Научная статья на тему 'Управление инновациями, как необходимость современного бизнеса'

Управление инновациями, как необходимость современного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный бизнес / инновация в бизнесе / внедрение инноваций / управление инновациями / эффективность инноваций / modern business / business innovation / innovation / innovation management / innovation effectiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. В. Соловьева

В статье рассмотрены актуальные проблемы управления инновациями в бизнес-сообществе. Обозначена необходимость внедрения инноваций в структуру современного бизнеса, способы их создания, виды инноваций, а также риски для компаний в случае внедрения. Приведены основные критерии оценки эффективности инноваций. Предложены способы и методы, позволяющие избежать ряда возможных проблемных ситуаций, связанных с развитием бизнеса инновационной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIONS AS A NEED FOR MODERN BUSINESS

The article discusses current issues of innovation management in the business community. The necessity of introducing innovations into the structure of modern business, ways of creating them, types of innovations, as well as risks for companies in case of implementation are indicated. The main criteria for evaluating the effectiveness of innovations are given. Methods and methods are proposed to avoid a number of possible problematic situations related to the development of business on an innovative basis.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями, как необходимость современного бизнеса»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ, КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СОВРЕМЕННОГО

БИЗНЕСА

С.В. Соловьева, ассистент

Казанский национальный исследовательский технологический университет (Россия, г. Казань)

DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11391

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы управления инновациями в бизнес-сообществе. Обозначена необходимость внедрения инноваций в структуру современного бизнеса, способы их создания, виды инноваций, а также риски для компаний в случае внедрения. Приведены основные критерии оценки эффективности инноваций. Предложены способы и методы, позволяющие избежать ряда возможных проблемных ситуаций, связанных с развитием бизнеса инновационной основе.

Ключевые слова: современный бизнес, инновация в бизнесе, внедрение инноваций, управление инновациями, эффективность инноваций.

Грядущая технологическая революция, в том числе нарастающие темпы обновления знаний, модернизации техники и технологий развиваются намного динамичней нежели меняются поколения людей. В современном мире прослеживаются два тренда - «цунами» информации и «цунами» инноваций. При этом в современных реалиях все новшества необходимо внедрять очень быстро.

По словам Г. Грефа, после визита в США, пока там, на завтрак придумали инновацию, в Китае после обеда ее внедрили. Стоит отметить, что в России вводить инновации не так то просто, поскольку человеку в принципе свойственно с опаской относиться к нововведениям в своей жизни, а россиянину пережившему закрытую плановую экономику, тем более. Поэтому однозначно правильным решением было делать ставку на молодое поколение современных жителей нашей страны. Именно молодежь становится инициатором создания предприятий малого бизнеса в России на основе инноваций [3]. Однако, предвзятое отношение к инновациям- это явление временное, так как внедрив в свою деятельность инновационные решения человек, не готов от них отказываться. В этой связи те страны, которые являются пионерами инновационных технологий в мире, более пластичны и готовы к генерации и внедрению инноваций.

Современный мир бросает вызовы бизнесу. Постоянно возникают вопросы следующего порядка:

1. Как удержать компанию на плаву?

2. Как сделать так, чтоб компания не потеряла свои позиции?

3. Как сделать так, чтоб компания осталась конкурентоспособной?

4. Как сделать так, чтоб компания стала лидером рынка?

В этой связи понятно, что первоочередной задачей любого бизнесмена становится главная цель - сделать свою компанию инновационной.

Однако современные реалии не всегда позволяют вычленить из всего, что появляется в науке и на рынке «инновационного» действительно имеющий инновационное значение продукт или технологию.

Чтобы понять действительно ли продукт можно отнести к инновационным, необходимо прояснить кому это выгодно, действительно ли этот продукт инновационный и где можно получить еще другую объективную информацию?

Вспомним, что инновация, по словам Питера Друкера, должна приносить определенную, совершенно конкретную пользу бизнесу. «Успешный бизнес-это инновации плюс маркетинг», говорит Друкер. Он считает, что к инновациям относится все, что повышает потенциал обогащения уже существующих ресурсов: нововведения, проекты, технологии, которые приносят

деньги. Все остальное - это не инновации, а изобретения.

Таким образом, инновация в бизнесе -это незначительное, не сильно ресурсозат-ратное улучшение чего-то: качества, структуры, управления, дизайна, в целом всего того, что приносит ощутимую прибыль.

Однако следует учесть, что есть определенные правила об инновациях, которых следует придерживаться:

1. Во-первых, не все инновации эффективны, многие компании имеют миллиарды долларов убытка в связи с неэффективностью запущенных ими инноваций.

2. Во-вторых, запуск инновации не гарантирует большого успеха в бизнесе, инновацию необходимо правильно преподнести на рынок, обучить персонал, заразить идеей команду, ну и естественно донести до конечного потребителя пользу инновации.

3. В-третьих, внедрение инновации не дает длительного эффекта, всегда следует учитывать использование и усовершенствование инновации конкурентами.

4. В-четвертых, не каждая инновация подойдет определенной компании, поскольку следует учитывать и остальные факторы деятельности компании (местоположение, геополитическую обстановку, курс валюты, и пр.).

Желание бизнеса внедрять инновации понятно и оправданно, но есть основная проблема - где их взять? На этот случай имеются разные подходы и решения: инновации можно позаимствовать у конкурентов; в других сферах жизни, расширив область применения новшества; можно изучать современные тренды и действовать в этом направлении; а также можно генерировать собственные инновации, однако этот способ наиболее затратный и с максимальной долей риска, но если он будет успешен, то и наиболее выгоден. Потому что быть пионером в какой-то области, это значит обеспечить себя лидирующими позициями на долгий период времени, так как инновации имеют обыкновение существовать длительный цикл, постоянно изменяясь.

По словам Джеймса Маккинзи, профессора учета школы бизнеса Чикагского университета, 80% инноваций растягиваются по времени, планируется их внедрить за определенный срок, а они еще и еще внедряются, а 15% - дают отрицательный эффект, могут привести к неожиданно большим потерям, иногда приводят к тому, что персонал становится дезадаптированным, поэтому при разработке или попытке внедрить инновацию необходимо всегда просчитывать различные риски.

В этой связи всегда обоснованным и верным решением будет начинать иннова-тизацию бизнеса со своего клиента. Для этого необходимо понять, что беспокоит потенциального конечного потребителя, какие проблемы у него есть, а также, что бы он хотел в своей деятельности улучшить.

Однозначно, что необходимо прежде разработать стратегию поддержания устойчивости бизнеса [2]. Прежде чем внедрить инновацию нужно выявить и проанализировать основные узкие места компании, такие как продажи, маркетинг, логистика, управление компанией, производство, управление своими ресурсами, снижение издержек, обучение и развитие персонала. И только после устранения проблем и недочетов, сконцентрированных в них можно внедрять инновацию.

Важным фактором в управлении инновациями является понимание, что не все инновации одинаково эффективны. Для эффективного внедрения инноваций в любую сферу деятельности всякий раз необходимо определить для каждого конкретного случая: для чего эта инновация, что с ней делать и какой от ее внедрения будет эффект.

Современному бизнесу очень важно разбираться в истинной природе инноваций, знать, откуда их можно привнести в свой бизнес, отличать, какие из них действительно стоящие, анализировать риски от введения инноваций, и насколько они будут эффективны после внедрения. Следует отметить, что существуют определенные критерии эффективности внедрения инноваций:

1. Есть ценность для клиента. Продукт или услуга реально востребованы. В контексте этого критерия необходимо владеть современными трендами и тенденциями, мыслить с точки зрения потребителя, обладать знаниями маркетинга.

2. Суть внедрения проста и понятна клиентам и персоналу. Этот критерий эффективности помогает избежать неожиданных рисков, к которым может привести внедрение инновации.

3. Оптимальная стоимость проекта. Оптимизировать затраты, опираясь на планируемую выгоду от внедрения новшества -задача непростая, но обязательная.

4. Можно быстро внедрить. Основным свойством выведения инноваций на рынок, является скорость их внедрения. Современный бизнес активно развивается, и медлить с внедрением инноваций часто бывает крайне неэффективно.

5. Разработка дает ощутимую прибыль. Поскольку инновация это новшество на рынке, то порой бывает сложно определить, насколько выгоден будет этот проект в перспективе. Моделирование бизнес-процессов помогает в решении этих вопросов.

Безусловно, следует рассмотреть особенности продвижения инновационных

продуктов на Российском рынке [1]. Ведь даже разбираясь во всех тонкостях внедрения инноваций в современный бизнес, необходимо помнить о конкурентной борьбе, присущей любой сфере рынка, поэтому инновации должны решать проблемы потребителя. Например, такая выгода, как экономия времени клиента, способствовала тому, что лидирующие позиции в нише бизнеса услуг такси заняли компании с он-лайн сервисом; простота интерфейса помогла Apple потеснить многих производителей смартфонов; полифункциональность, способствовала тому, что планшеты и смартфоны покупаются гораздо чаще, чем кнопочные мобильные устройства; красивый дизайн, современных автомобилей становится одним из факторов, сподвигающим к покупке; дешевизна привела к распространенности интернет-торговли и он-лайн обучения.

Таким образом, современный бизнес в массе своей четко понимает, что инновации внедрять нужно, но следует учитывать важные аспекты, такие как, происхождение инноваций, применение критериев оценки инноваций, условия конкурентной борьбы на инновационном рынке, анализ рисков, связанных с ними и оценку эффективности внедрения инноваций.

Библиографический список

1. Горбачева В.В. Особенности продвижения инновационных продуктов на Российском рынке// Инновации в создании и управлении бизнесом: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 18-20 октября 2018 г.). - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2018. - С. 14-17.

2. Изакова Н.Б. Маркетинг взаимоотношений-стратегия поддержания устойчивости бизнеса малых и средних промышленных предприятий// Инновации в создании и управлении бизнесом: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 18-20 октября 2018 г.). - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2018. - С. 28-33.

3. Магомедов М.Р. Особенности управления малым бизнесом в России на основе инноваций // Социально-экономическое, культурное, технологическое и техническое развитие стран, регионов, отраслей и предприятий: материалы Международной научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 12 сентября 2019 г.). - Нижний Новгород: Изд-во Профессиональная наука, 2019. - С. 22-26.

MANAGEMENT OF INNOVATIONS AS A NEED FOR MODERN BUSINESS S.V. Soloveva, Assistant

Kazan National Research Technological University (Russia, Kazan)

Abstract. The article discusses current issues of innovation management in the business community. The necessity of introducing innovations into the structure of modern business, ways of creating them, types of innovations, as well as risks for companies in case of implementation are indicated. The main criteria for evaluating the effectiveness of innovations are given. Methods and methods are proposed to avoid a number of possible problematic situations related to the development of business on an innovative basis.

Keywords: modern business, business innovation, innovation, innovation management, innovation effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.