Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами на промышленном предприятии по показателям стоимости бизнеса'

Управление инновационными процессами на промышленном предприятии по показателям стоимости бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баев Игорь Александрович, Субботина Наталья Викторовна

Обоснована необходимость управления инновационными процессами на промышленном предприятии и анализа их эффективности в контексте повышения стоимости бизнеса. Предлагаемая методика анализа экономической эффективности инновационных проектов в контексте увеличения стоимости бизнеса включает согласованную оценку количественного вклада инновационного проекта в рост стоимости бизнеса и качественного состояния факторов стоимости бизнеса, а также оценку соответствия проекта требованиям в отношении динамики приращения стоимости бизнеса. Методика текущего мониторинга инновационного проекта основана на оценке тенденций изменения стоимости бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами на промышленном предприятии по показателям стоимости бизнеса»

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

И.А.Баев, Н.В. Субботина

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Необходимым условием жизнеспособности и эффективной деятельности промышленных предприятий в современных условиях является инновационная направленность стратегии и тактики развития.

Управление инновационными процессами на промышленном предприятии - задача сложная и многогранная. Инновации как результат инновационной деятельности могут быть: новой технологией; новым приложением в форме новых товаров, услуг или процессов; новым рынком или рыночным сегментом; новой организационной формой или новым подходом к менеджменту, а также комбинацией двух или более составляющих. Законченный цикл развития конкретной инновации соответствует определению инновационного процесса в узком значении. Такое понимание инновационного процесса в настоящее время получило распространение как в России, так и за рубежом [2].

В широком понимании инновационный процесс представляет собой не единичный цикл, а непрерывное поступательное развитие, связанное с созданием, распространением и использованием инноваций.

Согласно приведенному выше определению инноваций, инновационный процесс должен включать по крайней мере один из следующих четырех аспектов: технологический; прикладной; рыночного сегментирования или группирования потребителей; организационный. Инновационный процесс, таким образом, можно рассматривать как последовательность перехода предприятия в четырехкоординатном пространстве с одной позиции к другой во времени [6]. Изменение в технологии приводит к появлению нового продукта, который, если он используется эффективно, требует изменения в организации бизнес-процессов. В конечном счете новые продукты также могут привести к формиро-

ванию новых рынков и их развитию. В этом проявляется нацеленность инновационного процесса на реализацию потенциала предприятия для обеспечения высоких темпов его экономического развития и долгосрочной эффективности функционирования на рынке.

Качество планирования и управления инновационным процессом напрямую связано со способом его организации, а также с уровнем методического обеспечения и наличием адекватных критериев оценки качества принимаемых управленческих решений.

Усилить значение ведущих факторов роста фирмы позволяет проектный подход к организации инновационных процессов. При этом внедрение новых технологий и продуктов, организация капиталовложений, управление мотивацией и т.д. также рассматриваются как проекты. Анализ проекта как объекта управления заключается в исследовании показателей его эффективности в контексте целевых стратегических установок предприятия.

Рассматривая решения и действия современного предприятия как результат стратегического взаимодействия широкого круга участников, преследующих собственные интересы, в качестве практически единственной цели предприятия можно определить лишь максимизацию его стоимости.

Выбор стоимости бизнеса в качестве критерия экономической эффективности инновационных проектов определяется нацеленностью инновационных проектов на увеличение потенциала предприятия с точки зрения долгосрочного развития; непосредственной зависимостью их эффективности от участников инноваций и их взаимодействия; особым способом финансирования инноваций с привлечением венчурного капитала.

Венчурному финансированию отводится особая роль в мобилизации инвестиционных ресурсов в инновационной сфере. Предостав-

ляя определенную сумму капитала в обмен на пакет акций или долю в уставном капитале предприятия, реализующего инновационный проект, венчурный инвестор, выступая в роли акционера (пайщика), заинтересован именно в росте рыночной стоимости фирмы. Такой рост позволяет инвесторам (акционерам, пайщикам) получать самый значимый для них по сравнению с другими формами доход от вложений в предприятие - курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им долей (акций) либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости принадлежащих инвесторам (акционерам) чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала.

Внедрение инновационного проекта, если стратегия развития выбрана верно, должно увеличивать рыночную стоимость предприятия.

Следовательно, под управлением инновационным процессом в рамках предприятия понимается интегрированный процесс управления системой инновационных проектов, ориентированный на рост стоимости фирмы.

Для того, чтобы проявился эффект от совместного видения проблем инновационного развития предприятия и повышения стоимости бизнеса, необходимо четкое понимание того, какие параметры инновационного проекта и каким образом взаимосвязаны с показателями стоимости бизнеса предприятия, реализующего проект.

В настоящее время большинство отечественных предприятий при оценке эффективности управленческих решений в инновационной сфере руководствуются «традиционными» показателями инвестиционного анализа, изложенными в «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» [3].

«Традиционные» методы инвестиционного анализа не позволяют в полной мере раскрыть взаимосвязи параметров инновационного проекта с показателями стоимости бизнеса реализующего проект предприятия по ряду причин:

— «традиционные» методы инвестиционного анализа в качестве ведущей цели проекта рассматривают максимизацию прибыли, а не повышение стоимости бизнеса;

- применяемый обособленно метод дисконтирования денежных потоков (ДДГТ), лежащий в основе «традиционного» инвестици-

онного анализа, не дает адекватной оценки стоимости приращения стоимости бизнеса, обеспечиваемого инновационным проектом, так как метод ДЦП рассматривает бизнес только с позиции доходности и не учитывает еще два аспекта: товарный и оценку бизнеса как экономического блага;

— «традиционные» методы позволяют оценить лишь коммерческую эффективность проекта, оперируя финансовыми показателями, легко поддающимися количественной оценке. В результате не учитывается множество факторов, в том числе неподдающихся количественной оценке, но также определяющих успех инновации и участвующих в создании стоимости бизнеса. К их числу относятся: степень новизны, научное и техническое качество инноваций; условия охраны интеллектуальной собственности; качество ресурсной базы инновационного проекта; уровень квалификации менеджмента и персонала; характер взаимодействия с внешними участниками проекта и т.д.

Существующие методы оценки бизнеса также нуждаются в адаптации применительно к условиям инновационных проектов.

Приступая к оценке инновационных проектов по показателям стоимости бизнеса, необходимо учесть следующее.

Во-первых, неопределенность параметров инновационного проекта и его окружения, необходимость поддержания информационной асимметрии между внешней средой и менеджментом предприятия вследствие угрозы контрдействий со стороны конкурентов, слабая формализуемость значительной части информации по инновационным проектам требуют применения новых инструментов расчета стоимостных показателей инновационного проекта. Кроме того, для принятия решений об одобрении или отклонении инновационных проектов не достаточно простой количественной оценки обеспечиваемого проектом приращения стоимости бизнеса. Важно учесть ряд качественных факторов стоимости бизнеса, не имеющих точной числовой оценки.

Инструментом, который позволяет задавать расчетные коридоры исходных данных, не давать показателям точечные оценки, вырабатывать их нечетко-лингвистическое описание, а также совмещать в оценках количественные и качественные показатели является теория нечетких множеств.

Во-вторых, если инновационный проект может обеспечить предприятию приращение

стоимости, важно определить, насколько существенна эта стоимость в рамках конкретного предприятия и насколько серьезны перспективы ее роста. Необходима оценка потенциала инновационного проекта с точки зрения обеспечения требуемого для предприятия приращения стоимости бизнеса, которую целесообразно проводить на основе динамических показателей движения стоимости бизнеса.

В-третьих, специфика инновационного бизнеса обуславливает необходимость проведения регулярного мониторинга, при этом не требующего больших затрат времени и средств. Текущий мониторинг инновационного проекта с позиции увеличения стоимости бизнеса может осуществляться на основе оценки тенденций изменения стоимости бизнеса, обусловленных влиянием инновационного проекта.

Предлагаемая методика анализа экономической эффективности инновационного проекта в контексте увеличения стоимости бизнеса включает:

— оценку экономической эффективности инновационного проекта методами инвестиционного анализа;

— нечетко-множественную оценку вклада инновационного проекта в увеличение текущей стоимости фирмы;

— оценку качественного состояния факторов стоимости бизнеса;

— согласование результатов количественной и качественной оценок;

— оценку соответствия инновационного проекта требованиям в отношении динамики приращения стоимости фирмы.

Оценка экономической эффективности инновационного проекта методами инвестиционного анализа предполагает расчет показателей чистой текущей стоимости, индекса рентабельности инвестиций, внутренней нормы прибыли, дисконтированного срока окупаемости, адаптированной чистой текущей стоимости и определяемых на ее основе вышеназванных относительных показателей. Результатом данного анализа является список проектов, «традиционные» показатели экономической эффективности которых удовлетворяют лицо принятия решений (ЛПР).

Нечетко-множественная оценка вклада инновационного проекта в увеличение текущей стоимости фирмы включает:

а) расчет вклада инновационного проекта в увеличение текущей стоимости бизнеса с позиции доходного, сравнительного и имущественного подхода к оценке бизнеса, когда в качестве основных параметров выступают треугольные нечеткие числа (табл. 1);

б) определение итоговой нечетко-мно-жественной оценки вклада инновационного проекта в увеличение стоимости фирмы на

Таблица 1

Наборы нечетких чисел в методах оценки стоимости бизнеса

Метод Наборы треугольных нечетких чисел

Доходный подход ИРУ-метод Размер инвестиций, величины денежных потоков по периодам, реверсия, ставка дисконтирования

Модель Гордона На базе бездолговых денежных потоков: бездолговой денежного поток инновационного проекта; стабилизировавшийся долгосрочный темп роста бездолгового денежного потока; средневзвешенная стоимость капитала фирмы; На базе показателя чистой прибыли: чистая операционная прибыль инновационного проекта; стабилизировавшийся темп роста чистой операционной прибыли; средний коэффициент отдачи от чистой операционной прибыли на вновь делаемые инвестиции (по новому бизнесу); средневзвешенная стоимость капитала фирмы

Сравни- тельный подход Метод сравнения продаж Две группы ценовых мультипликаторов, используемых в расчетах: - до принятия к осуществлению инновационного проекта; - после принятия к осуществлению инновационного проекта

Метод сделок

Имущественный подход Метод освобождения от роялти Величина расходов, связанных с обеспечением патента; выручка от реализации продукции, производимой с использованием патентованного средства; ставка дисконтирования

Метод преимущества в прибылях Прибыль от реализации продукции, производимой: - без использования изобретения - с использованием изобретения; - ставка дисконтирования

основе взвешивания результатов оценок, полученных в рамках каждого из трех подходов к оценке бизнеса. Удельный вес каждого из трех вариантов оценки определяем по каждому проекту индивидуально, исходя из конкретных условий оценки, степени доверия к информации и т.д.

Чем меньше разброс между максимальным и минимальным рассчитанным значением приращения текущей стоимости бизнеса, тем выше степень уверенности в проведенных расчетах, т.е. «степень уверенности в определении приращения текущей стоимости бизнеса, обеспечиваемого инновационным проектом».

Оценка качественного состояния факторов стоимости бизнеса призвана подтвердить, что проект действительно может обеспечить предприятию приращение стоимости бизнеса. Как отмечено выше, эффективность инновационных процессов непосредственно зависит от самих участников инноваций (заинтересованных лиц) и их взаимодействия. Поэтому для более точной оценки качественного состояния факторов стоимости бизнеса, создаваемой в ходе реализации проекта, необходимо определить состояние этих факторов с позиции каждой группы участников инновационного проекта, т.е. необходимо учесть качественный вклад в формирование стоимости бизнеса основных груш участников инновационного проекта: разработчиков; собственников предприятия, реализующего проект; инвесторов; менеджеров проекта; сотрудников; менеджеров трансферта технологий; потребителей продукции, производимой в рамках проекта; государства и общества.

Каждая из восьми групп участников характеризуется своим набором показателей. Качественный уровень каждого показателя характеризуют лингвистические переменные со значениями {Очень низкий уровень показателя; Низкий уровень показателя; Средний уровень показателя; Высокий уровень показателя; Очень высокий уровень показателя}.

Интегральная числовая оценка качественного состояния факторов стоимости бизнеса рассчитывается как средневзвешенное значение по всем участвующим в оценке показателям, с одной стороны, и по всем качественным уровням этих показателей, с другой стороны.

Распознавание уровня значений частных показателей отдельных групп и итоговой качественной оценки состояния факторов стоимости бизнеса проводится с применением нечетких пятиуровневых классификаторов.

Результирующая оценка качественного состояния факторов стоимости бизнеса представляет собой лингвистическое описание качественного состояния факторов стоимости бизнеса и может принимать значения {Крайне неблагоприятное; Неблагоприятное; Умеренно благоприятное; Вполне благоприятное; Весьма благоприятное}.

Для качественной оценки вклада в создание стоимости бизнеса каждой группы участников инновационного проекта применяется метод экспертного оценивания. Анкеты, разработанные для проведения такой оценки, основаны на предлагаемом комплексе критериев качественной оценки вклада в создание стоимости бизнеса восьми групп участников инновационного проекта.

Для оценки вклада разработчика мы предлагаем критерии: новизна, научное и техническое качество инновации, уровень сложности производства новшества, возможность появления аналогов, патентная защита, изменение условий охраны интеллектуальной собственности в ходе проекта.

Оценка вклада собственников предприятия, реализующего проект, предполагает оценку качества предоставляемых материальных ресурсов, энергии, оборудования, производственных площадей, а также возможные изменения этих характеристик в ходе выполнения проекта.

Оценка вклада инвесторов основана на критериях: объем инвестирования, размер участия в финансировании участников проекта, уровень процентных ставок, возможность привлечения иностранных инвесторов, изменение условий финансирования в ходе реализации проекта.

Оценка вклада менеджмента проводится по критериям: характер организационной

структуры управления, уровень квалификации менеджеров, быстрота и эффективность начала работ, уровень организации и координации работ по проекту, характер взаимодействия с внешними участниками, степень зависимости вознаграждения менеджеров от показателей проекта.

При оценке вклада сотрудников учитывается: потребность в привлечении нового персонала, квалификация персонала (по группам), необходимость организации обучения, текучесть кадров, качество проектной команды.

Вклад менеджера трансферта технологий оценивается по критериям: опыт работы в сфере трансферта технологий, качество баз данных о

разработках и инвесторах, сотрудничество с авторитетными целевыми инвестиционными институтами, число коммерциализованных проектов, доля успешных проектов в общем числе коммерциализованных проектов.

Оценка вклада потребителей основывается на критериях: размер рынка новой продукции, характер потребителей, необходимость их подготовки к появлению новшества, текущий спрос на продукт и тенденции его изменения, лояльность потребителей, доступность основных потребителей, изменение поведения потребителей в ходе выполнения проекта.

Интересы государства и общества учитываются через оценку влияния проекта на занятость населения и рост личных доходов населения, на развитие отрасли и косвенно связанных с проектом производств, развитие социальной сферы и демографическую ситуацию, на рационализацию использования ресурсов и экологическую обстановку в регионе реализации проекта, на безопасность населения, на политическую стабильность.

Согласование результатов количественной и качественной стоимостных оценок, полученных по двум предыдущим направлениям, предполагает сопоставление значений переменных «Качественное состояние факторов стоимости бизнеса» и «Степень уверенности в определении приращения текущей стоимости бизнеса, обеспечиваемого инновационным проектом». Это сопоставление производится на основе матрицы позиционирования проектов (табл. 2).

Решение о переходе инновационного проекта на следующий уровень анализа принимается при значении показателя матрицы от 6 и более (заштрихованная часть матрицы).

Если проект характеризуется очень высокой степенью риска, пороговый уровень

показателя матрицы для принятия положительного решения относительно реализации проекта может быть поднят.

Оценка соответствия инновационного проекта требованиям в отношении динамики приращения стоимости фирмы производится следующим образом. Планируемую величину стоимости фирмы Цп представим в виде суммы двух составляющих: стоимости действующего бизнеса (бизнесов) фирмы Ц1 и требуемого приращения стоимости ДЦ, которое инновационный проект должен обеспечить, то есть

Цп = Ц1+АЦ. (1)

Критериями для установления величины требуемого приращения стоимости фирмы могут стать: динамика роста стоимости успешных фирм, работающих в отрасли; уровень доходности по альтернативным источникам вложения с сопоставимым уровнем риска; финансовые возможности предприятия по объему капитальных вложений в развитие бизнеса и т.д.

Фактическая стоимость фирмы Цф складывается из стоимости действующего бизнеса (бизнесов) фирмы Ц1 и фактического приращения стоимости фирмы Ц2, обеспечиваемого инновационным проектом:

Цф = Ц1 + Ц2. (2)

Степень соответствия обеспечиваемого инновационным проектом приращения стоимости фирмы требуемому уровню оценивается коэффициентом соответствия проекта требованиям в отношении приращения стоимости фирмы Кц:

Кц = Ц2 / ДЦ. (3)

Если коэффициент соответствия Кц значительно ниже единицы, то приращение стоимости фирмы, которое может обеспечить инновационный проект, несущественно для рассматриваемого предприятия. Значение ко-

Таблица 2

Матрица позиционирования проектов

Степень уверенности в оценке текущей стоимости бизнеса, создаваемого по проекту Очень низкая (1) Низкая (2) Средняя (3) Высокая (4) Очень высокая (5)

Качественное состояние факторов стоимости бизнеса

Крайне неблагоприятное (1)

Неблагоприятное (2)

Умеренно благоприятное (3)

Вполне благоприятное (4) 5 ■

Весьма благоприятное (5) 10

эффициента соответствия Кц, значительно превышающее единицу, свидетельствует либо о неудовлетворительном подборе инновационного проекта с точки зрения масштабов предприятия, либо о необходимости пересмотра величины требуемого приращения стоимости фирмы.

Анализ соответствия проекта требованиям в отношении приращения стоимости фирмы проводится на основе динамических показателей движения стоимости бизнеса. Если известна динамика стоимости действующего бизнеса и задана траектория роста стоимости фирмы, инновационный проект подбирается с учетом требуемого увеличения стоимости фирмы, т.е. критерием выбора стратегической альтернативы является уровень достижения требуемой динамики стоимости фирмы на всех этапах инновационного проекта.

Для построения динамических показателей движения стоимости бизнеса могут применяться, главным образом, экспертные методы. Полученные в результате экспертного оценивания прогнозные динамические ряды значений точечных показателей стоимости бизнеса тем или иным способом необходимо привести к функциональному виду, единственным требованием которого является достаточная близость теоретической кривой к спрогнозированным экспертами значениям динамического ряда.

Задача функционального описания динамики стоимости бизнеса может быть решена с использованием модели экономических жизненных циклов, в рамках которой существует математическое описание динамики объемов продаж по стадиям типового жизненного цикла товара. В этом случае построение функций, описывающих динамические показатели движения стоимости бизнеса производится путем «приведения» динамики объемов продаж к соответствующей динамике «ведущего» показателя расчета стоимости бизнеса в рамках конкретного метода. Порядок построения функций движения стоимости бизнеса на примере ЫРУ-метода и метода сравнения продаж проиллюстрирован в табл. 3.

Оценив соответствие приращения стоимости фирмы, обеспечиваемого инновационным проектом, требуемому уровню в контрольных точках с интервалом год, квартал или месяц и отразив рассчитанные в контрольных точках значения коэффициентов соответствия в системе координат, получим

графическое представление динамического коэффициента соответствия рассматриваемого инновационного проекта требованиям в отношении приращения стоимости фирмы КцД.

В большинстве случаев для сопоставления инновационных проектов по степени соответствия требованиям в отношении приращения стоимости фирмы достаточно провести сравнительный графический анализ динамических коэффициентов соответствия Кцд. Выбор делается в пользу инновационного проекта, динамический коэффициент соответствия которого Кцд максимально приближен к единице.

Предлагаемый методический подход к стоимостной оценке инновационных процессов, связанный с реализацией конкретных инновационных проектов, обеспечивает более строгую оценку их эффективности. Подход позволяет в условиях дефицита исходной информации оценить вклад инновационного проекта в увеличение стоимости бизнеса, а также соотнести количественную стоимостную оценку с оценкой качественного состояния стоимости бизнеса, повысив тем самым степень уверенности ЛПР в реальном достижении приращения стоимости бизнеса, обеспечиваемого инновационным проектом. Оценка соответствия проекта требованиям в отношении динамики стоимости фирмы позволяет преодолеть проблему статичности в оценках и перевести критерии оценки эффективности инновационных проектов в разряд динамических.

Методика текущего мониторинга инновационного проекта с позиции увеличения стоимости бизнеса основана на комплексном показателе, совмещающем количественные (с позиции трех основных подходов к оценке бизнеса) и качественные оценки тенденций изменения стоимости бизнеса под влиянием инновационного проекта:

1) Д-фактор - разница между внутренней нормой доходности ШЛ, отражающей риски проекта, и средневзвешенной стоимостью капитала WACC фирмы, реализующей данный инновационный проект:

Д-фактор = ШЯ - \УАСС; (4)

2) (^-фактор - соотношение между оценочной рыночной стоимостью активов предприятия, выполняющего проект Арын, и их восстановительной стоимостью Авосст:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р-фактор = Арьп1/ Авосст; (5)

Таблица 3

Функции динамики стоимости бизнеса

Функциональное описание динамики продаж Функциональное описание динамики стоимости бизнеса

С позиции доходного подхода (NPV-метод) С позиции сравнительного подхода (метод сравнения продаж)

На базе мультипликатора Цена/ Прибыль (Мр) На базе мультипликатора Цена/Денежный ПОТОК (Mg; )

Формула расчета стоимости бизнеса у-£сч. 1 , h (1+г) CF = В, • Кв; KB=k, (l-hCF)-k2 V = Р ■ Мр; P = BRB V = CF • M0; CF = B,-KB

Для стадии зарождения В = еМь vW=K»£e'_!_ (1 + r) V(t) = e“ -tbx xRB • Mp V(t) = ea -tbx xKB • MCF

Для стадии ускорения роста В = В0 • е* (l+r) V(t) = B0-RBx xe'-Mp V (t) = B0 -KB x xe* • MCF

Для стадии замедления роста В = = в0.ь.,+а а 1 + Ь V(t)= B0 -KB •— X a t + a 1 *£t + b (i + r)' V(t) = B0-RBx b t + a TV if X Mp a t + b P V (t) = B0 -KB x b t + a x MrF a t + b CF

Для стадии зрелости в=(в„ + +а1-й2) V (t) = KB x xI(Bo+bt Ct2)- (l + r) V(t) = (B0-RB + +at-ct2)-Mp v(t) - (B0 -KB + +at - ct2) • MCF

Для стадии спада В = (В0-а^ V(t) = = KB-I(B0-bt)- 1 (l + r) V(t) = = (Bo-RB-at)-MP V(t) = = (B0 ■ KB - at) ■ MCF

CF,- денежный поток в t-м интервале; В, - объем продаж в t-м интервале; kj - среднее отношение фактического уровня денежного потока к объему продаж; hCF - отношение фактических платежей по налогу на прибыль к денежному потоку; к2- отношение инвестиций в поддержание и развитие бизнеса к объему продаж в нем; а, Ь, с - эмпирические коэффициенты

3) темп роста финансового показателя (прибыли, выручки, денежного потока и др.), лежащего в основе ценового мультипликатора;

4) интегральный коэффициент по экспертным оценкам качественного состояния факторов стоимости бизнеса.

Результирующая числовая оценка состояния инновационного проекта с точки зрения изменения стоимости бизнеса рассчитывается с применением инструментария теории нечетких множеств [4] как средневзвешенное значение по всем участвующим в оценке показателям, с одной стороны, и по всем качественным уровням этих показателей, с другой стороны.

Распознав уровень значения итоговой оценки состояния инновационного проекта с точки зрения изменения стоимости бизнеса по

нечеткому пятиуровневому классификатору, получим лингвистическое описание состояния инновационного проекта с точки зрения его влияния на изменение стоимости бизнеса, реализующего проект предприятия, которое может оцениваться как «крайне неблагоприятное», «неблагоприятное», «умеренно благоприятное», «вполне благоприятное», «весьма благоприятное».

Регулярный текущий мониторинг, качественно оценивающий влияние инновационного проекта на изменение стоимости бизнеса, обеспечивает своевременное внесение корректив в параметры проекта, снижая тем самым вероятность серьезных потерь.

Оценка инновационных проектов по показателям стоимости бизнеса способствует при-

влечению венчурных инвесторов, так как полностью удовлетворяет их потребности в информации о перспективах развития предприятия с точки зрения динамики стоимости бизнеса.

Реализация методики оценки инновационных процессов по показателям стоимости бизнеса будет способствовать росту эффективности в промышленности, являясь инструментом стратегического управления предприятием.

Литература

1. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учебное пособие для вузов/С.В. Валдайцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Завлин, П.Н. Инновационный менеджмент: справочное пособие /П.Н. Завлин; под. ред. П.Н. Зав-лина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - Изд.2-е, пере-раб. и доп.- М.: ЦИСН, 1998.

3. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов: официальное издание. - М.: Экономика, 2000.

4. Недосекин, А. О. Применение теории нечетких множеств к задачам управления финансами / А. О. Недосекин /I Аудит и финансовый анализ. -2000- №2.

5. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Янсен, Ф. Эпоха инноваций: пер. с англ. / Ф. Янсен. -М.: ИНФРА-М, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.