Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами в машиностроении России: проблемы и предпосылки'

Управление инновационными процессами в машиностроении России: проблемы и предпосылки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / МУЛЬТИПЛИКАТОР / МОДЕЛЬ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тронина И.А.

В статье доказана необходимость перехода отечественного машиностроения на инновационную модель развития, предложена схема построения инновационного мультипликатора на примере управления инновационным процессом в машиностроении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тронина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами в машиностроении России: проблемы и предпосылки»

30 (195) - 2010

палитшса

и деятельность

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В МАШИНОСТРОЕНИИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ*

И. А. ТРОНИНА,

кандидат, экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: irina-tronina@yandex.ru Орловский государственный технический университет

В статье доказана необходимость перехода отечественного машиностроения на инновационную модель развития, предложена схема построения инновационного мультипликатора на примере управления инновационным процессом в машиностроении.

Ключевые слова: инновация,развитие, машиностроение, стратегия, мультипликатор, модель, процесс.

В рыночных условиях, характеризующихся становлением новой информационной экономики, происходит постоянное возрастание веса и влияния инновационной деятельности. Интенсификация научно-технического прогресса и тенденции, присущие современному этапу экономического развития, свидетельствуют о том, что инновационный тип развития является для них определяющим, а экономика по своей сущности становится все более инновационной.

Создание национальной инновационной системы выдвигается в число высших приоритетов социально-экономической политики государства. Для достижения этой цели нужно решить ряд крупнейших задач, одна из которых сводится к резкому увеличению инновационной емкости экономики и

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Орловском государственном техническом университете.

стимулированию инноваций. Именно это можетпоз-волить решить задачу роста ВВП страны не в направлении углубления сырьевого характера экономики, а за счет развития по инновационному сценарию.

Инновация — это нововведение в области технологии, техники, организации труда или менеджмента, основанное на использовании достижений научно-технического прогресса, обеспечивающее качественное повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта или качества его продукции. Инновация — это не любое новшество или нововведение, а только такое, которое значительно повышает эффективность действующей системы.

Специфическая особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность. В рамках этой точки зрения инновация не является инновацией до того момента, пока успешно не внедрена и не начала приносить соответствующую пользу.

Категорию «инновация» как новый экономический термин ввел в научный оборот Й. Шумпетер в начале ХХв. [3]. Он предпринял попытку найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства, рассматривая экономическую инновацию как воздействие технического изменения.

Попытку взаимосвязи темпов экономического роста и инновационной цикличности с появлени-

ао-литикм, и иЯ$естищио-ЯЯл&. деятельность

30 (195) - 2010

ем базисных нововведений осуществил Г. Менш. Он говорил, что в результате появления базисных нововведений возникают новые хозяйствующие субъекты, циклы развития которых оказываются сильно взаимосвязанными.

Среди российских исследователей, изучающих проблемы инновационной цикличности и внесших вклад в разработку многих научных аспектов инновационного развития хозяйствующих субъектов, можно назвать Ю. В. Яковца и Е. Г. Яковенко. Многие выводы этих исследователей могут быть использованы в разработке моделей регулирования рыночных процессов с учетом жизненного цикла продукции, услуг, технологий и т.д.

Значительным вкладом в развитие теории инновационной деятельности можно считать разработку российскими экономистами концепций технологических укладов. Определение технологического уклада как группы технологических совокупностей, связанных друг с другом однотипными технологическими звеньями и образующими воспроизводящиеся целостности, введено в научный процесс С. Ю. Глазьевым. Современные экономисты выделяют шесть технологических укладов. В развитых странах происходит интенсивное перераспределение ресурсов из пятого уклада в шестой.

Обобщая эволюцию этой экономической категории, охарактеризуем инновацию не как идею, привнесенную в развитие машиностроения, а как объект, качественно отличный от предшествующего аналога в ходе проведения научно-практического исследования или сделанного прорывного открытия, а также приносящий дополнительный финансовый результат. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, сопровождающих реализацию нововведений, можно отнести к инновационному процессу, а период создания, использования и распространения новшеств является инновационным циклом.

Взгляд на инновации как на конкретный продукт (услугу), в котором воплощена новая идея, подтверждается положением, принятым Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Согласно ОЭСР инновация — это трансформация идеи в продукт или услугу, в усовершенствованный или новый процесс производства или в новый способ оказания услуги.

В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года содержится определение инновационной деятельности как

«выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии» [2].

Под инновационной продукцией понимается результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации. В свою очередь под инфраструктурой инновационной системы понимается совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. Под инновационной системой понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

В настоящее время инновационная деятельность в России, особенно в машиностроительном комплексе, переживает сложные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Потеря промышленных рынков стран бывшего социалистического лагеря и выход российских товаров на мировой рынок выявили низкую конкурентоспособность отечественной продукции машиностроения.

Многие из факторов, препятствующих росту конкурентоспособности российского машиностроения и развитию инновационной деятельности, хорошо известны. К экономическим факторам относятся: низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск, высокая стоимость нововведений, недостаточная финансовой поддержка со стороны государства,

политшсл и ияйестии/ио-янля деятельность

30 (195) - 2010

ограниченность собственных денежных средств, длительные сроки окупаемости нововведений.

К производственным факторам относят: недостаток квалифицированных специалистов, низкий инновационный потенциал организаций, отсутствие осведомленности о новых технологиях, невосприимчивость организаций к нововведениям.

К социально-правовым факторам относятся: низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, неопределенность сроков инновационного процесса.

По данным официальной статистики и согласно многочисленным экспертным оценкам, отечественная экономика до недавнего времени почти не стимулировала предприятия внедрять инновации и новые технологии. Инновации в России не востребованы бизнесом. Реализуется всего 8—10% инновационных идей и проектов (в США — 82%, в Японии — 95 %). За последние годы только 5 % зарегистрированных изобретений и эффективных моделей были объектами коммерческих сделок. Более 70 % всех изобретений направлены на поддержание или незначительные усовершенствования существующих и в большинстве своем устаревших видов техники и технологии. Лишь 1 /3 создаваемых образцов новых типов машин и оборудования обладают охранными документами на промышленную собственность, 75 % — не имеют сертификатов качества и безопасности, 64% — систем сервиса и эксплуатационного обслуживания, технологии утилизации отходов производства.

Причины низкой активности инновационной стратегии развития российской экономики различны. Одни исследователи полагают, что это связано с механизмами инерционности и саморазвития, неблагоприятными для инновационных процессов и научно-технического прогресса. Достижения науки не востребованы из-за изменения структуры спроса под влиянием растущей научно-технической конкуренции со стороны промышленно развитых стран; ориентации предприятий на сохранение занятости и уровня оплаты труда; отсутствия культуры инновационного менеджмента на предприятиях.

Другие полагают, что в России сформировалась своеобразная адаптивная модель экономики, негативные свойства которой образуют рыночную «ловушку», встроенную в институциональную структуру экономики и препятствующую ее активизации, в том числе инновационной [1].

Оценивая различные точки зрения, можно отметить, что основной проблемой является попытка поддерживать отрасли машиностроения страны без учета специфики их инновационной деятельности и выделения приоритетов, что не позволяет успешно развивать элементы рыночных структур в этой сфере.

В настоящее время из-за низкого уровня развития инновационной деятельности для российской экономики характерны существенные недостатки:

- в структуре производства и экспорта преобладает продукция низкой степени передела;

- нет заметного улучшения в повышении конкурентоспособности продукции машиностроения;

- на приобретение новых технологий расходуется не более 15 % всех средств, затрачиваемых на инновации, в основном закупается иностранное оборудование;

- разработку и освоение инноваций осуществляет немногим более 10% предприятий машиностроительного комплекса. Для сравнения: в США средний показатель инновационной активности — около 30 %;

- доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,4% (аналогичная доля США — 36, Японии — 30, Германии — 17, Китая — 6%).

В сложившихся условиях объективной необходимостью является переход России на инновационную модель развития машиностроения.

Оценка механизма и результатов инновационной деятельности на предприятиях машиностроительного комплекса показала ее обусловленность рядом предпосылок.

Предпосылка А. Уровень знаний. Он является границей между достижениями и пробелами в общих и специальных знаниях. Порог знаний дает ориентир для дальнейших фундаментальных исследований, а также базу для целевых прикладных разработок. Для инновационной практики следует провести иерархическую дифференциацию накопленных знаний на межгосударственный, государственный и хозяйственный уровни. Порог знаний характеризуется следующими показателями:

- общенаучным заделом, включающим опубликованные в мировой литературе результаты фундаментальных исследований и собственные фундаментальные неапробированные наработки;

- специальным научным заделом, включающим результаты прикладных исследований и разра-

ао-литикм, и иЯ$естищиоЯЯл&. деятельность

30 (195) - 2010

ботки (патенты, ноу-хау, модели, алгоритмы и т.п.);

- научным фоном в тех сферах знаний, в которых данная страна заинтересована. Предпосылка Б. Инновационные финансовые ресурсы. Возможность финансирования инновационных процессов определяется наличием и доступностью капитала, вкладываемого в целях получения отдачи на вложенный капитал в виде прибыли, а также достижения иного социального эффекта.

Предпосылка В. Инновационные предприниматели. Это определенный тип бизнесмена, являющегося посредником между новаторами — разработчиками новой или усовершенствованной продукции (услуг) — и обществом, т.е. сферами производства и потребления. Наряду с обычными индивидуальными качествами (творческий подход, воображение, кругозор, расположенность к деловому риску) такой специалист должен уметь предвидеть жизненный цикл нового продукта, его востребованность на рынке и ценность для покупателя. Особенно это важно для продукции машиностроения, где высокуровень неопределенности и риска.

Инновационная идея и маркетинговая стратегия служат ключевыми аргументами в пользу инновационного проекта. Однако предприниматели не полностью полагаются на интуицию и удачу, а перед принятием решения о начале финансирования проекта производства новой продукции проводят более тщательную проверку его экономической эффективности и целесообразности, но уже с привлечением соответствующих аналитических служб.

Предпосылка Г. Поле инновационной активности. Оно определяется границами концентрации потенциальных объектов приложения знаний и навыков на соответствующих территориях, в определенных видах деятельности, иерархических уровнях хозяйствующего субъекта (корпоративный, деловой, финансовый).

Потенциальные объекты приложения знаний и навыков — это узкие места в различных открытых системах, осуществляющих свою деятельность в рамках плоскости «общество — среда обитания — техника». Разработка и реализация в их рамках инновационных проектов обеспечивает ликвидацию узких мест путем внедрения нововведений.

При этом важными аспектами организации конкретного инновационного проекта, включая выбор механизма и объемов финансирования, являются: предложение новаторами уникального

продукта и наличие у заинтересованного предпринимателя финансово-управленческого решения по превращению такого продукта в реальное нововведение.

Предпосылка Д. Инновационный климат. Это своеобразная среда, которая обеспечивает благоприятные условия для взаимодействия охарактеризованных предпосылок и включает систему поддерживающих институтов: юридических, экономических, социальных, информационных и др.

Механизм управления современным инновационным процессом в машиностроительном комплексе будет результативным, если он обеспечит приспособление к динамично меняющейся экономико-технологической ситуации. Проводимые исследования свидетельствуют, что это возможно, если есть инновационный рычаг, являющийся специальным экономическим механизмом. Инновационный рычаг построен на системном взаимодействии инновационнообразующих предпосылок и позволяет первоначальным вложениям работать с целью получения дополнительной прибыли. В этом случае наибольшую скорость данного процесса может осуществить рычаг в виде инновационного мультипликатора, который представляет собой «умножитель инноваций» в виде формирования инновационных движущих сил организации; комплекса или системы инновационных рычагов (факторов, влияющих на инновационную активность); генерации и аккумулирования идей и знаний логистикой потоков идей, знаний и компетенций, а также системой мотивации. Это сочетание должно обеспечить долговременное увеличение потока инноваций.

Мультипликационный эффект достигается за счет аккумулирования потоков нововведений, которые исходят от их разработчиков. Механизм аккумулирования начинается от менее зрелых стадий развития нововведений с постепенным приближением к более зрелым стадиям (с точки зрения их приспособления к массовому тиражированию).

Рассмотрим построение инновационного мультипликатора на примере управления инновационным процессом в машиностроении.

Первый этап предполагает установку масштабов эффекта мультипликации, выражаемых интенсивностью потоков освоенных или готовых к освоению инновационных продуктов для планируемых объемов машиностроительного развития.

Масштаб мультипликационного эффекта расположен в диапазоне от минимально допустимого

политика и иЯ&естищио-ЯН<1&. деятельность

30 (195) - 2010

уровня, обеспечивающего существующие темпы развития, до возможного уровня, обусловливаемого желаемыми темпами функционирования предприятий машиностроительного комплекса. Для определения его количественного значения рекомендуется использовать интегральный показатель — индекс инновационной активности (ИИА).

Индекс инновационной активности включает в себя ряд коэффициентов:

- наличие инновационных продуктов: заявок на изобретения, демонстраций ноу-хау ит.д.;

- количество исследователей (разработчиков идей) и трансформаторов идей в замыслы;

- число организаций, создающих общие и специальные знания в сфере машиностроения;

- затраты на научные исследования и инновационные разработки;

- затраты на одного исследователя и разработчика;

- развиваемые научные направления в фундаментальных и прикладных сферах исследований.

Индекс инновационной активности можно определять навесь исследуемый период, по этапам исследуемого периода, на конкретный момент времени.

Механизм определения ИИА имеет следующую структуру:

- устанавливают нормативное значение ИИА, характеризующее желаемый масштаб мощи машиностроительного комплекса;

- в соответствии с имеющимися ресурсами и принятыми нормами определяют значения коэффициентов, входящих в индекс;

- определяют величину ИИА, свидетельствующую о существующем положении в машиностроительном секторе. Разрыв между нормативным и фактическим индексами характеризует масштаб эффекта мультипликации. Второй этап отвечает за структуризацию периода функционирования инновационного мультипликатора по фазам: пополнение научно-прикладного заделав; достижение планируемых масштабов эффекта мультипликации Б\ поддержание темпов научно-технического прогресса В.

В зависимости от конкретных условий последние две фазы выполняются по отношению к первой параллельно, последовательно, параллельно-последовательно.

На третьем этапе в первую очередь составляется программа выполнения фазы А, в которой должны быть предусмотрены активные меры по

предотвращению структурных и циклических изменений. Затем строят график запуска и остановки фаз Б и В функционирования мультипликатора со сроками и темпами, обеспечивающими ликвидацию возникающих проблем и динамичное развитие машиностроительного комплекса.

Управление инновационной деятельностью является адресным средством стимулирования экономического роста, в особенности при упреждающем антикризисном регулировании на макро- и микроуровнях.

Известны две основные гипотезы, на которых базируется практика:

- инновационная активность обусловлена непредсказуемыми прорывами в области научных знаний;

- изменения экономической конъюнктуры (в первую очередь циклические) вызывают соответствующие изменения инновационной активности.

В ходе исследования динамика вложений в инновации машиностроительных предприятий сопоставлена с динамикой изменения их рыночной стоимости (капитализации) за период 2002—2008 гг. На рисунке приведено взаимное расположение полученных графиков динамики в инновации и капитализации, что позволило выявить прямую зависимость капитализации предприятий от инновационной активности.

Это в свою очередь способствует введению в практику планирования и прогнозирования деятельности машиностроительных предприятий нового индикатора — инновационного мультипликатора:

sp=о:-^,

1 -й:п

где 5Р— стоимость (капитализация) машиностроительного предприятия; {2" — объем инвестиций в инновации;

1

-— инновационный мультипликатор;

1 -Ць

Й1П _ уровень инновационного потенциала машиностроительного предприятия (склонность к инновационным разработкам и внедрениям). Мультипликатор выявил тенденцию резкого падения капитализации машиностроительных предприятий почти за два года до наступления глобального финансово-экономического кризиса (см. рисунок).

Инновационный мультипликатор показывает, насколько увеличится капитализация в результате

увеличения инвестиций, направляе- 25 мых в инновации. Показатель |11п оп- 20 ределяет уровень инновационного потенциала машиностроительного предприятия, т. е. насколько предприятие склонно к исследованиям и разработкам, следовательно, всегдаменьше 1.

Вычисление уровня инновационного потенциала машиностроительного предприятия предлагается осуществлять как сумму средневзвешенных составляющих его потенциалов. Раскрывая содержание интегрального показателя инновационного потенциала, общие и частные показатели формируют следующую функциональную зависимость:

Иь =/(Цк, Ц0),

где ^ф, — соответственно кадровый,

производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический и организационно-управленческий потенциалы машиностроительного предприятия. Для определения интегрального показателя, характеризующего инновационный потенциал машиностроительного предприятия, необходимо для каждого показателя ввести весовые коэффициенты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Темпы прироста инвестиций в инновации

Темпы прироста капитализации

Зависимость стоимости машиностроительного предприятия от динамики инвестиций в инновационное развитие в 2003—2008гг., %

Весовые коэффициенты подбираем в зависимости от значимости показателя экспертным методом. В общем виде формула инновационного потенциала машиностроительного предприятия имеет вид: |11п = 0,18 + 0,22 |1п + 0,15 + 0,10 цф + 0,20 цо.

Система показателей для оценки уровня инновационной активности предприятий машиностроительного комплекса приведена в табл. 1.

Шкала уровня инновационного потенциала, рассчитанная на основе экспертного опроса сотрудников отдельных предприятий машиностро-

Таблица 1

Система показателей для оценки уровня инновационной активности предприятий машиностроительного комплекса

Показатель оценки потенциала Формула

Кадровый потенциал дк

Оценка квалификации и производственного потенциала кадров К = ^, N где 1к — итоговый показатель квалификации инженерно-технических работников (результат анкетирования); число инженерно-техническихработников на предприятии

Уровень мотивации персонала к проведению инновационной деятельности М = ^, ь где 1ы — итоговый показатель мотивации персонала (результат анкетирования); Ь — общее число работников

Качество системы подготовки и переподготовки кадров к = Ь • где V— число работников, прошедших систему подготовки и повышения квалификации

Производственно-технологический потенциал дп

Обновление производственных фондов О - О где Оу — стоимость вновь введенных основных фондов за определенный период; Ог — стоимость основных фондов на конец того же периода

^Нянойли/иояяля политика и ияйестии/иоянл^ деятельность

30 (195) - 2010

Окончание табл. 1

Показатель оценки потенциала Формула

Реализация инновационной продукции р, = —, ' о где 2* — объем продаж инновационной продукции; 0 — общий объем продаж машиностроительного предприятия

Производительность труда П - &, Т Ь где 0,п — объем произведенной продукции за период; — среднесписочное количество работающих в том же периоде

Научно-технический потенциал дн

Управление интеллектуальной собственностью У=И, J где /* — количество объектов интеллектуальной собственности, доведенныхдо внедрения; /— общее число объектов интеллектуальной собственности на предприятии

Проведение научных исследований — количество опытных производств на предприятии, связанных с инновациями

Уровень разработки новых наукоемких технологий У, — количество разработанных на предприятии новых промышленных технологий

Финансово-экономический потенциал дф

Финансовая устойчивость (коэффициент покрытия) «V = ^, Пу где П— прибыль до вычета процентов и налогов; Пу — проценты к уплате

Ликвидность баланса (коэффициент абсолютной ликвидности) 4 = » а Ж ; где Б — денежные средства; W— краткосрочные пассивы

Рентабельность продаж (коэффициент рентабельности продаж) " В где П— прибыль от реализации продукции; В — выручка от реализации

Прибыльность инноваций П,- *, ' п0 где П' — сумма прибыли, полученной от внедрения инноваций; По — общая сумма прибыли

Организационно-управленческий потенциал до

Инновационная инфраструктура Сумма показателей (0 — «нет»; 1 — «да»): - наличие коммуникаций, необходимыхдля инновационной деятельности; - наличие дополнительных производственных мощностей; - наличие инновационных подразделений на предприятии

Эффективность менеджмента Эм = *, М 7м где X— итоговый показатель эффективности управления (результат анкетирования); 1м — число менеджеров предприятия

Организация финансирования инноваций Сумма показателей (0 — «нет»; 1 — «да»): - использование заемных средств; - использование государственных источников финансирования; - использование венчурного капитала

Таблица 2

Возможные значения инновационного потенциала

ения Орловской области, выглядит следующим образом (табл. 2).

Предложенная модель оценки инновационного потенциала машиностроительного предприятия

Список литературы

позволяет определять инновационный мультипликатор и сравнивать различные предприятия машиностроения в области инновационной деятельности.

Практическое значение инновационного мультипликатора не обязательно должно ограничиваться уровнем одного машиностроительного предприятия. Инновационный мультипликатор можно использовать при моделировании экономического развития интегрированных машиностроительных объединений. Приведенный инновационный мультипликатор ориентирует предприятия машиностроительного комплекса на потребности общества. Инновационный хозяйственный механизм, основанный на принципах мультипликации, обеспечивает эффективное регулирование циклического развития машиностроительного сектора экономики.

машиностроительного предприятия

Интервал инновационного потенциала Характеристика инновационного потенциала

Й1п е (0...0,153) Недопустимо низкий уровень инновационного потенциала

й1п е (0,153...0,225) Допустимый и удовлетворительный уровень инновационного потенциала

й1п е (0,225...0,342) Допустимый и хороший уровень инновационного потенциала

Й1п е (> 0,342) Допустимый и превосходный уровень инновационного потенциала

1. Бовин А. А. Управление инновациями в организациях. М: Омега-Л, 2009.

2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7.

3. ШумпетерЙ. Теория экономическогоразвития. М.: Прогресс, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.