной политике футбольных клубов как профессиональных организаций спорта высших достижений носит методологический характер: отказ (сокращение) от инвестиций («частных», государственных) организаций/структур, реализующих свои инвестиционные программы в рамках корпоративной социальной ответственности, не имеющей в настоящее время отчетности, прозрачности, и переход к системе инвестирования по аналогии с
15 «...Международный товарный знак № 865293 (правообладатель: общество Футбольный клуб «Челси»; приоритет от 30 апреля 2004 г.). ...Регистрация распространяется на Россию, Австралию и Китай.» [18].
высокотехнологичными компаниями, где инвесторами выступают венчурные, техно-консалтинговые и другие компании, принимающие решения об инвестировании на основе: а) ожиданий прибыли в долгосрочном периоде; б) командной игре профессионалов; в) управления компанией, где результаты достигаются на грани человеческих возможностей с использованием высоких технологий.
Необходимо отметить вопросы, оставшиеся открытыми в рамках настоящего исследования: стоимость патентов в футболе и возможность контроля за соблюдением прав патентообладателей; финансово-экономические показатели футбольных клубов, рентабельность футбола как бизнеса, финансирование титульных инвесторов футбольных клубов (в процентном соотношении суммы к обороту предприятия), действительная структура управления материальными и нематериальными капиталом в футбольных клубах, структура затрат. Полагаем, что исследование вышеуказанных вопросов будет способствовать преобразованию российских футбольных клубов в финансово-спортивные корпорации - успешных игроков профессионального спорта высоких достижений в международном масштабе.
Список литературы
1. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Наука и жизнь. 2003. № 5. URL: http://www.nkj.ru/archive/ articles/2874/ (дата обращения: 26.05.14)
2. Менеджмент в индустрии спорта: сборник статей. Вып. 1 / под ред. В. А. Леднева. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. 200 с.
3. Литвишко О.В. Формирование условий выхода российских профессиональных спортивных клубов на рынок IPO: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 25 с.
4. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Чемпионат_мира_ по_футболу_2018 (дата обращения: 26.05.2014).
5. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Спортивный менеджмент и практика развития спорта: выводы и предложения зарубежных специалистов // Теория и практика физической культуры. 1996. № 2. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1996N2/ p58-60.htm (дата обращения: 26.05.2014).
6. Астафьев П. Компания Brand Finance представила рейтинг стоимости клубных брендов. Возглавляют его европейцы, а NFL является самой дорогой лигой. URL: http://www. championat.com/business/article-142225-brend-zenita-stoit-56-mln-spartaka—30-mln.html (дата обращения: 26.05.2014)
7. Астафьев П. Компания, управляющая стадионом «Альянц-Арена», на 100 % принадлежит «Баварии». За сезон 2010/2001 ее чистая прибыль составила 915 тысяч евро. URL: http://www.championat.com/business/article-146439-upravlenie-aljanc-arena-prineslo-1-mln-evro.html (дата обращения: 26.05.2014).
8. Фролов В. Игра на биржевом поле. Российские футбольные клубы задумались о выходе на фондовый рынок. URL: http://www.newizv.ru/sport/2013-03-22/179747-igra-na-birzhevom-pole.html (дата обращения: 26.05.2014).
9. Watzke H.-J. Тратить можно только то, что Вы заработали (интервью журнала CFO WORLD с Хансом-Йоахимом Ватцке (Hans-Joachim Watzke)). URL: http://www.ipm.by/ publications/publicbus/trat/ (дата обращения: 26.05.2014).
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). URL: http://www.classes.ru/ all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-14271.htm (дата обращения: 26.05.2014).
11. Официальный сайт UEFA. URL: www.uefa.org (дата обращения: 26.05.2014)
12. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/УЕФА (дата обращения: 26.05.2014).
13. URL: http://economic-enc.net/word/associacija-193. html (дата обращения: 26.05.2014)
14. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и право: словарь-справочник. М.: Вуз и школа, 2004. 202 c.
15. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. 132 с.
16. Кузьменко А. FIFA начала регистрировать товарные знаки к ЧМ по футболу 2018 г. URL: http://www.rbcdaily. ru/market/562949984844975 (дата обращения: 26.05.2014)
17. Менеджмент интеллектуальной собственности: учебник / Н.В. Тихомирова, А.П. Якимахо, С.Н. Мальченко, Е.Л. Герасимов, В.В. Бессарабова. М.: Центр развития современных образовательных технологий, 2010. 390 с.
18. Дашян М.С. Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд. М.: ЭКСМО, 2009. 299 с.
19. URL: www.rubin-kazan.ru (дата обращения: 26.05.14)
20. URL: Ьйр://т^Ыре^а.ощ^Ы/Богатейшие_фут-больные_клубы_России (дата обращения: 26.05.14).
21. Российская футбольная Премьер-лига. ФК «Рубин». URL: http://rus.rfpl.org/index.php/club/clubmap/rubin (дата обращения: 26.05.14)
22. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рубин_(футболь-ный_клуб) (дата обращения: 26.05.14).
23. URL: http://www.fcrubin.ru/istoriya/istoriya-emblemi-fk-rubin.html (дата обращения: 26.05.14)
24. Официальный сайт ФК « Зенит». URL: http://fc-zenit. ru/main/club/values/ (дата обращения: 26.05.14).
25. Официальный сайт ОАО «ТАИФ». URL: http://www. taif.ru/ (дата обращения: 26.05.14)
26. Официальный сайт ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова». URL: http://www.oaokapo.ru/ (дата обращения: 26.05.14)
27. Официальный сайт ОАО «Татэнерго». URL: http:// www.tatenergo.ru/ (дата обращения: 26.05.14).
28. Гершкович М. Рубин сейчас находится в плачевном состоянии. URL: http://by.tribuna.com/football/158313531. html (дата обращения: 26.05.14).
29. Шаймиева Э.Ш., Яспер Й., Гумерова Г.И. Ausländische Investitionen in der Republik Tatarstan in dem Zeitraum 1995-2001 // Osteuropa-Wirtschaft. 2013. No. 2. Pp. 161-181.
30. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фарм_клуб (дата обращения: 26.05.2014).
31. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Система_футболь-ных_лиг_России (дата обращения: 26.05.2014).
32. Карташов Я.Л., Колосов М.В., Фахрутдинова Л.Р О некоторых аспектах управления объектами интеллектуальной собственности в организациях муниципальной собственности в российском футболе // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник статей 4-й Международной научно-практической конференции (18 апреля 2014 г): в 4-х т. Т. 2. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. С. 276-279.
33. Фахрутдинова Л. Р., Меркулова Ю. Миссия как индикатор качества управления базой неявного знания организации (на основе анализа зарубежного и российского опыта) // Качество в производственных и социально-экономических системах: сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции (22-23 апреля 2014 г.): в 2-х т. Т. 2 / ред. кол.: Павлов Е.В. (отв. ред.). Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. С. 378-382.
34. URL: http://cbr.ru/currency_base/daily.aspx?date_req= (дата обращения: 02.12.2012).
В редакцию материал поступил 30.04.14 © Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш., 2014
Информация об авторах
Гумерова Гюзель Исаевна, доктор экономических наук, профессор, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО), руководитель отдела образовательных проектов Департамента образовательных проектов и программ Адрес: 117036, г Москва, проспект 60 лет Октября, 10 А, тел.: (495) 988-53-88 E-mail: [email protected]
Шаймиева Эльмира Шамилевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента факультета менеджмента и маркетинга, Институт экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Управление интеллектуальной собственностью в футбольных клубах (на примере муниципального учреждения ФК «Рубин») // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 52-62.
G. I. GUMEROVA,
Doctor of Economics, Professor
The Fund for Infrastructure and Educational Programs (RUSNANO), Moscow, Russia,
E. SH. SHAIMIEVA,
Doctor of Economics, Associate Professor Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT IN FOOTBALL CLUBS (on the example of FC "Rubin" municipal institution)
(continuation)*
Objective: to form the conceptual framework in the field of intellectual property management in football clubs, to develop directions of intellectual property management development in FC "Rubin" (Kazan).
Methods: general scientific methods of theoretical and empirical knowledge.
Results: The notions "intellectual property management in football clubs" and "management of corporate image of the football club" are differentiated; the methodological approach to the management of the company's value is developed basing on tangible and intangible assets management; the issues of intellectual property objects patenting in the Russian sports (football) are studied; the management of Russian and foreign football clubs is analyszed; th system of intellectual property management in FC "Rubin" (Kazan) is diagnosed.
Scientific novelty: The authors have developed the method of evaluation of intellectual property management in the football club based on the methodology for assessing the value of the brands of football clubs by Brand Finance consulting company (UK); generic and specific indicators are distinguished in the intellectual property management in a football club as in the intellectual property and corporate image management.
Practical value: The recommendations are formulated in the format strategy and tactics techniques, concerning the industrial property management, confidential documented information, copyright for the intellectual property management in FC "Rubin" (Kazan).
Key words: intellectual property objects; football club; football as a sport of high achievements, hi-tech management; the value of the football club; organizational-legal form.
References
1. Makarov, V.L. Ekonomika znanii: uroki dlya Rossii (Knowledge economy: lessons for Russia). Nauka i zhizn!. 2003. no. 5, available at: http://www.nkj.ru/archive/articles/2874/ (accessed: 26.05.14)
2. Lednev, V.A.Menedzhmentvindustriisporta: sbornikstatei. Vyp. 1 (Management in sports industry collection of articles. Issue 1). Moscow: Moskovskii finansovo-promyshlennyi universitet «Sinergiya», 2012, 200 p.
3. Litvishko, O.V. Formirovanie uslovii vykhoda rossiiskikhprofessional'nykh sportivnykh klubov na rynokIPO: avtoref. dis. ... kand ekon. nauk (Forming the conditions for the Russian professional football clubs to entering the IPO markets: abstract of a PhD (Economics) thesis). Moscow, 2012, 25 p.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Chempionat_mira_po_futbolu_2018 (accessed: 26.05.2014)
5. Kuzin, V.V., Kutepov, M.E. Sportivnyi menedzhment i praktika razvitiya sporta: vyvody i predlozheniya zarubezhnykh spetsialistov (Sports
* For the first part of the article see: Aktual'niye problemy ekonomiki i prava, 2014, no. 2 (30), pp. 31-42. 60 Экономика и управление народным хозяйством
management an dpractice of sports development: conclusions and proposals of foreign specialists). Teoriya i praktikafizicheskoi kul'tury, 1996, no. 2, available at: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1996N2/p58-60.htm (accessed: 26.05.2014)
6. Astafev, P. Kompaniya Brand Finance predstavila reiting stoimosti klubnykh brendov. Vozglavlyayut ego evropeitsy, a NFL yavlyaetsya samoi dorogoi ligoi (Brand Finance company published the rating of club brands value. The Europeans are at the top, and NFL is the most expensive league), available at: http://www.championat.com/business/article-142225-brend-zenita-stoit-56-mln-spartaka—30-mln.html (accessed: 26.05.2014)
7. Astafev, P. Kompaniya, upravlyayushchaya stadionom «Al'yants-Arena», na 100 % prinadlezhit «Bavarii». Za sezon 2010/2001 ee chistaya pribyl' sostavila 915 tysyach evro (The company managing "Alliance-Arena" belongs to "Bavaria" 100 %. During 2010/2001 its net income was 915 thousand euros), available at: http://www.championat.com/business/article-146439-upravlenie-aljanc-arena-prineslo-1-mln-evro.html (accessed: 26.05.2014)
8. Frolov, V. Igra na birzhevompole. Rossiiskiefutbol'nye kluby zadumalis' o vykhode na fondovyi rynok (Playing in the stock. Russian football clubs are pondering over entering the stock market), available at: http://www.newizv.ru/sport/2013-03-22/179747-igra-na-birzhevom-pole.html (accessed: 26.05.2014)
9. Watzke, H.-J. Tratit'mozhno tol'ko to, chto Vy zarabotali (interv'yu zhurnala CFO WORLD sKhansom-Ioakhimom Vattske (Hans-Joachim Watzke)) (You can only spend what you have earned (an interview of CFO WORLD Journal with Hans-Joachim Watzke), available at: http://www. ipm.by/publications/publicbus/trat/ (accessed: 26.05.2014)
10. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Tolkovyi slovar'russkogoyazyka (onlain versiya) (Thesaurus of the Russian language (on-line version)), available at: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-14271.htm (accessed: 26.05.2014)
11. http:// www.uefa.org (accessed: 26.05.2014)
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%95%D0%A4%D0%90 (accessed: 26.05.2014)
13. http://www.economic-enc.net/word/associacija-193.html (accessed: 26.05.2014)
14. Kurakov, L.P., Kurakov, V.L., Kurakov, A.L. Ekonomika i pravo: slovar'-spravochnik (Economics and law: dictionary-reference book). Moscow: Vuz i shkola, 2004, 202 p.
15. Gumerova, G.I., Shaimieva, E.Sh. Upravlenie intellektual'noisobstvennost'yu: ucheb. posobie (Intelectual property management: textbook). Kazan': Izd-vo «Poznanie» Instituta ekonomiki, upravleniya i prava, 2014, 132 p.
16. Kuz'menko, A. FIFA nachala registrirovat' tovarnye znaki k ChMpo futbolu 2018 g. (FIFA beganto register trademarks for the World Championship 2018), available at http://www.rbcdaily.ru/market/562949984844975 (accessed: 26.05.2014)
17. Tikhomirova N.V., Yakimakho A.P., Mal'chenko S.N., Gerasimov E.L., Bessarabova V.V. Menedzhment intellektual'noi sobstvennosti: uchebnik (Intelectual property management: textbook). Moscow: Tsentr razvitiya sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii, 2010, 390 p.
18. Dashyan, M.S. Intellektual'naya sobstvennost' v biznese: izobretenie, tovarnyi znak, nou-khau, firmennyi brend (Intelectual property in business: invention, trademark, know-how, brand). Moscow: EKSMO, 2009, 299 p.
19. http:// www.rubin-kazan.ru (accessed: 26.05.14)
20. http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Bogateishie_futbol'nye_kluby_Rossii (accessed: 26.05.14)
21. http://rus.rfpl.org/index.php/club/clubmap/rubin (accessed: 26.05.14)
22. http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Rubin_(futbol'nyi_klub) (accessed: 26.05.14)
23. http://www.fcrubin.ru/istoriya/istoriya-emblemi-fk-rubin.html (accessed: 26.05.14)
24. http://fc-zenit.ru/main/club/values/ (accessed: 26.05.14)
25. http://www.taif.ru/ (accessed: 26.05.14)
26. http://www.oaokapo.ru/ (accessed: 26.05.14)
27. http://www.tatenergo.ru/ (accessed: 26.05.14)
28. Gershkovich, M. Rubin seichas nakhoditsya v plachevnom sostoyanii ("Rubin" is in poor state), available at: http://by.tribuna.com/foot-ball/158313531.html (accessed: 26.05.14)
29. Shaimieva, E.Sh., Yasper, I., Gumerova, G.I. Ausländische Investitionen in der Republik Tatarstan in dem Zeitraum 1995-2001. OsteuropaWirtschaft, 2013, no. 2, pp. 161-181.
30. http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Farm_klub (accessed: 26.05.2014)
31. http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Sistema_futbol'nykh_lig_Rossii (accessed: 26.05.2014)
32. Kartashov, Ya.L., Kolosov, M.V., Fakhrutdinova, L.R. O nekotorykh aspektakh upravleniya ob"ektami intellektual'noi sobstvennosti v organizatsiyakh munitsipal'noi sobstvennosti v rossiiskom futbole. Aktual'nye voprosy razvitiya sovremennogo obshchestva: sbornik statei 4-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (18 aprelya 2014 g.): v 4-kh t. T. 2 (On some aspects of intellectual property management in municipality-owned organizations in the Russian football. Topical issues of the modern society development: collection of articles of the 4th International scientific-practical conference (April 18, 2014): in 4 vol. Vol. 2). Kursk: Yugo-Zap. gos. un-t, 2014, pp. 276-279.
33. Fakhrutdinova, L.R., Merkulova, Yu. Missiya kak indikator kachestva upravleniya bazoi neyavnogo znaniya organizatsii (na osnove analiza zarubezhnogo i rossiiskogo opyta). Kachestvo vproizvodstvennykh i sotsial'no-ekonomicheskikh sistemakh: sbornik nauchnykh trudov 2-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (22-23 aprelya 2014 g.): v 2-kh t. T. 2 (Mission as an indicator of quality management of the implicit knowledge base of an organization (based on the analysis of the foreign and Russian experience). Quality in industrial and social-economic systems: collection of articles of the 2nd International scientific-practical conference (April 22-23, 2014): in 2 vol. Vol. 2). Kursk: Yugo-Zap. gos. un-t, 2014, pp. 378-382.
34. http://cbr.ru/currency_base/daily.aspx?date_req= (accessed: 02.12.2012)
Received 30.04.14
Information about the authors
Gumerova Guzel Isayevna, Doctor of Economics, Professor, the Fund for Infrastructure and Educational Programs (RUSNANO), Head of the Department of Educational Projects of the Department of Educational Projects and Programs Address: 10 A Ave. 60 let Oktyabrya, 117036, Moscow, tel.: (495) 988-53-88 E-mail: [email protected]
Shaimieva Elmira Shamilevna, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of Management Department, Faculty of Management and Marketing, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
How to cite the article: Gumerova G.I., Shaimieva A.Sh. Management of intellectual property in the football clubs (on the example of FC "Rubin" municipal institution). Aktual'niye problemy ekonomiki i prava, 2014, no. 3 (31), pp. 52-62 .
© Gumerova G. I., Shaymieva E. Sh., 2014
Общие проблемы философии науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей / под общ. ред. канд. филос. наук, доц. Л.Ф. Гайнуллиной. - 2-е изд., доп. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 120 с.
Цель пособия, составленного в соответствии с государственной программой кандидатского экзамена «История и философия науки», - дать представление о философии науки как отрасли знания, ее особенностях, основных школах и направлениях; ввести читателей в круг основных проблем философии науки: критерии научности, логика научного исследования, структура научного знания, механизмы порождения нового знания, научная рациональность, закономерности истории науки, взаимодействие науки и культуры, основания науки, ценности науки, этос науки и др.; показать специфику философского решения этих проблем.
Пособие предназначено для аспирантов и соискателей всех научных специальностей, осваивающих дисциплину кандидатского минимума «История и философия науки». Оно может быть интересно преподавателям, студентам и всем интересующимся проблемами философии науки.
Авторы-составители 1-го издания: Е.М. Николаева, М.Д. Щелкунов под редакцией Л.Ф. Гайнуллиной.
Jf