Научная статья на тему 'Управление инновациями, основанными на новых знаниях'

Управление инновациями, основанными на новых знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Максим Владиславович, Попов Евгений Васильевич

В статье авторы рассматривают проблемы управления, организации и внедрения инноваций, основанных на новых знаниях в производственные процессы хозяйствующих субъектов. Исследованы направления организации инновационной деятельности, основанной на использовании новых знаний, позволяющие увеличивать объемы производства и внедрения нового знания, повышать конкурентоспособность и эффективность деятельности хозяйствующих субъектов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause authors consider problems of management, the organization and introduction of the innovations based on new knowledge in productions of managing subjects. Directions of the organization of the innovative activity based on use of new knowledge are investigated, allowing to increase volumes of manufacture and introduction of new knowledge, to raise competitiveness and efficiency of activity of managing subjects.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями, основанными на новых знаниях»

ИННОВАЦИИ № 5 (92), 2006

Управление инновациями, основанными на новых знаниях

М. В. Власов,

к. э. н., научный сотрудник Института экономики УрО РАН

В статье авторы рассматривают проблемы управления, организации и внедрения инноваций, основанных на новых знаниях в производственные процессы хозяйствующих субъектов. Исследованы направления организации инновационной деятельности, основанной на использовании новых знаний, позволяющие увеличивать объемы производства и внедрения нового знания, повышать конкурентоспособность и эффективность деятельности хозяйствующих субъектов.

Начало третьего тысячелетия характеризуется значительными переменами в развитии общественного бытия, новым этапом развития производительных сил: наступлением эпохи господства технологий, основанных на использовании новых знаний, идущих на смену индустриальным.

Развитие технологий, в основе которых лежит новое знание, обусловило современный кризис индустриальной парадигмы, рассматривающей индустриальные технологии, как основу развития общественного строя производства. Кризис индустриальной парадигмы, обуславливает развитие такой области экономической науки, как экономики знаний.

Значительно выросшая в последнее десятилетие доля инноваций, основанных на новых знаниях в ВНП ведущих стран мира и мирового хозяйства в целом, также обуславливает актуальность развития теоретических и практических методов такой области экономики, как инновации, основанных на знаний.

Настоящая статья посвящена рассмотрению процессов формирования процессов управления знаниями, позволяющих решать задачи производства и внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов.

Важности решению проблем управления и производства новых знаний посвящены работы В. Л. Макарова [6] по основным аспектам экономики знаний, Д. С. Львова [5] по необходимости усовершенствования инструментария экономических исследований.

Значимости управления и производства новых знаний, посвящены исследования К. А. Багриновско-го, Е. Ю. Хрусталева. По их мнению, преобразования, осуществляемые в экономике России, объективно влекут за собой необходимость развития методологии и инструментария планирования и управления технико-экономическими системами и крупномасштабными научно-техническими программами и про-

Е. В. Попов,

д. э. н., д. ф.-м. н., профессор, зам. директора Института экономики УрО РАН

In clause authors consider problems of management, the organization and introduction ofthe innovations based on new knowledge in productions of managing subjects. Directions of the organization of the innovative activity based on use of new knowledge are investigated, allowing to increase volumes of manufacture and introduction of new knowledge, to raise competitiveness and efficiency of activity of managing subjects.

ектами. Приоритетное развитие современных наукоемких отраслей, являющихся базой экономического роста, выдвигает жесткие требования к качеству долгосрочных прогнозов и управленческих решений [1, 11].

Один из основоположников научного менеджмента Ф. Тейлор (F. W. Taylor) в своих работах исследовал затраты времени и физической энергии для выявления «оптимального метода» организации труда, в том числе и при организации деятельности по производству новых знаний. Ф. Тейлор предлагал рассматривать процесс производства новых знаний, как деятельность по формализации опыта и навыков рабочих, а процесс управления знаниями, как деятельность менеджеров по классификации опыта и навыков рабочих и внедрения их в производственный процессы [14].

Дальнейшее развитие научных исследований в области управления знаниями нашли отражение в работах зарубежных исследователей и ученых.

Так, например, Ч. Барнард (C. I. Barnard) в своих работах, придавая особое значение знаниям в процессах управления хозяйствующего субъекта, не рассматривал возможности и методы производства новых знаний [10].

В результате проведенных исследований Х. Саймон (H. A. Simon) сделал вывод, что основные черты и функции, присущие организационной структуре, определяются характеристиками процессов принятия решений, минимизирующих потребности в информации. Основная задача управления знаниями на предприятии — это обработка существующей информации и знаний, считал Х. Саймон. Однако, он не рассматривал тот факт, что хозяйствующий субъект не только использует информацию и знания, но и создает их [13].

П. Дракер (P. F. Drucker), одним из первых, стал рассматривать вопросы производства новых знаний. В своей монографии он писал: «Самая большая про-

блема, стоящая перед менеджерами — необходимость повышения производительности труда работников, производящих знание». П. Дракер обосновал значимость повышения эффективности управления знаниями на предприятии посредством создания систем управления знаниями, с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, считая знания основным ресурсом производственной деятельности в постиндустриальной экономике. Однако П. Дракер не рассматривал методов оценки эффективности производства знаний [11].

И. Нонака (Ikujiro Nonaka) обосновал подходы к оценке эффективности деятельности по производству новых знаний. В частности основным критерием оценки эффективности, он определяет способность хозяйствующего субъекта преобразовывать неформализованные знания в формализованные. Необходимо отметить, что И. Нонака не предлагал методов оценки эффективности внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов [9].

Дж. Куинн (J. B. Quinn) придерживается взглядов, что экономическая и производительная сила современных хозяйствующих субъектов сосредоточена большей степени в интеллектуальной сфере, чем в материальных активах. В своих воззрениях Дж. Куинн утверждает, что стоимость большей части продуктов и услуг в первую очередь определяется возможностью развития основанных на знаниях инновациях [12].

По мнению Д. Амидон (D. M. Amidon), реальная проблема с которой сталкиваются большинство компаний, состоит в необходимости ускорения инноваций. Создание системы, в рамках которой идеи генерируются и получают прикладное применение — это больше, чем просто менеджмент. Это область стратегии и лидерства. Основными являются инновации основанные на знаниях — создание, эволюция, обмен и применение новых продуктов и услуг в интересах обеспечения

В российской научной литературе проблемам инновациям, основанных знаниями посвящены работы В. В. Глухова, А. Л. Гапоненко, С. Г. Михневой.

А. Л. Гапоненко в своих работах считает, что стратегия роста, основанная на знаниях — инновации в человеческий капитал с целью повышения образования. По его мнению, основной задачей управления инновациями, основанными на новых знаниях, является стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность [1].

В своих исследованиях С. Г. Михнева отмечает, что глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно инновации, основанные на новых знаниях, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости. Как следствие, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки.

Проанализировав различные подходы к процессам инноваций, основанных на новых знаниях, авторы отмечают, что в современной российской литературе не рассматриваются вопросы оценки и органи-

зации инноваций, основанных на знаниях производства новых знаний в качестве основной цели и задачи управления знаниями.

В этой связи представляет интерес оценка факторов, влияющих на процессы управления и использования в хозяйственной деятельности инноваций, основанных на новых знаниях.

Для анализа факторов, влияющих на процессы управления производства и внедрения инноваций, основанных на новых знаниях, а также проверки рабочих гипотез о влиянии рисков, возможностей минимизации издержек производства и внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов, сотрудниками Института экономики УрО РАН в 2006 г. было проведено эмпирическое обследование ряда российских предприятий. Интервьюирование осуществлялось среди собственников и руководителей предприятий. Выборка представляет собой набор случайных величин и является репрезентативной по отношению к российским предприятиям. По отраслевой принадлежности, размерам и времени существования предприятий указанная выборка соответствует характеристикам хозяйственной системы России.

Согласно исследованиям, проведенным авторами, уровень внедрения новых знаний в производственные процессы не соответствует потребностям хозяйствующих субъектов для создания условий развития производственной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий. Объемы финансирования производства и внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность российских предприятий составляют около 10,1% от прибыли при необходимом объеме финансирования в 24,5% от прибыли.

Одной из причин низких объемов производства новых знаний хозяйствующими субъектами является фактическое отсутствие систем управления знаниями на предприятиях. Согласно проведенному авторами исследованию, системы управления знаниями созданы только на 18% предприятий, а необходимость создания систем управления знаниями и их высокую значимость в процессах хозяйственной деятельности отметили 90% респондентов. Сложившаяся ситуация недостаточного уровня организации деятельности по управлению знаниями на предприятиях во многом объясняется недостаточной разработанностью вопросов управления и создания систем управления знаниями в отечественной экономической литературе. По мнению Б. З. Мильнера, управление знаниями основано на своеобразном сочетании различных подходов к процессам управления деятельностью. Методология внедрения такого комплексного управленческого процесса на российских предприятиях с учетом их специфики проработана пока недостаточно глубоко, а практика ставит больше вопросов, чем дает ответов [7].

Значимость управления и организации инноваций, основанных на знаниях, обусловлена тем фактом, что при финансировании таких инноваций хозяйствующими субъектами в размере 7,72% от общих затрат, рост общей прибыли, в результате организации таких инноваций составляет 12,41% (согласно исследованиям, проведенных авторами).

ИННОВАЦИИ № 5 (92), 2006

ИННОВАЦИИ № 5 (92), 2006

Таблица 1 Таблица 2

Распределение направлений повышения Распределение производства новых знаний

интеллектуального потенциала предприятия по областям использования

Направление повышения интеллектуального потенциала Доля, %

Обучение работников 23,1

Приобретение новых знаний 30,1

Производство новых знаний 48,6

Итого 100

Область использования новых знаний Доля, %

Т ехно логическая 31,29

Экономическая 27,93

Экологическая 21,11

Социальная 19,68

Итого 100

Необходимость повышения эффективности управления знаниями и соответственно производства новых знаний, в первую очередь требует корректировки и уточнения подходов к процессам управления знаниями.

Большинство российских авторов, таких как А. Л. Гапоненко, В. В. Глухов в своих трудах, посвященных проблемам управления инновациями, основанными на новых знаниях, рассматривает процессы управления знаниями на предприятиях, как процессы увлечения интеллектуальных активов посредством обучения работников. А. Н. Крыштафович в своих исследованиях также рассматривает процессы управления инновациями, основанными на новых знаниях, как повышение интеллектуального потенциала предприятия посредством обучения работников предприятия [3].

Согласно проведенным авторами исследованиям, в сложившейся экономической ситуации хозяйствующие субъекты при организации процессов повышения интеллектуального капитала наиболее значимым рассматривают производство новых знаний (табл. 1).

Таким образом, наиболее значимым направлением повышением интеллектуального потенциала предприятия является производство новых знаний хозяйствующим субъектом. Соответственно, при рассмотрении процессов управления знаниями основную значимость приобретают процессы управлением организации производства новых знаний.

В экономической литературе устоялось представление о внешних неконтролируемых факторах макросреды фирмы, включающих анализ технологических, экономических, социальных, к которым авторы считают необходимым добавить также анализ экологических факторов [2].

В современной экономической ситуации в России значимость учета воздействия экологических факторов на деятельность хозяйствующих субъектов, обуславливается тем фактом, что более 75% формирования ВВП, осуществляется за счет природно-ресурсной ренты [4]. Такие экологические факторы, как природно-ресурсный потенциал региона, оказывают значительное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов.

Авторами было проведено исследование распределение производства новых знаний в структуре интеллектуального капитала хозяйствующего субъекта по областям использования (табл. 2).

Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что потребности и объемы производства новых знаний различаются по областям применения. Таким образом, для повышения эффективности про-

изводства новых знаний, необходимо осуществлять деятельность по управлению знаниями дифференцировано по областям применения. А сам процесс управления инновациями, основанными на новых знаниях уточнить и дополнить следующим образом: управление знаниями — это деятельность, организация управленческих действий, направленных на накопление интеллектуального капитала на основе обучения, производства и внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность по областям применения, на базе всей совокупности интеллектуальных, информационных, технологических и финансовых ресурсов экономических агентов.

Предложенные авторами подходы к дифференцированию процессов управления и производства и внедрения новых знаний по областям применения в деятельность хозяйствующих субъектов позволяют оптимизировать деятельность по производству новых знания, а сам процесс управления инновациями, основанными на новых знаниях понимать, как накопление интеллектуального капитала предприятия на основе обучения, производства и внедрения новых знаний. Что соответствует потребностям хозяйствующих субъектов в современных экономических условиях и позволяет оптимизировать деятельность по управлению инновациями, основанными на новых знаниях при одновременной максимизации удовлетворения потребностей в новых знаниях хозяйствующих субъектов.

Литература

1. А. Л. Гапоненко. Управление знаниями. М., ИПК госслужбы, 2001.

2. Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990.

3. А. Н. Крыштафович. Управление знаниями — перспективное направление менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2003.

4. Д. С. Львов. Экономическая теория и хозяйственная практика // Экономическая наука современной России, № 5, 2000. С. 6-13.

5. Д. С. Львов, В. Г. Гребенников, Е. В. Устюжанина. Концепция национального имущества//Вопросы экономики, № 7, 2001. С. 139-156.

6. В. Л. Макаров. Экономика знаний: уроки для России//Вест-ник РАН. № 5, 2003. С. 450-456.

7. Б. З. Мильнер. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003.

8. С. Г. Михнева. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал//Инновации, № 1, 2003.

9. И. Нонака, Х. Такеучи. Компания создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

10. C. I. Barnard. The functions of the Executive. Cambridge, MA., Harvard University Press. 1938.

11. P. F. Drucker. The new Productivity Challenge // Harvard Business Review. 1991, November - December.

12. J. B. Quinn. Intelligent Enterprise: A knjwledge and Service Based Paradigm for Industry. New York, The Free Press. 1992.

13. H. A. Simon. Administrative Behavior. New York, Macmillan. 1945.

14. F. W. Taylor. The Principles of Scientific Management. New York, Harper and Brothers. 1911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.