Теоретические основы инноватики
М.Б. Беков, В.В. Иванов, А.В. Сурина, И.Л. Туккель
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ*
1. Инновационные системы: определение, концепции
С учетом все более очевидных тенденций развития современных экономических систем становится правдоподобным утверждение о том, что первая половина XXI века -это эпоха становления постиндустриальной цивилизации, период эпохальных, прорывных инноваций, которые завершат формирование нового, шестого технологического уклада и сформируют экономику знаний.
Преобразование знаний в экономические и социальные блага требует новых систем реализации инноваций (в том числе и, прежде всего, наличия профессионально подготовленных для этого кадров), эффективного механизма передачи технологий, специализированного (венчурного) капитала. Формирование единого взаимоувязанного национального комплекса «промышленность -инновации - наука - образование», т.е. национальной инновационной системы (НИС), становится важнейшей тенденцией современного развития.
Концепция НИС возникла одновременно со становлением глобальной экономической системы и началом перехода к новой экономике - экономике знаний. Она отличается наличием институционального системного элемента - государства, которое наряду с другими социо - экономическими институтами обеспечивает системность в развитии инноваций. Системность предусматривает такое развитие инновационной сферы, когда
* По материалам выступления на научно-практической конференции «Управление инновациями: теория, инструменты, кадры» (2-4 июня 2009г.), работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №09-02-00358а
взаимодействие элементов характеризуется синергетическим эффектом: регулирующее воздействие государства на инновационную сферу приводит к росту экономики, который, в свою очередь, замыкает цепь обратной связи, ускоряющей накопление знаний и рост инноваций.
Экономическая теория национальных инновационных систем опирается на идеи Й. Шумпетера и Ф. Хайека. Современная концепция НИС начала разрабатываться в 70-90-х годах прошлого века в трудах К. Фримана, Р. Нельсона, Б. Лундвала, М. Хироока, Г. Менша. В последнее десятилетие и в России появились работы по теоретическим и прикладным аспектам формирования НИС. К ним относятся прежде всего работы Н.И. Ивановой, А.А. Дынкина, А.Г. Фонотова, О.Г. Голиченко и др.1
Существует несколько определений НИС. Одно из наиболее простых и ясных определений принадлежит Р. Нельсону: НИС - сеть институтов, взаимодействие которых определяет инновационную деятельность национальных фирм.
Можно также определить НИС как систему институтов, обеспечивающую взаимодействие между «стимулом со стороны предложения» (supply push) накопленного базового капитала знаний для реализации в различных сферах экономической деятель-
1 Инновационная экономика/под. ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой - 2-е изд. - М. Наука, 2004; Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. - М.: Наука, 2002; Иванов В.В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования. М.: Изд. дом «Абелия», 2004; Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. и др.
ности и «вызовом спроса» (demand pull) на инновации со стороны основных экономических агентов (коммерческих структур, государства, населения).
Современная концепция НИС имеет следующие характерологические признаки:
- утверждается переход от линейной модели к нелинейной модели инновационного процесса, предусматривающей циклическую взаимосвязь всех элементов и подсистем НИС и ориентацию инноваций на спрос («вытягивание» рынком, но для прорывных инноваций - технологический толчок);
- инновационные системы являются эволюционными, квазидинамическими системами, адаптирующимися под национальные особенности экономического и социально-политического развития страны;
- состав и взаимодействие подсистем определяют устойчивость и управляемость системы (иными словами - развитость инфраструктуры и интерфейсов сферы научно-технических нововведений определяет устойчивость и управляемость НИС в целом);
- использование аналитического инструментария НИС при разработке инновационной политики, прогнозов и для планирования.
Решающая роль в формировании НИС принадлежит государству.
2. Инновационная политика государства
Основными документами, которые регламентируют деятельность по формированию и управлению НИС в России являются: Доктрина развития Российской науки (1996), Федеральный закон «О науке и государственной научно - технической политике (2006), Основы политики Российской Федерации в области развития науки, техники и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (март 2002), Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (август 2005), Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года (февраль 2006).
Эти документы определяют стратегию
инновационного развития и ключевые функции НИС России, к которым можно отнести следующие:
1. Формулирование инновационной политики. Такая политика должна определить роль и функции всех системоообразующих элементов инновационной системы и направления их развития (т.е. возможности синергетического эффекта).
2. Создание регулирующей среды для инноваций. Поскольку в инновационной системе задействовано большое количество участников с часто несовпадающими интересами, необходима разработка свода правил и норм (охрана интеллектуальной собственности, антимонопольное законодательство, технические стандарты, охрана окружающей среды и здоровья и т. д.).
3. Определение и отбор научных и инновационных приоритетов с наиболее высокой экономической или социальной отдачей.
4. Мобилизация и распределение ресурсов. Для финансирования инноваций необходимо мобилизовать средства и их распределить. Для этого используются различные формы налогообложения и самофинансирования.
5. Проведение НИОКР и создание инноваций. В основе инновационной системы лежит непосредственное проведение НИОКР и инновационная активность.
6. Создание человеческого капитала и нематериальных активов. Инвестиции в человеческий капитал и нематериальные активы носят долгосрочный и инерционный характер. Более того, никто из игроков не может в одиночку решить эту проблему.
7. Создание стимулов для инноваций. Стимулирование может осуществляться как в материальной или финансовой форме (налоговые льготы, субсидии), так и в нематериальной (престиж). Примером последней формы может служить выбор наиболее инновационной компании года или наиболее инновационного продукта года. Во многих странах накоплен положительный опыт нематериальных стимулов инновационной активности (например, закон Стивена - Уайль-дера в США, закон о технополисах в Японии
и т. п.)
8. Поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей и услуг. Научная и инновационная активность зависят в значительной степени от структуры экономики. Поэтому структурные реформы играют столь важную роль в создании инновационной экономики.
3. Состав и взаимодействие элементов НИС
Введем семь уровней инновационных систем, учитывающих масштаб и административно-пространственную составляющую:
- глобальная инновационная система
- наднациональные инновационные системы;
- национальные инновационные системы;
- региональные инновационные системы;
- отраслевые или кластерные инновационные системы;
- муниципальные инновационные системы;
- инновационные системы предприятия (организации).
Естественно, что уровень накладывает свои особенности на состав, функции и взаимодействие элементов (подсистем) инновационной системы. Что касается сферы научно-технических нововведений (НТН) -инфраструктурной части НИС, то с достаточной точностью можно констатировать инвариантность, независимость функционального состава подсистем сферы НТН от уровня, во всяком случае, для 3 - 7 уровней. Можно говорить о неком функционально полном наборе подсистем инфраструктуры нововведений. Целесообразно ориентироваться на типовую инновационную инфраструктуру, состоящую из следующих подсистем: производственно - технологическая, консалтинговая, финансовая, нормативно-правовая, кадровая, информационная, сбытовая.
4. Региональные и муниципальные инновационные системы
В условиях глобализации экономики
значительно возрастают роль и значение региональной политики и региональных систем. Это связано в первую очередь с тем, что национальные границы в инновационных процессах стираются, регион становится естественной экономической областью. Географическая локализация дает преимущество при развитии инновационной системы, так как это упрощает коммуникации и обмен неявными знаниями между специализированными организациями.
В крупных странах концепция централизованной национальной инновационной системы, не учитывающая особенности развития регионов, оказывается малоэффективной. Поэтому особую роль приобретает создание и поддержка региональных инновационных систем (РИС) и их формирования как сегментов национальной инновационной системы.
Значимость акцента на РИС для России обусловлена двумя обстоятельствами:
- наличие значительных территориальных различий в условиях экономического развития и жизнедеятельности регионов, воздействие которых в обозримой перспективе не может быть преодолено;
- федеративное устройство государства, экономическая и политическая устойчивость которого в значительной степени зависит от правильно выбранной стратегии государственной региональной политики.
Можно определить РИС как комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых технологий, а также организационно - правовые условия их хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на федеральном уровне, и социально - экономической политики региона.
Исходя из того, что основной целью формирования РИС является социально-экономическое развитие региона за счет использования новых технологий, основными задачами РИС являются:
- координация деятельности всех элементов, входящих в РИС для обеспечения единства целей инновационного развития региона;
- стимулирование инновационной деятельности через организационно-правовые и экономические инструменты воздействия на элементы РИС;
- формирование научной и инновационной инфраструктуры;
- развитие малого инновационного предпринимательства;
- создание условий для инноваций в социальной сфере в интересах развития региона.
В деятельности РИС доминирующе место занимает создание собственной инфраструктуры нововведений. Централизованно создаются структуры, являющиеся носителями идеологии инновационных преобразований в экономике, реальное функционирование инфраструктуры осуществляется в регионах, для реализации потребностей региональных научно-технических комплексов и при поддержке региональных органов власти.
Неравномерность распределения научно-технического и инновационного потенциала по территории страны предполагает существование различий при формировании РИС в регионах с разным уровнем экономического и научно - технического развития. Целесообразно рассмотреть классификацию регионов для целей формирования подходов к созданию РИС, адекватных возможностям и потребностям регионов.
Характер отраслевой специализации. Регионы с преобладанием сырьевых отраслей, проявляя инновационную активность, совершенствуют добычу и первичную переработку добываемых природных ресурсов, при этом не увеличивается производство наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Предприятия сырьевых регионов обладают относительно большими финансовыми возможностями для финансирования инновационной деятельности за счет собственных источников. Их стратегическое положение в
формировании государственного бюджета за счет экспорта ресурсов предопределяют значительное влияние федеральных органов власти. Эффективное функционирование региональной инновационной системы в таких регионах зависит от совместных усилий региональных и федеральных органов управления по созданию условий, способствующих инновационной активности предприятий, созданию перерабатывающих производств, способных изменить структуру экспорта страны. Региональная инновационная система сырьевых регионов должна работать на увеличение доли добавленной стоимости в общем объеме производства отраслей специализации региона за счет внедрения новых технологий, социально-значимых и развивающих территорию, находящуюся в зоне ответственности региональной администрации.
Инновационная активность регионов со специализацией на перерабатывающих отраслях увеличивает инновационный потенциал страны, приводит к росту доли продукции перерабатывающих отраслей в совокупном промышленном производстве страны, создает условия для повышения технического уровня производства в других отраслях промышленности. Акценты в деятельности инновационных систем таких регионов ставятся на трансфере продуктовых и процессных инноваций, осуществлении кооперации отраслевых институтов и внедряющих организаций.
Диверсификация регионального производственного комплекса. Регионы с явно выраженной специализацией обладают возможностью осуществления полного инновационного цикла в соответствующей отрасли. Региональные цели в этом случае наиболее полно совпадают с национальными интересами инновационного развития отдельной отрасли экономики. Инновационная система такого региона в равной мере включает в себя как элементы среды, генерирующей знания (отраслевой исследовательский институт, высшее учебное заведение по подготовке специалистов отрасли), так и среды
использующей результаты научно - технической деятельности в производственном секторе (предприятия отрасли, внедряющие инновационные мероприятия). Инновационная инфраструктура в таком регионе также носит выраженный отраслевой характер. Важное место в инфраструктуре моноспециализированного региона занимает система взаимодействия и кооперации между институтом, вузом и предприятиями. Эффективность этого взаимодействия в значительной мере обеспечивает экономическое развитие региона.
Для регионов с высоким уровнем диверсификации производства на первом месте стоит вопрос определения приоритетов. Региональные инновационные системы таких регионов обладают наиболее разветвленной структурой. Очевидно, что ресурсов даже самого большого региона не хватит на развитие научно-технического потенциала всех отраслей на всех стадиях инновационного процесса. Генеральной стратегией региональных инновационных систем в этом случае должно стать создание эффективной системы аутсорсинга на основе межрегиональных и международных связей. Инновационная инфраструктура таких регионов направлена на взаимодействие с другими регионами, поиск зарубежных партнеров, инициирование государственных программ на федеральном уровне с привлечением организаций и специалистов в разных областях науки и техники.
Целевая направленность инновационной деятельности. Внешние цели инновационной деятельности характерны для регионов с развитым научно-техническим потенциалом, имеющим федеральное значение. Регионы, которые относятся к группе с преобладанием внешних целей инновационной деятельности, в значительной степени определяют инновационное развитие страны в целом, в них сосредоточены научные и образовательные центры с мировым именем, от их деятельности зависит научный престиж страны. К данной категории относятся, в первую очередь столичные регионы Москва и
Санкт-Петербург.
В регионах с преобладанием внешних целей доминирующую роль играют федеральные органы управления. Роль РИС заключается в использовании результатов деятельности научных центров федерального уровня в интересах региона. Это относится к образованию элементов инновационной инфраструктуры, способствующей трансферу технологий и созданию кластеров высокотехнологичных малых предприятий, образуемых в ассоциации с существующими научными центрами.
Регионы с преобладанием внутренних целей инновационного развития не играют доминирующей роли в региональном разделении труда в научно-технической сфере. Инновационное развитие экономики этих регионов обеспечивает повышение технического уровня производства в базовых отраслях регионального хозяйственного комплекса. В регионах, где роль федерального центра не является доминирующей, значительно возрастает роль и ответственность местных органов управления региональной инновационной системой. Если в первом случае, региональные приоритеты, главным образом, определяются федеральными органами управления научно - техническим развитием, то в случае ориентации на внутренние цели развития определение приоритетов регионального научно - технического развития становится задачей региональных органов управления. При этом акцент делается на завершающих этапах инновационного цикла, т. е. на внедрении разработанных в других регионах или даже в других странах, технологий и продуктов. Создаваемая инновационная инфраструктура нацелена на поиск таких технологий, конкурсный отбор предложений и адаптацию к местным условиям.
Существующая система управления региональным научно-инновационным развитием. Очевидно, что регионы, которые к настоящему времени имеют законодательную базу и организационную структуру инновационной деятельности в регионе находятся в лучших стартовых условиях, по
сравнению с теми регионами, где управление этой сферой осуществляется бессистемно, от случая к случаю.
При всем многообразии региональных особенностей РИС должна строиться на системе базовых принципов, применимых к ИС любого региона, решать указанные выше укрупненные задачи. В основу проектирования региональных инновационных систем должен быть положен принцип проектирования на базе типового решения, содержащего в качестве инвариантного ядра функционально полную инфраструктуру нововведений и средства адаптации такого проблемно-ориентированного решения2.
В последнее время все больше внимания уделяется развитию концепции инновационных кластеров и их взаимосвязи с концепцией РИС. Кластеры способствуют ускорению инновационного процесса, а некоторые из них специализируются на выполнении данной задачи. Именно эта идея лежит в основе концепции инновационных кластеров.
Считается, что кластеры обладают большей способностью к нововведениям в силу следующих причин:
- фирмы - участники кластера способны более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей;
- членство в кластере облегчает доступ к новым технологиям, используемым предприятиями на различных направлениях хозяйственной деятельности;
- в инновационный процесс включаются поставщики, потребители, предприятия других отраслей;
- в результате межфирменной кооперации уменьшаются издержки на осуществление НИОКР;
- фирмы в кластере находятся под интенсивным конкурентным давлением, которое усугубляется возможностью постоянного сравнения собственной хозяйственной деятельности с работой аналогичных компаний.
Компании внутри кластера не только
2
Сурина А.В. Туккель И. Л. Концепция проектирования инновационных метасистем. НТВ СПбГПУ ,3, 2008
лучше представляют себе потребности локального рынка, но благодаря тесным связям с другими кластерными компаниями быстрее узнают о применяемых новых технологиях, наличии нового оборудования, новых концепций услуг и маркетинга. Появляется возможность координации усилий и финансовых средств производителей и поставщиков в процессе отработки новых технологий и выхода их на рынок. В рамках кластера становится наиболее заметным преимущество по сравнению с вертикально - интегрированными компаниями, где процесс инноваций затруднен в связи с необходимостью отвлечения значительных средств для поддержания текущего производства и уже используемых технологий.
Муниципальный уровень организации ИС пока изучен недостаточно, хотя этот уровень представляется важным для эффективного управления социально - экономическим развитием. Это подразумевает новые направления исследований ИС.
Во - первых, необходимо выработать более полное понимание и эффективные аналитические инструменты для изучения институциональной «комплементарности» (взаимодополняемости) и «несовместимости» в инновационных системах. Во - вторых, существует необходимость более глубокого понимания производства, диффузии и использования знаний. В-третьих, муниципальный уровень по определению нацелен, прежде всего, на организацию взаимодействия людей, жителей данной административно - территориальной единицы. В современных условиях еще больше возрастает важность человеческих ресурсов. Одним аспектом глобализации является быстрота перемещения кодифицированных знаний через границы, наиболее локальным ресурсом остаются люди, их неявные знания, сети отношений между ними и накопленный ими организационный опыт. Следовательно, все большее значение для национального благосостояния приобретают все части инновационной системы, способствующие созданию компетенций. Возможно, именно на муниципальном уровне необходима, прежде все-
го, концентрация усилий по созданию среды восприятий инноваций.
5. Модели РИС
Как правило, модели инновационного развития подразделяют на два общих класса: модели догоняющего развития и модели опережающего развития, которые в свою очередь подразделяются на семь типов, определяемых научно-техническим потенциалом, масштабами внутреннего рынка и возможностью завоевания позиций на внешних рынках3:
- создание «отверточных» производств с целью расширения занятости при слабой или отсутствующей инновационной активности;
- высокая инновационная активность на основе собственной базы знаний, развитого научно-технического потенциала и стимулирования сферы НИОКР и высоких техно -логий при развитом внутреннем рынке;
- высокая инновационная активность, собственная база знаний и нацеленность на внешние рынки;
- инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при собственной базе знаний и нацеленности на внутренний рынок;
- инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при собственной базе знаний с ориентацией на внешние рынки;
- инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при использовании внешних источников знаний и с ориентацией на внутренний рынок;
- инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при внешних источниках знаний с нацеленностью на внешний рынок при внешнем финансировании.
Инновационная деятельность большинства регионов и стран не укладывается только в одну из перечисленных моделей и может быть охарактеризована с помощью их
3
Келле В.Ж Инновационная система России: формирование и функционирование. - М.: Едиториал УРСС, 2003
комбинации. Например, для США - это модели 2 и 4 типов. Модели 5 и 6 типа характерны для Финляндии, Швеции, Великобритании. Для таких стран как Республика Корея, Тайвань и некоторых стран Юго - Восточной Азии характерно использование модели 3 типа, а в авиапромышленности Бразилии используется 7 модель.
Как при выборе территориальной концепции, так и при выборе модели ее реализации не существует единственности выбора: теория решения задач такого класса, который характеризуется условиями многомерной неопределенности и нестационарности, говорит о неком пространстве и неальтернативности решений.
В самой общей постановке задача реформирования проста и одинаково звучит для любого региона:
- определение координат в многомерном пространстве параметров экономико - социальной системы региона, характеризующих его сегодняшнее состояние (некая область -«как есть», определяемая в ходе предпроект-ного обследования и тщательного мониторинга);
- определение координат в многомерном пространстве параметров экономико-социальной системы региона, характеризующих его будущее желательное состояние (некая область - «как должно», описываемая скорее вербально, чем в метриках среды и тем менее точно, чем больше горизонт планирования);
- определение траекторий движения из окрестности точки «как есть» в окрестность точки «как должно» с учетом предложенных критериев и имеющихся ограничений.
Методологически правильно в такого рода задачах сосредотачивать усилия на средствах определения этих траекторий, на инструментарии, поддерживающем принятие решений на каждом участке траектории. И чем более системно точным и оперативным будет этот инструментарий, тем с меньшей точностью и в меньшем пространстве состояний будет необходимо описывать область - «как должно».
В завершении, укажем факторы, влияю-
щие на принятие решения по своевременности начала проектирования региональной инновационной системы:
- учет динамики экономики региона;
- инвестиционный и кадровый потенциал, наличие на территории крупных компаний, исследовательские возможности которых могут не исчерпываться лишь только отраслевыми НИОКР;
- наличие современной системы информационного и коммуникационного обеспечения межрегиональных и международных научно-технических и интеллектуальных обменов и рынков;
- учет возрастного состава, мобильности и образованности социума;
- начатые нормативно - правовые, институциональные и программные мероприятия;
- наконец, учет имеющегося профессионального административного ресурса, нацеленного на инновационный путь развития.
Ситуационный анализ в таком пространстве параметров позволит сделать вывод о том, сложились ли условия для создания и запуска в среднесрочной перспективе региональной инновационной системы.
С.В. Кортов, С.Ю. Ляпина, И.Л. Туккель, Л.С. Чечурин
К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ КАК НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ*
Введение
Понятия «инновация», «инновационная экономика», «управление инновациями» приобрели популярность среди специалистов и политиков, России относительно недавно и имеют пока не столько четкие и однозначные общепринятые определения, сколько общее концептуальное понимание их сущности. Определенный опыт построения системы образования менеджеров и специалистов по управлению инновациями, подготовки предпринимателей в инновационной сфере деятельности и технологических брокеров в стране имеют более 50 российских вузов, ведущих подготовку студентов по созданному в 1999 году направлению
220600 - Инноватика и специальности
220601 - Управление инновациями. Наконец, как область научных исследований ин-новатика все еще продолжает свое формиро-
* По материалам выступления на научно-практической конференции «Управление инновациями: теория, инструменты, кадры» (2-4 июня 2009г.), работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №09-02-00358а
вание и проходит стадию определения как самостоятельной научной специальности.
Центральное место в этом процессе отводится такой дисциплине, как «Теоретическая инноватика», которая должна стать фундаментом активно развивающейся и востребованной на практике новой области знаний. Попытка осознания возможного содержания этой дисциплины, определение объекта, предмета и инструментов исследования, обобщения, систематизации и развития знаний, имеющих отношение к управлению инновациями и инновационному предпринимательству (предпринимательству в инновационной сфере деятельности), предпринята в настоящей работе.
Главная цель настоящей публикации -зафиксировать текущее состояние развития данной области, обозначить проблемы ее становления как основы подготовки учебных программ дисциплин нового направления и пригласить всех заинтересованных в развитии данной предметной области к более широкой дискуссии. Предлагаемая статья - результат достаточно долгого обсуждения и